Калинин | Дата: Суббота, 18.03.2017, 12:12 | Сообщение # 1 |
Профи
Группа: Администраторы
Сообщений: 8878
Награды: 0
Репутация: 1172
Статус: Оффлайн
| Старухин Н.А. Сибирские общества белокриницких староверов во второй половине XIX – начале XX в. / отв. ред. Н. Н. Покровский, Н. Д. Зольникова; Рос. акад. наук, Сиб. отд-ие, Ин-т истории. – Новосибирск: Ин-т истории СО РАН, 2015. – 206 с
Монография известного старообрядческого историка Николая Старухина «Сибирские общества белокриницких староверов во второй половине XIX – начале XX в.» выпущена Институтом истории Сибирского отделения Российской академии наук.Данная книга Н. А. Старухина была отпечатана в конце 2015 года в новосибирской типографии «Апостроф». Ответственными редакторами в увидевшем свет издании выступили академик, сотрудник СО РАН Н. Н. Покровский (1930 – 2013) и д.и.н. Н. Д. Зольникова.Монография посвящена истории складывания и развития общин Белокриницкой иерархии и, в частности, начальному этапу формирования сибирских старообрядческих общин. Новизна исследования обусловлена, прежде всего, самим выбором объекта исследования: столь значимые для всего белокриницкого согласия территориально-административные единицы, с привлечением обширного круга новых источников не изучались. Предпринятое системное исследование носит комплексный характер, и охватывает все основные вопросы, связанные с общей историей Белокриницкой церкви (такое название носит одна из первых глав), государственной политикой по отношению к ней, взаимоотношениями сибирского епископата с Московской архиепископией и Белокриницкой митрополией с одной стороны, и белокриницкими мирскими обществами и иноческими организациями с другой. Кроме того, в исследовании автор предпринял попытку детального изучения творческого наследия лидеров местных белокриницких обществ и, в частности, одного из ярких представителей сибирского монашества, игумена томского Казанского скита Феофилакта (Савкина). Впервые всесторонне разработаны проблемы внутренней жизни мирских и иноческих общин, реконструирована структура общинных органов самоуправления, их взаимоотношения с иерархическими структурами, а также полемическая активность иноков Казанского скита как идейного центра не только местного, но и общероссийского значения. По мнению автора, идейное наследие о. Феофилакта во многом дополняет сочинения столичных белокриницких апологетов, а в некоторых случаях и предвосхищает их. Многие аспекты исследования выходят за региональные рамки, и имеют значение не только для изучения истории, но и литературных процессов, происходивших в белокриницких общинах в целом. В книге рассматривается организационная структура белокриницких обществ, их количественный и социальный состав. В работе прослеживаются особенности политики церковных и гражданских властей по отношению к белокриницким староверам, вводятся в научный оборот их нормативные и повествовательные памятники, исторические и полемические сочинения, материалы делопроизводства московской старообрядческой архиепископии. Данная работа основывается на кандидатской диссертации Николая Алексеевича Старухина по отечественной истории на тему «Белокриницкое согласие Томской губернии во второй половине XIX – начале XX в. (этапы формирования и принципы организации)», защищенной в Новосибирске в сентябре 2012 года. Книга по заявлению издателя рассчитана на историков, археографов, специалистов по проблемам православия и староверия; но может быть полезна и всем интересующимся историей старообрядчества и становлению белокриницких общин в Сибири.
|
|
| |