Старая форма входа
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]


  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Калинин, soldat-52, Северный_копарь, Issandra  
Форум » Раздел свободного общения » Литература, библиография, архивы » Тайны "отливных" икон (По музею-заповеднику. Нижний Тагил.)
Тайны "отливных" икон
merkatoreДата: Понедельник, 18.11.2019, 20:52 | Сообщение # 1
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 5245
Награды: 2
Репутация: 2242
Статус: Оффлайн
http://historyntagil.ru/museum/3_168.htm

Тайны "отливных" икон

Для музеев Урала характерно наличие обширных коллекций металла, где достаточно
большую группу составляют памятники религиозно-культового значения, исполненные
в технике литья. Это колокола, разнообразные предметы церковной утвари и так
называемая мелкая пластика (различные виды и типы крестов, икон, складней).
Нижнетагильский музей-заповедник "Горнозаводской Урал" не является исключением.

Особенностью коллекции икон музея-заповедника "Горнозаводский Урал" является их
принадлежность конкретным храмам Нижнего Тагила, разрушенным в 1930-е годы: Выйско-
Никольской церкви, Входо-Иерусалимскому собору, Введенской церкви. Огромную роль в
сохранении храмовых памятников иконописи в период воинствующего атеизма сыграли
музейные сотрудники, благодаря которым они попали в музейный фонд.

В последующие годы памятники различных школ и направлений поступали в результате
музейных экспедиций, которые в 1960-70-е годы проводились практически ежегодно. Таким
образом, в ХХ веке в Нижнем Тагиле была собрана коллекция икон (около 700 памятников), в
основном это образцы позднего иконописания второй половины XVIII-XIX веков.

В коллекции есть уникальные, как, например, большая храмовая икона "Коронование Девы
Марии", которая была написана в конце XVIII века приглашенным итальянским мастером
для Входо-Иерусалимского собора, где она венчала великолепный барочный многоярусный
иконостас.

Большая храмовая икона XIX века "Троица Новозаветная" из Входо-Иерусалимского
собора отреставрирована в 2016 году реставраторами музея-заповедника А.А. Наседкиной и
А.В Мячевым. На Урале подобных икон не обнаружено ни в одном музейном собрании.
Появление таких композиций связано с влиянием Римско-Католической Церкви, в которой
такие сюжеты были широко известны. Конструкция самой иконы интересна тем, что она
напоминает современный билборд.

Самая древняя икона из собрания музея-заповедника, датируемая концом XVI – началом
XVII вв. – редко встречающийся извод "Изведение апостола Петра из темницы".

В этой статье рассказывается об экспонате из музейной коллекции "Металлопластика". Но
сначала, собственно говоря, о меди…

Этот материал издавна широко использовался не только благодаря своим физическим
свойствам. Дело в том, что ему на Руси приписывались магические и целительные свойства,
поэтому медь использовали для отливки крестов, икон, складней и амулетов. Производство
подобных предметов восходит к глубокой древности. После Киева (XI-XIII вв.) основным
центром литья становится Новгород Великий, который на протяжении XIV-XV вв. сохраняет
первенство в этом виде художественного металла.
Складень трехстворчатый "Деисус" XIX в. Медный сплав, литье, эмаль. 13,2 х 36,0 х 0,5
см.

Считается, что в XVI-XVII вв. традиции медного литья перемещаются в Центральную
Россию и Москву. Однако, памятников XVII в. сохранилось очень мало. Это связано с
Петровскими указами 1722-1723 гг., предписывающими не употреблять более в частных
домах и церквях "отливные" и резные иконы. Подобный запрет был обусловлен проведением
в 1650-1660-х годах церковной реформы патриарха Никона, которая заключалась в
нововведениях, направленных на изменение существовавших тогда чинопоследований
христианского богослужения в целях их унификации с греческими. Никоновская реформа
вызвала раскол Русской церкви и повлекла возникновение многочисленных
старообрядческих течений. Именно в среде староверов литые иконы были высоко ценимы.

Известно, что в петровскую эпоху на заставах хватали людей, имеющих при себе "медные
створни" (складни), которые считались непременным атрибутом противников нового обряда.
В самой же Москве в XVII в. качественный уровень литых изделий заметно снизился. С
начала XVIII в. начинается "великий исход" старообрядцев в Поморье, Карелию, Поволжье,
Урал, Сибирь, Польшу и, позже, в Прибалтику и Венгрию. Там, почти недосягаемые для
официальных властей, они сохраняли свои традиции, свой уклад жизни и быта, и одним из
самых ярких проявлений духовного "самосознания" староверов становится производство
меднолитых крестов, икон и складней.

Сведения о производстве культового медного литья на Урале и в Западной Сибири крайне
скудны и отрывочны. В настоящее время не обнаружено ни одной меднолитой иконы,
которую безусловно можно было бы определить как "местную". Большинство дошедших до
нас памятников старообрядческого литья относится к XVIII – первой половине XIX веков.
При этом исследователи традиционно выделяют лишь три крупнейших центра производства
культовой пластики: Выговский монастырь на Русском Севере (поморское литье),
Преображенское кладбище в Москве, где находилась община беспоповцев-федосеевцев
(московское литье) и район, известный под названием Гуслицы (гуслицкое литье). Вплоть до
второй половины XIX века изготовление медных икон, крестов и складней было одним из
самых распространенных "промыслов" поморцев русского Севера.

На Урале проживали старообрядцы различных толков и согласий, наибольшее
распространение получили беглопоповцы (принимавшие священников, бежавших из
официальной церкви), значительная часть которых была выходцами с Поволжья. Учитывая,
что между староверами Урала и Поволжья в XVIII-XIX веках существовали самые тесные
связи, можно говорить о взаимном влиянии в области изготовления мелкой культовой
пластики. И если рассматривать вопрос о возможном производстве меднолитых икон на
Урале, не стоит забывать, что с середины XVII века собственные металлообрабатывающие
промыслы имели Невьянский Богоявленский, Тагильский Преображенский, Долматовский
Успенский мужские монастыри, в которых монахи плавили руду и делали из меди различные
вещи. В 1701 году рудные земли по указу Петра I были отобраны в казну.

В XVIII-XIX вв. крупнейшими центрами по изготовлению металлических изделий были
поселения при частных заводах – Невьянском, Нижне-Тагильском, Суксунском и
Каслинском, бывшими одновременно "гнездами раскола". По архивным документам
выявлены имена следующих невьянских литейщиков: Ивана Засыпкина (в 1815 году отливал
старообрядческие кресты по образцам, присланным из Кушвы); Якова Гаряева (в 1821 году
переливал разбитый колокол для Верхотурья, был замечен как "как льющий
старообрядческие образа"); Матвея Москвина. К сожалению, ни один из исследователей не
дает сноску о документах по литейщикам Нижнего Тагила (вероятно, таковые пока не
найдены), а ведь если говорить об основных ориентирах ведущих старообрядческих центров
Урала, то это Нижний Тагил, Невьянск, Кушва, Екатеринбург, Касли, известные своими
связями с другими центрами старообрядчества: Поморьем (Выг), Москвой, Поволжьем.

В 1806 году Горный устав, регламентирующий всю деятельность горнозаводских округов,
был дополнен статьей № 394, запрещавший впредь "производство в частных домах,
основанное на огненном действие, требующем дров и угля…". Под эту статью,
продолжавшую действовать вплоть до конца XIX века, попали мастера, работавшие в
Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Невьянске, Кушве и ряде других мест; меднолитейный
промысел в этих центрах заметно сокращается и большей частью развивается скрытно.
Некоторые архивные источники указывают на то, что мастера прибегали к различным
уловкам, например, приноровившись устраивать литейные мастерские на колесах: в случае
опасности с оборудованием и готовыми отливками можно было быстро скрыться.

