Калинин | Дата: Пятница, 28.08.2020, 20:04 | Сообщение # 1 |
 Профи
Группа: Администраторы
Сообщений: 8527
Награды: 0
Репутация: 1133
Статус: Оффлайн
| Никто, насколько я помню, не обращал внимания на различие в клейме Успение - на количество изображённых там фигур, а точнее - на признак наличия/отсутствия изображения одной немаловажной сцены.
...Драка на свадьбе - святое дело. Драться на похоронах уже намного круче; тут надобно от души считать покойника или скорбящих нехорошими людьми; в общем - явление достаточно редкое. Наконец, пытаться перевернуть гроб с телом это уже высший пилотаж: для свершения сего акта нужна истинная вера, убежённость в своей правоте, и высокая степень личной отмороженности.
На Успении Богородицы один такой нашёлся: звали его Авфония, был он священником вѣры iудейскiя, Матерь Божию сильно не любил, считая всё это мошенничеством и ересью, и решил опрокинуть одр. Потянулся к гробу, тут незримо явился Михаил архангел, и ручонки-то и отрубил...
Эту сцену мы видим на писаных иконах и фресках начиная с 12-го века, в литьё она пришла где-то в середине Нового Времени. Самое интересное в этой истории даже не явление архангела, а то что злонамеренный Авфония немедленно уверовал - в связи с чем отсечённые конечности сразу же приросли, и он продолжил свой путь с похоронной процессией уже совершенно убеждённым христианином. В письме зачастую изображают руки отсечёнными:

в литье такого не встречал, но важно тут другое: не на всех Больших Праздничных створах Авфония с ангелом присутствуют. Из тех БПС что есть в Каталоге - во всех, в т. ч. и в том складне, где истовые поповцы прирезали лик Саваофа, и в самых старых выговских створах тоже. Но есть Створы и без этой сцены. Сделанные в то же время, что не даёт нам шанса предполодить, что, мол, тяжело резать мелкофигурные композиции, попробуй-ка, мол, на пятачке 4 на 4 сантиметра всё умести... Умещали, почти везде. Почти везде.
Как нам известно из литературы1, складни собирались по матричной форме, каждое клеймо изготавливалось отдельно, и отдельно же вставлялось в общую заготовку. Предположу, что существовали две разновидности клейма с Успением: без сцены с нечестивым Авфонием и ангелом - и с этой сценой, причём первое использовалось редко, судя по количеству известных складней без Авфонии, примерно до середины 19-го века, судя по предварительной датировке известных складней. Ниже - небольшой коллаж из "безавфониевых" клейм Успения:

Складни эти, совершенно обычные в остальном, кроме этого параметра: не отличаются по размерам, какому-то особому качеству, количеству картушей (всегда один), и прочему, есть среди них и один с врезанным изображение Саваофа.
Конечно, отрубание рук Авфонии, с последующим излечением его и уверованием, не центральная сцена иконографии Успения, но она, безусловно, важна. Почему её нет в некоторых складнях - могу предположить, что лишь потому что заказчиком такого клейма был какой-то особо суровый толк, не допускавший апокрифических добавлений в извод - а история эта именно апокрифическая. Можно также предположить, что, будучи заказанной единожды или ограниченное количество раз, в дальнейшем эта форма использовалась редко и, вполне вероятно, последующие покупатели складней не особо обращали внимания на такое отхождение от нормы.
Интересно, что бОльшая часть икон и складней с сюжетом Успения с включённым подсюжетом ангела и Авфонии появились в литье ориентировочно на границе 18-19-го веков: подавляющее большинство икон и складней начиная с условного 1800-го года содержат сцену с отрубанием рук, вплоть до семивершковых Облачных Успений, и лишь три известных типа конца 17-го - середины 18-го века этой сцены не содержат. В связи с таким явным различием было произведено http://mednolit.ru/forum/56-52228-1 разделение категории "Успение" в Каталоге на три разных.
Буду благодарен за предоставление фотографий (и размеров) подобных складней и, конечно, один из них надо будет поместить в Каталог. Публикую известные мне; единственным косвенным объединяющим признаком, помимо отсутствия Авфонии с ангелом, может являться расположение Троицы в соседнем клейме, но не думаю, что этот признак валиден. Фото обратных сторон и размеры имеются, пока выкладываю только лицевые (качество низкое, лучшие не выпросить, как обычно). Специально поиском не занимался; думаю, найдутся ещё.





