"Крапчатые" эмали
|
|
Северный_копарь | Дата: Пятница, 26.04.2019, 22:03 | Сообщение # 1 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 2114
Награды: 0
Репутация: 598
Статус: Оффлайн
| Обсуждение вынесено из темы коллеги Добрынюшка, посвященной всевозможным включениям и вкраплениям в старинной эмали: http://mednolit.ru/forum/4-50522-1. Там оно началось с моего невнимательного прочтения первого сообщения темы. Приведу его (первое сообщение темы) и тут, чтобы была понятна предыстория: Цитата Добрынюшка ( ) Приветствую! Есть интересная тема "Окислы эмалей" и думаю,что не менее интересная "Вкрапления в эмали"
Как и каждый коллекционер порою рассматриваю в лупу предметы пластики и вот созрел такой вопрос : Откуда в старых эмалях всякие вкрапления? Причём в одинаковых цветах бывают вкрапления разные по цвету, по размеру и т.д. В белой эмали -чёрные точки, в жёлтой - какие-то коричневые точки мелкие и т.д. и т.п. Что это такое? Неужели не могли промывать как-то эмаль, чтобы она была чистая? В новодельных эмалях нет этих вкраплений - они чистые. Может ошибаюсь ( не совсем в теме ), но в старых европейских эмалях тоже нет вкраплений.
Вообщем, у кого есть что сказать, то давайте порассуждаем.
|
|
| |
Северный_копарь | Дата: Пятница, 26.04.2019, 22:03 | Сообщение # 2 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 2114
Награды: 0
Репутация: 598
Статус: Оффлайн
| Еще в 2013 или 2014 годах мы обсуждали этот эффект с эмальером из Вологды, который, в том числе, занимался созданием имитаций старинных предметов. Ответ на этот вопрос знает в теории любой эмальер. На практике существует несколько нюансов (отмучивание, размер фракции, в некоторых случаях порядок смешивания), но это легко подбирается экспериментально.
Цитата Добрынюшка ( ) что представляют в старой эмали вкрапления и как они появились. Это вкрапления (крошки) эмали (или, если угодно, цветного стекла) другого цвета и с другими свойствами (в основном немного отличаются температуры плавления). Такой крап частенько получался при экспериментах при смешивании эмали и толченой смальты или бисера. Лично я считаю его производственным дефектом, т. к. целью эксперимента обычно ставится получение другого цвета, а не "рябой" эмали. Хотя в редких случаях (например белый с голубым) этот эффект выглядел вполне сносно.
|
|
| |
roberty | Дата: Пятница, 26.04.2019, 22:03 | Сообщение # 3 |
Активный участник форума
Группа: Проверенные
Сообщений: 627
Награды: 0
Репутация: 204
Статус: Оффлайн
| Добрынюшка, Мне тоже хочется верить, что крапчатая эмаль все-таки задумка эмальера, по крайней мере в каких-то случаях. Первый пример, конечно, уникум и проанализировать сложно. На втором примере видно, что более крапчатая синяя положена какбы отдельным цветом на других участках иконы, чем более гладкая и светлая синяя эмаль.
|
|
| |
Северный_копарь | Дата: Пятница, 26.04.2019, 22:49 | Сообщение # 4 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 2114
Награды: 0
Репутация: 598
Статус: Оффлайн
| Процитирую свое же сообщение из другой темы: http://mednolit.ru/forum/4-50522-309080-16-1555706529
"Это сейчас у нас водопровод, баночек скляночек разных завались, инструмента куча, в том числе одноразового. Тогда с этим все было немного по другому. Сергей (dr-g-lekter) правильно сказал о нарушении техпроцесса и небрежности (в том виде, в котором мы их понимаем сегодня) и разделил ювелирку и меднолитую пластику (недорогой поточный ширпотреб). Я думаю тогда было примерно так - место, где толкли эмали, веничком или щеткой обметут и следующую толкут, посудины в которой ее растирали и разводили тряпочкой протрут и растирают и разводят следующую. Тряпочки и щетки-венички отдельные для каждого цвета, естественно, не держали. При нанесении тоже могли случайно капнуть, брызнуть. Ну и т. д. Если какой-то эмали оставалось очень мало ее могли смешать с той, которой много (например из новой закупки), примерно подходящей по цвету - вот и получился новый оттенок или крап. А коллекционерам теперь приходится сидеть, "морщить лоб" и обсуждать природу включений и глубокий авторский замысел деревенских эмальеров."
|
|
| |
merkatore | Дата: Пятница, 26.04.2019, 22:49 | Сообщение # 5 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 5230
Награды: 2
Репутация: 2242
Статус: Оффлайн
| Цитата Северный_копарь ( ) А коллекционерам теперь приходится сидеть, "морщить лоб" и обсуждать природу включений и глубокий авторский замысел деревенских эмальеров. у Александра сейчас крест на чистке, там у вкраплений определённо авторский замысел есть... вот крест в сообщении 34: http://mednolit.ru/forum/11-47211-294167-16-1524393779
|
|
| |
Алена | Дата: Пятница, 26.04.2019, 22:50 | Сообщение # 6 |
Активный участник форума
Группа: Проверенные
Сообщений: 146
Награды: 0
Репутация: 448
Статус: Оффлайн
| Добрый вечер, всем. Я не сильна в химии и технологии производства эмали, но чисто визуально не выглядят предметы со случайно образовавшимися вкраплениями на эмали. Место приобретения Каргопольский р-н. Архангельской обл./ Карелия (скорее всего Выг)
Сообщение отредактировал Алена - Вторник, 23.04.2019, 18:21 |
|
| |
Северный_копарь | Дата: Пятница, 26.04.2019, 22:55 | Сообщение # 7 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 2114
Награды: 0
Репутация: 598
Статус: Оффлайн
| Цитата roberty ( ) Мне тоже хочется верить, что крапчатая эмаль все-таки задумка эмальера, по крайней мере в каких-то случаях. Первый пример, конечно, уникум и проанализировать сложно. На втором примере видно, что более крапчатая синяя положена как бы отдельным цветом на других участках иконы, чем более гладкая и светлая синяя эмаль. Цитата Добрынюшка ( ) А вкрапления - так наверное и было - тут имеет место быть и небрежность и задумки эмальера тоже. Цитата Алена ( ) чисто визуально не выглядят предметы со случайно образовавшимися вкраплениями на эмали. Цитата BDA ( ) Первое фото задумка мастера, второе неаккуратное движение. Друзья, коллеги, рад возможности всех вас поприветствовать! Сразу должен отметить, что каждый продемонстрированный предмет, по своему, очень интересен и хорошо иллюстрирует то, о чем мы начали говорить в не предназначенной изначально для этого теме (имею ввиду т. н. "крапчатые" эмали). Для того, чтобы разговор мог продолжаться в "нужном русле", по-видимому, нужно пояснить - говоря "глубокий авторский замысел" я имел ввиду не просто мысли мастера о том, чтобы сэкономить материал или получить эмаль другого цвета (оттенка). Я не зря в цитате выделил эпитет "глубокий". Подобные мысли, безусловно также являются авторским замыслом, но тут я говорю, скорее, о многоуровневом замысле, который, после его успешного воплощения наделит предмет неоспоримыми художественными достоинствами (или ценностью, если угодно). Иными словами добавит предмету такие качества, как декоративность, выразительность, гармоничность, стройность и целостность композиции и т. д. Естественно, в рамках, доступных для выражения средствами изучаемого нами медного литья. И теперь, думаю, будет понятен мой посыл - стоит ли искать глубокий авторский замысел в, как это часто бывает на мой взгляд, результатах каких-то неудачных экспериментов деревенского эмальера, нацеленного на выпуск поточной продукции? Ирония была в этом.
При этом "часто бывает" вовсе не значит, что всегда. Наоборот, я уверен, что исключения возможны и сам эффект "крапа" можно использовать в целях усиления декоративности эмалевой расцветки предмета. Например крапчатая эмаль на условно двухэмальной Казанской иконе Божией Матери, продемонстрированной Дмитрием BDA (и на фото ниже), на мой взгляд, отдаленно напоминает фактуру и расцветку чароита.
Добавлено (26.04.2019, 23:11) ---------------------------------------------
Цитата merkatore ( ) вот крест в сообщении 34:http://mednolit.ru/forum/11-47211-294167-16-1524393779 Артем, тоже прекрасный пример! А я как-то пропустил. Спасибо!
|
|
| |