Старая форма входа
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]


  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Калинин, soldat-52, Issandra, Северный_копарь  
Форум » Обсуждения » Статьи форумчан посвященные медному литью » Иконография Троицы Ветхозаветной Мастеров А.П. и Р.С.Х.
Иконография Троицы Ветхозаветной Мастеров А.П. и Р.С.Х.
klimДата: Понедельник, 07.03.2016, 14:20 | Сообщение # 1
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 326
Награды: 1
Репутация: 231
Статус: Оффлайн
Случаю угодно было почти «свести по месту и времени»  двух лучших мастеров Отечественного медного литья 19 столетия. Удостоверяющее клеймо М.А.П. и дата ЗТОГ – это тот сухой остаток, который зафиксировала история на произведениях первого из них.  Свою партию Мастер А.П. начинал на рубеже 50-х годов и завершил её в 1864/65г. тотальной маркировкой  44 /46? известных на сегодня  произведений. Преемник оставил нам чуть больше сведений о себе и своём отце: ХРУСТАЛЕВЪ РОДIОНЪ СИМЕНОВЪ и даты с 1872 по 1885гг. на созданных им 30 матках. На каждое удачное произведение Мастера А.П., Хрусталёв отвечал своим вариантом.

На суд знатоков медного литья выносится очередная попытка неформального сопоставления ещё одной иконы творческого дуэта мастеров: краткого извода крупноформатной ВЕТХОЗАВЕТНОЙ ТРОИЦЫ.

В представленной по тексту Таблице отражены сведения о пяти опубликованных вариантах иконы, послуживших отправной точкой данного анализа,  а также перечень изображений лучших изводов из частных собраний. Снимки икон с результатами измерений их габаритов выполнены владельцами частных собраний. Глубочайшая признательность неравнодушным собирателям и знатокам медного литья.

Четыре матки, по мнению автора, созданы Мастером А.П.,пятая, спустя почти 20 лет – Хрусталёвым Р.С. Из них только две подтверждены удостоверяющими клеймами. На отливке с третьей матки  это: «МАП + ЗТОГ», а на пятой, единственной сохранившейся матке иконы: «1885.г. ---М.Р.С.Х. 82г.» Предполагаемые габариты остальных маток вычислены с учётом поправок  за усадку металла отливок при остывании.

Матки №№1и2 – ковчежные, остальные – безковчежные. Средники всех пяти маток – ковчежные. Четыре из них - с особыми характерными элементами оформления, как бы графической «меткой»  Матки  Мастера А.П.  У первой – это чередование дуг с перпендикулярными рисками между ними; у второй – чередование дуг с двоеточиями; у третьей – чередование дуг с одиночными нижними точками; четвёртая и пятая – с остатками графических «меток»  МАП (оставшиеся после их переливки с Матки №2).

Средники заключены в рамку с непрерывно вьющимся побегом с трилистниками (№№1,2,3 и 5). На четвёртой, безэмальной, - широкие чистые поля.

Графические отличия, известные любому, даже начинающему собирателю пластики, позволяют отнести извод к творению Мастера А.П., если
крыша храма округлая, а нога левого ангела скрыта за столом-трапезой -№№1,2,3,4. Матки №№2 и 4 оформлены с безэмальным фоном второго плана иконы.

Для иконографии Матки Хрусталёва  №5: - крыша храма остроугольная; открытость обеих ног левого Ангела; почти натуральное изображение живописных горок дополнено побегами «папоротника»; Маврикийский дуб украшен пятью гипертрофированно крупными желудями; вокруг надписи СТАЯ ТРОЦА с титлами добавлены три шестиконечных звезды и кружок, а не шесть звёзд, как на матке №1. На матке №4 живописные горки и ствол дуба стилизованы, на всех остальных близки к художественно-натуральным.

Сокращённые индексы в приведенных перечнях опубликованных и приведенных по тексту отливок  расшифровываются следующим образом:

В.Н. 38,40,41 и 42 - В.Н.Бережков, А.А.Кириков. Анталогия православного художественного литья, т.1, иллюстрации №№38,40,41 и 42 М.2004.

Ю.Г.76 – Ю.А.Голубев. Символы и образы, иллюстрация №76.М.2002.

М.С. 5.517 – М.В.Суров. Вологодчина: Неизведанная Давность.В.2002.

А.Р. –А.Руденко.

В.М. –В.Митьков.

Г.К. -  Г.Кукушкинд.



Некоторые публикации грешат недосказанностью. Например, в Неповторимых красках русской эмали, СПб, 2004г. МАРКУС, все четыре иллюстрации краткого извода ВЕТХОЗАВЕТНОЙ ТРОИЦЫ (№№1,2,3 и 4) являются переливками третьего порядка. А в единственном отечественном каталоге Меднолита образец F31-050 с габаритами 206*165мм является переливком второго порядка  с 3-й матки Мастера А.П.
Отсутствие удостоверяющих и датировочных клейм  на изводах с первых двух маток Мастера А.П.позволяет отнести их к его раннему периоду творчества, когда парное клеймо ещё не было изготовлено. Факт же  наличия единичного, а может быть и единственного извода с датировкой  1864/65г. –срочностью его изготовления с переливка  второй матки к моменту тотального клеймления всего доступного наследия. В пользу такого предположения  говорит редкость  (единичность) данного извода. Невольно вспоминается ситуация с клеймом на иконе Облачного Успения. Отличие в увеличившемся с 8 до 18 лет временном интервале между датами нанесения клейм дуэтом мастеров.

 

  

 

    

---------------------------------------------
Габариты двух последних икон: у сохранившейся Матки М.Р.С.Х. (215*175мм). д=219мм;  у извода с неё - 211*171мм, д=216мм.
Прикрепления: 8615451.png (50.0 Kb)
 
КрассДата: Понедельник, 07.03.2016, 20:48 | Сообщение # 2
Вечная память...
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1326
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Клим,  прочитал,  посмотрел.....
Выше   всяких   похвал.  respect Очень    серьезно   ,   вдумчиво   и   ....фундаментально.
Разложено  все   доходчиво,   аргументировано   и,  главное,   -      подкрепляется   фактическим   материалом.
На   уровне   осознания  и   нечетко   сформировавшегося   представления   о   приемственности   соображения   были,   но   как-то   все   времени   не   было   конкретно   в   голове   уложить.....
А   тут   Ваша   статья.      Это   действительно   подарок  всему   форуму.
Спасибо .
  Попробуйте   сами   или   попросить   кого   ,   чтобы   "ввели"   все   в   формат.   Это   единственный   "минус"  - очень   неудобно   читать)


Сообщение отредактировал Красс - Понедельник, 07.03.2016, 20:54
 
klimДата: Понедельник, 07.03.2016, 21:29 | Сообщение # 3
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 326
Награды: 1
Репутация: 231
Статус: Оффлайн
Цитата
Загрузка текста с многочисленными иллюстрациями на нашем сайте весьма непростое занятие. Самостоятельно осуществить её, загрузку, даже не пытался. Помог внук, дока в этом деле. Но и у него на зазрузку ушло более двух часов,  несколько приближений... и нехороших слов.              Загрузчик нужно менять.
 
ЯзонДата: Воскресенье, 13.03.2016, 15:11 | Сообщение # 4
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 680
Награды: 1
Репутация: 791
Статус: Оффлайн
Цитата klim ()
... пятая матка, была отлита с одной из первых двух от общего исходника,

Уважаемый klim, а Вам не приходило в голову, что модель можно сделать с нуля и любого нужного размера ...


