Старая форма входа
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]


  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Калинин, soldat-52, Северный_копарь, Issandra  
Форум » Обсуждения » Иконы и складни » Каменная Казанская икона Божией Матери (из Смоленского государственного музея-заповедника)
Каменная Казанская икона Божией Матери
Северный_копарьДата: Вторник, 12.02.2019, 08:21 | Сообщение # 1
Профи
Группа: Модераторы
Сообщений: 1845
Награды: 0
Репутация: 547
Статус: Offline
Коллеги, приветствую.
Многие, наверняка, видели эту икону на сайте Госкаталога: http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=4110320



Музейная атрибуция:
Период создания: 18 - 19вв (?)
Материал, техника: резьба, металл, камень, аспидная доска, дерево
Размер: 10,4х8,5х0,6
Место создания: Россия
Номер в Госкаталоге: 4179813
Номер по ГИК (КП): СОМ 11176
Инвентарный номер: П5100
Местонахождение: Областное государственное бюджетное учреждение культуры "Смоленский государственный музей-заповедник"

Прямоугольная, резьба по аспидной доске, в гладкой металлической оправе, с ушком для подвеса по центру верхнего края. Поясное изображение Богоматери с нимбом, декорированным цветочным орнаментом, фигура младенца изображена поколенно, в фас, с благословляющей правой рукой, его нимб крестчатый, по краю - бусины. В верхних углах - рельефные надписи. По краям - широкая рамка из растительного орнамента и бусин. На обороте надпись: "Труды итщание темничнаго Узника рукою Г.П."

Памятник очень интересный, в том числе и с точки зрения потенциального использования в качестве модели для литья. В связи с чем несколько вопросов:
1. Известны ли прямые аналоги этой иконы в медном литье? В нашем каталоге не нашел, но на форуме не раз "озвучивалась" мысль, что в частных коллекциях, порой, есть такое, чего нет ни в одном каталоге.
2. Известны ли вам, коллеги, другие памятники сопоставимого формата (10,4х8,5х0,6 см), выполненные в этих же техниках?
3. Известны ли какие-то публикации, связанные с этим памятником? Возможно в электронном виде? Качество фотографии на сайте оставляет желать лучшего. Плюс было бы интересно увидеть оборот иконы.

Кроме того, интересны любые мысли, касающиеся датировки иконы (в музее датировали 18-19 вв.), возможного места производства и т. д. Пожалуйста, высказывайтесь.
Прикрепления: 1210440.jpg(76.5 Kb)
 
Gena_UralДата: Вторник, 12.02.2019, 08:43 | Сообщение # 2
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 1088
Награды: 0
Репутация: 204
Статус: Offline
икона интересная,но данный форум Меднолит.

                                                   О проекте
                                          "Русское медное литьё"

Цель данного проекта - представить русское художественное медное литье во всем его великолепии и многоликости.
 
ankorzДата: Вторник, 12.02.2019, 13:35 | Сообщение # 3
Активный участник форума
Группа: Проверенные
Сообщений: 445
Награды: 0
Репутация: 600
Статус: Offline
Gena_Ural, Геннадий, ТС обозначил:
 Памятник очень интересный, в том числе и с точки зрения потенциального использования в качестве модели для литья. В связи с чем несколько вопросов:
1. Известны ли прямые аналоги этой иконы в медном литье? В нашем каталоге не нашел, но на форуме не раз "озвучивалась" мысль, что в частных коллекциях, порой, есть такое, чего нет ни в одном каталоге.

Так что все  "в тему"!  smile
 
merkatoreДата: Вторник, 12.02.2019, 14:23 | Сообщение # 4
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 4919
Награды: 2
Репутация: 2144
Статус: Offline
может при формовке что то не так пошло..? ну там например формовочная вместе с моделью вынималась... или рельеф недостаточно высокий что бы качественную отливку получить..?
 
Северный_копарьДата: Вторник, 12.02.2019, 21:20 | Сообщение # 5
Профи
Группа: Модераторы
Сообщений: 1845
Награды: 0
Репутация: 547
Статус: Offline
Анатолий, спасибо! Gena_Ural, Анатолий верно Вам ответил - подразумевалось, что такого рода иконы могут быть связаны с медным литьем. Ведь достаточно интересный вопрос: могли ли в 18-19 веке модели для медного литья изготавливать в том числе и из камня? Тем более среднеформатные.

До этого я считал, что в это время модели могли изготавливаться методами художественной чеканки, резьбы по дереву или кости; и через вторичные технологии - чеканка по литью, комбинирование фрагментов восковых моделей и басма (тиснение). А изготовление таких крупных моделей из камня было уже экономически нецелесообразно. Сейчас стал углубляться в тему и всплыл этот памятник. Он, конечно, не говорит о том, что так оно и было, но показывает, что в теории такая возможность была. Правда вопросов по нему целый сонм.

Цитата merkatore ()
может при формовке что то не так пошло..? ну там например формовочная вместе с моделью вынималась... или рельеф недостаточно высокий что бы качественную отливку получить?
Артем, привет! Трудно сказать. Судя по фото, высота и четкость рельефа вполне подходящие. У меня вообще пока нет никакой уверенности, что этот или аналогичные памятники изготавливались именно в качестве мастер-моделей для отливок. Пока больше похоже на индивидуальное изделие камнереза, причем "темничнаго Узника", т. е. заключенного в темницу(?), или по его заказу.
 
soldat-52Дата: Вторник, 12.02.2019, 21:47 | Сообщение # 6
Профи
Группа: Модераторы
Сообщений: 2314
Награды: 1
Репутация: 1064
Статус: Online
https://meshok.net/item....2%D1%8C

Добавлено (12.02.2019, 21:49)
---------------------------------------------
из описания Подобные иконы упоминаются в книге " Уральские иконы" (стр.140,141,240)

 
dr-g-lekterДата: Вторник, 12.02.2019, 23:01 | Сообщение # 7
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 1706
Награды: 0
Репутация: 278
Статус: Offline
Андрей, привет!
Граверы, с которыми я общался, по поводу изготовления мастер-моделей, говорили, что металл должен быть мягким (свинец, олово). Другие металлы экономически и трудозатратно не выгодны. Еще дерево, гипс и т.д. Ну по поводу резьбы ты сам хорошо вопросом владеешь!
По поводу датировки, думается верная, т.к. аспидные доски широкое распространение получили с к.18в.
 
Северный_копарьДата: Среда, 13.02.2019, 14:16 | Сообщение # 8
Профи
Группа: Модераторы
Сообщений: 1845
Награды: 0
Репутация: 547
Статус: Offline
soldat-52, Александр, спасибо! С обсуждаемой иконой уровень разный, но зато этот пример показывает, что:
Во-первых, что памятник не единичный. Т. е. промысел этот существовал и имел обширную географию.
Во-вторых, такие иконы могли раскрашиваться.

Цитата dr-g-lekter ()
По поводу датировки, думается верная, т.к. аспидные доски широкое распространение получили с к.18в.

Сергей, привет! Спасибо! Сейчас тоже пришел к такому выводу.

Цитата dr-g-lekter ()
Граверы, с которыми я общался, по поводу изготовления мастер-моделей, говорили, что металл должен быть мягким (свинец, олово).

Тут, похоже, кто на чём специализируется. Мне, наоборот, говорили, что слишком мягкий, вязкий металл резать неудобно.
 
Михаил68-68Дата: Среда, 13.02.2019, 18:49 | Сообщение # 9
Активный участник форума
Группа: Проверенные
Сообщений: 83
Награды: 0
Репутация: 65
Статус: Offline
Сегодня посмотрел фильм про изготовление оловянных солдатиков. Гравер в старину делал форму из сланцевого камня.Солдатиков делали с высокой детализацией. Режется легко.

Сообщение отредактировал Михаил68-68 - Среда, 13.02.2019, 18:49
 
Северный_копарьДата: Среда, 13.02.2019, 21:11 | Сообщение # 10
Профи
Группа: Модераторы
Сообщений: 1845
Награды: 0
Репутация: 547
Статус: Offline
Михаил68-68, все верно. Для резьбы, в основном, старались брать относительно мягкие породы, чтобы можно было обрабатывать стальными инструментами. Недавно на Ревью проходили формы для крестов из Ивановской области. По-видимому, из того же материала. И тоже XVIII век (если ошибаюсь, пожалуйста, поправьте):
 
 
Прикрепления: 2842184.jpg(27.8 Kb) · 4179206.jpg(26.2 Kb) · 5664385.jpg(23.8 Kb)
 
Форум » Обсуждения » Иконы и складни » Каменная Казанская икона Божией Матери (из Смоленского государственного музея-заповедника)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: