Старая форма входа
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]


  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Калинин, soldat-52, Северный_копарь, Issandra  
Форум » Раздел свободного общения » Литература, библиография, архивы » В. Коршун, С. Овчинников "Редкая нагрудная икона"
В. Коршун, С. Овчинников "Редкая нагрудная икона"
КалининДата: Суббота, 08.05.2021, 11:40 | Сообщение # 1
Профи
Группа: Администраторы
Сообщений: 7520
Награды: 0
Репутация: 1076
Статус: Offline
...[Что ставит под сомнение нашу атрибуцию этой иконы как изображение архангела Гавриила, все предыдущие атрибуции этой иконы, на которых основывается наша, и все рассуждения о копировании Ники
в русском медном литье...
Мнение: это всё-таки Гавриил, а надпись... ну, что ж - написали на том, что было - и из Гавриила получилася его старший брат, грозных
сил воевода
]...

В начале 2021 г. в сети Интернет появилось изображение меднолитой нагрудной иконы круглой формы с фрагментарно сохранившейся позолотой на поле (рис. 1).



На ее лицевой стороне в круглом ковчежце помещено рельефное профильное поясное изображение крылатой фигуры, держащей в руках венок. Редкие аналогии этой композиции [1], относящиеся к XIV–XV вв., подробно
рассмотрены в статье А.В. Рындиной [2]. Среди них наиболее близкой является
серебряная иконка с круговой надписью «святы Михаил архистратиг небесных сил
воевода», некогда поступившая в ГИМ из коллекции Н.М. Постникова [3].

На публикуемом предмете личного благочестия вокруг указанной композиции в рамке между двух ободков также помещен обронный текст:
«+нбсныхъ сил воевода молим тѧ преначлнечэ да твоими млтвами покр»
(+н(е)б(е)сныхъ сил воевода молим тя пренач(а)л(ь)нече да твоими м(о)л(и)твами
покр[ой нас кровом крыла твоего]).
Схожие тексты имеются в богослужебных книгах XIV–XVIвв. у тропаря четвертого гласа [4]: «Нбcных воинъствъ воеводы молимсѧ недостойніи. да вашими мл҇твами покрыйте ны кровом крилъ (небесных воинств
воеводы, молимся, недостойные, да вашими молитвами покройте нас кровом крыл) и
Нбcных воинъствъ архистртизи м҇лимсѧ недостоиніи. да вашими мл҇твами покрыете
ны кровом крилу твоею (небесных воинств архистратиги, молимся, недостойные, да
вашими молитвами покройте нас кровом крыла твоего).
Наиболее вероятным является версия, что круговая надпись представляет собой переработанный текст тропаря
для молебного правила, акафиста или канона архангелу Михаилу.

Поле оборотной стороны иконы заполнено гравированным фронтальным поясным изображением святого с благословляющим жестом правой руки и Евангелием в левой покровенной руке, облаченного в складчатую фелонь и омофор.
Фигура святого слегка вытянута по вертикали, пальцы удлиненные, голова окружена
нимбом. По обе стороны от святого расположена поясняющая надпись, состоящая из
колончатой «агиос» и строчной «игн / атеі | бого / носе | нь» (святой Игнатий
Богоносень).
Оглавие имеет вид куба со скошенными углами и рельефным
изображением Нерукотворенного образа Спаса на лицевой стороне.
В русской иконографии изображение Игнатия Богоносца вобразе святителя известны с конца XV в. на иконах с ростовыми фигурами избранных святых.
На эту же нижнюю временную границу указывают в комплексе
начерки букв А с петлей в верхней части мачты, В калачиком, Д и Л с полочкой,
несимметричная Ч [5], а также оглавие с изображением Нерукотворенного образа
Спаса.

Примечания
1. Пользуясь случаем, автор выражает глубокую признательность С.В. Гнутовой за
предоставленную информацию.
2. Рындина А.В. Эллинистические мотивы в памятнике московской торевтики
последней трети XIV в. // Древнерусское искусство XIV–XV вв. М.,1984. С.
94–100.
3. Каталог христианских древностей, собранных московским купцом Н.М.
Постниковым. М., 1888. С. 66. Кат. № 1100. Табл. 31.
4. РГБ ОР. Ф. 304.I. № 31. Л. 55 об.; № 492. Л. 82; № 499. Л. 79; № 497. Л. 73.
5. Николаева Т.В. Произведения русского прикладного искусства с надписями XV –
первой четверти XVI в. / Археология СССР. САИ. Вып. Е1–49. М., 1971. Табл. 81.
Прикрепления: 0619980.jpg(291.3 Kb)
 
КалининДата: Четверг, 13.05.2021, 10:47 | Сообщение # 2
Профи
Группа: Администраторы
Сообщений: 7520
Награды: 0
Репутация: 1076
Статус: Offline
Пойду к Василию каяться - добавил предмет всё-таки с припиской "Михаил по иконографии Гавриила"...

Прикрепления: 0131570.jpg(199.3 Kb)
 
Master4238Дата: Пятница, 14.05.2021, 00:28 | Сообщение # 3
Активный участник форума
Группа: Проверенные
Сообщений: 136
Награды: 0
Репутация: 15
Статус: Offline
На самом деле, по поводу этого изображения архангела никогда бы и не было двух (трёх) мнений,
если сразу разглядеть, что в руках он держит не венок, а крылья.
Есть в апокрифах только одна история возвращения Михаилом крыльев своему некогда верному солдату и помощнику Уриэлю, архангелу сложной (как бы сейчас сказали) судьбы. Падшему ангелу , сначала потерявшему одно крыло ,
потом (не без участия Соломона) второе.
В некотором роде - это можно было бы даже посчитать осознанным решением,
за желание вникнуть в человеческую мудрость,стать падшим ангелом.
Но, так как им не было совершено никаких злодеяний против Неба,
- был в конце концов прощён, и, видимо, именно тему прощения и несёт в себе данный рельеф.


Сообщение отредактировал Master4238 - Пятница, 14.05.2021, 00:38
 
КалининДата: Пятница, 14.05.2021, 01:04 | Сообщение # 4
Профи
Группа: Администраторы
Сообщений: 7520
Награды: 0
Репутация: 1076
Статус: Offline
Это поистине прекрасное предположение разбивается о суровые реалии недостаточного знания апокрифов в России тех времён, когда было изготовлено... второе изображение - Игнатия.
Они, как мы видим, по художественному, исполнительскому искусству - аки небо и земля.

Самого Уриэля в Россию ввели веком позднее изготовления этой иконы, а Нику (предположим всё-таки, что это она) могли сваять в те времена, когда и России-то никакой не было, даже Киевской. И перелили потом иконку с греческого изображения некоего крылатого персонажа (ну, коли крылья - стало быть ангел, верно, кто ж ещё), и стали придумывать, что бы написать по ободку. Гавриил? ОК, пусть. Михаил, грозных сил воевода? Да запросто.

А Уриэля тогда не было ещё у нас, вовсе не знали. Его уже и католики забыли основательно, он именно что апокрифический, без отдельного почитания.
И тут вдруг - Михаил (или Гавриил, не суть) с крыльями этого Уриэля? С чего бы? При всём богатстве сюжетов, которые предоставляет история Михаила (или Гавриила) - избрать апокрифический, связанный с неизвестным архангелом?..
 
Форум » Раздел свободного общения » Литература, библиография, архивы » В. Коршун, С. Овчинников "Редкая нагрудная икона"
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: