Старая форма входа
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]


  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Калинин, soldat-52, Issandra, Северный_копарь  
Форум » Обсуждения » Кресты » Изображение треугольника с глазом в верхней части нательного (Помогите разобраться)
Изображение треугольника с глазом в верхней части нательного
nukyДата: Понедельник, 29.11.2021, 11:31 | Сообщение # 1
Активный участник форума
Группа: Проверенные
Сообщений: 84
Награды: 0
Репутация: 337
Статус: Оффлайн
Всем добра!
Иногда на нательных серебряных крестиках, в верхней части изображали треугольник с глазом внутри (как например на фото).
Символ обозначает глаз Творца, а 3 стороны фигуры — Святую Троицу: соединение Духа, Бога-отца и Бога-сына Иисуса.
Вершина треугольника всегда смотрит вверх.

А что может означать тот же самый треугольник с глазом, но вершиной вниз?
Символ дьявола и падения мира?
Я правильно понимаю?
Или в христианстве может быть другое толкование треугольника вершиной вниз?



Сообщение отредактировал nuky - Понедельник, 29.11.2021, 11:32
 
КалининДата: Понедельник, 29.11.2021, 12:51 | Сообщение # 2
Профи
Группа: Администраторы
Сообщений: 8202
Награды: 0
Репутация: 1114
Статус: Оффлайн
Цитата nuky ()
А что может означать тот же самый треугольник с глазом, но вершиной вниз?

А есть примеры? Покажите, пожалуйста.

Отвлекаясь от поиска глубинных смыслов, в частности - перевёрнутости символа Всевидящего Ока как противопоставления и даже полного извращения его изначального смысла, нельзя не учитывать и фактор, который я бы назвал криворукостью резчика. В литье проявления этого фактора достаточно часты; резчику может быть безразлично расположение углов треугольника, и он его сделал так, как посчитал в тот момент нужным.
Это простое объяснение не всегда единственно правильное, но сбрасывать его со счетов не следует.

Думаю, Вам стоит обратиться к В.Е. Коршуну, плотно занимашемуся предметами личного благочестия с изображением Всевидящего Ока, и опубликовавшего недавно заметку, где эта символика упоминается:

Иконка–привеска с редкими молитвенными текстами

Василий Коршун, Алексей Нисифоров

По сведениям, полученным в сети Интернет, в сентябре 2020 г. в окрестности села Ям Домодедовского района Московской области была найдена нательная иконка размерами 35×19 мм [1], отлитая из медного сплава (рис. 1, 1).
Центральную часть лицевой стороны занимает рельефное изображение восьмиконечного Голгофского креста копия, трости и главы Адама в пещере, над которым в прямоугольных клеймах помещены углубленные контрактуры ЦРЬ IC ХС. По контуру привески проходит двойная рамка: наружная с рубчатым орнаментом и внутренняя с углубленным текстом тропаря кресту шестого гласа КРЕСТ[..]ВОЕМУ ПОКЛАНЯЕМСЯ В[..]ДЫКО И С[вятое]. Поле центральной части оборотной стороны заполнено рельефным изображением символа Всевидящего ока и греческим словом под ним ОΘЕ | ОΣЪ (ὁ Θεος – Бог). Композиция помещена в тройную рамку, повторяющую контуры иконки: наружная содержит рубчатый орнамент, средняя – углубленный текст 17-го стиха 6-й главы Послания к Галатам АЗЪ ЯЗВЫ ГОСПОДА НА ТЕЛЕ МОЕ[..] ИОШУ, а внутренняя – рельефную надпись ГОСПОДЪ УСТАВИСЯ С НАМИ ВУКРАДКОЮ. Все тесты начертаны гражданским шрифтом с применением полууставной буквы У.

Изображение и текст на лицевой стороне имеют многочисленные аналогии на памятниках христианской пластики и церковной сфрагистики, а оформление оборотной стороны следует признать уникальным явлением для эпиграфики. Применение греческого слова ὁ Θεος вне контекста отмечено лишь на оборотной стороне одного редкого типа креста с изображением изображение на лицевой стороне восьмиконечного Голгофского креста, нижняя перекладина которого имеет форму цаты (рис. 1, 2). Являющаяся постоянным атрибутом параманд строка из послания Галатам иногда встречается как на поле, так и на гурте некоторых нательных крестов XVIII–XIX вв. [2].

Еще реже встречается третья надпись. Наиболее ранним памятником палеографии с подобным текстом (х҇съ сънами оуставитесѧ) является соловецкий резной складень второй половины XVI в. [3]. Согласно житию преподобного Елеазара Анзерского, эту фразу сказала написать подвижнику на стенах кельи для защиты от темных сил Пресвятая Богородица, а затем, по преданию, ее на стенах келий продолжали писать другие насельники Анзерского скита [4]. Подобные слова встречаются в рукописных богослужебных книгах в разделе толкований крестных слов и на нательных крестах, известных в единичных экземплярах, причем на одном из них с клеймом 1827 г. имеется крайне близкая аналогия [5].
Хорошим датирующим маркером является наличие на иконке изображения символа Всевидящего ока.
Единичные случаи изображений треугольников с сиянием и надписью Б ҇ГЪ внутри имеются на мощевиках третьей четверти XVIII в. [6], но массовое распространение подобной символики начинается лишь с конца указанного столетия. На основании сказанного и с учетом палеографической аналогии 1827 г. изготовление публикуемого экземпляра резонно датировать в пределах конца XVIII – первой трети XIX в. Вероятно, к этому же времени следует отнести производство крестиков с греческим словом ὁ Θεος.

1. Пользуясь случаем, авторы выражают глубокую признательность А.С. Данилину и Е.Ю. Сорокину за предоставленную информацию.
2. Гусаров А.Н., Коршун В.Е. Страстные нательные кресты XVIII – начала XX в. М., 2018. С. 41, 71; Коршун В.Е. Молитвенные тесты на нательных крестах // Вопросы эпиграфики. Вып. X. М.: Университет Дмитрия Пожарского, 2019. С. 332–334. Табл. 9, 6–8, 15; 11, 5.
3. Кольцова Т.М. Иконы Соловецкого монастыря // Наследие Соловецкого монастыря в музеях Архангельской области. Каталог выставки. М.; Архангельск, 2006. С. 22–23.
4. Житие Елеазара Анзерского, написанное им самим // ПЛДР: XVII в. Кн. 2. М., 1989. С. 299.
5. Авдеев А.Г. Из истории древнерусской эпиграфики и ставрографии. 3. К вопросу о происхождении и развитии буквенных акронимов на Голгофских крестах в Древней Руси // Проблемы теологии. Вып. 5. Материалы 5-й Международной богословской научно-практической конференции. Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2009. С. 130; Коршун В.Е. Указанное сочинение. С. 296–297. Табл. 3, 14, 15; 12, 3.
6. Родникова И.С. Наперсные кресты из собрания Псковского музея // Ставрографический сборник. Книга III: Крест как личная святыня. М., 2005. Кат № 12; Сухова О.А. Кресты-мощевики в собрании Муромского музея // Ставрографический сборник. Книга III: Крест как личная святыня. М., 2005. Кат № 15.




На скромном пока что материале из Каталога; той его части, которая касается привесок Голгофский Крест, можно сказать, что перевёрнутое Всевидящее Око в данной разновидности пластики не встречается, или, по крайней мере, пока не отмечено: http://mednolit.ru/photo....827

Помимо этого, размещение символа дьявола на кресте - это абсолютный нонсенс, оксюморон; такое предположение я считаю совершенно не валидным. Рассказов о тайных сатанистах 18 века, практиковавших адопись на литых предметах личного благочестия, я не слышал и, надеюсь, не услышу.
Прикрепления: 1336968.jpg(127.6 Kb)
 
nukyДата: Понедельник, 29.11.2021, 15:06 | Сообщение # 3
Активный участник форума
Группа: Проверенные
Сообщений: 84
Награды: 0
Репутация: 337
Статус: Оффлайн
Калинин, спасибо за развернутый ответ.

Пример конечно есть, иначе не спрашивал бы.
Серебряный крестик предположительно 19 века. На тыльной стороне имеет клеймо.
Можно рассмотреть совмещенные буквы ФВ или ФЗ или еще что-то похожее,  под имперской короной.
Идентифицировать данное клеймо у меня не получилось.
В справочнике Постниковой-Лосевой ничего подобного не нашел.
Возможно были еще какие-то клейма, но они к сожалению не сохранились.
Крестик был найден со старой серебряной цепочкой, с большим износом, что свидетельствует о том что его долго носили.

Спереди действительно перевернутый треугольник с глазом.
Версию о "криворукости мастера" тоже сначала рассматривал, но...

Во первых, к производству крестов кого попало не допускали, нужно было как минимум получить благословение.
А получить благословение мог только глубоко верующий человек, хорошо разбирающийся в христианской истории и символике.

Во вторых, сам резчик кресты не продавал, а скорее всего сдавал свою работу другому человеку, монаху, батюшке, мастеру в конце концов.

Далее на изделии должны были поставить клеймо. А это еще один человек.
Хотя клеймо могли поставить и до резки креста, тогда этот пункт пропускаем.

Далее кресты скорее всего относились в церковную лавку, где и продавались прихожанам. А это еще один человек - продавец.

Ну и финал, человек купивший данный крест и долгое время его носивший.

Ну и теперь вопрос.
Неужели никто из всех этих людей не заметил подвоха? Неужели все были настолько слепы?
Что-то в это с трудом верится.

Что-то я больше склоняюсь к теории, что крест резался таким специально.
Для чего или кого, вопрос второй. Думаю хозяин мог быть сатанистом, чернокнижником, колдуном в конце концов, практикующим черную магию.
Да и клеймо настораживает, такое ощущение, что сделано где-то не для широких масс.

Вот такие получились умозаключения.

Что скажете? Хотелось бы выслушать и другие мнения.






Добавлено (29.11.2021, 15:13)
---------------------------------------------
Фото креста до чистки


Сообщение отредактировал nuky - Понедельник, 29.11.2021, 16:23
 
КалининДата: Понедельник, 29.11.2021, 15:18 | Сообщение # 4
Профи
Группа: Администраторы
Сообщений: 8202
Награды: 0
Репутация: 1114
Статус: Оффлайн
Цитата nuky ()
Неужели никто из всех этих людей не заметил подвоха?

А был ли мальчик подвох? Вы сами создали версию и сами в неё поверили.

Цитата nuky ()
Думаю хозяин мог быть сатанистом, чернокнижником, колдуном в конце концов, практикующем черную магию.

Да, вот эту версию создали - и поверили в неё.
Колдун-чернокнижник сеет мерзость среди христиан, нанося неправильную символику на тельные кресты, причём пра-версия о том, что перевёрнутый треугольник есть символ дьявола тоже не более чем версия. На фильмовые страсти похоже, голливудские.

И коли сатанист тот столь злонамерен, то ему ничего не стоило бы получить благословение от кого угодно, верно - хоть епископское.

И уж к чему-к чему, а к литью допускали воистину кого угодно; любой деревенский двор с кузней мог отливать хоть иконы, хоть кресты, хоть подсвечники с канделябрами, был бы начальный капиталец, опока, напильники да печь. Дворов таких немеряное количество.
Вон, 10% дворов в иных деревнях литьём занимались:



Крест небрежной работы, клеймо литое, насколько я вижу.
В Красном Костромской губернии делали качественней.
Прикрепления: 4478657.jpg(133.7 Kb)
 
nukyДата: Понедельник, 29.11.2021, 15:34 | Сообщение # 5
Активный участник форума
Группа: Проверенные
Сообщений: 84
Награды: 0
Репутация: 337
Статус: Оффлайн
В любом случае я предпочитаю верить своим глазам.
И если написано НЕТ, то это означает НЕТ.
А если написано ДА, то это означает ДА.
Нравится это кому-то или не нравится, нет никакой разницы.

Как говорится факт есть факт.


Сообщение отредактировал nuky - Понедельник, 29.11.2021, 15:43
 
КалининДата: Понедельник, 29.11.2021, 15:53 | Сообщение # 6
Профи
Группа: Администраторы
Сообщений: 8202
Награды: 0
Репутация: 1114
Статус: Оффлайн
Цитата nuky ()
Как говорится факт есть факт.

Так какой факт? Символ не так нарисован - факт.
Всё остальное - наши предположения и домыслы.

Повторю: всё может объясняться проще: как приспичило резчику нарисовать треугольник - так он и нарисовал.
По недомыслию, по наплевательскому отношению, или просто перепутал, или вообще в памяти у него засело, что надо рисовать именно так, или ещё с полдюжины простых причин - а контроль ослабел, а приходские проморгали, а лавке иконной вообще пофиг, а треугольничек махонький, его не всяк и разглядит...

А мы тут подводим конспирологическую базу под факт, и пытаемся его объяснить с таких вычурных позиций, что аж страшно становится...

Подождём ещё мнений.
 
nukyДата: Понедельник, 29.11.2021, 16:13 | Сообщение # 7
Активный участник форума
Группа: Проверенные
Сообщений: 84
Награды: 0
Репутация: 337
Статус: Оффлайн
Наш с вами диалог мне напомнил вот такую сцену из жизни:

Стоят два человека, смотрят на забор, а на заборе ножом вырезаны три известные буквы **Й
Один другому говорит - смотри, на заборе **Й вырезано,
на что другой отвечает - нет, не может быть, это просто резчик ошибся, должно быть слово НОС

Подождем еще мнений.
 
vitaliy_03Дата: Понедельник, 29.11.2021, 18:10 | Сообщение # 8
Активный участник форума
Группа: Заблокированные
Сообщений: 92
Награды: 0
Репутация: 5
Статус: Оффлайн
В иконографии есть адописные иконы, может это из того разряда, когда классическое изображение христианских символов идёт в разрез с канонами?
 
КалининДата: Понедельник, 29.11.2021, 23:11 | Сообщение # 9
Профи
Группа: Администраторы
Сообщений: 8202
Награды: 0
Репутация: 1114
Статус: Оффлайн
Цитата vitaliy_03 ()
В иконографии есть адописные иконы

В легендарной части иконографии...
 
nukyДата: Вторник, 30.11.2021, 10:43 | Сообщение # 10
Активный участник форума
Группа: Проверенные
Сообщений: 84
Награды: 0
Репутация: 337
Статус: Оффлайн
В XVI веке об адописных иконах упоминают два литературных памятника – изданный на русском языке в 1641 году сборник церковных текстов «Синаксарь», в который вошли жития Святых и речи Иоанна Златоуста и Василия Великого; и апокрифическое, то есть не признанное церковью, Житие Василия Блаженного, представление о котором дает работа филолога Татьяны Робертовны Руди «О талмудической параллели к "апокрифическому" Житию Василия Блаженного». Возможно, что «Синаксарь» мог подтолкнуть «умельцев» к созданию адописи, а потом уже это нашло отклик в народном творчестве.

История с юродивым Василием
Согласно апокрифу, «нѣкий христолюбецъ» заказал у «изуграфа» икону, однако иконописца одолел дьявол, повелевший написать его портрет, а сверху закрыть его ликом Пречистой Девы. За это он дал «изуграфу» 50 златников. Ни о чем не ведающий заказчик взял икону «съ великою вѣрою и любовию» и повесил ее над Варваровскими воротами Китай-города, где иконе поклонялся всякий, проезжавший под ней: и от иконы этой произошло много чудес, творимых дьявольской силой. Якобы блаженный Василий, имеющий от Бог дар видеть «душевныма очима», узрел, что над воротами висит лик сатаны и метнул в образ камень с такой силой, что «расколи его надвое».

Юродивого избила возмущенная толпа и сдала его властям, а те уже донесли царю Ивану IV. На допросе у царя блаженный поведал о скрытом облике дьявола под образом Девы.

Когда к царю притащили иконописца, тот во всем признался. Каждый получил по заслугам: «изуграф» – смертную казнь, а Василий – свободу.

Справедливости ради стоит указать, что апокриф с историей про икону, опубликованный только в 1910 году, возник не на пустом месте: при царе Петре Алексеевиче на воротах появилась икона Богородицы Боголюбской, которую связывают с началом Чумного бунта 1770 года. Во время эпидемии верующие сняли икону с ворот, чтобы каждый мог приложиться и исцелиться, но член Св. Синода архиепископ Амвросий велел убрать икону, опасаясь, что мор в толпе распространиться. Разгневанная толпа настигла архиерея в Донском монастыре и убила. Бунт был подавлен только через три дня.

Иконы все же были
О том, что адописные иконы были реальностью, говорит старообрядец дьякон Федор, написавший в XVII веке трактат «О распознании Антихристoвoй прелести», в котором он указывал, что царствие антихриста уже пришло, и «адовы» иконы – его признак. Об адописи писал Николай Семенович Лесков, который даже включил в один из своих рассказов сцену обмана простодушного верующего человека мошенниками-богомазами: один продал ему икону, а второй якобы из добрых побуждений рассказал об этом и тут же стал уговаривать, чтобы обманутый купил икону теперь уже у него.

Но вымысла с этой сцене, по-видимому, нет. В 1873 году в газете «Русский мир» Лесков опубликовал фельетон под названием «Об адописных иконах». Сделать это его вынудили слухи, распространившиеся среди крестьян после того, как на юге страны было обнаружено несколько таких икон. Сделаны они были топорно, неумелыми «изуграфами»; на одной было найдено изображение сатаны, а на других нашли карикатуры на власти.

В статье писатель признавал, что сталкивался с «адовой писаниной», но отличить ее от настоящей иконы очень легко: это всегда были дешевые, неумелые изображения, в подлинности которых можно было усомниться сразу. Иконы были некачественные, из дешевых материалов, быстро трескались, открывая скрытое изображение. Вся адопись была уничтожена властями, ведь делавшие подобное покушались не только на веру крестьянина, но и на российскую государственность, во главе которой стоял Божий Помазанник, который был обязан защитить подданных даже от сатаны.

Распространение адописи связывают с разными процессами, направленными против России и православия. Во времена раскола ее появление связывали с тем, что раскольники стремились подорвать веру крестьян в «новую» иконопись.

В конце XIX века в Киевской и в Херсонской губерниях возникли движения штудистов – сектантов протестантского толка. Возможно, возникновение этой секты было связано с влиянием униатов и распространением либеральных идей. Обвиняли в распространении адописи и сторонников саввелианства – весьма старой ереси, которая вдруг получила распространение перед революцией.

Очевидно, подобные иконы были и проявлением действий сатанистов. Этнограф Николай Александрович Иваницкий в работе «Материалы по этнографии Вологодской губернии» сообщал, что под Вологдой некоторые злоумышленники рисовали на досках адописные иконы. Делалось это, чтобы верующий, обращавшийся через икону к Богу, не получал бы от Него ответа, а молитва приобретала бы обратный эффект.

На сегодня искусствоведы не знают ни одного примера адописи. Связано ли это с тем, что все иконы были уничтожены или их распространение было сильно преувеличено, неясно.

Московский искусствовед Дина Гамадиева считает, что, возможно, подобных икон вообще не существовало или они были в единичных экземплярах и до наших дней не дошли. «Во всяком случае, я не знаю ни одной подобной иконы, не знают об этом ничего и мои наставники, и реставраторы, с которыми я разговаривала. Я почти на 100% уверена, что их больше нет, но если кто-то встретит адописный образ, то это будет очень любопытная находка прежде всего для ученых», – говорит Гамадиева.


Сообщение отредактировал nuky - Вторник, 30.11.2021, 10:52
 
КалининДата: Вторник, 30.11.2021, 11:26 | Сообщение # 11
Профи
Группа: Администраторы
Сообщений: 8202
Награды: 0
Репутация: 1114
Статус: Оффлайн
Это полная копипаста; читано уже всеми и сто раз. Ничего нового. Никаких примеров. Адопись это многовековой Бабайка, пугалка прошлых лет и, как и всякий насаждаемый в народе страх, являлось удобным инструментом политического влияния.
И вляется ли перевёрнутое Око злым умыслом или ошибкой резчика - это вопрос веры. Верить в козни и непонятное всегда проще и приятней...
 
alex13Дата: Вторник, 30.11.2021, 12:34 | Сообщение # 12
Активный участник форума
Группа: Проверенные
Сообщений: 55
Награды: 0
Репутация: 24
Статус: Оффлайн
Цитата Калинин ()
Так какой факт? Символ не так нарисован - факт.Всё остальное - наши предположения и домыслы.

Повторю: всё может объясняться проще: как приспичило резчику нарисовать треугольник - так он и нарисовал.
По недомыслию, по наплевательскому отношению, или просто перепутал, или вообще в памяти у него засело, что надо рисовать именно так, или ещё с полдюжины простых причин - а контроль ослабел, а приходские проморгали, а лавке иконной вообще пофиг, а треугольничек махонький, его не всяк и разглядит...

А мы тут подводим конспирологическую базу под факт, и пытаемся его объяснить с таких вычурных позиций, что аж страшно становится...

Подождём ещё мнений.
Полностью согласен!
Все эти адовые теории - натягивание совы...
Не спорю, что это все интересно и увлекательно...но в итоге все прозаичнее.
С Ильей полностью согласен, повторюсь.
 
nukyДата: Вторник, 30.11.2021, 18:23 | Сообщение # 13
Активный участник форума
Группа: Проверенные
Сообщений: 84
Награды: 0
Репутация: 337
Статус: Оффлайн
Господа, что за манеры стирать свои последние сообщения?
Ну просто очень некрасиво...
 
seme77Дата: Воскресенье, 05.12.2021, 18:14 | Сообщение # 14
Новичок
Группа: Новички
Сообщений: 15
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
приведенные примеры адописных икон вряд ли уместно сравнивать с иной техникой- литьём металла. приведу свой пример, отчасти тоже натянутый(фото под рукой нет). на маленьком штампованном латунном окладе нач.20в. Р.И. на мафории у Богоматери изображены рельефом 3 пятиконечных звёздочки. есть ли в этом тайный смысл? для человека, ищущего тайный смысл и некий шифр в церковных орнаментах, например в медальонах полотенец росписей Ферапонтова монастыря, он, безусловно есть! для художника, это изображающего, тайного сысла обычно нет. просто так рука пошла, мода эпохи, собственная безграмотность, и т.д.. если уж рассматривать тайный смысл в этом примитивном по художественному исполнению нательном кресте, предлагаю начать с дешифровки 6 точек сверху и 4х точек по краям от треугольника, а затем рассмотреть символику очень необычных загогулин в нижней части.
 
pmecoДата: Вторник, 14.12.2021, 19:59 | Сообщение # 15
Активный участник форума
Группа: Проверенные
Сообщений: 76
Награды: 0
Репутация: 44
Статус: Оффлайн
Начиная с Павла первого, в никониянской среде, стали изображать глазик в пирамиде...
подробней- https://mu-pankratov.livejournal.com/442503.html
Постепенно РПЦ приняло его как каноничный знак.
 
Gena_UralДата: Среда, 15.12.2021, 10:58 | Сообщение # 16
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 1261
Награды: 0
Репутация: 233
Статус: Оффлайн
из Вашей ссылки про бесовские деяния со знаком перевёрнутой пирамидой.
 Значок сотрудника МУРа
Прикрепления: 5429872.jpg(247.5 Kb)
 
merkatoreДата: Среда, 15.12.2021, 12:51 | Сообщение # 17
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 5247
Награды: 2
Репутация: 2242
Статус: Оффлайн
pmeco, доброго дня, есть ли какое нибудь мнение об отношении церкви в Византии к глазу Фатимы? Раз ж о глазах заговорили...
Если в тему погружались, то интересно было бы узнать о том как менялось отношение к сувериям в Византии до захвата и после захвата Константинополя крестоносцами...

Послесловие: думается что глаз в пирамиде как то связан с глазом Фатимы...


Сообщение отредактировал merkatore - Среда, 15.12.2021, 12:58
 
pmecoДата: Четверг, 16.12.2021, 12:31 | Сообщение # 18
Активный участник форума
Группа: Проверенные
Сообщений: 76
Награды: 0
Репутация: 44
Статус: Оффлайн
Цитата merkatore ()
есть ли какое нибудь мнение об отношении церкви в Византии к глазу Фатимы?

Доброго здоровья! Если честно то не изучал етот вопрос. Поспрошаю у наших знатоков.
 
Форум » Обсуждения » Кресты » Изображение треугольника с глазом в верхней части нательного (Помогите разобраться)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: