Калинин | Дата: Вторник, 15.09.2020, 20:23 | Сообщение # 1 |
Профи
Группа: Администраторы
Сообщений: 8871
Награды: 0
Репутация: 1171
Статус: Онлайн
| Уточню: не старообрядцев Коми (т. е. всех старообрядцев, проживающих на территории республики Коми), а староверов, принадлежащих к народу коми.
Книжка (брошюра) на 40 страниц, их которых значимого текста - половина, остальное список литературы и дрянные фото. 2005 год, академическое издание. (Ну уж коли про Коми, то пусть будет и выставка (2013 год) Евгения Мостивенко, тамошнего коллекционера и, наверняка, посетителя нашего сайта: https://u.to/QBqhGQ ).
https://u.to/QRqhGQ
Тезисно:
- медное литьё рассматривается как знак этноконфессиональной специфики населения региона - коми (зырян),
- на территорию исследования (средняя и верхняя Печора, верховье Вычегды) староверская традиция проникла не ранее конца 18-го века
- проникновение осуществлялось за счёт соловецких насельников и выходцев из круга Соловецкого монастыря
- даниловцы, филипповцы, поморское брачное согласие, нетовцы, поморцы, федосеевцы. В итоге, остаются только федосеевцы, поморцы и филипповцы,
- всё литьё привозное, сами не лили: Москва, Гуслицы, Поморье
- поскольку на изучаемой территории присутствовали )и присутствуют) и поповцы и безпопоцы, и литьё имеется соответствующее,
- - металл у коми священен, посему отношение к литым иконам особо уважительное, им отдаётся предпочтение,
- существует разделение на мужские и женские иконы, а также на "нечистые" - те, которые стоят на виду и могут быть осквернены взглядом нежелательного пришлого человека,
- отсутствует традиция разделения складней; складень (особенно БПС) отождествляется с богослужебной книгой,
- чистка: известь, простокваша, брусничный сок,
- меднолитые предметы маркируют семейную или общинную группу, вне поселений староверов не встречаются.
Очень интересный текст!
|
|
| |