Продолжение см. ниже, в сообщении №10.
1 Васильева Е. П. "Поморские складни "Двунадесятые Праздники" / Рябининские чтения - 2019, Петрозаводск, 2019
|
|
| |
Калинин | Дата: Суббота, 29.08.2020, 01:56 | Сообщение # 2 |
 Профи
Группа: Администраторы
Сообщений: 8527
Награды: 0
Репутация: 1133
Статус: Оффлайн
| Дополнение; ещё два складня с Успением без сцены с Авфонием (оба - с изображением Саваофа):

|
|
| |
ol61samara | Дата: Суббота, 29.08.2020, 08:39 | Сообщение # 3 |
 Активный участник форума
Группа: Проверенные
Сообщений: 61
Награды: 0
Репутация: 316
Статус: Оффлайн
| 
|
|
| |
Issandra | Дата: Суббота, 29.08.2020, 10:38 | Сообщение # 4 |
 Профи
Группа: Модераторы
Сообщений: 2271
Награды: 0
Репутация: 593
Статус: Оффлайн
| Прочитал 3 раза. Нихрена не понял. Можно для тупых более понятно? Ну или наглядно что ли. ЗЫ. В Во-первых я бы добавил технологическую составляющую. Технику исполнения. 1. Неподэмальные. 2. Эмальные( наличие перегородок) 3. Смешанные - что редкость и на что тоже как правило не обращают внимания. Наглядно :
|
|
| |
Калинин | Дата: Суббота, 29.08.2020, 12:04 | Сообщение # 5 |
 Профи
Группа: Администраторы
Сообщений: 8527
Награды: 0
Репутация: 1133
Статус: Оффлайн
| Issandra, нагляднее некуда: слева - с Авфонией и ангелом, справа - без них:

Техника исполнения вторична: мы пока что установили сам факт. Техника уже потом.
Ещё парочка нашлась:


|
|
| |
Issandra | Дата: Суббота, 29.08.2020, 12:43 | Сообщение # 6 |
 Профи
Группа: Модераторы
Сообщений: 2271
Награды: 0
Репутация: 593
Статус: Оффлайн
| Понял. Разобрался. Есть с ангелом, есть без ангела. Ну убрали. Без(стандартные) , все более поздние и под эмаль. И? Почему? Да хз . Почему на одних Седмицах - 9 фигур , а на других 13 ? А они Седмицы .
|
|
| |
Калинин | Дата: Суббота, 29.08.2020, 14:06 | Сообщение # 7 |
 Профи
Группа: Администраторы
Сообщений: 8527
Награды: 0
Репутация: 1133
Статус: Оффлайн
| Цитата Issandra (  ) Ну убрали. Почему? Да хз В этом-то весь интерес и есть - узнать почему. У меня пока только одна идея - кто-то особо угрюмый не допустил появления апокрифического сюжета. Ну и в Каталог добавить тоже важно, но в данном случае - вторично, по сравнению с тем, чтобы узнать почему.
Добавлено в Каталог: http://mednolit.ru/photo....-0-7619
|
|
| |
Калинин | Дата: Суббота, 29.08.2020, 20:25 | Сообщение # 8 |
 Профи
Группа: Администраторы
Сообщений: 8527
Награды: 0
Репутация: 1133
Статус: Оффлайн
| Вот ещё парочка:

|
|
| |
evg_13 | Дата: Вторник, 01.09.2020, 20:38 | Сообщение # 9 |
Активный участник форума
Группа: Проверенные
Сообщений: 993
Награды: 0
Репутация: 334
Статус: Оффлайн
| Ещё.
|
|
| |
Калинин | Дата: Среда, 15.09.2021, 11:49 | Сообщение # 10 |
 Профи
Группа: Администраторы
Сообщений: 8527
Награды: 0
Репутация: 1133
Статус: Оффлайн
| Как уже упоминалось, в "малых формах" - в иконах и складнях размером от вершка до трёх, есть только отдельная небольшая категория, где сцена с архангелом и Авфонией отсутствует, в остальных же двух десятках типов Михаил и Авфония есть, но, ввиду малости размера и нежелания резчика вдаваться в детали, совершенно невозможно понять, что же там с руками. Авфония представлен каким-то скрюченным карлой, Михаил тоже маленький, и как-то криво замахивается мечом, а есть ли там "рубленые раны" на руках мерзавца или нет - не видать.
В полной мере сцена отражена на гигантских семивершковых иконах; резчику было где разгуляться, и вот там видно чётко - руки на месте, но отрублены - присутствуют "разрезы" на запястьях злаго евреина:



Дополню топик фотографией ещё одного "безавфониевого" складня. Размер 400 х 156 мм:
|
|
| |