Старая форма входа
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]


  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Калинин, soldat-52, Северный_копарь, Issandra  
Форум » Обсуждения » Иконы и складни » Большие Праздничные Створы (различия в клейме Успение)
Большие Праздничные Створы
КалининДата: Пятница, 28.08.2020, 20:04 | Сообщение # 1
Профи
Группа: Администраторы
Сообщений: 7377
Награды: 0
Репутация: 1035
Статус: Offline
(Так совпало, что о клейме Успения решил написать как раз в праздник Успения Пресвятой Богородицы, надо же...).

Небольшое отступление.
В коллекционерском и дилерском обиходе укрепилось несколько делений БПС.
Во-первых, чисто коммерческое деление на "Выг/не Выг" - в связи с тем, что понятие "Выг" волшебным образом увеличивает цену. Споры о принадлежности к литейному производству Выговского общежительства обычно купируются более знающими коллекционерами, и на серьёзных торговых площадках не разрастаются.
Во-вторых, деление БПС на "буквы в эмали" и остальные; две его разновидности представлены в Каталоге. "Буковноэмальный" тип не самый редкий, считаю объединение их достаточно искусственным и, в общем, тоже коммерческим.
Третий вариант разделени Больших Праздничных Створ - по факту замены клейма Троица на клеймо Сошествие Святого Духа - 9 из 14 описанных в Каталоге складней имеют клеймо Сошествие, и 5, соответственно - Троица.
Подтипом этого условного типа можно считать вариант клейма Троицы, в котором крылья у изображённого в центре композиции ангела подняты вверх.
Наконец, четвёртый тип, к которому относится только один, самый старый из известных складней, действительно Выговский, имеет зеркальное расположение створ (поклонная - слева, а не справа), помимо этого, там присутствует клеймо Сретенье Господне, да и вообще - он другой, очень отличный от своих наследников.
Остальные вариации деления - по количеству картушей, месту производства и прочие, пока не рассматриваем. Складень с врезанным на крайней левой створке изображением Саваофа ничем прочим от остальных складней не отличается, но есть нюанс, о котором речь пойдёт ниже.
Если что-то существенное забыл из возможных делений - буду рад подсказке.


Никто, насколько я помню, не обращал внимания на различие в клейме Успение - на количество изображённых там фигур, а точнее - на признак наличия/отсутствия изображения одной немаловажной сцены.

...Драка на свадьбе - святое дело.
Драться на похоронах уже намного круче; тут надобно от души считать покойника или скорбящих нехорошими людьми; в общем - явление достаточно редкое.
Наконец, пытаться перевернуть гроб с телом это уже высший пилотаж: для свершения сего акта нужна истинная вера, убежённость в своей правоте, и высокая степень личной отмороженности.

На Успении Богородицы один такой нашёлся: звали его Авфония, был он священником вѣры iудейскiя, Матерь Божию сильно не любил, считая всё это мошенничеством и ересью, и решил опрокинуть одр.
Потянулся к гробу, тут незримо явился ангел, и ручонки-то и отрубил...

Эту сцену мы видим на писаных иконах и фресках начиная с 12-го века, в литьё она пришла где-то в середине Нового Времени. Самое интересное в этой истории даже не явление ангела, а то что злонамеренный Авфония немедленно уверовал - в связи с чем отсечённые конечности сразу же приросли, и он продолжил свой путь с похоронной процессией уже совершенно убеждённым христианином.
В письме зачастую изображают руки отсечёнными:



в литье такого не встречал, но важно тут другое: не на всех Больших Праздничных створах Авфония с ангелом присутствуют. Из тех БПС что есть в Каталоге - во всех, в т. ч. и в том складне, где истовые поповцы прирезали лик Саваофа, и в самых старых выговских створах тоже.
Но есть Створы и без этой сцены. Сделанные в то же время, что не даёт нам шанса предполодить, что, мол, тяжело резать мелкофигурные композиции, попробуй-ка, мол, на пятачке 4 на 4 сантиметра всё умести... Умещали, почти везде.
Почти везде.

Как нам известно из литературы1, складни собирались по матричной форме, каждое клеймо изготавливалось отдельно, и отдельно же вставлялось в общую заготовку.
Предположу, что существовали две разновидности клейма с Успением: без сцены с нечестивым Авфонием и ангелом - и с этой сценой, причём первое использовалось редко, судя по количеству известных складней без Авфонии, примерно до середины 19-го века, судя по предварительной датировке известных складней.
Ниже - небольшой коллаж из "безавфониевых" клейм Успения:



Складни эти, совершенно обычные в остальном, кроме этого параметра: не отличаются по размерам, какому-то особому качеству, количеству картушей (всегда один), и прочему, есть среди них и один с врезанным изображение Саваофа.

Конечно, отрубание рук Авфонии, с последующим излечением его и уверованием, не центральная сцена иконографии Успения, но она, безусловно, важна.
Почему её нет в некоторых складнях - могу предположить, что лишь потому что заказчиком такого клейма был какой-то особо суровый толк, не допускавший апокрифических добавлений в извод - а история это именно апокрифическая.
Можно также предположить, что, будучи заказанной единожды или ограниченное количество раз, в дальнейшем эта форма использовалась редко и, вполне вероятно, последующие покупатели складней не особо обращали внимания на такое отхождение от нормы.

Интересно, что бОльшая часть икон и складней с сюжетом Успения с включённым подсюжетом ангела и Авфонии появились в литье ориентировочно на границе 18-19-го веков: все иконы и складни начиная с условного 1800-го года содержат сцену с отрубанием рук, вплоть до семивершковых Облачных Успений, а всего три известных предмета конца 17-го - середины 18-го века этой сцены не содержат. В связи с таким явным различием сегодня было произведено http://mednolit.ru/forum/56-52228-1 разделение категории "Успение" в Каталоге на три разных.

Буду благодарен за предоставление фотографий (и размеров) подобных складней и, конечно, один из них надо будет поместить в Каталог.
Публикую известные мне; единственным косвенным объединяющим признаком, помимо отсутствия Авфонии с ангелом, может являться расположение Троицы в соседнем клейме, но не думаю, что этот признак валиден.
Фото обратных сторон и размеры имеются, пока выкладываю только лицевые (качество низкое, лучшие не выпросить, как обычно). Специально поиском не занимался; думаю, найдутся ещё.











1 Васильева Е. П. "Поморские складни "Двунадесятые Праздники" / Рябининские чтения - 2019, Петрозаводск, 2019
Прикрепления: 3076511.jpg(127.5 Kb) · 2809449.jpg(80.9 Kb) · 1236898.jpg(320.8 Kb) · 1918046.jpg(335.1 Kb) · 0958176.jpg(148.8 Kb) · 4986661.png(237.0 Kb) · 0981870.jpg(244.4 Kb)
 
КалининДата: Суббота, 29.08.2020, 01:56 | Сообщение # 2
Профи
Группа: Администраторы
Сообщений: 7377
Награды: 0
Репутация: 1035
Статус: Offline
Дополнение; ещё два складня с Успением без сцены с Авфонием (оба - с изображением Саваофа):



Прикрепления: 4307118.jpg(197.9 Kb) · 5281440.jpg(682.9 Kb)
 
ol61samaraДата: Суббота, 29.08.2020, 08:39 | Сообщение # 3
Новичок
Группа: Новички
Сообщений: 29
Награды: 0
Репутация: 306
Статус: Offline
Прикрепления: 3865176.jpg(440.3 Kb) · 5738679.jpg(615.7 Kb)
 
ol61samaraДата: Суббота, 29.08.2020, 08:44 | Сообщение # 4
Новичок
Группа: Новички
Сообщений: 29
Награды: 0
Репутация: 306
Статус: Offline
Вот еще.
Прикрепления: 0191277.jpg(440.3 Kb) · 9567611.jpg(465.9 Kb)
 
IssandraДата: Суббота, 29.08.2020, 10:38 | Сообщение # 5
Профи
Группа: Модераторы
Сообщений: 2320
Награды: 0
Репутация: 590
Статус: Online
Прочитал 3 раза. Нихрена не понял. Можно для тупых более понятно? biggrin Ну или наглядно что ли.
ЗЫ. В Во-первых я бы добавил технологическую составляющую. Технику исполнения.
1. Неподэмальные.
2. Эмальные( наличие перегородок)
3. Смешанные - что редкость и на что тоже как правило не обращают внимания. Наглядно :
Прикрепления: 0886579.jpg(98.9 Kb) · 0654090.jpg(159.6 Kb)
 
КалининДата: Суббота, 29.08.2020, 12:04 | Сообщение # 6
Профи
Группа: Администраторы
Сообщений: 7377
Награды: 0
Репутация: 1035
Статус: Offline
Issandra, нагляднее некуда: слева - с Авфонией и ангелом, справа - без них:



Техника исполнения вторична: мы пока что установили сам факт. Техника уже потом.

Ещё парочка нашлась:





Прикрепления: 8973883.jpg(36.5 Kb) · 1913899.jpg(116.5 Kb) · 0185104.jpg(156.1 Kb) · 6947951.jpg(409.7 Kb)
 
IssandraДата: Суббота, 29.08.2020, 12:43 | Сообщение # 7
Профи
Группа: Модераторы
Сообщений: 2320
Награды: 0
Репутация: 590
Статус: Online
Понял. Разобрался. Есть с ангелом, есть без ангела. Ну убрали.  Без(стандартные) , все более поздние и под эмаль.  И?
Почему? Да хз wink . Почему на одних Седмицах - 9 фигур , а на других 13 ? А они Седмицы biggrin .
 
КалининДата: Суббота, 29.08.2020, 14:06 | Сообщение # 8
Профи
Группа: Администраторы
Сообщений: 7377
Награды: 0
Репутация: 1035
Статус: Offline
Цитата Issandra ()
Ну убрали. Почему? Да хз

В этом-то весь интерес и есть - узнать почему. У меня пока только одна идея - кто-то особо угрюмый не допустил появления апокрифического сюжета.
Ну и в Каталог добавить тоже важно, но в данном случае - вторично, по сравнению с тем, чтобы узнать почему.
 
evg_13Дата: Суббота, 29.08.2020, 19:45 | Сообщение # 9
Активный участник форума
Группа: Проверенные
Сообщений: 945
Награды: 0
Репутация: 301
Статус: Offline
Калинин,  Намедни здесь проходил,http://mednolit.ru/forum/10-52221-1  потом на ХвИ торговался.
Прикрепления: 5312654.jpg(121.1 Kb)
 
КалининДата: Суббота, 29.08.2020, 20:25 | Сообщение # 10
Профи
Группа: Администраторы
Сообщений: 7377
Награды: 0
Репутация: 1035
Статус: Offline
evg_13, это как раз привычный тип - со злобным иудеем и ангелом, а мне нужны без.

Вот ещё парочка:



Прикрепления: 1166308.jpg(1016.1 Kb) · 2717928.jpg(350.2 Kb)
 
evg_13Дата: Вторник, 01.09.2020, 20:38 | Сообщение # 11
Активный участник форума
Группа: Проверенные
Сообщений: 945
Награды: 0
Репутация: 301
Статус: Offline
Цитата Калинин ()
а мне нужны без.
Исправляюсь.
https://www.icon-art.info/phpBB2/viewtopic.php?t=125811
Прикрепления: 9135036.jpg(404.5 Kb)
 
Форум » Обсуждения » Иконы и складни » Большие Праздничные Створы (различия в клейме Успение)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: