Старая форма входа
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]


  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Калинин, soldat-52, Северный_копарь, Issandra  
Форум » Раздел свободного общения » Литература, библиография, архивы » апокрифические надписи на церковных изображениях .
апокрифические надписи на церковных изображениях .
Михаил68-68Дата: Воскресенье, 05.05.2024, 11:46 | Сообщение # 1
Активный участник форума
Группа: Проверенные
Сообщений: 101
Награды: 0
Репутация: 79
Статус: Оффлайн
https://staroobryadci.ru/2022....umatsya 
Апокрифические сказания об евангельских событиях, получившие широкое распространение в русском народе, не могли не оказать сильного влияния на церковную живопись. Как известно, существует целый ряд икон и других изображений, содержащих в себе черты апокрифов.Иногда на церковных изображениях помещаются целые апокрифические сказания. К таким изображениям относится и распятие с надписями, подробно исчисляющими количество понесенных Христом побоев и поруганий.О подобной записи говорит в одном из своих очерков О.И. Буслаев. На указываемом им «печатном листе» содержится такая надпись;— Сказание от жития святых отец, како претерпел Христос Господь вольное страдание нашего ради спасения. Старцу единому святому, иже всегда размышляя страдания Христова горце рыдание, явися Христоси сказа ему подробну, како претерпел, и колико крови спасения ради человеческаго пролия.Самых рече воздыханий сердечных испустих сто девять. Кровных каплей от тела моего истече всех оддинадцать крат сто тысящей, осмь тысячей двести двадцать и пять. Воинов вооруженных, посланных яти мя, сто осмьдесят. К ним же прилучитися от простых бесчинных людей, двести тридесять, яко быти всех, триста четыредесять и осмь. Три воина ведоша мя и пакости различныя деяху. За власы и браду торган бых и влачим седмь десять семь крат. Падох на землю, начен он вертограда до архиерея Анны седмижды. Дланми по устам и ланитам претерпех ударений сто пять. Пястми в лице двадесять. Порыван и дручен от начала страсти до конца сто семьдесят крат. Синих ударений имех, тысяща сто девять десять и девять. В ноги ударен бых сто ударен бых единого. При столпе ран прият тысяща шестьсот шестьдесят шесть. Смертнаго о землю ударения три. Егда возложиша на мя тернов венец, удариша мя по главе тростию и палицею со всей силою, четыредесять крат. От тех ударений, сто остей от тернова венца пронзоша ми кость до мозгу, от них же три приломлены осташа во главе, с ними же погребоша мя. От прободения венца терноваго истече крови каплей три тысящи. А ран бяше в главе терновым венцем прободенных тысящи, понеже венец возложен на главу спаде разов осмь. Егда от претора веден бых на Голгофу, нося крест, падех на землю пять крат. Тогда подьях ударений смертных девять надесять и подношен бых от земли за власы, и усы, двадесять три. На земле лежа донележе прибит на крест и поднесен, плевотин в лице подьях семьдесят три. Тогда  и в вые ударений подьях, двадесять пять. В лице и в уста удариша мя пястьми разов пять, от которых ударений крове из усть и из ноздрей много истече. Тогда и два зуба избиша ми. Между очию удариша мя пястьми трижды. Терзаху за нос разов двадесять, за уши тридесять. Ран великих бяху ми семьдесят две. Ударений великих в перси и в главу приях, пятьдесять осмь. Обаче три наибольшия болезни тогда во страдании своем имех; 1-я.Яко не много кающихся видех и аки всуе кровь моя проливашася. 2-я. Болезнь тяжчайшая матере мрея стоящия под крестом, и горце плачющия. 3-я. Болезнь егда в руце и нозе на кресте распенши пригвоздиша мя. Яко сбытися речению Давида пророка; 2исчетоша вся костя моя» (Отеч. Записки, CXXXVIII кн., от. III, стр. 66).Д. Ровинский в «Русских народных картинах» под № 875 поместил картину; «Крестное знамение узлом положися»На картине представлен крест, весьма красиво связанный из безконечной ленты, вверху помещено распятие и поясные изображения Богородицы и Богослова, в середине, с боков апостолы и евангелисты, а внизу страсти Христовы. Вверху два ангела держат столбцы с надписями, справа: «Насемь листе изобразися кресное знамение положися узлом исплегены страсти Господни. Внемь положен Иосиф с Никодимом со креста пречистое тело сняша и во гроб евсиманский слезно полагаше Плотию со креста во ад шедша и силу вражию победил в трети день воскресша и всему миру радость дароваша  Апостолом собраны и страсти им показаны им показаны. Аще начнешь читать сначала от Христа… христовыя страсти можешь поминать».На ленточке, которая образует сам крест, сделана следующая запись; «Самых издыханий от сердца, Исус претерпел стократ и девят каплей слез, в страданиях своих пролил шестдесят и седмь тысящей и двести капель кровяных потерял единодесять крат сто тысящей осмь тысящей двести два и десять и пять за власы да за браду святую торган был и влачен семдесят крат и осмь поткнувений упав на колена начав от вертограда и до Анны архиерея, в ноги удары принимав. Сто седмьдесят и два бивши о камени за власы. Ударов по ланитам получил стократ и два раза от руки с жезлом архиерейским. А раб, которому апостол Петр отрубил ухо, сильно ударил Христа по ланиту, ведь слышано бых во притворе архиерейском; Христос же на землю упав и на лице отпечалися следы от рук раба сего. Затем и по устам и по зубам безщадно били Христа и множество крови истекло из ноздрей. В лицо же и между бровями принимал ударов два десять и пять. В главу да в перси получил ударов двадесять и осмь. О камень и о землю трижды смертных ударов. При столбе бых бит плетьми из терновника, бичами с узлами и с острыми жалами, да ужами из железа принимав ударов шесть тысящей шестьсот шесть десять и шесть, причем многие удары были положены по старым ранам. От сотой части тех побоев обычный человек умирает, но Христос Божеством был укрепляемда после множества истязаний умре на кресте. Синих ударов вынес тысящ сто девятдесять и девять. В главе от тернова венца тысяща. Венец был положен и падал восемь раз, ударяем он был по венцу палками четыредесять крат , раны глубоко пронзили голову Господню и три терновые иглы остались в мозгу и посмерти. Егда же нес крест свой на гору, упав пять крат и принял смертоносные дары девятьнадесять крат, оплеван бых сто крат. На разных участках тела о сквернения плевками на земле лежал прибитый ко кресту и приняы седьмдесят крат и трижды поруган бых и мучим за нос двадесять крат за уши тоже мучим бых тридесять крат ран огромных над другими ударами и знамения во всем теле Исуса толико есть дней в пяднадцать летах.»Вот здесь приводится надписи из некоторых апокрифов, дабы мы видели как проходили мысли древних книжников. Также можно найти неизвестные факты из мучений Исуса, про которые нет такой подробной информации ни в каком евангельском повествовании, а лишь в общих чертах описывают апостолы страдания Спасителя, но не в цифрах. Здесь же для нашего понимания о сути мучений представлены более точные данные.Так, по данным Буслаева, Христа при его мучениях вели воинов сто восемнадцать, из последней подписи истекло крови из головы Исуса  тридцать тысяч…Кроме этого, одни подписи не включают множество того, что включено в иных подписях.В дополнение можно сказать, что подсчет мучений Христовых есть и других народностей. Буслаев показывает нам выписки из « французского списка, который издан, как; «Райский ключ и путь к небу или откровение, данное самим Исусом Христом святой Елизаваете, святой Бригите и и святой Мельхиде, котрые хотели узнать о количестве ударов, которые получил Христос во время Его страстей». ( Отеч. Зап. CXXXVIII), отд 3., стр. 68).В заключении размещено заверение в том, что каждому читающему данное произведение обеспечено отпущение грехов, если читать его сорок дней.Источник:Н. Т. Журнал «Церковь», 6 января 1908 г.
 
Форум » Раздел свободного общения » Литература, библиография, архивы » апокрифические надписи на церковных изображениях .
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: