Старая форма входа
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]


  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Калинин, soldat-52, Issandra, Северный_копарь  
Форум » Обсуждения » Общие вопросы » Фото мастеров и литеек
Фото мастеров и литеек
КалининДата: Вторник, 27.12.2016, 14:13 | Сообщение # 1
Профи
Группа: Администраторы
Сообщений: 8738
Награды: 0
Репутация: 1150
Статус: Оффлайн
Коллеги, а нет ли среди вас или ваших знакомых собирателей старой фотографии? Было бы здорово отыскать фото литеек, мастеров (того же Родиона Семёныча).
Филокартия это называется, если не ошибаюсь? Коллекционирование старых открыток и фотографий.
Честно говоря, не знаю в какую сторону искать - направлений там наверняка огромное количество, не хочется остановиться перед огромным массивом данных, на перелопачивание которого уйдёт полжизни.

Думаю, разыскать фото Рогожской слободы не составит особого труда, вот с литейкой Семёновой будет уже трудней (хотя точный адрес по полицейским сводкам известен), паче того - с мастеровым людом, который там работал.
Ну, в общем, надеюсь на вашу помощь.

Хочется, так сказать, очеловечить Хрусталёва, явить его истинный облик миру. А то работал себе дядька, и думать не думал, что спустя полтораста лет о нём так уважительно вспоминать будут.
А фото литейной мастерской вполне может пролить свет на какие-то важные особенности производства, о которых мы много спорим.
 
sanek-cДата: Суббота, 04.03.2017, 21:45 | Сообщение # 2
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 846
Награды: 0
Репутация: 183
Статус: Оффлайн
Подниму тему, тема интересная.

Есть небольшое описание литейки -



Иллюстрация - отливальня, заведение А.М. Постникова в Москве.
Прикрепления: 7669883.jpg (398.4 Kb)


Сообщение отредактировал sanek-c - Воскресенье, 05.03.2017, 09:38
 
sanek-cДата: Воскресенье, 05.03.2017, 07:41 | Сообщение # 3
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 846
Награды: 0
Репутация: 183
Статус: Оффлайн
Не совсем чтоб прям про меднолитые иконы, но допускаю, что примерно в таких и отливались иконы.

Прикрепления: 3439697.jpg (705.4 Kb) · 6020963.jpg (557.4 Kb)
 
ГуслицкийДата: Воскресенье, 05.03.2017, 09:38 | Сообщение # 4
Активный участник форума
Группа: Проверенные
Сообщений: 81
Награды: 0
Репутация: 75
Статус: Оффлайн
Это они и есть, много опок с подмодельными досками в прижимальнике с деревянным винтом, вот это да

Добавлено (05.03.2017, 09:08)
---------------------------------------------
Мужик держит ухватом горшок с расплавленным металлом, второй поддерживает горшок щипцами, чтобы не перевернулся, сейчас будут заливать в опоки, а справа лежит ещё стопка опок под заливку. У нас такой же прижимальник был

Добавлено (05.03.2017, 09:38)
---------------------------------------------
Мужик держит ухватом горшок с расплавленным металлом, второй поддерживает горшок щипцами, чтобы не перевернулся, сейчас будут заливать в опоки, а справа лежит ещё стопка опок под заливку. У нас такой же прижимальник был

 
olevsДата: Понедельник, 06.03.2017, 21:31 | Сообщение # 5
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 255
Награды: 0
Репутация: 196
Статус: Оффлайн
Цитата sanek-c ()
заведение А.М. Постникова в Москве
... Купец третьей гильдии от 1825 г. Михайло Алексеевич Постников долгие годы держал в Иконном ряду Городской части торговые лавки. Сведений не найдено, была ли при них какая-либо мастерская, но А. И. Иванов в труде «Мастера золотого и серебряного дела в России» указывает, что существовало клеймо фирмы с инициалами М. П. (Михайло Постников).
Купец второй гильдии с 1865 г., Постников Андрей Михайлович в родительском доме в 1868 г. открывает фабрику изделий из бронзы, серебра, золота.
Клеймо Михайла Постникова с инициалами «МП» встречается до начала 1860 годов. С 1868 г. используется несколько вариантов клейма, которые до закрытия фабрики не менялись: инициалы «АП» в овале либо в квадрате, инициалы «А.П» изображенные через точку, заключенные в квадрат...
 отсюда>>

Может быть, клеймо МАП ЗТОГ (1864/65) имеет отношение к этой семье?..
 
dr-g-lekterДата: Среда, 08.03.2017, 00:27 | Сообщение # 6
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 1702
Награды: 0
Репутация: 282
Статус: Оффлайн
Добавлю в тему:

Прикрепления: 6952707.jpg (770.9 Kb)
 
feodulДата: Среда, 08.03.2017, 00:35 | Сообщение # 7
Активный участник форума
Группа: Проверенные
Сообщений: 874
Награды: 0
Репутация: 466
Статус: Оффлайн
Цитата dr-g-lekter ()
Добавлю в тему:
Тигелек зацепил Никола?
 
dr-g-lekterДата: Среда, 08.03.2017, 07:53 | Сообщение # 8
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 1702
Награды: 0
Репутация: 282
Статус: Оффлайн
Цитата feodul ()
Тигелек зацепил Никола?
 
В принципе он эмальер был, так что скорее какой-то предмет обжигает.
 
КалининДата: Понедельник, 16.12.2019, 22:53 | Сообщение # 9
Профи
Группа: Администраторы
Сообщений: 8738
Награды: 0
Репутация: 1150
Статус: Оффлайн
Добавлю в топик фото каслинских мастеров за работой, 1912 год.

Прикрепления: 9594474.jpg (63.8 Kb)
 
КалининДата: Четверг, 27.02.2020, 11:20 | Сообщение # 10
Профи
Группа: Администраторы
Сообщений: 8738
Награды: 0
Репутация: 1150
Статус: Оффлайн
Всё-таки одного литейщика нашёл: тот самый Лука Арефьевич Гребнев, чьи "Моисей перед Неопалимой Купиной" и "Преподобный Трифон и блаженный Прокопий Вятские" столь ценимы на антикварном рынке ввиду изначально малого количества произведённых. (Кстати, по вятским деревням их, икон этих, ещё порядком будет - по свидетельствам очевидцев - у населения).
Он не только литейщик, но и знаменщик (резчик), а ещё и типограф - за что и поплатился жизнью при советской власти - и скобяных дел мастер, и художник-иллюстратор, и собиратель старопечатных старообрядческих книг, и вообще, судя по описаниям, человек разносторонний и незаурядный.


Лука (справа) с супругой Еленой на Нижегородской ярмарке в 1904-м году.

Он же - единственный из близких к литейному делу староверов, "удостоившихся чести" быть представленным в Википедии: https://ru.wikipedia.org/wiki....8%D1%87

В 1932-м был осуждён большевиками за участие в какой-то фантастической группе поморцев-контрреволюцинеров, получил лёгкие по тем временам 3 года ссылки, но по пути в Котласе умер, и похоронен, судя по всему, вот здесь, в общей могиле: https://kotlaslib.aonb.ru/assets....ha.html

Это фото тремя годами позднее предыдущего, уже с сынком Фомой, который в отцовских литейных делах тоже успел принять участие, и жить ему оставалось после этого фото 31 год: "контрреволюционная деятельность" (шашка на стене висела - "доказательство" этой деятельности) - и всё, 10 лет лагерей, из которых прожил лишь один...



А вот и изба их двойная, эдакий дуплекс, в одной части которой жили, во второй - печатали книги и хранили иконы, которые стоят сейчас примерно как дом в том самом селе Старая Тушка...



А тут вот краевед Семибратов, кандидат наук, презентует свою книгу о Луке Гребневе: http://herzenlib.ru/booklovers/club_conference/detail.php?ID=54480; имеет смысл купить, я считаю. И вообще - вытащить его сюда и попросить рассказать о Луке.
Свяжитесь: https://vk.com/id470469257, у кого есть желание, или я свяжусь сам.

...В принципе, если задуматься над историей русского медного литья, то иконы Гребнева - последние.
Не только последние по времени из представленных в Каталоге, но и вообще - последние от Киевской Руси и влияния Византии на неё - и до новых времён, за тысячу лет. Современные не учитываю.

Ну и общие сведения о тамошних (вятских) федосеевцах, к которым Лука Гребнев, конечно, принадлежал: https://lai-urgi.urfu.ru/ru....4
Прикрепления: 0115304.jpg (44.7 Kb) · 4037309.jpg (31.7 Kb) · 3352473.jpg (30.4 Kb)
 
merkatoreДата: Четверг, 27.02.2020, 12:30 | Сообщение # 11
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 5245
Награды: 2
Репутация: 2242
Статус: Оффлайн
Цитата Калинин ()
...В принципе, если задуматься над историей русского медного литья, то иконы Гребнева - последние.

http://www.olevs.ru/novgoro....jschiki

В советские годы традиции меднолитейного дела в Анциферове были продолжены Федором Ефимовичем Варламовым (1908-1992), который по своему преклонному возрасту и плохому зрению в начале 1970-х годов привлек к производству зятя Виктора Константиновича Шишова, а позднее и внука Андрея Александровича Варламова. Эти молодые мастера и стали работать в единственной кузнице, не только уцелевшей в селе, но и производившей меднолитые кресты и иконы для старообрядческих общин. Сложно представить, но в условиях советского времени анциферовская кузница просуществовала до середины 1990-х годов.

Добавлено (27.02.2020, 12:33)
---------------------------------------------

Цитата Калинин ()
Добавлю в топик фото каслинских мастеров за работой, 1912 год.


вот тут в теме было хоть и не старинное фото:
http://mednolit.ru/forum/11-29040-185253-16-1452774162

но на фото старое изображение работы Каслинских мастеров:



Сообщение отредактировал merkatore - Четверг, 27.02.2020, 12:31
 
КалининДата: Четверг, 27.02.2020, 12:49 | Сообщение # 12
Профи
Группа: Администраторы
Сообщений: 8738
Награды: 0
Репутация: 1150
Статус: Оффлайн
Я помню  про Анциферовых и Варламовых (и, например, Сопырева в Костромской), но их коренное отличие от упомянутого выше Луки в том, что они не делали собственных изводов-матриц (маток).
Гребнев резал матрицы самостоятельно, благо художественным чутьём и твёрдой рукой Господь не обделил и, помимо переливков с чужих образцов, Лука создал и свои, уникальные, коих до него не было.

Кстати, об "Моисее перед Купиной": мало того что иконография и без Луки запутана чрезвычайно - образ Богоматери притянут за уши к ветхозаветному сюжету, когда ни Она, ни Сын Её ещё не то что не родились - их самые отдалённые предки ещё качались в зыбке, так ещё и нога эта, лежащая меж фигурой Моисея и кустом, чёрт знает что должна собою изображать...
Ну нога ведь, натурально!..
То ли это обломок посоха (верхняя его часть), то ли змей, в ужасе уползающий в сторону огня - Бог знает, что там подразумевалось...
И сандалий Моисей не снимает, что должно было бы быть, если б читали источник...



И ещё про Гребнева: он был связан с Москвой (с Рогожкой) почти родственными связями, уже по одному этому его следует считать последним из наследников высокого медного литья в России - не изготовителем переливков, кои жили до 90-х годов 20 века во многих местах у нас и в Даугавпилсе.
В печатне Горбунова на Преображенке он приобретает навыки печатника и рисовальщика - раз, его первую типографию в Дергачах купила именно Преображенка - два, вторую свою типографию и литейку он создаёт в Тушке в 1906 году при спонсорстве преображенцев же (и казанских федосеевцев) - три и, косвенно: "отцы" из Тушки ездили-гостевали в Преображенское на благословение.
Прикрепления: 5438927.jpg (127.5 Kb)
 
romochka_petrov_1976Дата: Четверг, 27.02.2020, 17:19 | Сообщение # 13
Доктор Ватсон форума - незабаняемый Матраскин
Группа: Заблокированные
Сообщений: 511
Награды: 0
Репутация: 107
Статус: Оффлайн
300 тыр уже дают.Не те иконы фуфлоделы льют. smile Мне бы хорошую копию уж постарался бы отлить... facepalm Куда мир катится.
 
Михаил68-68Дата: Воскресенье, 01.03.2020, 08:50 | Сообщение # 14
Активный участник форума
Группа: Проверенные
Сообщений: 101
Награды: 0
Репутация: 79
Статус: Оффлайн
Это не нога, это снятая обувь-"сандалии"согласно описаний писаных икон, в которых есть этот сюжет.
 
КалининДата: Воскресенье, 01.03.2020, 23:39 | Сообщение # 15
Профи
Группа: Администраторы
Сообщений: 8738
Награды: 0
Репутация: 1150
Статус: Оффлайн
Михаил68-68, это я помню, но в здравом уме разве можно принять этот сапог за сандалию?
Вы сандалии представляете? Даже не наши, фабрики Скороход, а еврейские четырёхтысячелетней давности?
Если этот сапог - сандалия, тогда да... Он же больше чем по колено старику Мозесу.
 
DimonZVДата: Понедельник, 02.03.2020, 09:54 | Сообщение # 16
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 425
Награды: 0
Репутация: 330
Статус: Оффлайн
Цитата Калинин ()
Я помню  про Анциферовых и Варламовых
 Были только Варламовы в д. Анциферово
Цитата Калинин ()
Гребнев резал матрицы самостоятельно, благо художественным чутьём и твёрдой рукой Господь не обделил и, помимо переливков с чужих образцов, Лука создал и свои, уникальные, коих до него не было.
Вы хотите сказать что он свою Неопалимую Купину сам придумал.
Он ее не много видоизменил, взяв за основу вот это.
Прикрепления: 0511028.jpg (21.0 Kb)
 
ЯзонДата: Понедельник, 02.03.2020, 11:02 | Сообщение # 17
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 680
Награды: 1
Репутация: 791
Статус: Оффлайн
В старопечатном тексте «сандалий» нет, там так :
исх3:5 Он же рече: не приближайся семо: изуй сапоги от ног твоих:
место бо, на немже ты стоиши, земля свята есть.
Т.е. как слышится так и пишется smile

Само авторство Гребнева на мой взгляд под вопросом.
Слишком мастер он был хороший, по Тушкинским книгам видно.
Если книги так добротно и красиво делал, литьё не хуже должно быть.
 
КалининДата: Понедельник, 02.03.2020, 12:49 | Сообщение # 18
Профи
Группа: Администраторы
Сообщений: 8738
Награды: 0
Репутация: 1150
Статус: Оффлайн
Цитата DimonZV ()
Вы хотите сказать что он свою Неопалимую Купину сам придумал.Он ее не много видоизменил, взяв за основу вот это.
В иконографии вообще всё взято с какой-то основы. Даже если я захочу создать икону какого-нибудь св. страстотерпца Акакия Камчатского пред апостолом Андреем, я всё равно возьму за основу какой-то иконографический тип, одеяния сделаю на основе чего-то, позу и фон сделаю тоже на основе - и изображение станет иконой, а не просто рисунком.
Вот и Лука сделал на основе - а получилась самостоятельная икона, хотя раньше изображение было известно только в виде мелкого сюжета, практически - клейма.

Что, кстати, отсылает нас к вопросу, которым я задавался ещё 5 лет назад, и по которому не получил внятных ответов ни здесь, ни в ГИМе, ни в рублёвском музее: почему так скуден иконографический ряд медного литья?
Почему Моисея перед Купиной не отливали до Гребнева отдельно, хотя изображение присутствовало в виде клейма - т. е. было разработано кем-то?..
Ответов было множество, да все сумбурные и не охватывающие проблемы в целом.

Цитата Язон ()
Слишком мастер он был хороший, по Тушкинским книгам видно.Если книги так добротно и красиво делал, литьё не хуже должно быть.

Ну, это дискутабельно.
Хороших скульпторов и, одновременно, хороших художников не так-то уж много, в принципе.
Вам известны скульптурные работы Репина, работы маслом Родена, бронза Шишкина?
 
ЯзонДата: Понедельник, 02.03.2020, 15:16 | Сообщение # 19
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 680
Награды: 1
Репутация: 791
Статус: Оффлайн
Да, тут можно лишь предполагать, но вот что пишут про Гребнева :

« ... всё это, а также «большое количество рукописей времен царя Михаила Федоровича, в том числе много богослужебных книг с крюковыми нотами, иногда миниатюрные издания изумительно тонкой работы» увидели 21 мая 1922 г. сотрудники Малмыжского уездного музея Н.А. Машковцев, А.И. Пентегов и М.Г. Худяков (впоследствии видный ученый-археолог, репрессированный в Ленинграде в 1930-х гг.). В сохранившемся отчете об их «экскурсии» в Старую Тушку названы еще «список Соборного уложения, рукописи поморские, рукописи современные московского, казанского и вятского письма ... киевские издания Петра Могилы». Увидели они также написанные Лукой Арефьевичем иконы, большую картину «Пять патриархов», «великолепные клише заставок, собственноручно им гравированные на дереве». Назвав Л. А. Гребнева «не только печатником, но и талантливым художником, тонко владеющим кистью, и изумительным гравером», авторы отчета пишут о своем глубоком впечатлении от увиденных сокровищ.»

Шишкину бронза ни к чему, а вот шрифты литые и застежки для книг отливают. Всё это у Гребнёва было собственное и при этом отлично сделанное. С литьём металла в форму значит имел дело и прекрасно получалось.
При этом и "талантливый художник, тонко владеющий кистью" и "изумительный гравер".
Если такой мастер начнет из металла вместо застежек (а они бывают весьма крупные и даже с эмалями) отливать иконы, думаю сможет в этих иконах сделать всё очень хорошо.
 
IssandraДата: Вторник, 03.03.2020, 17:05 | Сообщение # 20
Профи
Группа: Модераторы
Сообщений: 2272
Награды: 0
Репутация: 593
Статус: Оффлайн
Цитата Калинин ()
отсылает нас к вопросу, которым я задавался ещё 5 лет назад
Любите простые ответы на сложные вопросы? Нет таких.  Стройную гипотезу можно сообразить немного подумав. С допусками , но логичную.  Не шибко сложно на самом деле cool .
 
КалининДата: Вторник, 03.03.2020, 17:39 | Сообщение # 21
Профи
Группа: Администраторы
Сообщений: 8738
Награды: 0
Репутация: 1150
Статус: Оффлайн
Цитата Issandra ()
Любите простые ответы на сложные вопросы? Нет таких.
 Простые не нужны - внятные нужны.
Ответов было множество, неравновеликих по разумности и исторической значимости, от "металл дорогой" до "рынок сбыта тяжело осваивать".
Единого ответа не будет, но в этом, казалось бы, интереснейшем вопросе никто, похоже, не заинтересован. Не "копают"; ответ написали (с претензией на всеохватность) и сидят, удовлетворённые, отмалчиваются.
А музейщики вообще уходят от ответов. Проблематика в грант не вписывается, наверное...
 
Михаил68-68Дата: Вторник, 03.03.2020, 23:29 | Сообщение # 22
Активный участник форума
Группа: Проверенные
Сообщений: 101
Награды: 0
Репутация: 79
Статус: Оффлайн
Хотел бы отметить , что на форуме есть тема: старообрядческого литьё в селе СтараяТушка http://mednolit.ru/forum/52-29048-1 авторNEON NN
 
КалининДата: Пятница, 18.09.2020, 14:07 | Сообщение # 23
Профи
Группа: Администраторы
Сообщений: 8738
Награды: 0
Репутация: 1150
Статус: Оффлайн
Возвращаем диспут к основной теме топика - фотографиям мастеров и литеек:

Прикрепления: 2776125.jpg (152.8 Kb)
 
Форум » Обсуждения » Общие вопросы » Фото мастеров и литеек
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: