Каменная Казанская икона Божией Матери
|
|
Северный_копарь | Дата: Вторник, 12.02.2019, 08:21 | Сообщение # 1 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 2109
Награды: 0
Репутация: 598
Статус: Оффлайн
| Коллеги, приветствую. Многие, наверняка, видели эту икону на сайте Госкаталога: http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=4110320
Музейная атрибуция: Период создания: 18 - 19вв (?) Материал, техника: резьба, металл, камень, аспидная доска, дерево Размер: 10,4х8,5х0,6 Место создания: Россия Номер в Госкаталоге: 4179813 Номер по ГИК (КП): СОМ 11176 Инвентарный номер: П5100 Местонахождение: Областное государственное бюджетное учреждение культуры "Смоленский государственный музей-заповедник"
Прямоугольная, резьба по аспидной доске, в гладкой металлической оправе, с ушком для подвеса по центру верхнего края. Поясное изображение Богоматери с нимбом, декорированным цветочным орнаментом, фигура младенца изображена поколенно, в фас, с благословляющей правой рукой, его нимб крестчатый, по краю - бусины. В верхних углах - рельефные надписи. По краям - широкая рамка из растительного орнамента и бусин. На обороте надпись: "Труды итщание темничнаго Узника рукою Г.П."
Памятник очень интересный, в том числе и с точки зрения потенциального использования в качестве модели для литья. В связи с чем несколько вопросов: 1. Известны ли прямые аналоги этой иконы в медном литье? В нашем каталоге не нашел, но на форуме не раз "озвучивалась" мысль, что в частных коллекциях, порой, есть такое, чего нет ни в одном каталоге. 2. Известны ли вам, коллеги, другие памятники сопоставимого формата (10,4х8,5х0,6 см), выполненные в этих же техниках? 3. Известны ли какие-то публикации, связанные с этим памятником? Возможно в электронном виде? Качество фотографии на сайте оставляет желать лучшего. Плюс было бы интересно увидеть оборот иконы.
Кроме того, интересны любые мысли, касающиеся датировки иконы (в музее датировали 18-19 вв.), возможного места производства и т. д. Пожалуйста, высказывайтесь.
|
|
| |
Gena_Ural | Дата: Вторник, 12.02.2019, 08:43 | Сообщение # 2 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 1275
Награды: 0
Репутация: 233
Статус: Оффлайн
| икона интересная,но данный форум Меднолит.
О проекте "Русское медное литьё"
Цель данного проекта - представить русское художественное медное литье во всем его великолепии и многоликости.
|
|
| |
ankorz | Дата: Вторник, 12.02.2019, 13:35 | Сообщение # 3 |
Активный участник форума
Группа: Проверенные
Сообщений: 470
Награды: 0
Репутация: 602
Статус: Оффлайн
| Gena_Ural, Геннадий, ТС обозначил: Памятник очень интересный, в том числе и с точки зрения потенциального использования в качестве модели для литья. В связи с чем несколько вопросов: 1. Известны ли прямые аналоги этой иконы в медном литье? В нашем каталоге не нашел, но на форуме не раз "озвучивалась" мысль, что в частных коллекциях, порой, есть такое, чего нет ни в одном каталоге. Так что все "в тему"!
|
|
| |
merkatore | Дата: Вторник, 12.02.2019, 14:23 | Сообщение # 4 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 5226
Награды: 2
Репутация: 2242
Статус: Оффлайн
| может при формовке что то не так пошло..? ну там например формовочная вместе с моделью вынималась... или рельеф недостаточно высокий что бы качественную отливку получить..?
|
|
| |
Северный_копарь | Дата: Вторник, 12.02.2019, 21:20 | Сообщение # 5 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 2109
Награды: 0
Репутация: 598
Статус: Оффлайн
| Анатолий, спасибо! Gena_Ural, Анатолий верно Вам ответил - подразумевалось, что такого рода иконы могут быть связаны с медным литьем. Ведь достаточно интересный вопрос: могли ли в 18-19 веке модели для медного литья изготавливать в том числе и из камня? Тем более среднеформатные.
До этого я считал, что в это время модели могли изготавливаться методами художественной чеканки, резьбы по дереву или кости; и через вторичные технологии - чеканка по литью, комбинирование фрагментов восковых моделей и басма (тиснение). А изготовление таких крупных моделей из камня было уже экономически нецелесообразно. Сейчас стал углубляться в тему и всплыл этот памятник. Он, конечно, не говорит о том, что так оно и было, но показывает, что в теории такая возможность была. Правда вопросов по нему целый сонм.
Цитата merkatore ( ) может при формовке что то не так пошло..? ну там например формовочная вместе с моделью вынималась... или рельеф недостаточно высокий что бы качественную отливку получить? Артем, привет! Трудно сказать. Судя по фото, высота и четкость рельефа вполне подходящие. У меня вообще пока нет никакой уверенности, что этот или аналогичные памятники изготавливались именно в качестве мастер-моделей для отливок. Пока больше похоже на индивидуальное изделие камнереза, причем "темничнаго Узника", т. е. заключенного в темницу(?), или по его заказу.
|
|
| |
soldat-52 | Дата: Вторник, 12.02.2019, 21:47 | Сообщение # 6 |
Профи
Группа: Модераторы
Сообщений: 2379
Награды: 1
Репутация: 1133
Статус: Оффлайн
| https://meshok.net/item....2%D1%8C Добавлено (12.02.2019, 21:49) --------------------------------------------- из описания Подобные иконы упоминаются в книге " Уральские иконы" (стр.140,141,240)
|
|
| |
dr-g-lekter | Дата: Вторник, 12.02.2019, 23:01 | Сообщение # 7 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 1699
Награды: 0
Репутация: 282
Статус: Оффлайн
| Андрей, привет! Граверы, с которыми я общался, по поводу изготовления мастер-моделей, говорили, что металл должен быть мягким (свинец, олово). Другие металлы экономически и трудозатратно не выгодны. Еще дерево, гипс и т.д. Ну по поводу резьбы ты сам хорошо вопросом владеешь! По поводу датировки, думается верная, т.к. аспидные доски широкое распространение получили с к.18в.
|
|
| |
Северный_копарь | Дата: Среда, 13.02.2019, 14:16 | Сообщение # 8 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 2109
Награды: 0
Репутация: 598
Статус: Оффлайн
| soldat-52, Александр, спасибо! С обсуждаемой иконой уровень разный, но зато этот пример показывает, что: Во-первых, что памятник не единичный. Т. е. промысел этот существовал и имел обширную географию. Во-вторых, такие иконы могли раскрашиваться.
Цитата dr-g-lekter ( ) По поводу датировки, думается верная, т.к. аспидные доски широкое распространение получили с к.18в. Сергей, привет! Спасибо! Сейчас тоже пришел к такому выводу.
Цитата dr-g-lekter ( ) Граверы, с которыми я общался, по поводу изготовления мастер-моделей, говорили, что металл должен быть мягким (свинец, олово). Тут, похоже, кто на чём специализируется. Мне, наоборот, говорили, что слишком мягкий, вязкий металл резать неудобно.
|
|
| |
Михаил68-68 | Дата: Среда, 13.02.2019, 18:49 | Сообщение # 9 |
Активный участник форума
Группа: Проверенные
Сообщений: 99
Награды: 0
Репутация: 79
Статус: Оффлайн
| Сегодня посмотрел фильм про изготовление оловянных солдатиков. Гравер в старину делал форму из сланцевого камня.Солдатиков делали с высокой детализацией. Режется легко.
Сообщение отредактировал Михаил68-68 - Среда, 13.02.2019, 18:49 |
|
| |
Северный_копарь | Дата: Среда, 13.02.2019, 21:11 | Сообщение # 10 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 2109
Награды: 0
Репутация: 598
Статус: Оффлайн
| Михаил68-68, все верно. Для резьбы, в основном, старались брать относительно мягкие породы, чтобы можно было обрабатывать стальными инструментами. Недавно на Ревью проходили формы для крестов из Ивановской области. По-видимому, из того же материала. И тоже XVIII век (если ошибаюсь, пожалуйста, поправьте):
|
|
| |