По числу проживавших раскольников уральские губернии стояли впереди всех остальных
в России. Долгое время эта область ремесла, обслуживавшая обширные старообрядческие
поселения края и развивавшаяся потаенно в селениях и при скитах, для нас оставалась почти
непознанной.

Коллекция металлопластики музея-заповедника насчитывает около трехсот экспонатов.
Изучение её поможет расширить наши представления о бытовании медного литья на Урале, в
частности, в Нижнем Тагиле, и познакомит с поразительным многообразием и красотой
такого явления, как медное литье.

На снимке представлен складень "Деисус" XIX века. Он состоит из трех створок,
складывающихся, как книжка.

Дейсис, или Деисус, в переводе с греческого означает моление, прошение. Это икона или
группа икон, имеющая в центре изображение Христа Вседержителя (Пантократора), а справа
и слева от него, соответственно, – Богоматери и Иоанна Крестителя, представленных в
традиционном жесте молитвенного заступничества.

На нашем складне в среднике изображен по пояс Господь Вседержитель с раскрытым
Евангелием в левой руке и благословляющий правой. На нем хитон и гиматий. Ворот хитона
орнаментирован жемчужником (имитация жемчужного шитья). В раскрытом Евангелии
видна традиционная надпись: "Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные".
Массивный крест в нимбе декорирован, синей эмалью. Рельеф по поверхности детально
проработан. В прямоугольных дробницах надпись "ГОСПОДЬ ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ". Фон по
синей и белой эмали заткан тончайшими ветвями. Аналогичным образом исполнены фоны
фигур на двух других створках.

Слева представлена Богоматерь в орнаментированном мафории с кистями на плечах и
тремя рельефными звездами на лбу и на плечах, что означает – до Рождества Дева, после
Рождества Дева и во веки веков Дева. В её правой руке – развернутый свиток с текстом
молитвы, призывающей Господа многомилостивого приклонить ухо свое к молитве за род
человеческий. В верхних углах – монограмма Богоматери. Каймы одежд Марии
декорированы жемчужником.

На правой створке представлен Иоанн Предтеча как Ангел Пустыни. Он – в препоясанной
милоти из верблюжьей шерсти, за спиной его развернутые крылья. В левой руке он
придерживает свиток с надписью "Се Агнец Божий…" и чашу, в которой лежит жертвенный
Младенец. Правой рукой Иоанн указывает на него. Основой символики крылатого Предтечи
явились слова Евангелия: "Вот Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который
приготовит путь Твой пред Тобою" (Марк,1,1-2). Его самого, Предтечи, мученическая смерть
(обезглавливание) предзнаменует искупительную жертву Христа.

Иконография Иоанна с Агнцем рождается очень рано – в первые века христианства. Чаша
с изображением Младенца Христа указывает на Его искупительную жертву. Детали крыльев
Иоанна, его волосы, меховая милоть проработаны с редкой детальностью и подробностью
путем тщательной прочеканки форм рельефа.

На обороте левой створки – Голгофский крест в круге, обрамленном густым цветочным
орнаментом. За крестом – стены и башни Иерусалима. Круг с Голгофой оформлен подобием
лаврового венка.

Данная композиция – стилизованный в духе времени вариант оборотных сторон
створчатых складней XVIII в. с мотивами старопечатного и старообрядческого книжного
орнаментов.

Старообрядцы очень дорожили литыми иконами. Несмотря на преследования, они всегда
сопровождали их – дома, в пути, в работе на приисках и военных походах.

Марина КАЗАКОВА, научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника
"Горнозаводской Урал.

Литература: Газета "Тагильский вариант" № 34(264) от 29.09.2016; № 37(267) от
20.10.2016
 
Форум » Раздел свободного общения » Литература, библиография, архивы » Тайны "отливных" икон (По музею-заповеднику. Нижний Тагил.)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: