Старая форма входа
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]


  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Модератор форума: Калинин, soldat-52, Issandra, Северный_копарь  
Форум » Обсуждения » Общие вопросы » Глоссарий
Глоссарий
КалининДата: Четверг, 05.10.2017, 14:02 | Сообщение # 1
Профи
Группа: Администраторы
Сообщений: 8709
Награды: 0
Репутация: 1148
Статус: Оффлайн
Назрело. Создаём.
Сначала обкатаем тут, пусть всяк желающий пишет своё определение термина, подискутируем если надо, после этого вставлю в это (первое) сообщение. А потом, как наберётся достаточное количество - можно будет даже не прикрепить этот топик, а создать раздел "Глоссарий" вместо никому не нужного раздела "Ссылки" или "Магазин".
Пишу вразнобой, не по алфавиту, потом причешем.
Желающие - вэлкам, давайте максимально ёмкое и точное определение, в энциклопедической манере, без "воды". Объём текста не ограничен, но стиль изложения - сухой, академический.
Сам тоже, конечно, буду пописывать, но и приглашаю всех чувствующих уверенность в своих познаниях.
Чур ниоткуда не списывать.  wink  Во-первых, списывать нехорошо, во-вторых - может произойти т.наз. "склейка" с сайтом-первоисточником, что плохо.
В идеале все страницы глоссария будут иметь сложную перелинковку между собой, между собой и форумом, между собой и Каталогом. Кроме того, для иллюстрации не стесняйтесь вставлять фотографии предметов (ссылками, не собственно фоткой).
Ниже список, включающий, вероятно, 1/4 того что нужно.
Бум пополнять.

Литьё в землю

Литьё в гриб - "Срезанный гриб распиливали на две половинки, вываривали, и в размягченные части вкладывали матрицу-образец. После этого, створки очень плотно сжимали, чтобы получился четкий оттиск, и сушили в печи по особой технологии. Готовая форма позволяла сделать несколько десятков отливок хорошего качества из легкоплавкой латуни, с температурой плавления гораздо выше, чем у оловянно-свинцовых сплавов. Конечно у каждого мастера были свои секреты, передававшиеся из поколения в поколение."

Литьё по выплавляемой модели

Литьё в резинку

Извод

Тип (применительно к Каталогу)

Новое Время

Складень

Икона

Киот

Киотный крест

Крапчатая (мозаичная) эмаль
. Тип эмалевой смеси, характеризующийся пёстрой окраской общего фона; обычно насчитывает не более двух цветов. Нечасто встречающийся тип наложения, характерный для икон и складней 19 - нач. 20 вв.
См. Эмалевая смесь, Эмалирование, Эмаль, Типы наложения эмалей.
Примеры крапчатой (мозаичной) эмали:


Киотно-наперсный крест

Напрестольный крест

Запрестольный крест

Канун

Хорос

Тельный крест или нательный крест, тельник. Крест предназначенный для постоянного ношения на теле. Являлся предметом личного благочестия. Давался человеку при крещении вместе с именем и поясом, и носился им всю жизнь. С помощью гайтана крест одевался на шею и носился на груди или верхней части живота.
Носить тельный крест не на теле а поверх одежды, как бы отталкивая от себя считалось грехом. Во многих местах считали грехом носить тельный крест на цепи, и носили только на гайтане. На цепи же и поверх одежды носили только наперсные кресты, являвшиеся частью священнического и монашеского облачения.
В России на нательном кресте обычно не изображали распятия, поскольку считали что распятие символ подвига Христа во имя Господа, а нательный крест - символ подвига его владельца, поскольку сказано в Евангелии "каждый да несёт свой крест". Потому на нательном кресте как бы символически должен быть распят ты сам, там место для тебя. Нательные кресты с распятием, хотя и появляются в России вместе с христианством, являются элементом католического влияния, и во многих местах не признавались.
У старообрядцев женские и мужские кресты имели разную форму.
Обмен крестами являлся обрядом братания и породнения. Обменявшиеся крестами назывались крестовыми братьями и сестрами.
Крест обязательно надевался на умершего при погребении.
Ранние тельные кресты, находимые на территории современной РФ, Белоруссии, Украины сделаны из свинцово-оловянистых сплавов, почти чистого свинца (т.наз., "бедняцкие кресты" - неровные, отлитые в землю, покрытые толстой коркой оксида свинца-массикота), бронзы, серебра (редко), золота (исключительно редко).
Позднее Средневековье и Новое время на указанных территориях - время свинцово-оловянистых и бронзовых крестов множества разных форм и размеров.
Позднейшее время (конец 19 - нач. 20 вв) - время появления массовых штампованных металлических крестов (алюминий, серебро, бронза), распространённых у никониан (прихожан РПЦ) и не признававшихся старообрядцами.

Помимо металлических, известны кресты из кожи (в т.ч. - плетёные из полоски сыромятной кожи), дерева (кипарис, тик), рога, кости, камня (природные минералы) в металлической обкладке или без оной.
Тельные кресты существенно мельче наперсных, носившихся поверх одежды, и редко превышают размер 8 см.

См. также: Гайтан, Мужской старообрядческий крест, Крест-листик, Отличия православного и католического крестов, Обычаи и суеверия, связанные с крестом, Наперсный крест, Литьё в землю.

Клеймо мастера литое специальный знак мастера нанесенный на икону в процессе её отливки, с целью идентификации её изготовителя. Чаще всего - инициалы мастера, напр., "МРСХ" - мастер Родион Семёнович Хрусталёв), или аббревиатура литейки ("ЗС" - заведение Соколовой). Зачастую один и тот же мастер мог ставить разные клейма, состоящие из по-разному скомпонованных своих инициалов: МРСХ, МРС, РХ, ВСХ, разносить буквы инициалов по разным участкам иконы (креста). К. мастера никогда не проставляется в поле иконы: только на её рамке, бортиках, торцах, обратной стороне. В некоторых случаях вместе с К. проставляется год, арабскими или старыми русскими (буквенными) цифрами.
По характеру нанесения К., его сочетанию с другими клеймами, с датой, специалист может датировать икону с точностью до года, узнать место отливки, определить, первая ли это отливка или переливок с неё, сделанный в другой литейке, в т.ч. - в другом регионе, и так далее.
Чаще всего аббревиатура, составляющая фамилию, имя и отчество мастера разделена точками.
Некоторые аббревиатуры не расшифрованы.
См. также: Центры медного литья 19-20 вв., Матка (мастер-модель).

Клеймо мастера чеканное специальный знак мастера нанесенный на икону после её отливки методом чеканки, с целью идентификации её изготовителя.
См. также: Прочеканка.

Предстоящие

Распятие с предстоящими

Складень соловецкий

Складень-девятка

Панагия (икона)

"Северная панагия"

Крест со стигматами

Икона-энколпий

Эмаль

Заимствования на иконах и складнях

Спайка

Впайка

Ставротека

Переливок

Матка (мастер-модель), изначальная, сделанная мастером-знаменщиком (резчиком, гравёром) модель иконы, по которой будут отливаться все последующие иконы данного тиража. Медная (бронзовая) пластина, на которой резчик делает изображение евангельского, ветхозаветного и другого сюжета посредством штихеля и прочих инструментов. Для производства последующих икон матка вдавливается в формовочную землю, получившийся оттиск называется литейной формой. Стоимость изготовления матки простого киотного креста 15 рублей, крупных сложных многофигурных иконных композиций - гораздо выше. Большинство мастеров-знаменщиков работало в Москве. Знаменщики были приглашаемы региональными производителями за плату от 75 руб/мес (с даровым питанием и проживанием). Помимо маток приглашённые резчики осуществляли общий контроль над производством, дорабатывали отлитые по их маткам модели, обучали литейщиков.
См. также: Земля, Штихель, Литейка, Литейное производство, Литьё в землю.

Центры производства медного литья в 19-20 вв

Центры производства медного литья в 17-19 вв

Ранние центры производства медного литья (до 16 в.)

Энколпион

Квадрифолий (форма)

Листик

Мужской крест

Непролив

Оглавие (типы и назначения)

Гайтан шнурок лента или ремешок предназначенный для ношения на шее нательного креста или иконы. В широком понимании, особенно в южно-русских и малороссийских говорах, применительная норма термина "гайтан" относится и к цепочкам для ношения крупных наперсных и киотно-наперсных крестов.

Размерностные типы икон

Скитское литьё

Замоленность

Понятие бытования

Ковчег

Способы удержания эмали на литье

Незаконная археологическая деятельность в РФ вид браконьерства. Целенаправленный поиск и извлечение из земли, без установленного законом специального разрешения (открытого листа), предметов созданных человеком, возраст которых превышает сто лет. Законодательством РФ определяется как уголовно наказуемое преступное деяние, совершённое по предварительному умыслу с применением специальных средств. Таковым средствами являются металлоискатель, лопата, сито для промывки, карта, компас, навигатор, автомобиль применявшийся для доставки к месту преступления, и прочие предметы используемые для поиска, и подлежащие конфискации в случае задержания браконьера.
Незаконная археологическая деятельность наносит невосполнимый урон археологическому наследию и истории России, так как предметы изъятые из исторического контекста без соответствующей профессиональной фиксации и документирования, практически полностью теряют свою историческую информативность. Полностью невосполнимо утрачивается установленным образом документально подтверждённая, то есть достоверная, информация о их географическом месте нахождения, месте положения в археологическом слое относительно археологических комплексов, остатков сооружений, жилищ, погребений, других предметов и.т.д. Что делает невозможными какие либо исторические выводы на основе данных предметов.
С другой стороны, незаконное изъятие из археологических комплексов предметов составлявших их неотъемлемую часть, так же ведет к невосполнимой утрате исторической информации о данных объектах и истории России. А при наличии ранее нетронутых археологических слоёв, их нарушение при изъятии предметов, ведет к разрушению находящихся в них, часто в виде тлена, остатков сооружений и предметов. Делает невозможным проведение анализов слоя с помощью  естественнонаучных методов.
Так как незаконная археологическая деятельность в РФ запрещена, является уголовно наказуемым деянием и преследуется по закону, на сайте www.mednolit.ru запрещено обсуждение и продажа предметов добытых в результате незаконной археологической деятельности.

Патина

Процветший крест

Огненосный крест

Типология тельных крестов Нового Времени

Бронза, медные сплавы

Свинцово-оловянистые сплавы

Литейная мастерская

Картуши на складнях

Крест-пассионал

Орудия Страстей Господних

Лифостротон

Типология изображения голгофского креста

Икона-привеска

Град Иерусалимский

Типология изображения Главы Адама

Зарубки на иконах и складнях

Ошибочные надписи на иконах

Фантазийный извод, фантазийная икона: выдуманный иконографический тип (извод), не имеющий исторических корней и отсылок, современное произведение частных предпринимателей и фабрик, исполненное без знания иконологии, иконографии, стилистики и прочих дисциплин. Ф.и., зачастую искусственно состаренный, иногда выдают в мошеннических целях за старинный и даже древний артефакт большой цены.
Ф. и. в большом ассортименте представлены в сувенирных и даже церковных (РПЦ) лавках. Старообрядцы в целом не приемлют иконографических типов, не существовавших в дораскольные времена, соответственно и Ф. и.
Особняком стоят Ф. и., выполненные выдающимися ювелирами, обладающими глубокими познаниями в иконографии; с определённой натяжкой некоторые их произведения с элементами фантазийности можно признать "условно иконографически правильными". Пример: кресты и тельные иконы Ю. Фёдорова, представленные в Русском Музее, кресты и образки Вл. Михайлова.
Помимо этого, неканонические литые образа, производимые крупными предприятиями, изготовленные со знанием иконографии, но не существовавшие в русском медном литье до, условно, 1917 года, достаточно активно (по свидетельству производителей) раскупаются именно старообрядческими общинами, в т.ч. - зарубежными.
См. также: Извод, Иконографический тип, Подделка медного литья.

Гальванопластика

Средник

Створка

Золочение меднолитой пластики

Выпилок

Мощевик

Складень-дароносица

Формовочная масса

Контррельеф рельеф на оборотной стороне иконы в общих чертах повторяющий рельеф лицевой стороны. К. делался для выравнивания толщины отливки, чтобы не допустить  её растрескивания при остывании, а так-же с целью экономии металла.

Пилатово титло

Титлы

Тетраморф

Заусеницы
Прикрепления: 3140472.jpg (575.5 Kb) · 1971300.jpg (115.7 Kb)
 
merkatoreДата: Четверг, 05.10.2017, 14:51 | Сообщение # 2
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 5245
Награды: 2
Репутация: 2242
Статус: Оффлайн
Цитата Калинин ()
Чур ниоткуда не списывать. wink Во-первых, списывать нехорошо, во-вторых - может произойти т.наз. "склейка" с сайтом-первоисточником, что плохо.


а почему не хорошо??? цитировать как раз хорошо, зачем изобретать велосипед и если он есть и на нём уже ездят, не говоря уже о том что бы плодить сущности...

Другое дело что не все существующие определения и интерпретации могут прямо таки подойти к меднолиту.... и конечно по многим понятиям существует и множество определений, вот тогда да просто цитировать нельзя надо выбирать из существующих определений, подгонять под тему, совмещать и соединять различные стороны определений....
Вот например "Новое время"
да тут нет чётко обозначенной даты.... одни понимают под новым временем открытие Нового света... типа Колумб вот высадился и всё бац Новое время настало... а есть например такое видение что Новое время настало с появлением Ренессанса... или с окончанием Средневековья, но вопрос а когда оно кончилось??? ну когда на смену феодальным государствам пришли национальные тут кстати удивительно совпадает конец Столетней войны из которой Франция и Англия вышли Национальными Государствами (чего не было в начале этой войны) с падением Византии которая так и не стала полноценным национальным государством... только вот вопрос как наша страна вписывается в эти события, у нас то какой ренессанс???
потому вот тут пожалуй тупо копировать определения Нового Времени и правда не имеет смысла, нужно понять когда Новое Время началось у нас... а у нас оно началось в 17 веке только новое время в России это не ренессанс, а процесс несколько другой, наверно деграданс.
 
КалининДата: Четверг, 05.10.2017, 14:55 | Сообщение # 3
Профи
Группа: Администраторы
Сообщений: 8709
Награды: 0
Репутация: 1148
Статус: Оффлайн
Цитата merkatore ()
наверно деграданс.

Это оценочное суждение, ему не место в глоссарии. 

Добавляйте, кстати, термины; я выплеснул только то что в голову пришло, сразу, с листа, там ещё 3 раза по столько нужно, на самом деле.
 
МихаДата: Четверг, 05.10.2017, 15:00 | Сообщение # 4
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 1397
Награды: 0
Репутация: 296
Статус: Оффлайн
Цитата merkatore ()
Вот например "Новое время"да тут нет чётко обозначенной даты.

Тут как раз всё просто - с 1700 года

Цитата
Мощевик(реликварий)

Может, так лучше?

Опоки, различные виды литья может стоит выделить в раздел "Технология"?
Ну и по всем сделать разделы и подразделы?
 
merkatoreДата: Четверг, 05.10.2017, 15:03 | Сообщение # 5
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 5245
Награды: 2
Репутация: 2242
Статус: Оффлайн
Цитата Миха ()
Тут как раз всё просто - с 1700 года


и что там такого случилось??? в 1700 году... империя..? кого завоевала? Балтику... так она была на ней за сто лет до этого.
 
КалининДата: Четверг, 05.10.2017, 15:44 | Сообщение # 6
Профи
Группа: Администраторы
Сообщений: 8709
Награды: 0
Репутация: 1148
Статус: Оффлайн
Цитата Миха ()
Опоки, различные виды литья может стоит выделить в раздел "Технология"?Ну и по всем сделать разделы и подразделы?

Не уверен. Пока что предполагаю просто алфавитный порядок. Впрочем, время всё расставит на свои места.

Отдельно: мощевик и реликварий. В прямом переводе и по прямому назначению это одно и то же, но вот пойдёт новичок искать слово 'реликварий" и не найдёт его там, а то что надо просто заглянуть в слово "мощевик" он и не знает... Потому надо и то и то.

Добавлено (05.10.2017, 15:44)
---------------------------------------------
Добавляю:

Реликварий

Хорос

Владельческая подпись надпись нанесенная на икону с целью идентификации её владельца. Обычно представляет собой инициалы с точками: "А. П.", "И. Д.", и так далее. Появлению владельческих подписей мы обязаны, скорее всего, отхожему промыслу - сезонным работам, на которые отправлялись из родных мест в другие регионы страны многолюдные артели работников разных специальностей.
Меднолитые иконы известны так же под названием "путные", "путевые иконы", а складни - под термином "походные иконостас"; их брали с собой в путь, в паломничество ко святым местам, или на отхожий промысел, при этом, при известной унификации икон, их можно было перепутать с иконой товарища, со-путника - для этого на обратной стороне икон и вырезались или наносились керном инициалы.
См.: Кернение.


Паникадило

Пыхва, "дедушкин табак": гриб дождевик рода Lycoperdon, используются при литье в землю в качестве присыпки иконы или креста в опоке, для исключения прилипания земли при формовке. П. собирают осенью, после завершения процесса спорообразования, и перетирают рукой в полотняном мешке. Метод припыливания спорами П. используется в кустарных мастерских по сю пору.
См. также: Литьё в землю, Опока.

Обычаи и суеверия, связанные с крестом Крест обязательно надевался на умершего при погребении. Местами, там где считалось что в гроб нельзя класть металлические предметы, поскольку земля их не примет, металлический крест заменялся деревянным или кожаным. А металлический крест умершего ломали, чтобы никто не мог им воспользоваться, и бросали в реку. Из за чего на берегах рек часто находят части сломанных крестов.
Считалось что найти чужой крест плохая примета. Найденный где либо нательный крест ни в коем случае нельзя подбирать и даже брать в руки, вместе с ним подберешь болезни и несчастья прежнего владельца, "понесешь его крест". С этим был связан способ колдовства, когда в случае болезни или беды крест заболевшего со специальным заговором бросали на дороге, в надежде что кто нибудь подберёт его и заберет себе болезнь.
Находка и хранение дома "чужого" креста до сих пор считается плохой приметой, широко распространённой, в частности, среди граждан, занимающихся незаконной археологической деятельностью на территории РФ.
С этим же был связан более поздний обычай не класть в могилу военные награды, поскольку на них тоже часто изображены кресты.
Крест как основной символ христианства, символ крестных мук Христа, принятых Им добровольно, во искупление грехов человеческих, в принципе не может нести на себе "отрицательной энергетики", на наличие которой ссылаются люди, подверженные суевериям; крест чист в принципе, априори. Тем не менее, традиции суеверия крепки.

Кацея кадило без цепей но на ручке, приделанной сбоку к его корпусу.
К. предназначена для использования мирянами, то есть лицами не имеющими церковного сана. Имеет наибольшее распространение в старообрядческой среде. Используется для каждения, то есть окуривания ароматическими веществами. Внутрь К закладываются горячие угли на которые кладётся ладан или смола. Кадят К. обычно крестообразно, как бы изображая в воздухе крест.

Прижимальник: деревянное или железное устройство-тиски с винтовым прижимом, предназначенное для стягивания опоки или нескольких опок перед заливкой металла; без прижима заливающийся в опоку большой объём металла, может разорвать опоку, на ней могут появиться трещины от давления (веса) металла, особенно если производится отливка крупноформатного креста или иконы.
См. также: Опока, Литьё в опоку.

Копчение берестой формы делается для того чтобы металл скользил по форме при заливке и быстрее заполнял форму, кроме того, К. исключает прилипание металла к форме..
См. также: Пыхва, Литьё в землю.

Дароносица

Гантание
, гантование - процесс механической шлифовки мелких готовых изделий, напр. - крестов-тельников, для придания им товарного вида и блеска после отливки. Изделия помещали навалом в мешок с маленькими деревянными чурбачками, двое человек брали мешок с двух сторон и начинали встряхивать поочередно друг на друга, добиваясь волнообразных движений; мягкий металл изделий истирался, появлялся блеск, при этом не образовывались царапины, изделие приобретало товарный вид.

Формовочная, печатня: часть кузницы (кузни), в которой производилось формование (печатанье) земляных форм из формовочной земли в опоках. Вторая половина кузни отводилась под собственно литейные работы.
См. также: Опока, Земля, Литьё в землю, Кузня.


Литьё в опоку (процесс): верхняя опока набивалась землёй несколько слабее, с небольшим бугром, для последующего пропечатывания. Сверху опока посыпалась из мешочка пылью (просеянной землей или спорами гриба-дождевика). Далее верхняя опока откладывалась в сторону.Затем приступали к самому ответственному этапу формовки: при литье нательных крестов для поступления металла при литье прокладывался главный путец (литник) из металлической проволоки и три путца, вертикально отходящие от него (более тонкие), которые пробивались примерно до середины.
После этого укладывались, «притапливались» в землю крестики-образцыобразцы, простукивались молотком два-три раза и вновь посыпались пылью из мешочка.
Верхняя опока при совмещении сначала слегка, затем сильно пробивалась, простукивалась деревянным молотком для получения отпечатка. Далее она снималась, и мастер смотрел, как на нижней опоке легли образцы, не нужно ли что-то подровнять, поправить. Вновь поверхность посыпалась пылью, закрывалась верхней опокой и тогда уже железным молотком простукивалась по всей площади. При этом лишняя земля срезалась косой (инструмент литейщика, не имеет отношения к обычной крестьянской косе для кошения).
После пропечатывания опоки вновь брались, аккуратно вынимались путцы и, не захватывая земли, поддевались образцы-крестики. После этого кисточкой смачивались путцы, чтобы земля не поднималась и, начиная от верха, специальным железным крючком продавливалась земля в виде небольших канальцев к полученным отпечаткам крестов.Подготовленная нижняя опока с петлей на конце передавалась мастеру-напарнику, который брал верхнюю опоку с крючком для стыковки этих двух частей. Вновь опоки совмещались и несильно, лёгкими ударами ладонью,пробивались.
После точного совмещения нижней и верхней опоки крючок укреплялся в петле, и опоки вешались для сушки на железный прут под самый верх еще не растопленного горна. В горн ставился железный горшок, обкладывался сухими дровами, сверху добавлялся уголь, который подкладывался, когда прогорали дрова. При этом горн всегда закрывался заслонкой. Готовность металла определялась по цвету и всполохам цинка при кипении.
После растопки горна мастера смотрели на сушку опок; готовность определялась аудиально -   при постукивании раздавался легкий звон». Через 1,5 часа опоки снимались с крючков и укладывались на подмодельные доски. Верхняя воронка замазывалась с боков сырой глиной, чтобы исключить подтекания металла. Так, одновременно после сушки снимались три-четыре опоки.
Далее начинался процесс литья. Обе опоки укладывались под пресс через небольшую подушку, в которую упирался винт. Опоки ставились на скамейке под определенным углом, чтобы замазанная воронка была вверху. Небольшим ковшиком сразу начинали заливать медь в опоку, которая находилась под винтом, и откладывалась, далее бралась следующая, вновь  заливался металл, и так продолжалась работа со всеми подготовленными опоками.

После заливки металла опоки укладывались на рабочий стол, снималась верхняя, ударом молотка в середину - и земля вышибалась. Бралась нижняя опока, простукивалась по путцам и крестам. После того, как отходила земля, на поверхности оставались выполненные
 изделия.
См: Опока, Литьё в землю, Земля, Литейка, Литики, Путец,

Дарохранительница

Напрестольное Евангелие

Воротничок
(от: воротиться, возвращаться): обиходное название вершковой иконы, которую брали с собой в дорогу, чтобы благополучно вернуться домой. См.: Владельческая подпись.

Брашировка: см. Канфарение

Прочеканка ударная механическая операция, производимая ручным твердосплавным инструментом (чеканом) на поверхности иконы для выделения деталей рельефа, не получившихся при отливке, либо стёртых в процессе бытования.
П., осуществляемая для поновления затёртой (замоленной) иконы или креста часто используется в целях введения в заблуждения покупателя предмета, для придания предмету утраченных кондиций.
См. также: Прочеканка, Кернение.

Подрезка механическая операция режущего характера, производимая ручным твердосплавным инструментом (штихелем) для воссоздания утраченных в процессе бытования деталей рельефа. П., осуществляемая для поновления затёртой (замоленной) иконы или креста, часто используется в целях введения в заблуждения покупателя предмета, для придания предмету утраченных кондиций.
См. также: Прочеканка, Кернение.
Пример подрезки:


Кернение механическая операция ударного характера, производимая ручным твердосплавным инструментом (керном) для воссоздания утраченных в процессе бытования мелких точечных деталей рельефа. Чаще всего кернением восстанавливают стёршиеся зрачки изображённых на иконе фигур (собственно, сам глаз, не считая зрачка, "восстанавливают" подрезкой).
К., осуществляемое для поновления затёртой (замоленной) иконы или креста, часто используется в целях введения в заблуждения покупателя предмета, для придания предмету утраченных кондиций.
Чаще всего именно кернением производилась т. наз. владельческая подпись на обратной стороне иконы.
См. также: Прочеканка, Подрезка, Владельческая подпись.

Ладанка - кожаный или полотняный мешочек для хранения ладана; носился на шее, на сыромятном ремешке или верёвке. Сохранив своё истинное значение (ладанки производятся и используются по сю пору), термин распространился на почти любую нательную иконку, образок, что в корне неправильно.

Дукач

Обронная надпись

Красный угол

Моленная название храма-часовни у старообрядцев беспоповских согласий. Помещение специально предназначенное для совершения совместной молитвы и обрядов. Моленные могут быть как общественные так и домашние. В моленных обычно находится иконостас, богослужебные книги и другие предметы культа.

Чёска (чесание) один из типов финальной доводки отлитых меднолитых изделий. После отквашивания (выдерживания в течение нескольких часов в слабом кислотном растворе), изделия помещали в деревянный барабан с деревянной крупой и вращали барабан в течение часа.
См.: Отквашивание, Фабровка, Гантание.

Фабровка: одна из финальных стадий доводки меднолитых изделий.
 Состав фабры содержит серную и азотную кислоты, взятой в равном количестве. Смешиваются в глиняном или фарфоровом сосуде, куда добавляется на литр смеси щепотка столовой соли. После этого смесь в сосуде вскипает, становится горячей и идет едкий дым.
Затем через некоторое время смесь выстаивается, охлаждается, тогда только она готова к употреблению.
Иконы и распятия перед фабровкой также отквашивали и чесали металлической щеткой вручную, состоящей из тонких латунных проволок, называемый кразбер.
Иконы опускались в фабру поодиночке и просушивалися в ящике с деревянной крупой поодиночке посредством трения о крупу.

См. также Отквашивание, Фабровка, Гантание, Отквашивание.

Лампада

Гладило - http://mednolit.ru/forum/4-46165-1 - описать позже

Воронило - http://mednolit.ru/forum/4-46165-1 - описать позже
Прикрепления: 0258021.jpg (757.7 Kb) · 3476863.jpg (63.8 Kb) · 9001549.jpg (399.2 Kb)
 
merkatoreДата: Четверг, 05.10.2017, 17:38 | Сообщение # 7
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 5245
Награды: 2
Репутация: 2242
Статус: Оффлайн
предложу такую компиляцию
https://ru.wikipedia.org/wiki/Икона
Ико́на (ср.-греч. εἰκόνα от др.-греч. εἰκών «о́браз», «изображение») — в христианстве священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории, выполненные в рамках восточнохристианской традиции.


Сообщение отредактировал merkatore - Четверг, 05.10.2017, 17:39
 
merkatoreДата: Четверг, 05.10.2017, 18:34 | Сообщение # 8
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 5245
Награды: 2
Репутация: 2242
Статус: Оффлайн
вот из давнишнего обсуждения:
http://mednolit.ru/forum/10-39230-217823-16-1471683337

Иконографический извод — вариант иконографии в пределах канонического образа, иводами на Руси называли иконографические схемы  которые отражали не только общехристианские традиции но и местные особенности свойственные определённым художественным школам и центрам.

Добавлено (05.10.2017, 18:18)
---------------------------------------------
ну и там же обсуждали
http://mednolit.ru/forum/10-39230-217650-16-1471505320

иконография — описание и систематизация типологических признаков и схем, принятых при изображении каких-либо персонажей (реальных или легендарных) или сюжетных сцен.

Добавлено (05.10.2017, 18:34)
---------------------------------------------
Новое время всё же стоит определить как период истории с середины 17 века до конца Первой Мировой Войны.

учитывая что рамки нового времени размыты то для Меднолитой пластики именно этот период будет очень удобным... УЧИТЫВАЯ ДЕЛЕНИЕ КАТАЛОГА ИМЕННО ПО ЭТОМУ ПЕРИОДУ (что кстати тоже не случайно)...

ну и в середине 17 века  окончательно оформилось крепостное состояние населения, состоялся Великий Раскол, западная культура стала активно замещать русскую культуру, а в 1684 году был созван последний земский собор, т.е. монархия стала абсолютной. всё это определённо создало новую реальность...


Сообщение отредактировал merkatore - Четверг, 05.10.2017, 18:41
 
soldat-52Дата: Четверг, 05.10.2017, 18:36 | Сообщение # 9
Профи
Группа: Модераторы
Сообщений: 2386
Награды: 1
Репутация: 1133
Статус: Оффлайн
Граненая бусина(пипка))
 
КалининДата: Пятница, 06.10.2017, 23:13 | Сообщение # 10
Профи
Группа: Администраторы
Сообщений: 8709
Награды: 0
Репутация: 1148
Статус: Оффлайн
Подготовил текст для понятия "замоленность". Возможно, не хватает примеров в "степенях", точно не хватает ссылки на Гнутову где она пишет о натирании абразивами - но влом искать.
то что выделено синим без ссылки - это будущие ссылки, перелинковка, отсылки на пока ненаписанные статьи.

=========================================================================

Замоленность (от "замолить" в значении "затереть, отполировать", вероятная аллюзия на "намоленность": сложившееся понятие о большей "силе", "благости" икон, на которые много и часто молились). Сленговый термин в среде коллекционеров меднолитой пластики, означающий утрату иконой или крестом тонких деталей рельефа в связи с механическим воздействием.

Механическое воздействие может быть нецеленаправленным, напр. – ввиду долгого, десятки и сотни лет, пребывания предмета в земле, где абразивное действие твёрдых частиц и общих подвижек грунта неизбежно стирают рельеф, и целенаправленным.

Целенаправленное механическое воздействие связано с владельческими усилиями по приданию почитаемому предмету блеска и общего облика "новой вещи", равно и иными действиями, ведущими к частичной, а порой и полной утрате рельефных элементов изображения. Традиционно меднолитые иконы и кресты начищали [1] толчёным мелом, кирпичной крошкой, разнообразными, достаточно агрессивными растворами, что в итоге приводило к сглаживанию выступающих частей рельефного изображения.

Стоит отметить, что большая часть меднолитых икон и крестов долгие годы, иногда десятилетия хранилась владельцами в помещениях с исключительно печным отоплением и, как следствие – с немалым количеством оседающих из воздуха микрочастиц копоти, сажи, кухонного жира; оседание и налипание этих частиц на меднолитую пластику приводило к потемнению металла, придавало “закопчённый” вид, что побуждало хозяев натирать сакрально значимые предметы до блеска, не допускать их загрязнения.

Напр., в жилой комнате деревенской избы красный угол с находящимися в нём образами может находиться в двух метрах от печи, где происходит приготовление пищи.

Кроме того, в красном углу, равно и в большинстве других мест нахождения икон, присутствует лампада, горящая круглосуточно многие годы; продукты горения, источник которого расположен в нескольких сантиметрах от иконы также оседают на ней, побуждая к частой чистке. Меднолитые иконы и кресты, находившиеся в моленных и церквах, также подвергались и загрязнению продуктами горения, и постоянной (периодической) чистке грубыми абразивами.

Иконы и кресты начищались абразивами и будучи вставленными в ставротеку

Характерно, что механическому воздействию подвергаются и предметы в музейных коллекциях; особенно это видно по иллюстративному материалу музейных каталогов [2] и наиболее явственно заметно по серебряным тельным крестам .

Термин Замоленность применяется и по отношению к старому литью, произведённому от, ориентировочно, 10-го века и до Нового времени, однако в данном случае следует понимать, что затёртость рельефа осуществлялась не целенаправленно: огромное большинство предметов той эпохи происходит из археологических раскопок, и утраты являются следствием воздействия движения твёрдых частиц грунта на протяжении сотен лет. Движение грунтовых масс, процессы морозного пучения почвы, циклы замерзания/оттаивания (до нескольких десятков в год) оказывают мощное абразивное воздействие в большинстве типов почвенного покрова, где находились такие "замоленные" предметы.

Наблюдения показали, что существуют "неудачные" изводы, подвергающиеся затиранию в одних и тех же местах: левый бок и левая рука фигуры Иоанна Предтечи, правый бок и лик Богородицы и лики остальных фигур на двухвершковой иконе Седмица, нос, борода и клобук изображения прп. Нифонта, фигуры и крылья ангелов в одном из изводов Троицы Новозаветной, и т. д. Высокие бортики, которые бы ограждали рельеф от вытирания, отсутствуют; впрочем, создатели извода не были озабочены механическим воздействием, которое будет оказываться на их произведение.

Понятие замоленности бытует только в среде антикваров и коллекционеров, состояние иконы отражается только на её материальной стоимости в условиях свободного рынка антиквариата, не влияя на её духовную и историческую значимость.

Условно можно выделить пять степеней "замоленности":

- слабая замоленность – немного затёрты только самые выступающие части (носы, бороды изображённых фигур, указующие длани и десницы в благословляющем перстосложении, нимбы, выпуклые буквы обронных надписей)

- средняя замоленность – рельеф затёрт по всему полю иконы (креста), но изображения и надписи легко узнаваемы и читаемы

- значительная замоленность – рельеф значительно затёрт по всему полю, мелкие изображения и надписи частично не читаемы

- предтерминальная замоленность – рельеф сильно затёрт, надписи не читаются, фигуры плохо различимы.

- терминальная замоленность – рельеф слабо присутствует, степень утрат такова, что изображения способен различить только искушённый знаток.

Примеры применительной обиходной нормы: "Иконка-то у вас изрядно замолена, батенька...", "Крест редкий, но замоленный, стоит недорого", "Прежние хозяева икону сильно любили, ко всем праздникам мелом начищали, вот и замолили вусмерть".

1 “Справа от Ангела – медный крест: это который нашел в земле на какой-то стройке; на старом гробу лежал, – таких уж теперь не отливают. По кончине откажет мне. Крест до того старинный, что мел его не берет, кирпичом его надо чистить и бузиной: прямо как золотой сияет”. (И. Шмелёв “Лето Господне”).

2. А. Б. Островский, Ю. А. Фёдоров “Русский православный крест в собрании Российского Этнографического музея”, СПб, 2007.


=========================================================================
 
Gena_UralДата: Суббота, 07.10.2017, 14:00 | Сообщение # 11
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 1282
Награды: 0
Репутация: 233
Статус: Оффлайн
я бы добавил золочение и серебрение , лужение  металлопластики и их виды - огневое и т.д.
 
КалининДата: Суббота, 07.10.2017, 15:01 | Сообщение # 12
Профи
Группа: Администраторы
Сообщений: 8709
Награды: 0
Репутация: 1148
Статус: Оффлайн
Золочение есть, серебрения нет, да, надо добавить.
Лужение - распишите виды, плз.

По "замоленности" вопросов и добавлений нет?
 
лембойДата: Среда, 11.10.2017, 11:12 | Сообщение # 13
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 1914
Награды: 0
Репутация: 385
Статус: Оффлайн
Кацея, кадило без цепей но на ручке приделанной сбоку к его корпусу.
Кацея предназначена для использования мирянами, то есть лицами не имеющими церковного сана. Имеет наибольшее распространение в старообрядческой среде. Используется для каждения, то есть окуривания ароматическими веществами. Внутрь кацеи закладываются горячие угли на которые кладётся ладан или смола. Кадят кацеей обычно крестообразно, как бы изображая в воздухе крест.

Тельный крест, или нательный крест. Крест предназначенный для постоянного ношения на теле. Являлся предметом личного благочестия. Давался человеку при крещении вместе с именем и поясом, и носился им всю жизнь. С помощью гайтана крест одевался на шею и носился на груди или верхней части живота.
Носить тельный крест не на теле а поверх одежды, как бы отталкивая от себя считалось грехом. Во многих местах считали грехом носить тельный крест на цепи, и носили только на гайтане. На цепи же и поверх одежды носили только наперсные кресты, являвшиеся частью священнического и монашеского облачения.
В России на нательном кресте обычно не изображали распятия, поскольку считали что распятие символ подвига Христа во имя господа, а нательный крест символ подвига его владельца, поскольку сказано в евангелии "каждый да несёт свой крест". Потому на нательном кресте как бы символически должен быть распят ты сам, там место для тебя. Нательные кресты с распятием, хотя и появляются в России вместе с христианством, являются элементом католического влияния, и во многих местах не признавались.
У старообрядцев женские и мужские кресты имели разную форму.
Обмен крестами являлся обрядом братания и породнения. Обменявшиеся крестами назывались крестовыми братьями и сестрами.
Вместе с тем считалось что найти чужой крест плохая примета. Найденный где либо нательный крест ни в коем случае нельзя подбирать и даже брать в руки, вместе с ним подберешь болезни и несчастья прежнего владельца, "понесешь его крест". С этим был связан способ колдовства, когда в случае болезни или беды крест заболевшего со специальным заговором бросали на дороге, в надежде что кто нибудь подберёт его и заберет себе болезнь.
Крест обязательно надевался на умершего при погребении. Местами, там где считалось что в гроб нельзя класть металлические предметы, поскольку земля их не примет, металлический крест заменялся деревянным или кожаным. А металлический крест умершего ломали, чтобы никто не мог им воспользоваться, и бросали в реку. Из за чего на берегах рек часто находят части сломаных крестов.
С этим же был связан более поздний обычай не класть в могилу военные награды, поскольку на них тоже часто изображены кресты.

Клеймо мастера литое, специальный знак мастера нанесенный на икону в процессе её отливки, с целью идентификации её изготовителя.

Клеймо мастера чеканное, специальный знак мастера нанесенный на икону после её отливки методом чеканки, с целью идентификации её изготовителя.

Владельческое клеймо, специальный знак нанесенный на икону с целью идентификации её владельца.

Считаю что надо ещё добавить и такой термин
Владельческая надпись, надпись нанесенная на икону с целью идентификации её владельца.

Эмаль, цветная масса на основе стекла с красителями и другими добавками наносившаяся на поверхность иконы в декоративных целях. Для окраски эмалей в различные цвета использовались окиси металлов и минералы.

Гайтан, шнурок лента или ремешок предназначенный для ношения на шее нательного креста или иконы.

Незаконная археологическая деятельность в РФ, вид браконьерства. Целенаправленный поиск и извлечение из земли, без установленного законом специального разрешения (открытого листа), предметов созданных человеком, возраст которых превышает сто лет. Законодательством РФ определяется как уголовно наказуемое преступное деяние, совершённое по предварительному умыслу с применением специальных средств. Таковым средствами являются металлоискатель, лопата, сито для промывки, карта, компас, навигатор, автомобиль применявшийся для доставки к месту преступления, и прочие предметы используемые для поиска, и подлежащие конфискации в случае задержания браконьера.
Незаконная археологическая деятельность наносит невосполнимый урон археологическому наследию и истории России, так как предметы изъятые из исторического контекста без соответствующей профессиональной фиксации и документирования, практически полностью теряют свою историческую информативность. Полностью невосполнимо утрачивается установленным образом документально подтверждённая, то есть достоверная, информация о их географическом месте нахождения, месте положения в археологическом слое относительно археологических комплексов, остатков сооружений, жилищ, погребений, других предметов и.т.д. Что делает невозможными какие либо исторические выводы на основе данных предметов.
С другой стороны, незаконное изъятие из археологических комплексов предметов составлявших их неотъемлемую часть, так же ведет к невосполнимой утрате исторической информации о данных объектах и истории России. А при наличии ранее нетронутых археологических слоёв, их нарушение при изъятии предметов, ведет к разрушению находящихся в них, часто в виде тлена, остатков сооружений и предметов. Делает невозможным проведение анализов слоя с помощью  естественнонаучных методов.
Так как незаконная археологическая деятельность в РФ запрещена, является уголовно наказуемым деянием и преследуется по закону, на сайте www.mednolit.ru запрещено обсуждение и продажа предметов добытых в результате незаконной археологической деятельности.

Контррельеф, рельеф на оборотной стороне иконы в общих чертах повторяющий рельеф лицевой стороны. Контррельеф делался для выравнивания толщины отливки чтобы не допустить  её растрескивания при остывании, а так-же с целью экономии металла.

Подрезка, обработка поверхности иконы с помощью различных режущих инструментов, с целью изображения видимости утраченных деталей рельефа.

Думаю надо ещё добавить
Прочеканка, прочеканивание на поверхности иконы деталей рельефа не получившихся при отливке, либо стёртых в процессе бытования.

Моленная, название храма-часовни у старообрядцев беспоповских согласий. Помещение специально предназначенное для совершения совместной молитвы и обрядов. Моленные могут быть как общественные так и домашние. В моленных обычно находится иконостас, богослужебные книги и другие предметы культа.
 
КалининДата: Среда, 11.10.2017, 14:36 | Сообщение # 14
Профи
Группа: Администраторы
Сообщений: 8709
Награды: 0
Репутация: 1148
Статус: Оффлайн
лембой, спасибо большое!
Всё поставил, из статьи "Нательный крест" выделил статью "Обычаи и суеверия, связанные с крестом", подправил Подрезку и Прочеканку, добавил от себя Кернение, практически не изменял Незаконную деятельность... (было бы здорово, если бы кто-нибудь написал номера статей и дал ссылки на реальные судебные процессы), расширил Владельческое Клеймо, указав возможную причину его появления, значительно расширил Клеймо Мастера Литое.
 
лембойДата: Среда, 11.10.2017, 18:21 | Сообщение # 15
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 1914
Награды: 0
Репутация: 385
Статус: Оффлайн
Калинин, на мой взгляд совместными усилиями неплохо получается.
 
Северный_копарьДата: Среда, 11.10.2017, 21:42 | Сообщение # 16
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 2123
Награды: 0
Репутация: 598
Статус: Оффлайн
Цитата лембой ()
Незаконная археологическая деятельность в РФ,
На мой взгляд написано слишком предвзято. Многие из нас так или иначе пользуются информацией, полученной, в том числе, от людей, занимающимся приборным поиском, с точки зрения текущего законодательства, не законно. И возникает некрасивая ситуация, когда за информацию спасибо, но на сайте будет написано, что вы все...
Предлагаю сделать заметку более нейтральной и юридически точной:

Незаконная археологическая деятельность в РФ (подразумевается незаконные поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания - УК РФ, Статья 243.2. ) - целенаправленный поиск и(или) извлечение из земли, без установленного законом специального разрешения (открытого листа), предметов созданных человеком, возраст которых превышает сто лет. Законодательством РФ определяется как уголовно наказуемое деяние. Применение специальных технических средств поиска, согласно п. 3 статьи 243.2, становится отягчающим обстоятельством. Таковым средствами являются металлоискатель, лопата, сито для промывки и прочие предметы используемые для поиска, и подлежащие конфискации в случае задержания.
 
По мнению некоторых ученых и сотрудников министерства культуры РФ незаконная археологическая деятельность наносит невосполнимый урон археологическому наследию и истории России, так как предметы изъятые из исторического контекста без соответствующей профессиональной фиксации и документирования, практически полностью теряют свою историческую информативность. Полностью невосполнимо утрачивается, установленным образом документально подтверждённая, информация о их географическом месте нахождения, месте положения в археологическом слое относительно археологических комплексов, остатков сооружений, жилищ, погребений, других предметов и т. д. Что делает невозможными какие либо исторические выводы на основе данных предметов.
Кроме того, незаконное изъятие из археологических комплексов предметов, составлявших их неотъемлемую часть, так же ведет к невосполнимой утрате исторической информации о данных объектах и истории России. А при наличии ранее нетронутых археологических слоёв, их нарушение при изъятии предметов, ведет к разрушению находящихся в них, часто в виде тлена, остатков сооружений и предметов. Делает невозможным проведение анализов слоя с помощью  естественнонаучных методов.

Так как незаконная археологическая деятельность в РФ запрещена, является уголовно наказуемым деянием и преследуется по закону, на сайте www.mednolit.ru запрещены обсуждение и продажа предметов, не оставляющих сомнений о происхождении их в результате незаконной археологической деятельности.
 
ГуслицкийДата: Среда, 11.10.2017, 22:11 | Сообщение # 17
Активный участник форума
Группа: Проверенные
Сообщений: 81
Награды: 0
Репутация: 75
Статус: Оффлайн
Здравствуйте, хотел вам назвать несколько слов, которые давно вышли из обихода.
Пыхва- гриб дождевик , дедушкин табак, я их собираю осенью, сушу, кладу в полотняный мешочек, там рукой ломаю и припыливаю икону или крест в опоке, чтобы земля не прилипала при формовке

Добавлено (11.10.2017, 22:10)
---------------------------------------------
Путик- по современному литник, через который идёт металл в форму

Добавлено (11.10.2017, 22:11)
---------------------------------------------
Воротничок или воротничек, не знаю как правильно- вершковая икона, которую брали с собой в дорогу(от слова возвращаться, чтобы благополучно домой вернуться
 
КалининДата: Среда, 11.10.2017, 22:12 | Сообщение # 18
Профи
Группа: Администраторы
Сообщений: 8709
Награды: 0
Репутация: 1148
Статус: Оффлайн
Цитата Северный_копарь ()
По мнению некоторых ученых и сотрудников министерства культуры РФ...

Северный_копарь, по мнению большинства учёных, и всех сотрудников Минкульта. Будем честны.
По смерти Кирилыча я не вижу публикаций, в которых хотя бы нейтрально оценивались усилия и достижения археологов-любителей, мало того - подвергается гонениям (пока - в выспренных текстах некоторых умников) само собирательство, коллекционирование как таковое.

Напомню мой старый текст - из него не сбылось ничего, хотя он казался страшным тогда, 6 лет назад - стало хуже...

Да, кое-что можно подправить в этой статье Глоссария, согласен. Спасибо!
 
ГуслицкийДата: Среда, 11.10.2017, 22:42 | Сообщение # 19
Активный участник форума
Группа: Проверенные
Сообщений: 81
Награды: 0
Репутация: 75
Статус: Оффлайн
Гантание или гантование- готовые изделия, например кресты тельники клали все вместе в мешок с маленькими деревянными чурбачками, два мужика брали это мешок с двух сторон и начинали подбрасывать по очередно друг на друга и получалось как бы волной , это делалось для того чтобы они обтирались друг об друга и об деревяшки,так сказать шлифовались , чтобы быть блестящими, приобретали товарный вид

Добавлено (11.10.2017, 22:36)
---------------------------------------------
Прижимальник - деревянное или железное устройство с винтом, по типу тисков, в которые вставлялась опока или опоки перед заливкой металла, потому чт если этого не сделать,если большой объём металла заливается, то опоку просто разорвёт , она треснет от давления(веса) металла, если например заливается большой крест или большая икона

Добавлено (11.10.2017, 22:38)
---------------------------------------------
Копчение берестой формы- делается для того чтобы метал скользил по форме при заливке и быстрее заполнял форму и ещё чтобы не прилипал к земляной форме

Добавлено (11.10.2017, 22:39)
---------------------------------------------
Опока -железная рамка для формовки

Добавлено (11.10.2017, 22:40)
---------------------------------------------
Вот почти все что знаю

Добавлено (11.10.2017, 22:42)
---------------------------------------------
Литьё в землю, землёй называется специальная белая глина с красными прожилками, при сушке становится светло-коричневой
 
dr-g-lekterДата: Четверг, 12.10.2017, 00:31 | Сообщение # 20
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 1702
Награды: 0
Репутация: 282
Статус: Оффлайн
Цитата Гуслицкий ()
Пыхва- гриб дождевик 

Это из "Указов о медном мастерстве" взято или местно-территориальное название?
Если местное, это возможно прольет свет, где эти самые указы написаны были.
 
Северный_копарьДата: Четверг, 12.10.2017, 00:47 | Сообщение # 21
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 2123
Награды: 0
Репутация: 598
Статус: Оффлайн
Калинин, Илья, все верно. И за ссылку спасибо, не видел этой темы. Много комментариев просто пророческих.

Цитата Калинин ()
по мнению большинства учёных
Тогда - большинства археологов. Историки и краеведы, в основном, хорошо относятся к поисковикам. Работники музеев (сотрудники Минкульта), особенно провинциальных, тоже рады видеть.
 
лембойДата: Четверг, 12.10.2017, 02:10 | Сообщение # 22
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 1914
Награды: 0
Репутация: 385
Статус: Оффлайн
Цитата Северный_копарь ()
По мнению некоторых ученых и сотрудников министерства культуры РФ незаконная археологическая деятельность наносит невосполнимый урон археологическому наследию и истории России
Почему только по их мнению, это очевидный общеизвестный факт. А то что мы используем информацию полученную от браконьеров не делает черное белым.
 
dr-g-lekterДата: Четверг, 12.10.2017, 08:05 | Сообщение # 23
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 1702
Награды: 0
Репутация: 282
Статус: Оффлайн
Цитата лембой ()
А то что мы используем информацию полученную от браконьеров не делает черное белым.

А зачем используете? Боритесь уж до конца, как законопослушный гражданин!
Получил посылочку от копаря и закинул адресок куда надо, здравствуй, 1937 год!
 
merkatoreДата: Четверг, 12.10.2017, 08:46 | Сообщение # 24
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 5245
Награды: 2
Репутация: 2242
Статус: Оффлайн
Цитата dr-g-lekter ()
здравствуй, 1937 год!


не не... здравствуй 1718 год!
biggrin



интересно а сейчас изветчикам по 30 серебряных не выдают????

а вообще спор безсмысленный закон хоть и dura но он закон...
Прикрепления: 9930407.jpg (73.0 Kb)
 
ГуслицкийДата: Четверг, 12.10.2017, 09:08 | Сообщение # 25
Активный участник форума
Группа: Проверенные
Сообщений: 81
Награды: 0
Репутация: 75
Статус: Оффлайн
Да, указ этот я читал, и так как все эти слова я знаю, мне было очень понятно что там написано:)
 
КалининДата: Четверг, 12.10.2017, 14:05 | Сообщение # 26
Профи
Группа: Администраторы
Сообщений: 8709
Награды: 0
Репутация: 1148
Статус: Оффлайн
Гуслицкий, я в восторге! Потрясающий местный колорит, возможно только благодаря Вам (и чуть-чуть - Меднолиту) эти старые термины сохранятся, и даже будут введены в оборот.
Огромное спасибо.
Чуть добавил литературного русского и вставил в наши намётки Глоссария.

Хотелось бы более пространно об опоке и литье в землю. Формы, типы, размеры опоки, последовательность процессов и инструменты при литье в землю.

Добавлено (12.10.2017, 14:05)
---------------------------------------------
Добавил "Фантазийный извод".
 
Северный_копарьДата: Четверг, 12.10.2017, 14:21 | Сообщение # 27
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 2123
Награды: 0
Репутация: 598
Статус: Оффлайн
Цитата лембой ()
Почему только по их мнению, это очевидный общеизвестный факт. А то что мы используем информацию полученную от браконьеров не делает черное белым.
Так же как принятие поправок к статьям УК не делает в одночасье белое черным. Тут уже вспоминали 37 год, время все расставляет на свои места.
В обсуждаемом вопросе белого и черного вообще нет, на мой взгляд. Нельзя, рассматривая проблему только с одной точки зрения, заявлять, что мы видим ее в целом. Тут очень много острых вопросов. И в Вашей формулировке очень много спорных утверждений. Но я не считаю, что эта тема, да и наш форум в целом - подходящее место для такой дискуссии. Боюсь, ничего, кроме потраченного времени, тут она не даст.
 
МАКСДата: Четверг, 12.10.2017, 16:51 | Сообщение # 28
Активный участник форума
Группа: Проверенные
Сообщений: 118
Награды: 0
Репутация: 42
Статус: Оффлайн
Новодел
 
МихаДата: Пятница, 13.10.2017, 08:43 | Сообщение # 29
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 1397
Награды: 0
Репутация: 296
Статус: Оффлайн
Цитата
Незаконная археологическая деятельность

Это тут не нужно. А то давайте еще дадим определение таким понятиям как контрабанда, мошенничество, ведение незаконной предпринимательской деятельности и прочая ересь. К медному литью отношение не имеет.

Цитата
Брашировка

Насечка под эмаль. Вид обработки поверхности перед нанесением эмали. НО брашировка это совсем другое.
Предлагаю этот термин не использовать.

Цитата
Гантание или гантование

Наверное, все же галтовка?

Добавлено (13.10.2017, 08:43)
---------------------------------------------
Цитата Калинин ()
Хотелось бы более пространно об опоке

Из Большой Советской Энциклопедии:
Опока - в литейном производстве, приспособление, служащее для удержания формовочной смеси при её уплотнении, т. е. для получения литейной формы и при заливке формы расплавленным металлом. Простейшая О. для разовой литейной формы представляет собой жёсткую раму, состоящую обычно из двух половин — верхней и нижней, которые фиксируются и скрепляются между собой при сборке формы перед заливкой. При литье в оболочковые формы  и литье по выплавляемым моделям О. имеет вид ящика с дном. О. изготавливается из стали и чугуна литьём, сваркой или комбинированным способом

О, а про Фуфельную Муфельную печь забыли)


Сообщение отредактировал Миха - Пятница, 13.10.2017, 08:53
 
dr-g-lekterДата: Пятница, 13.10.2017, 10:25 | Сообщение # 30
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 1702
Награды: 0
Репутация: 282
Статус: Оффлайн
Цитата Миха ()
Насечка под эмаль. Вид обработки поверхности перед нанесением эмали. НО брашировка это совсем другое. Предлагаю этот термин не использовать.

 
Брашировка, это же процесс для деревянных поверхностей?
Обработка металла под эмаль - гильоширование (гильош), да и она под прозрачные эмали наносится, в ювелирке, под глухие смысла нет.

Добавлено (13.10.2017, 10:25)
---------------------------------------------

Цитата Гуслицкий ()
Да, указ этот я читал, и так как все эти слова я знаю, мне было очень понятно что там написано:) 


 
Странно, я этот термин (пыхва) видел только в словарях по Олонецкой губернии (еще по Украине, но там это совершенно неприличное слово), по Подмосковью не встречался. Возможно в записях Вашего дедушки он присутствует?
 
МихаДата: Пятница, 13.10.2017, 10:29 | Сообщение # 31
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 1397
Награды: 0
Репутация: 296
Статус: Оффлайн
Ну в том-то и дело, что как самостоятельный техпроцесс нанесение насечек под эмаль, не имеет место быть)
Цитата dr-g-lekter ()
Брашировка, это же процесс для деревянных поверхностей?

Угумс
 
КалининДата: Пятница, 13.10.2017, 12:56 | Сообщение # 32
Профи
Группа: Администраторы
Сообщений: 8709
Награды: 0
Репутация: 1148
Статус: Оффлайн
Цитата Миха ()
Это тут не нужно. А то давайте еще дадим определение таким понятиям как контрабанда, мошенничество, ведение незаконной предпринимательской деятельности и прочая ересь. К медному литью отношение не имеет.

Это тут нужно, без обсуждений. Это везде нужно, на каждой странице, огромным всплывающим баннером.
..."Не имеет отношения к медному литью" - не смешите, плиз.

Цитата Миха ()
Из Большой Советской Энциклопедии:

Не надо из Большой Советской. Из Малой Антисоветской тоже не надо. Своими словами надо, на основе собственного опыта и знаний. Слава Богу, тут найдутся люди, которые держали опоку в руках, и применяли её в производстве именно икон и крестов.
Я писал в первом посте - без копипасты пожалуйста.

Добавлено (13.10.2017, 12:12)
---------------------------------------------

Цитата Матраскин ()
(обычно были размером от 2 до 9 вершков)

На моей памяти нет ни одной иконы в 9 вершков. Успение облачное представляете? Там 7. Вы откуда копипастите, коллега, там разбираются в литье вообще? Вершок - 4,5 сантиметра, умножьте-ка на 9.

Цитата dr-g-lekter ()
Брашировка, это же процесс для деревянных поверхностей?Обработка металла под эмаль - гильоширование (гильош), да и она под прозрачные эмали наносится, в ювелирке, под глухие смысла нет.

Брашировка - по дереву, гильоширование - под прозрачную: в том-то и дело, что нет термина, обозначающего сплошную насечку под глухую эмаль на медном литье, а понятие "брашировка" встречалось в наших (Меднолит, Айкон, Ревью) обсуждениях не раз и не два, поэтому может быть его и оставим? За неимением лучшего... Называть просто "насечкой" как-то не хочется.

Добавлю крупно: Коллеги, не надо копипасты!

Сами во всём разбираетесь, сами можете всё написать/расписать, русский язык у всех - родной, познания в медном литье у большинства - огромные, не копируйте чужое (оно ещё и ошибочным может быть, кстати), пишите своё!
Это интересно, это творчество, в конце концов и, одновременно, вполне научный труд.
И для сайта это вредно - иметь копированные откуда-то тексты.
на вас должны ссылаться как на первоисточник знаний, а не как на копиистов. Скопированный текст - это как икона от Лис33.

Добавлено (13.10.2017, 12:56)
---------------------------------------------
Матраскин, я понимаю: Вы старались, копировали, но я удалил, не обижайтесь.
Пишем своими словами, не копируем.
Создаём глоссарий, сами, своим умом и знаниями.

 
Северный_копарьДата: Пятница, 13.10.2017, 13:09 | Сообщение # 33
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 2123
Награды: 0
Репутация: 598
Статус: Оффлайн
Цитата Калинин ()
Брашировка - по дереву, гильоширование - под прозрачную: в том-то и дело, что нет термина, обозначающего сплошную насечку под глухую эмаль на медном литье, а понятие "брашировка" встречалось в наших (Меднолит, Айкон, Ревью) обсуждениях не раз и не два, поэтому может быть его и оставим? За неимением лучшего... Называть просто "насечкой" как-то не хочется.
Брашировка, в основном, делается щеткой. Я полагаю и название пошло от английского brush.

Мой наставник все это дело называл канфарением. Хотя и это, полагаю, не слишком правильно, т .к. не все наносится техникой чеканки.
Есть иконы, на которых эмаль ложилась на канфареную поверхность, в прямом смысле этого понятия:
 


Но в каждом из этих примеров изначально канфарение могло выполнять декоративную функцию и не подразумевать подготовку поверхности под эмаль.

А это просто "насечка" или "насечка под эмаль". Предлагаю не притягивать к ней "за уши" различные определения.


Добавлено (13.10.2017, 13:09)
---------------------------------------------
Цитата Калинин ()
но я удалил...
Зря. Там были интересные определения. Попрошу коллегу скинуть материал в личные сообщения.
Прикрепления: 8018632.jpg (288.7 Kb) · 7121234.jpg (130.2 Kb) · 8231138.jpg (559.3 Kb) · 1748276.jpg (237.5 Kb)
 
КалининДата: Пятница, 13.10.2017, 13:41 | Сообщение # 34
Профи
Группа: Администраторы
Сообщений: 8709
Награды: 0
Репутация: 1148
Статус: Оффлайн
Цитата Северный_копарь ()
А это просто "насечка" или "насечка под эмаль". Предлагаю не притягивать к ней "за уши" различные определения.

Канфарение это как раз и есть глухая насечка, в т.ч. - под эмаль, как на второй и третьей иконах, а показанное Вами в первой фотографии - скорее издержки бизнес-модели той конкретной литейки, которая это делала.
Как вариант: некий эмальер закупил партию неподэмальных икон и положил на них эмали.
Это художественная работа, канфарение же - просто сплошная насечка; нет смысла прорезать кружки и полосочки, если вся красота через час исчезнет под эмалью...
Четвёртый пример - и не канфарение и не художественная работа с предметом, который не планировалось покрывать эмалью: это грубое чирканье режущим инструментом, вряд ли заслуживающее отдельного термина.
Строго говоря это насечка, да.

В итоге: оставляем термины "канфарение" и "фигурная насечка - украшение неподэмальных икон"?
Брашировку убираем, согласен.

Прикрепления: 8538606.jpg (165.2 Kb)
 
merkatoreДата: Пятница, 13.10.2017, 14:21 | Сообщение # 35
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 5245
Награды: 2
Репутация: 2242
Статус: Оффлайн
Цитата Калинин ()
Не надо из Большой Советской. Из Малой Антисоветской тоже не надо. Своими словами надо, на основе собственного опыта и знаний.


это не научно...
https://ru.wikipedia.org/wiki/Научный_метод

первый шаг научного метода - поиск ранее известных объяснений... критический разбор имеющегося а потом уже вперед...

Советская энциклопедия не смотря на её идеологизированность тоже не дураками написана...
 
КалининДата: Пятница, 13.10.2017, 14:33 | Сообщение # 36
Профи
Группа: Администраторы
Сообщений: 8709
Награды: 0
Репутация: 1148
Статус: Оффлайн
Цитата merkatore ()
первый шаг научного метода - поиск ранее известных объяснений... критический разбор имеющегося а потом уже вперед...

Ну вот нету даже в Самой-Самой Большой Советской Энциклопедии термина "замоленность" - я взял и описал. На научную работу не тянет, но для Глоссария - вполне.
То же канфарение применительно к меднолитым иконам нигде не описано, обычаи и суеверия, связанные с крестом можно найти скорее в идиотских эзотерических текстах или мучительно разыскивать по тысячам этнографических статей, а про копчение берестой даже во Вселенской Энциклопии нету.
Собираем помаленьку...
Неужто Гуслицкий не напишет про опоку столько же, сколько написала БСЭ, да ещё и на основе своего опыта?
 
Северный_копарьДата: Пятница, 13.10.2017, 15:47 | Сообщение # 37
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 2123
Награды: 0
Репутация: 598
Статус: Оффлайн
Цитата Калинин ()
а показанное Вами в первой фотографии - скорее издержки бизнес-модели той конкретной литейки, которая это делала. Как вариант: некий эмальер закупил партию неподэмальных икон и положил на них эмали.
Это художественная работа, канфарение же - просто сплошная насечка; нет смысла прорезать кружки и полосочки, если вся красота через час исчезнет под эмалью...
На первой иконе из сообщения #33, безусловно, канфарение. Весь узор прочеканивался чеканами, покрывая все поле рамки сплошь. Резьбы там нет. Канфарение это далеко не только мелкие точки выбитые канфарником.

Добавлено (13.10.2017, 15:47)
---------------------------------------------
Цитата Калинин ()
канфарение же - просто сплошная насечка; нет смысла прорезать кружки и полосочки, если вся красота через час исчезнет под эмалью...
Это, скорее, прочеканивание всей поверхности элемента сплошным фоном из очень мелких отпечатков (это могут быть и точки и штришки и кружки и пр.). Может применяться для выделения отдельных элементов рельефа; опускания фона; своеобразного оттенения элемента, в сочетании с полировкий и др. техниками; подготовки поверхности для лучшей адгезии с тем или иным покрытием и пр.
 
ГуслицкийДата: Пятница, 13.10.2017, 15:56 | Сообщение # 38
Активный участник форума
Группа: Проверенные
Сообщений: 81
Награды: 0
Репутация: 75
Статус: Оффлайн
Здравствуйте, эта насечка под эмаль, насколько мне известно, делалась не по металлу. После формовки иконы в глине,вот эти глубокие места под эмаль находятся на верху именно на глиняной форме, и не составляет никакого труда к этим местам приложить с небольшим усилием, например ткань или что-то ещё , таким образом на глиняной форме отпечатается рисунок, вот и все , дело 1-2 минут и все - опоку в печку
 
КалининДата: Пятница, 13.10.2017, 16:15 | Сообщение # 39
Профи
Группа: Администраторы
Сообщений: 8709
Награды: 0
Репутация: 1148
Статус: Оффлайн
Цитата Северный_копарь ()
На первой иконе из сообщения #33, безусловно, канфарение.
Цитата Северный_копарь ()
Это, скорее, прочеканивание всей поверхности элемента сплошным фоном из очень мелких отпечатков

"Не бьют" между собой эти фразы. Так канфарение это прочеканивание всей поверхности, или наведение красот - чёрточек, кружочков?..
На мой взгляд, применительно к нашей теме, канфарение это сплошная насечка полей иконы, предназначенных под эмаль, для её лучшего удержания (канфарником, ещё каким-то твердосплавным инструментом).
И то: процедура эта применялась тогда, когда что-то решили изменить в маркетинговой части: решили сделать покрасивее, с эмалями, чтоб продать подороже то, что раньше под эмаль не предназначалось.
Потому что если планировать изначально, то разумнее, проще и дешевле сделать так, как пишет Гуслицкий, изначально.
 
Северный_копарьДата: Пятница, 13.10.2017, 17:25 | Сообщение # 40
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 2123
Награды: 0
Репутация: 598
Статус: Оффлайн
Цитата Калинин ()
"Не бьют" между собой эти фразы. Так канфарение это прочеканивание всей поверхности, или наведение красот - чёрточек, кружочков?..
Я там еще писал: "Может применяться для выделения отдельных элементов рельефа; опускания фона; своеобразного оттенения элемента, в сочетании с полировкий и др. техниками; подготовки поверхности для лучшей адгезии с тем или иным покрытием и пр." Это техника, а применений ей масса. В том числе и декорирование.

Цитата Калинин ()
На мой взгляд, применительно к нашей теме, канфарение это сплошная насечка полей иконы, предназначенных под эмаль, для её лучшего удержания (канфарником, ещё каким-то твердосплавным инструментом).
Не только. На той же иконе 1 из сообщения #33 в технике канфарения отделан нимб Богородицы:


А на этой иконе цаты и элементы одежды:


Цитата Гуслицкий ()
Здравствуйте, эта насечка под эмаль, насколько мне известно, делалась не по металлу. После формовки иконы в глине,вот эти глубокие места под эмаль находятся на верху именно на глиняной форме, и не составляет никакого труда к этим местам приложить с небольшим усилием, например ткань или что-то ещё , таким образом на глиняной форме отпечатается рисунок, вот и все , дело 1-2 минут и все - опоку в печку
Так видно же, что насечка делалась по металлу (вдавленная). Если бы делали в форме, тогда была бы выпуклая.

Есть случаи, когда канфарение не делали в мастерской специально, оно переносилось с моделей. Например, когда в качестве модели взяли безэмальную отливку из другой мастерской, в которой она уже была подготовлена для нанесения эмали. Или же в случаях, когда мастер-модель была изготовлена методом художественной чеканки (это довольно распространенные случаи) и канфарение использовалось мастером-чеканщиком, как одна из декоративных техник, при ее изготовлении.
Прикрепления: 5903162.jpg (1.01 Mb) · 1867318.jpg (288.7 Kb)
 
Форум » Обсуждения » Общие вопросы » Глоссарий
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск: