Старая форма входа
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]

  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Калинин, soldat-52, Issandra, Северный_копарь  
Представленность сюжета с отсечением рук Авфонии
КалининДата: Среда, 19.06.2024, 14:57 | Сообщение # 1
Профи
Группа: Администраторы
Сообщений: 8878
Награды: 0
Репутация: 1172
Статус: Оффлайн


Святитель Димитрий Ростовский в красках описывает сцену, которая вызвала наш интерес: отсечение рук иудейскому священнику Авфонии за его намерение опрокинуть одр с телом Богородицы.
Вкратце: Авфония попытался опрокинуть, явился ангел (наиболее частая версия — архангел Михаил) и незримым мечом отсек дерзновенные руки. Авфония уверовал и горячо молился, руки немедленно приросли, и он последовал с похоронной процессией далее, уже убеждённым христианином.

Сцену с отсечением рук Авфонии мы можем видеть на большинстве успенских икон в русском медном литье, а в письме эта сцена впервые появилась в 12-13 вв., на храмовой фреске в монастыре Панагии Мавриотиссы в Кастории (Греция).
Икона Успения Богородицы изографически сложна, наполнена многими глубинными смыслами, а "облачное" её исполнение, восходящее, как считается к резной костяной иконе 16 века (ГРМ, ДРК-114. Поступила в 1965г. из церкви Спаса Нерукотворного Образа на Шуваловском кладбище, Ленинград), усложнена максимально, насчитывает множество фигур, среди которых присутствуют и Авфония с карающим его Михаилом.
Однако, по непонятным пока причинам, некоторая часть литых икон с Успением не содержит этой сцены.

Используя Каталог русского медного литья как надёжный и исчерпывающий по количеству материала источник, попробуем определить, в каких же типах успенских икон имеется сцена противостояния архангела и Авфонии, и в каких её нет.

1. Категория Успение Богородицы, тип I. Иконы и складни 18-20 вв., преимущественно вершкового размера. Сцена с отсечение рук Авфонии присутствует на всех предметах данной категории (21 шт.; приведём несколько примеров):



2. Категория Успение Богородицы, тип II. Иконы и складни 18-19 вв. Сцена отсутствует на всех 4-х примерах:



3. Категория "Облачное Успение". Крупноформатные (семивершковые) иконы середины-конца 19 века. Сцена с архангелом и Авфонией присутствует на всех 5 типах:



4. Категория Большие Праздничные Створы. Крупные четырёхстворчатые складни 18-20 вв. Из 31 описанной позиции только у 4 складней отсутствует сцена с Авфонией и архангелом:
Присутствует:

Отсутствует:


5. Категория Малые Праздничные Створы — крупные трёхстворчатые складни 18-20 вв.: сцена с Авфонией и архангелом присутствует во всех 11 описанных типах:



6. Категория Сборные складни, включающие изображения Двунадесятых Праздников. Всего в категории 48 позиций, из них 18 содержат изображения Успения Богородицы; во всех 18 сцена с Авфонией присутствует:



7. Категория Многосюжетные иконы. Из нескольких сотен многосюжетных икон и складней Нового Времени, лишь в двух присутствует клеймо с Успением Богородицы: у четырёхчтворчатого складня 19 века и у семивершковой иконы (иконы-спайки, пошедшей в серию). В первом случае Авфонии с архангелом на иконе нет, во втором они присутствуют.

Т. обр. простой подсчёт показывает, что лишь в 9 случаях из многих десятков этого сюжета нет.
Причины отсутствия этой важной, яркой, назидательно важной сцены, установить трудно; вероятно, любые наши предположения по данному поводу будут гадательными.
Время создания всех перечисленных памятников укладывается в общие рамки от начала 18 до начала 20-го века, место создания также не сможет стать неоспоримым источником для выводов. Напр., сцена с архангелом и Авфонией имеется на самом старом из представленных в Каталоге складне Двунадесятые Праздники, выговского литья — а на четырёх более поздних (для которых он послужил основой) отсутствует.
На иконе-вставке, использовавшейся для производства Праздничных Створ, сцена отсечения рук есть, но — см. выше — её нет на некоторых створах.
Наконец, изменение иконографии — это всегда существенные финансовые траты для литейной мастерской; работа мастера-резчика стоила немалых денег, и бесплатно убирать тот или иной сюжет резчик вряд ли бы стал, т. е., у производителя были достаточно серьёзные резоны чтобы исключить данный сюжет.
Единственное, что можно предположить — это конфессиональная строгость какого-либо толка, согласия, заставившая убрать сюжет, который кто-то счёл апокрифическим, не вписывающимся в строгий канон. Тема отсутствия этого иконографического сюжета ещё ждёт своего пытливого исследователя.
Прикрепления: 5328092.jpg (110.6 Kb) · 7756212.jpg (94.0 Kb) · 9211145.jpg (126.0 Kb) · 5601538.jpg (207.8 Kb) · 5381058.jpg (195.4 Kb) · 1851974.jpg (202.5 Kb) · 8777732.jpg (101.9 Kb) · 3450863.jpg (200.2 Kb)
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: