| 
| merkatore | Дата: Понедельник, 18.11.2019, 20:52 | Сообщение # 1 |  |  Профи Группа: Проверенные Сообщений: 5179 Награды: 2 Репутация: 2242 Статус: Оффлайн | http://historyntagil.ru/museum/3_168.htm 
 Тайны "отливных" икон
 
 Для музеев Урала характерно наличие обширных коллекций металла, где достаточно
 большую группу составляют памятники религиозно-культового значения, исполненные
 в технике литья. Это колокола, разнообразные предметы церковной утвари и так
 называемая мелкая пластика (различные виды и типы крестов, икон, складней).
 Нижнетагильский музей-заповедник "Горнозаводской Урал" не является исключением.
 
 Особенностью коллекции икон музея-заповедника "Горнозаводский Урал" является их
 принадлежность конкретным храмам Нижнего Тагила, разрушенным в 1930-е годы: Выйско-
 Никольской церкви, Входо-Иерусалимскому собору, Введенской церкви. Огромную роль в
 сохранении храмовых памятников иконописи в период воинствующего атеизма сыграли
 музейные сотрудники, благодаря которым они попали в музейный фонд.
 
 В последующие годы памятники различных школ и направлений поступали в результате
 музейных экспедиций, которые в 1960-70-е годы проводились практически ежегодно. Таким
 образом, в ХХ веке в Нижнем Тагиле была собрана коллекция икон (около 700 памятников), в
 основном это образцы позднего иконописания второй половины XVIII-XIX веков.
 
 В коллекции есть уникальные, как, например, большая храмовая икона "Коронование Девы
 Марии", которая была написана в конце XVIII века приглашенным итальянским мастером
 для Входо-Иерусалимского собора, где она венчала великолепный барочный многоярусный
 иконостас.
 
 Большая храмовая икона XIX века "Троица Новозаветная" из Входо-Иерусалимского
 собора отреставрирована в 2016 году реставраторами музея-заповедника А.А. Наседкиной и
 А.В Мячевым. На Урале подобных икон не обнаружено ни в одном музейном собрании.
 Появление таких композиций связано с влиянием Римско-Католической Церкви, в которой
 такие сюжеты были широко известны. Конструкция самой иконы интересна тем, что она
 напоминает современный билборд.
 
 Самая древняя икона из собрания музея-заповедника, датируемая концом XVI – началом
 XVII вв. – редко встречающийся извод "Изведение апостола Петра из темницы".
 
 В этой статье рассказывается об экспонате из музейной коллекции "Металлопластика". Но
 сначала, собственно говоря, о меди…
 
 Этот материал издавна широко использовался не только благодаря своим физическим
 свойствам. Дело в том, что ему на Руси приписывались магические и целительные свойства,
 поэтому медь использовали для отливки крестов, икон, складней и амулетов. Производство
 подобных предметов восходит к глубокой древности. После Киева (XI-XIII вв.) основным
 центром литья становится Новгород Великий, который на протяжении XIV-XV вв. сохраняет
 первенство в этом виде художественного металла.
 Складень трехстворчатый "Деисус" XIX в. Медный сплав, литье, эмаль. 13,2 х 36,0 х 0,5
 см.
 
 Считается, что в XVI-XVII вв. традиции медного литья перемещаются в Центральную
 Россию и Москву. Однако, памятников XVII в. сохранилось очень мало. Это связано с
 Петровскими указами 1722-1723 гг., предписывающими не употреблять более в частных
 домах и церквях "отливные" и резные иконы. Подобный запрет был обусловлен проведением
 в 1650-1660-х годах церковной реформы патриарха Никона, которая заключалась в
 нововведениях, направленных на изменение существовавших тогда чинопоследований
 христианского богослужения в целях их унификации с греческими. Никоновская реформа
 вызвала раскол Русской церкви и повлекла возникновение многочисленных
 старообрядческих течений. Именно в среде староверов литые иконы были высоко ценимы.
 
 Известно, что в петровскую эпоху на заставах хватали людей, имеющих при себе "медные
 створни" (складни), которые считались непременным атрибутом противников нового обряда.
 В самой же Москве в XVII в. качественный уровень литых изделий заметно снизился. С
 начала XVIII в. начинается "великий исход" старообрядцев в Поморье, Карелию, Поволжье,
 Урал, Сибирь, Польшу и, позже, в Прибалтику и Венгрию. Там, почти недосягаемые для
 официальных властей, они сохраняли свои традиции, свой уклад жизни и быта, и одним из
 самых ярких проявлений духовного "самосознания" староверов становится производство
 меднолитых крестов, икон и складней.
 
 Сведения о производстве культового медного литья на Урале и в Западной Сибири крайне
 скудны и отрывочны. В настоящее время не обнаружено ни одной меднолитой иконы,
 которую безусловно можно было бы определить как "местную". Большинство дошедших до
 нас памятников старообрядческого литья относится к XVIII – первой половине XIX веков.
 При этом исследователи традиционно выделяют лишь три крупнейших центра производства
 культовой пластики: Выговский монастырь на Русском Севере (поморское литье),
 Преображенское кладбище в Москве, где находилась община беспоповцев-федосеевцев
 (московское литье) и район, известный под названием Гуслицы (гуслицкое литье). Вплоть до
 второй половины XIX века изготовление медных икон, крестов и складней было одним из
 самых распространенных "промыслов" поморцев русского Севера.
 
 На Урале проживали старообрядцы различных толков и согласий, наибольшее
 распространение получили беглопоповцы (принимавшие священников, бежавших из
 официальной церкви), значительная часть которых была выходцами с Поволжья. Учитывая,
 что между староверами Урала и Поволжья в XVIII-XIX веках существовали самые тесные
 связи, можно говорить о взаимном влиянии в области изготовления мелкой культовой
 пластики. И если рассматривать вопрос о возможном производстве меднолитых икон на
 Урале, не стоит забывать, что с середины XVII века собственные металлообрабатывающие
 промыслы имели Невьянский Богоявленский, Тагильский Преображенский, Долматовский
 Успенский мужские монастыри, в которых монахи плавили руду и делали из меди различные
 вещи. В 1701 году рудные земли по указу Петра I были отобраны в казну.
 
 В XVIII-XIX вв. крупнейшими центрами по изготовлению металлических изделий были
 поселения при частных заводах – Невьянском, Нижне-Тагильском, Суксунском и
 Каслинском, бывшими одновременно "гнездами раскола". По архивным документам
 выявлены имена следующих невьянских литейщиков: Ивана Засыпкина (в 1815 году отливал
 старообрядческие кресты по образцам, присланным из Кушвы); Якова Гаряева (в 1821 году
 переливал разбитый колокол для Верхотурья, был замечен как "как льющий
 старообрядческие образа"); Матвея Москвина. К сожалению, ни один из исследователей не
 дает сноску о документах по литейщикам Нижнего Тагила (вероятно, таковые пока не
 найдены), а ведь если говорить об основных ориентирах ведущих старообрядческих центров
 Урала, то это Нижний Тагил, Невьянск, Кушва, Екатеринбург, Касли, известные своими
 связями с другими центрами старообрядчества: Поморьем (Выг), Москвой, Поволжьем.
 
 В 1806 году Горный устав, регламентирующий всю деятельность горнозаводских округов,
 был дополнен статьей № 394, запрещавший впредь "производство в частных домах,
 основанное на огненном действие, требующем дров и угля…". Под эту статью,
 продолжавшую действовать вплоть до конца XIX века, попали мастера, работавшие в
 Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Невьянске, Кушве и ряде других мест; меднолитейный
 промысел в этих центрах заметно сокращается и большей частью развивается скрытно.
 Некоторые архивные источники указывают на то, что мастера прибегали к различным
 уловкам, например, приноровившись устраивать литейные мастерские на колесах: в случае
 опасности с оборудованием и готовыми отливками можно было быстро скрыться.
 
 По числу проживавших раскольников уральские губернии стояли впереди всех остальных
 в России. Долгое время эта область ремесла, обслуживавшая обширные старообрядческие
 поселения края и развивавшаяся потаенно в селениях и при скитах, для нас оставалась почти
 непознанной.
 
 Коллекция металлопластики музея-заповедника насчитывает около трехсот экспонатов.
 Изучение её поможет расширить наши представления о бытовании медного литья на Урале, в
 частности, в Нижнем Тагиле, и познакомит с поразительным многообразием и красотой
 такого явления, как медное литье.
 
 На снимке представлен складень "Деисус" XIX века. Он состоит из трех створок,
 складывающихся, как книжка.
 
 Дейсис, или Деисус, в переводе с греческого означает моление, прошение. Это икона или
 группа икон, имеющая в центре изображение Христа Вседержителя (Пантократора), а справа
 и слева от него, соответственно, – Богоматери и Иоанна Крестителя, представленных в
 традиционном жесте молитвенного заступничества.
 
 На нашем складне в среднике изображен по пояс Господь Вседержитель с раскрытым
 Евангелием в левой руке и благословляющий правой. На нем хитон и гиматий. Ворот хитона
 орнаментирован жемчужником (имитация жемчужного шитья). В раскрытом Евангелии
 видна традиционная надпись: "Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные".
 Массивный крест в нимбе декорирован, синей эмалью. Рельеф по поверхности детально
 проработан. В прямоугольных дробницах надпись "ГОСПОДЬ ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ". Фон по
 синей и белой эмали заткан тончайшими ветвями. Аналогичным образом исполнены фоны
 фигур на двух других створках.
 
 Слева представлена Богоматерь в орнаментированном мафории с кистями на плечах и
 тремя рельефными звездами на лбу и на плечах, что означает – до Рождества Дева, после
 Рождества Дева и во веки веков Дева. В её правой руке – развернутый свиток с текстом
 молитвы, призывающей Господа многомилостивого приклонить ухо свое к молитве за род
 человеческий. В верхних углах – монограмма Богоматери. Каймы одежд Марии
 декорированы жемчужником.
 
 На правой створке представлен Иоанн Предтеча как Ангел Пустыни. Он – в препоясанной
 милоти из верблюжьей шерсти, за спиной его развернутые крылья. В левой руке он
 придерживает свиток с надписью "Се Агнец Божий…" и чашу, в которой лежит жертвенный
 Младенец. Правой рукой Иоанн указывает на него. Основой символики крылатого Предтечи
 явились слова Евангелия: "Вот Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который
 приготовит путь Твой пред Тобою" (Марк,1,1-2). Его самого, Предтечи, мученическая смерть
 (обезглавливание) предзнаменует искупительную жертву Христа.
 
 Иконография Иоанна с Агнцем рождается очень рано – в первые века христианства. Чаша
 с изображением Младенца Христа указывает на Его искупительную жертву. Детали крыльев
 Иоанна, его волосы, меховая милоть проработаны с редкой детальностью и подробностью
 путем тщательной прочеканки форм рельефа.
 
 На обороте левой створки – Голгофский крест в круге, обрамленном густым цветочным
 орнаментом. За крестом – стены и башни Иерусалима. Круг с Голгофой оформлен подобием
 лаврового венка.
 
 Данная композиция – стилизованный в духе времени вариант оборотных сторон
 створчатых складней XVIII в. с мотивами старопечатного и старообрядческого книжного
 орнаментов.
 
 Старообрядцы очень дорожили литыми иконами. Несмотря на преследования, они всегда
 сопровождали их – дома, в пути, в работе на приисках и военных походах.
 
 Марина КАЗАКОВА, научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника
 "Горнозаводской Урал.
 
 Литература: Газета "Тагильский вариант" № 34(264) от 29.09.2016; № 37(267) от
 20.10.2016
 |  |  |  |  |