Старая форма входа
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]

  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Калинин, soldat-52, Северный_копарь, Issandra  
Киотные кресты Владимиро-Суздальского музея
КалининДата: Воскресенье, 16.02.2020, 01:39 | Сообщение # 1
Профи
Группа: Администраторы
Сообщений: 8860
Награды: 0
Репутация: 1162
Статус: Онлайн
Собственно, все они представлены в Госкаталоге и легко там находятся, но вот - статья.
Картинки, подробные описания; всё как мы любим, жаль только происхождение большинства крестов неизвестно самим музейщикам...

И давайте я помещу отдельно выдержку из статьи, в качестве основополагающего материала для новообращённых в коллекционеры медного литья, пусть будет:

Во второй половине XVII века в ходе религиозного раскола, старообрядчество распалось
на десятки группировок, именуемых «толками» и «согласиями». Среди них выделилось два основных толка: поповский и беспоповский.
Богословские противоречия различных толков отразились в том числе и в иконографии меднолитых крестов. Старообрядцы поповского толка в верхней части креста помещали Бога Отца в виде «Царя Славы», обычно изображение поколенное, на облаке, обе руки разведены в благословляющем жесте. Ниже Саваофа обязательно изображение Духа Святого в виде голубя. Над головой Христа надпись: «IHЦИ», что означает «Иисус Назарянин
Царь Иудейский». По обе стороны от средней перекладины Голгофского креста надпись с титлами: «IC XC».
У старообрядцев-беспоповцев отличается верхняя часть креста изображением Спаса Нерукотворного («Спаса на убрусе») и надписями: «Образ Нерукотворенный» и «Црь Славы». Голубя, окружённого сиянием, на таких крестах нет.
Над головой Христа надпись с титлами: «IC XC». На средней перекладине креста обязательно присутствуют светила: солнце и луна в виде круглых масок. Они подписаны: «СНЦЕ» и «ЛYНА».
Последнее несовпадение между крестами основных толков старообрядчества – это надписи над верхней перекладиной Голгофского креста.
У беспоповцев написано: «СНЪ БЖIИ», у поповцев – пояснительная надпись: «Распятие Господа нашего Иисуса Христа».
Во всём остальном кресты различных толков совпадают.


М.Е. Домрачева, ответственный хранитель фондовой коллекции «Металл»М. Е. Домрачева, "Меднолитые киотные кресты конца XVIII - начала ХХ века в собрании Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника", Суздаль, 2015

https://docplayer.ru/4902051....ka.html

Там же можно и скачать.
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: