Старая форма входа
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]

  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Калинин, soldat-52, Issandra, Северный_копарь  
"Крапчатые" эмали
Северный_копарьДата: Пятница, 26.04.2019, 22:03 | Сообщение # 1
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 2114
Награды: 0
Репутация: 598
Статус: Оффлайн
Обсуждение вынесено из темы коллеги Добрынюшка, посвященной всевозможным включениям и вкраплениям в старинной эмали: http://mednolit.ru/forum/4-50522-1. Там оно началось с моего невнимательного прочтения первого сообщения темы. Приведу его (первое сообщение темы) и тут, чтобы была понятна предыстория:

Цитата Добрынюшка ()
Приветствую! Есть интересная тема "Окислы эмалей" и думаю,что не менее интересная "Вкрапления в эмали"

Как и каждый коллекционер порою рассматриваю в лупу предметы пластики и вот созрел такой вопрос : Откуда в старых эмалях всякие вкрапления? Причём в одинаковых цветах бывают вкрапления разные по цвету, по размеру и т.д. В белой эмали -чёрные точки, в жёлтой - какие-то коричневые точки мелкие и т.д. и т.п. Что это такое? Неужели не могли промывать как-то эмаль, чтобы она была чистая? В новодельных эмалях нет этих вкраплений - они чистые. Может ошибаюсь ( не совсем в теме ), но в старых европейских эмалях тоже нет вкраплений.

Вообщем, у кого есть что сказать, то давайте порассуждаем.
 
Северный_копарьДата: Пятница, 26.04.2019, 22:03 | Сообщение # 2
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 2114
Награды: 0
Репутация: 598
Статус: Оффлайн
Еще в 2013 или 2014 годах мы обсуждали этот эффект с эмальером из Вологды, который, в том числе, занимался созданием имитаций старинных предметов. Ответ на этот вопрос знает в теории любой эмальер. На практике существует несколько нюансов (отмучивание, размер фракции, в некоторых случаях порядок смешивания), но это легко подбирается экспериментально.

Цитата Добрынюшка ()
что представляют в старой эмали вкрапления и как они появились.
Это вкрапления (крошки) эмали (или, если угодно, цветного стекла) другого цвета и с другими свойствами (в основном немного отличаются температуры плавления). Такой крап частенько получался при экспериментах при смешивании эмали и толченой смальты или бисера. Лично я считаю его производственным дефектом, т. к. целью эксперимента обычно ставится получение другого цвета, а не "рябой" эмали. Хотя в редких случаях (например белый с голубым) этот эффект выглядел вполне сносно.
 
robertyДата: Пятница, 26.04.2019, 22:03 | Сообщение # 3
Активный участник форума
Группа: Проверенные
Сообщений: 627
Награды: 0
Репутация: 204
Статус: Оффлайн
Добрынюшка
Мне тоже хочется верить, что крапчатая эмаль все-таки задумка эмальера, по крайней мере в каких-то случаях. Первый пример, конечно, уникум и проанализировать сложно. На втором примере видно, что более крапчатая синяя положена какбы отдельным цветом на других участках иконы, чем более гладкая и светлая синяя эмаль.
 
Прикрепления: 8058850.jpg (437.4 Kb) · 7276020.jpg (696.8 Kb)
 
Северный_копарьДата: Пятница, 26.04.2019, 22:49 | Сообщение # 4
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 2114
Награды: 0
Репутация: 598
Статус: Оффлайн
Процитирую свое же сообщение из другой темы: http://mednolit.ru/forum/4-50522-309080-16-1555706529

"Это сейчас у нас водопровод, баночек скляночек разных завались, инструмента куча, в том числе одноразового. Тогда с этим все было немного по другому. Сергей (dr-g-lekter) правильно сказал о нарушении техпроцесса и небрежности (в том виде, в котором мы их понимаем сегодня) и разделил ювелирку и меднолитую пластику (недорогой поточный ширпотреб). Я думаю тогда было примерно так - место, где толкли эмали, веничком или щеткой обметут и следующую толкут, посудины в которой ее растирали и разводили тряпочкой протрут и растирают и разводят следующую. Тряпочки и щетки-венички отдельные для каждого цвета, естественно, не держали. При нанесении тоже могли случайно капнуть, брызнуть. Ну и т. д. Если какой-то эмали оставалось очень мало ее могли смешать с той, которой много (например из новой закупки), примерно подходящей по цвету - вот и получился новый оттенок или крап.
А коллекционерам теперь приходится сидеть, "морщить лоб" и обсуждать природу включений и глубокий авторский замысел деревенских эмальеров."
 
merkatoreДата: Пятница, 26.04.2019, 22:49 | Сообщение # 5
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 5230
Награды: 2
Репутация: 2242
Статус: Оффлайн
Цитата Северный_копарь ()
А коллекционерам теперь приходится сидеть, "морщить лоб" и обсуждать природу включений и глубокий авторский замысел деревенских эмальеров.
у Александра сейчас крест на чистке, там у вкраплений определённо авторский замысел есть...
вот крест в сообщении 34:
http://mednolit.ru/forum/11-47211-294167-16-1524393779

Прикрепления: 0263771.jpg (454.9 Kb) · 8594960.jpg (474.6 Kb)
 
АленаДата: Пятница, 26.04.2019, 22:50 | Сообщение # 6
Активный участник форума
Группа: Проверенные
Сообщений: 146
Награды: 0
Репутация: 448
Статус: Оффлайн
Добрый вечер, всем. Я не сильна в химии и технологии производства эмали, но чисто визуально не выглядят предметы со случайно образовавшимися вкраплениями на эмали. Место приобретения Каргопольский р-н. Архангельской обл./ Карелия (скорее всего Выг)
Прикрепления: 5690672.jpg (316.9 Kb) · 5227111.jpg (303.2 Kb)


Сообщение отредактировал Алена - Вторник, 23.04.2019, 18:21
 
Северный_копарьДата: Пятница, 26.04.2019, 22:55 | Сообщение # 7
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 2114
Награды: 0
Репутация: 598
Статус: Оффлайн
Цитата roberty ()
Мне тоже хочется верить, что крапчатая эмаль все-таки задумка эмальера, по крайней мере в каких-то случаях. Первый пример, конечно, уникум и проанализировать сложно. На втором примере видно, что более крапчатая синяя положена как бы отдельным цветом на других участках иконы, чем более гладкая и светлая синяя эмаль.
Цитата Добрынюшка ()
А вкрапления - так наверное и было - тут имеет место быть и небрежность и задумки эмальера тоже.
Цитата Алена ()
чисто визуально не выглядят предметы со случайно образовавшимися вкраплениями на эмали.
Цитата BDA ()
Первое фото задумка мастера, второе неаккуратное движение.

Друзья, коллеги, рад возможности всех вас поприветствовать! Сразу должен отметить, что каждый продемонстрированный предмет, по своему, очень интересен и хорошо иллюстрирует то, о чем мы начали говорить в не предназначенной изначально для этого теме (имею ввиду т. н. "крапчатые" эмали). Для того, чтобы разговор мог продолжаться в "нужном русле", по-видимому, нужно пояснить - говоря "глубокий авторский замысел" я имел ввиду не просто мысли мастера о том, чтобы сэкономить материал или получить эмаль другого цвета (оттенка). Я не зря в цитате выделил эпитет "глубокий". Подобные мысли, безусловно также являются авторским замыслом, но тут я говорю, скорее, о многоуровневом замысле, который, после его успешного воплощения наделит предмет неоспоримыми художественными достоинствами (или ценностью, если угодно). Иными словами добавит предмету такие качества, как декоративность, выразительность, гармоничность, стройность и целостность композиции и т. д. Естественно, в рамках, доступных для выражения средствами изучаемого нами медного литья.
И теперь, думаю, будет понятен мой посыл - стоит ли искать глубокий авторский замысел в, как это часто бывает на мой взгляд, результатах каких-то неудачных экспериментов деревенского эмальера, нацеленного на выпуск поточной продукции? Ирония была в этом.

При этом "часто бывает" вовсе не значит, что всегда. Наоборот, я уверен, что исключения возможны и сам эффект "крапа" можно использовать в целях усиления декоративности эмалевой расцветки предмета. Например крапчатая эмаль на условно двухэмальной Казанской иконе Божией Матери, продемонстрированной Дмитрием BDA (и на фото ниже), на мой взгляд, отдаленно напоминает фактуру и расцветку чароита.

Добавлено (26.04.2019, 23:11)
---------------------------------------------

Цитата merkatore ()
вот крест в сообщении 34:http://mednolit.ru/forum/11-47211-294167-16-1524393779
Артем, тоже прекрасный пример! А я как-то пропустил. Спасибо!
Прикрепления: 1801905.jpg (645.6 Kb)
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: