Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи

ЛОКАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ В НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ РУССКОГО СЕВЕРА

ЛОКАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ В НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ РУССКОГО СЕВЕРА
(Материалы IV научной конференции «Рябининские чтения-2003»)
Сборник научных докладов. - Петрозаводк, 2003

 

Е.Я.Зотова (Москва)

ПОМОРСКАЯ МЕДНОЛИТАЯ ПЛАСТИКА: К ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ В МОСКОВСКОМ РЕГИОНЕ

Поморская пластика – это яркое вещественное воплощение программных положений Выговского общежительства, имевшее определяющее значение для истории старообрядческого медного литья. С начала XVIII в. поморское литье сформировалось как самостоятельное художественное направление, отличающееся технологическими, иконографическими и стилистическими признаками Кресты и складни поморского производства стали образцами для старообрядческих мастерских России

Среди этих многочисленных литейных мастерских совершенно особое место принадлежит "медным заведениям” Москвы и Подмосковья, выпускавшим поморское литье вплоть до начала XX в.

Неслучайно в классификации старообрядческого медного литья, сформулированной Министерством внутренних дел в 1840-х гг., упоминаются "…отливные медные кресты и иконы, известные под названиями: загорских поморских, погостских и других, из коих первые два сорта отливаются в Московской, а последние во Владимирской губернии

Во второй половине XIX в. известный владимирский краевед И.А.Голышев приводит следующую характеристику: "Иконы медные разделяются на 4 категории: Загарские (Гуслицкие) Никологорские (Никологорского погоста), Старинные или Поморские (для раскольников Поморской секты) и Новые. Новые предназначаются для православных, а Старинные – для раскольников, которые льются с особыми для них рисунками

Опыт поморской литейной школы, разработанные формы и композиции крестов, икон и складней были приняты всеми московскими старообрядческими беспоповскими общинами поморцев, федосеевцев, филипповцев. Следовательно, становление видового, типологического и иконографического ряда медного художественного литья в данном регионе происходило под непосредственным влиянием поморских образцов Выговского общежительства. Ярким подтверждением этой преемственности традиций литейного дела может быть редкий позолоченный Крест-Распятие, выполненный московскими мастерами в 1787 г. На обороте этого предмета выполнен следующий текст: "СЕИ К/РЕСТЪ // ВЫЛИТЪ В // МОСК//ВЕ // 1787 ГОДУ // М(Е)С(Я)ЦА МАРТ//А 1 ЧИСЛА” (Илл.1).

Существование постоянной связи между поморским Выговским общежительством и московской федосеевской общиной Преображенского кладбища позволяет сделать вывод о повторении крестов и складней поморского производства в литейных заведениях, располагавшихся в частных домовладениях на территории города. Кроме того известно, что приверженцы федосеевского согласия "иконы ни от кого, кроме своего согласия мастеров не принимают и не покланяются, как только меднолитным одного Поморского монастыря; а из того же Поморья скитским образам той чести ни за что не делают”.

В конце XVIII в. московские мастера-литейщики, основываясь на теоретическом и практическом опыте поморских мастеров, в сжатые сроки должны были не только наладить технологический процесс, но и обеспечить крестами, иконами и складнями собственного производства своих единоверцев. Известно, что уже в первой половине XIX в. "медные заведения”, выполнявшие заказы Преображенского кладбища, снабжали поморским литьем московского производства общины своего согласия на всей территории России

Основной состав меднолитейной продукции московских заведений – кресты (нательные и моленные), складни (двух-, трех-, четырехстворчатые), иконы и книжные накладки – был обусловлен сформировавшимся вещественным рядом выговского производства. При рассмотрении каждой из названных групп основного репертуара поморского литья московского происхождения основываемся на данных архивных документов фонда Московской Духовной консистории 

Среди меднолитых изделий московского производства главное место занимали кресты, форма и надписи на которых являлись выражением идеологических взглядов приверженцев определенного согласия. В результате продолжительных споров федосеевцев с поморцами было принято соглашение о воспроизведении восьмиконечного креста с надписью: "Царь Славы Исус Христос Сын Божий” и изображением Спаса Нерукотворного на верхнем конце. Эта композиция стала каноном для последующего воплощения на медных крестах двух основных композиций – Крестов-Распятий и Крестов-Распятий с предстоящими, получивших наименование "киотных”. Следуя поморским образцам, московские мастера выпускали до 10 основных вариантов моленных крестов, отличавшихся не только своими размерами (высотой от 37,5 до 6,5 см), но и декоративными особенностями оформления как лицевой, так и оборотной сторон.

Московские мастера следовали поморским образцам и при воспроизведении такого вида меднолитой пластики, как складни, именовавшиеся в документах по-разному ("медные литые створни”, "металлический складной образ”, "образ медной складник”, "медныя литыя складни”. В этом вещественном ряду к числу наиболее почитаемых относились как миниатюрные двустворчатые складни "Троица Ветхозаветная. Богоматерь Знамение”, известные под наименованием "поморская панагия”, так и большие четырехстворчатые складни с изображением двунадесятых праздников. Цветовая гамма эмалей позволяет выделить среди поморского литья трехстворчатый складень "Деисус с предстоящими” московской работы. На нижней рамке средника отлита монограмма "М.Р.С.Х.”, принадлежащая известному мастеру-чеканщику Р.С.Хрусталеву (Илл. 2). Этот тип трехстворчатого складня, разработанный и воплощенный в металле мастерами-литейщиками Выговской обители, стал одним из наиболее распространенных среди московских старообрядцев и, следовательно, одним из самых часто тиражируемых в составе продукции "медных заведений” г.Москвы (Илл.3).

Творческий подход московских чеканщиков, литейщиков и эмальеров наиболее ярко выразился при создании новых композиций образков и икон, отличавшихся особой широтой и разнообразием ассортимента. Полагаем, что при определенной стабильности жизненных условий среди московских старообрядцев наиболее предпочтительным видом меднолитой пластики для личного молитвенного обихода стала именно икона.

К началу XX в. мастера московских "медных заведений” отливали иконы "одновершковые” (6,0х5,0 см), "двухвершковые” (12,0х10,0 см), "трехвершковые” (18,0х14,0 см) и большеформатные, так называемые "семивершковые” (28,0х24,0), иконы, приближавшиеся своими размерами и внешним видом к живописным образам в драгоценных окладах. Мелкие "полувершковые” образки (3,0х2,8 см) оказалось сложно выявить в связи с незначительным количеством известного нам вещественного материала.

Поморское литье московской работы отличалось прежде всего высоким качеством и повышенной декоративностью, выразившейся в создании нарядных образов, украшенных многоцветными эмалями, золочением (Илл.4.). Об особом отношении именно к этому виду меднолитой мелкой пластики "лучшей поморской работы” свидетельствуют данные, приведенные в "Каталоге старообрядческой иконной, киотной и книжной торговли наследников М.П.Вострякова”, в котором указывается, что "поморское литье продается не на вес, а на счет”, в отличие от "анцифоровского литья (от 30 до 38 руб. за пуд) и загарского литья (от 18 до 22 руб).

К концу XIX – началу XX в. московские мастера выпускали до 100 композиционных вариантов крестов, икон, складней и накладок на книжные переплеты. Это многообразие ассортимента является ярким свидетельством развития традиций поморского литья мастерами "медных заведений” г.Москвы.

Категория: Статьи | Добавил: dmitriy (11.08.2010)
Просмотров: 3285 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]