shaik6 | Дата: Среда, 05.02.2025, 11:07 | Сообщение # 1 |
Новичок
Группа: Новички
Сообщений: 4
Награды: 0
Репутация: 10
Статус: Оффлайн
| Добрый день! Прошу помощи знатоков в определении образка. Материал серебро в позолоте. Размер 22×14×4. Место обретения Астраханская область.
|
|
| |
shaik6 | Дата: Четверг, 06.02.2025, 11:15 | Сообщение # 2 |
Новичок
Группа: Новички
Сообщений: 4
Награды: 0
Репутация: 10
Статус: Оффлайн
| Есть предположение что это Никола. Но у некоторых коллег есть сомнения что это он.
|
|
| |
Калинин | Дата: Четверг, 06.02.2025, 13:57 | Сообщение # 3 |
 Профи
Группа: Администраторы
Сообщений: 8917
Награды: 0
Репутация: 1173
Статус: Оффлайн
| Надо помнить, что в иконографии ничего не бывает просто так. Иконографических правил (изводов) придерживались: не лепили что ни попадя, не выдумывали. Возможно, мелкие кустарные литейки и могли позволить себе наплевательски относиться к установленному Церковью и временем типу изображения, но бывало это редко, и виновные вполне могли поплатиться: — А кто это, мол, у тебя тут изображён? А почему без короны (без крестов на омофоре, без омофора, без бороды, с другой бородой, кучерявый вместо лысого, со стрелой вместо копья, и так далее). Мелкая литейка могла списать все изменения на собственную убогость, на брак литья, непролив формы или сдвиг её в опоке — но не на "собственное вИдение", как сейчас, не на "художник так видит". За "собственный взгляд" на устоявшуюся иконографию могли привлечь к ответу, и не в виде общественного порицания, а в другом — вплоть до костра.
Это я всё к тому, что Никола Мирликийский (Чудотворец) — он ведь кто? Он святитель. Помимо этого, он епископ (высшее лицо в церковной иерархии) Мир Ликийских (был такой город — Мира, в римской провинции Ликия; ныне это Турция, провинция Анталья). А в иконографии святителя (т. е. — священнослужителя, несшего веру с амвона), и в иконографии епископа, всегда имеются (должны иметься!) указания на то, что изображённый — именно святитель и епископ.
На самом деле, изготовителю иконы достаточно просто соблюсти иконографический канон в отношении епископа-святителя: в руки ему дать книгу (Евангелие; символ того, что изображённый несёт благую евангельскую весть et cathedra) и надеть на него омофор с крестами. Омофор — часть епископского облачения, часть наряда высшего лица Церкви. Ну и изображение лика тоже было регламентировано. Длинная борода / короткая борода, кудрявый/прямоволосый, залысины/волосатый, крест в руках (символ мученика; а мучеником Никола, к счастью не был — умер своей смертью), благословляющее перстосложение, и так далее. Человек "насмотренный" всегда отличит Николу от, скажем, Сергия Радонежского (другой тип лица, бороды, причёски), без труда опознает изображённого по многим характерным признакам.
Что мы видим тут? Ну, во-первых, предмет подлинный, 14-15 век. Это уже хорошо в современных реалиях. Во-вторых, по некоторым признакам мы поймём, что предприятие, изготовившее эту икону — серьёзное; не кустари, делавшие на коленке. Качественное литьё; это видно сразу — ровность формы, мелкие детали, золочение. Сам материал, собственно: абы кому дорогое в те времена серебро не доверили бы. Видим святого средних лет (младше признанного иконографического типа Николы), с благословляющим перстосложением десницы, в не-епископском одеянии, без, соответственно, омофора и крестов. Без креста; т. е. — не святой мученик за веру. Отказываюсь от предположения, что это "просто Никола, только изобразили его просто без омофора" — так не бывает. Табу. Жёсткий иконографический канон, который приличное литейное заведение не могло нарушить.
Для начальной, самой простой атрибуции ("кто же это изображён?") удобно действовать методом исключения. Уже потом, после исключения того или иного персонажа, можно двигаться дальше, уточнять по более мелким деталям. Скажем, изображены двое святых (ну, нимбы — безусловный признак святости иконографии), мужчины средних лет. Высказывается предположение, что это Борис и Глеб. Смотрим на головные уборы. Головы покрыты княжьими шапками? Нет, не покрыты? Значит точно не Борис и Глеб: они — князья, а иконографический тип изображения князя включает в себя обязательное изображение княжьей шапки, атрибута княжеского сословия.
Ещё пример: изображены святые, мужчина и женщина. Высказывается предположение о том, что это — равноапостольные царь Константин и матерь его Елена. Смотрим снова на головные уборы: есть короны? Нет? значит точно не Константин и Елена: корона — симовл царского достоинства в иконографии, если её нет — значит не Константин с Еленой.
То же и здесь: предполагаем, что это Никола, смотрим на наличие омофора в крестах. Нет омофора? ну, либо это безответсвенная мелкая литейка, выполнившая устоявшийся, освящённый правилами и веками образ без соответствующей атрибутики, либо это не Никола. Обращаем внимание на мелкие детали и общее качество отливки и доработки — нет, это точно не мелкая криворукая артель, это хорошее, серьёзное производство: значит это не он. Кто же это? Давайте думать вместе.
P.S.: Буду благодарен за фото сбоку, чтобы было видно ушко. Просто положите на стол и сфотографируйте. Заранее спасибо
|
|
| |
shaik6 | Дата: Четверг, 06.02.2025, 15:15 | Сообщение # 4 |
Новичок
Группа: Новички
Сообщений: 4
Награды: 0
Репутация: 10
Статус: Оффлайн
| В таком ракурсе будет нормально? Добавлено (06.02.2025, 15:39) --------------------------------------------- Спасибо вам большое уважаемый Калинин за мнение. Видимо я действительно поторопился с присвоением этому образку лика святителя Николы.
|
|
| |
Калинин | Дата: Понедельник, 10.02.2025, 17:46 | Сообщение # 5 |
 Профи
Группа: Администраторы
Сообщений: 8917
Награды: 0
Репутация: 1173
Статус: Оффлайн
| Предмет добавлен https://mednolit.ru/photo....0-12071 в Каталог. Увы, мозговой штурм получился слабеньким и, в итоге, икона помещена в категорию "Неатрибутированные иконы"... Спасибо, shaik6!
|
|
| |
shaik6 | Дата: Понедельник, 10.02.2025, 18:33 | Сообщение # 6 |
Новичок
Группа: Новички
Сообщений: 4
Награды: 0
Репутация: 10
Статус: Оффлайн
| Калинин, спасибо вам! Надеюсь со временем определим)
|
|
| |