Сообщение отредактировал Язон - Воскресенье, 13.03.2016, 15:37
 
klimДата: Вторник, 15.03.2016, 18:32 | Сообщение # 5
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 326
Награды: 1
Репутация: 231
Статус: Оффлайн
По сравнению с изложенным, возможен альтернативный вариант создания Хрусталёвым своей Матки образца 1885г. Безэмальная отливка с первой или второй матки МАП вручную дорабатывается (гравируется, чеканится, лишнится...) до её "Хрусталёвского" содержаеия (не в первый раз), зафиксированного в Таблице и на трёх последних иллюстрациях. В пользу такого варианта свидетельствуют: почти полная  сохранность "графического кода" на северной (верхней) рамке ковчега средника и следы доработки МАП,овской иконографии. Все 27 дуг (сам считал) "кода" представлены  в идентичной последовательности, что легко проверяется по представленным фотографиям. Следы изменения иконографии видны невооружённым глазом: обнажившаяся ассиметричность объёмной круглой башни с плоским основанием новой островерхой крыши, маскировка образовавшейся ассимметрии путём расширения западной стороны храма и другие...
 
КалининДата: Четверг, 17.03.2016, 13:16 | Сообщение # 6
Профи
Группа: Администраторы
Сообщений: 8727
Награды: 0
Репутация: 1150
Статус: Оффлайн
Цитата
Загрузка текста с многочисленными иллюстрациями на нашем сайте весьма непростое занятие. Самостоятельно осуществить её, загрузку, даже не пытался. Помог внук, дока в этом деле. Но и у него на зазрузку ушло более двух часов, несколько приближений... и нехороших слов. Загрузчик нужно менять.

Не загрузчик надо менять, а загрузчика.
Пришлите мне эти фото на ilkalinin@yandex.ru, я их отформатирую и вставлю, а то топик перегружен гигантскими файлами, аж открывается плохо.
И да, как обычно: низкий поклон за вдумчивую исследовательскую работу.
 
КалининДата: Четверг, 17.03.2016, 14:52 | Сообщение # 7
Профи
Группа: Администраторы
Сообщений: 8727
Награды: 0
Репутация: 1150
Статус: Оффлайн
Просто сохранил файлы у себя на компе и залил их на savepic.su, а заливши - скопировал сюда вторую сверху строку.
И размещается мгновенно, и дискового пространства сайта не занимает. Если что не так - готов переделать.
 
klimДата: Четверг, 17.03.2016, 18:03 | Сообщение # 8
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 326
Награды: 1
Репутация: 231
Статус: Оффлайн
Один пропуск: потерялось безэмальная матка Хрусталёва 215*175мм, д=219мм. Её нужно разместить возле двух последних изводов с неё.
Огромное спасибо.
 
КалининДата: Пятница, 18.03.2016, 14:51 | Сообщение # 9
Профи
Группа: Администраторы
Сообщений: 8727
Награды: 0
Репутация: 1150
Статус: Оффлайн
Исправил, добавил.
 
klimДата: Суббота, 26.03.2016, 09:12 | Сообщение # 10
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 326
Награды: 1
Репутация: 231
Статус: Оффлайн
25.03.2016г. на очередном антикварном Салоне обнаружил отливку с 3-й матки МАП, с идентичными габаритами и полным набором характеристик, перечисленных в Таблице, но без удостоверяющих клейм.
 
klimДата: Понедельник, 19.09.2016, 16:41 | Сообщение # 11
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 326
Награды: 1
Репутация: 231
Статус: Оффлайн
Иконография Ветхозаветной Троицы. Новые факты
Презентованные Геннадием Кукушкиндом  изображения недоступной мне двухвершковой Ветхозаветной Троицы с  «ранним» клеймом  М.А.П  заставили вернуться  к вопросу авторства её иконографии. До сего момента двухвершковый вариант  был известен в качестве Хрусталёвского (Каталог  совместной выставки ЦМиАР и Museum of Applied Arts. Budapest. 2005. #280. Стр.143), с габаритами 116*96мм и  клеймом М.Р.(С.)Х.
Новый извод с клеймом М.А.П в корне изменил бытовавшие предположения об авторстве вариантов извода  Образа, сделанные  в настоящем исследовании. Для экономии места и времени опускаю детали и привожу полученные результаты.
Во-первых. Попытка изолированного исследования иконографии четырёхвершковой иконы Троицы в отрыве от иконографии двухвершкового варианта оказалась  неплодотворной.
Во-вторых. Двухвершковый вариант был разработан первым, до четырёхвершкового, о чём свидетельствует  ранний, «временный» вариант клейма мастера, ограниченно использовавшийся  до возникновения  итоговой пары клейм 1864/65г. 
В-третьих. Иконография двухвершковых изводов обоих мастеров  идентична, за исключением «лишней» восьмиконечной звезды под Маврикийским дубом в Хрусталёвском варианте и удостоверяющих клейм. В качестве узнаваемых силуэтов иконографии автор избрал островерхую крышу строения и симметричное размещении ног левого и правого ангелов. До 1864г. это мог сделать только Мастер А.П
В-четвёртых. В иконографии четырёхвершкового  варианта  Мастер  перешёл к использованию нового варианта: округлой крыши строения и ассиметричного размещения ног  у крайних ангелов. Хрусталёв, в силу своего консерватизма, сохранил форму островерхой крыши и симметричного размещения ног у ангелов. Для этого ему пришлось  дорабатывать  матку предшественника, что было сделано  не очень качественно, о чём отмечалось выше, в основном тексте. Всё-таки 1885г.- это крайняя дата последней датированной матки Хрусталёва.
Напомню, что аналогичный вывод о вариабельности творчества Мастера, только в иных выражениях, был сформулирован в более раннем исследовании «По следам «облачного» Успения Богородицы»: Мастер Преображенского медного литья разрабатывал несколько вариантов матриц, последователь выбирал себе один из них, упрощал элементы графики и фиксировал удостоверяющими клеймами и датами. Удобная позиция использования таланта предшественника.
Нижайшая просьба к владельцу  МАП,овского двухвершкового извода Ветхозаветной Троицы: измерить его габариты и, «на бис», - диагональ средника. Результаты можно сообщить в личку.

Прикрепления: 1634024.jpg (377.4 Kb)
 
КалининДата: Вторник, 27.09.2016, 17:52 | Сообщение # 12
Профи
Группа: Администраторы
Сообщений: 8727
Награды: 0
Репутация: 1150
Статус: Оффлайн
Пардон, поправлю: не Маврикийский, а Мамврийский дуб.
 
klim, в очередной раз благодарю за интересный и полезный материал.
 
klimДата: Суббота, 24.06.2017, 09:40 | Сообщение # 13
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 326
Награды: 1
Репутация: 231
Статус: Оффлайн
Я же,  в свою очередь, в очередной раз огорчён отсутствием реакции владельца двухвершковой Ветхозаветной Троицы (с ранним клеймом МАП на обороте) на НИЖАЙШУЮ ПРОСЬБУ измерить габариты извода. Уж 9 месяцев минуло...

Сообщение отредактировал klim - Суббота, 24.06.2017, 09:41
 
Северный_копарьДата: Воскресенье, 25.06.2017, 00:18 | Сообщение # 14
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 2123
Награды: 0
Репутация: 598
Статус: Оффлайн
Цитата klim ()
Я же,  в свою очередь, в очередной раз огорчён отсутствием реакции владельца двухвершковой Ветхозаветной Троицы (с ранним клеймом МАП на обороте) на НИЖАЙШУЮ ПРОСЬБУ измерить габариты извода. Уж 9 месяцев минуло...
Увы, такая позиция коллекционеров обычна. Да и Вам ли не знать... Поисковики и люди торгующие делают для изучения медного литья значительно больше, чем люди, сделавшие его значительной частью своей жизни. За очень редкими исключениями.
 
Форум » Обсуждения » Статьи форумчан посвященные медному литью » Иконография Троицы Ветхозаветной Мастеров А.П. и Р.С.Х.
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: