Логин:
Пароль:
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]


Страница 1 из 11
Модератор форума: Калинин, soldat-52, Issandra, Северный_копарь 
Форум » Обсуждения » Статьи форумчан посвященные медному литью » Спас Вседержитель На Престоле
Спас Вседержитель На Престоле
klimДата: Понедельник, 26.12.2016, 17:01 | Сообщение # 1
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 260
Награды: 1
Репутация: 156
Статус: Offline
Спас  Вседержитель на  престоле.   Иконография Мастера А.П


Триптих Спас Вседержитель на престоле с предстоящими архангелами Михаилом и Гавриилом – образец классического   Преображенского медного литья  XIX века.
Замысел автора оказался удачным.  Его шедевр служит украшением любого собрания: от  государственного музея до отдельного коллекционера. Мастером был использован приём, сочетающий просечное и почти горельефное литьё. Просечным  представлены образы духовных бестелесных архангелов Михаила и Гавриила, а горельефным  –   Христос на троне в качестве небесного Владыки.
Личный поиск иконы Спаса Вседержителя с удостоверяющими клеймами Мастера продолжался более десяти лет. Наконец она доступна:









Особенности иконографии сведены в прилагаемой Таблице.




В обоих  идентифицированных вариантах Мастера центральная икона  оказалась на 4-10мм крупнее известных переливков Хрусталёва. Равнозначные по колеровке и габаритам изводы предстоящих архангелов до сих пор не обнаружены. Образ с иконографией варианта №1 публикуется впервые. Почему именно этот вариант был отмечен клеймами Мастера?  Качество его отливки ниже среднего: 4 сквозных отверстия из-за непролива  металла,  три из которых  заклёпаны в былые времена. Почему, как и в случае с Успением, клеймится единственная икона и тоже с грубыми дефектами литья? Клеймится последним годом работы Мастера, годом тотального клеймления?!
Низкий поклон собирателю,  сохранившему единственную на сегодня икону с удостоверяющими клеймами!
Внешние габариты отливок  вариантов  идентичны. Выявлена значительная «конусность» изводов: нарастающая  разность ширины «низа» по отношению к «верху» составляет 4мм, что объясняет причину колебаний ширины отливок, указываемых владельцами в более ранних публикациях изводов без клейм.
Принцип Мастера маркировать свои Матки раннего периода при помощи вариантов графического кода служил направляющим косинусом при поиске и сразу, и безошибочно, позволил идентифицировать его варианты. В данном произведении для размещения вариантов графического кода использовались  поверхности нимба и подножья трона. Нимб в первом  варианте несёт во внешней составляющей некое подобие «серёжек из пары вишенок» и стилизованных букв «омега» - во втором. На  внутренней составляющей – традиционные дуги с точками в первом варианте и без точек – во втором.



Горизонтальная составляющая подножья трона в обоих вариантах маркирована дугами с промежуточными перпендикулярными рисками. Вертикальные боковые составляющие подножья трона в первом варианте – гравированными  парами вертикалей с окружностями между ними, во втором – объёмными подобиями дуг  с парами выпуклых точек между ними


Вертикальные боковые  стойки трона в первом варианте орнаментированы гравированным вертикальным орнаментом, во   втором – объёмным.
Нарушения симметрии в оформлении орнамента многолопастного навершия иконы и фрагментов внутренней спинки трона, присущие обоим вариантам, отношу к преднамеренным. Эти «нарочитые» искажения  никто из последователей  Мастера в своих вариантах не решился подправить. Что остановило их от такого решения? Нет  ответа. Хотя тот же Хрусталёв решился убрать цветы на одежде Спаса и заменить их  шагреневой поверхностью.
Кроме перечисленных выше особенностей  вариантов  наличествует ещё один  избыточный признак: наличие чубчика в верхней части лба во втором варианте иконографии. Это явное нарушение принципа Оккама может свидетельствовать о том, что существуют и другие, неизвестные  варианты образа; или о том, что иконография Спаса  использовалась в иных  образах медной пластики. Беглый просмотр публикаций подтвердил это предположение. Примером могут служить  образы Спасителя из 3-х створчатых  Каталожных  Деисусов: А02-049, А02-050 и А02-082, в иконографии которых присутствует « чубчик» и графические коды на нимбах. Наибольший интерес представляет последний складень, внутренние рамки средников которого несут дополнительный графический код из модифицированных букв «омега», оконтуренных точечным пунктиром. Явный признак того, что иконография складня в целом принадлежит Мастеру. Другие претенденты, маркирующие  свои матки графическим кодом, истории отечественного медного литья не известны

фото 10


фото 11


фото 12


Желаю форумчанам успешного поиска в Новом Году!
Прикрепления: 2791994.png(66Kb)


Сообщение отредактировал klim - Понедельник, 26.12.2016, 17:10
 
КукушкиндДата: Понедельник, 26.12.2016, 23:16 | Сообщение # 2
Профи
Группа: Новички
Сообщений: 33
Награды: 0
Репутация: 34
Статус: Offline
Спасибо, Олег Николаевич, за новое исследование. Здорово!
С наступающим Новым годом Вас, крепкого здоровья и новых открытий.
С глубоким уважением!
 
Форум » Обсуждения » Статьи форумчан посвященные медному литью » Спас Вседержитель На Престоле
Страница 1 из 11
Поиск: