Старая форма входа
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]

  • Страница 1 из 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Модератор форума: Калинин, soldat-52, Issandra, Северный_копарь  
Датированная пластика литейного заведения МГ
klimДата: Среда, 18.06.2014, 14:30 | Сообщение # 1
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 326
Награды: 1
Репутация: 231
Статус: Оффлайн
К 220-летию добровольной датировки медного литья

Датировочные клейма на продукции заведения  медного литья, названного мною по его первоначальному клейму, как Заведение МГ, делятся
по времени на два этапа: по 1797 год и после, вплоть до 1814г.  По 1797г. включительно клеймо заведения было ударного, «битого» типа, содержало две выпуклые буквы МГ  и наносилось либо на лицевой стороне, либо на обороте, либо на нижнем торце. В 1795г. битое клеймо заведения содержало только
одну врезную  букву М (трёхстворчатый складень «девятка»), которая в последующие годы стала наноситься керном на
обороте в виде совокупной последовательности из 25-40 точек, или на нижнем
торце отливки. Ниже приведены фотографии пар клейм Заведения до 1797года.

Чудо Георгие о змие. Дитировочное клеймо ЗТВ, клеймо заведения МГ

Трёхстворчатый складень Девятка. Клейма ЗТГ и М

Преображение Господне. Клейма ЗТВ и МГ


Святитель Никола Чудотворец, Клейма МГ и ЗТЕ

Собственно датировочные клейма заведения по 1797г.включительно были ударными, а в последующие годы вплоть до 1814г. – кернёными.
Клеймо состояло из 3 или 4 церковно-славянских цифр, знака «тысяча» и титлы над
ними. Датировка давалась от сотворения мира. Варианты нанесения кернёных клейм:

Распятие с предстоящими.1810г., клейма ЗТИI /М,225*149*4мм


Распятие с предстоящими. 1803г. , клейма ЗТаI  М, 169*109*3мм


Исправление недопустимого клейма ЗТКI  на ЗТВI М на нижнем торце иконки Святитель Никола Чудотворец, 1804г., 59*54*6мм

Приведенные фотографии  документально свидетельствуют о приоритете неизвестного пока мастера-гравёра из Заведения МГ, который на 60
лет опередил Мастера А.П. в торцевом клеймлении медной пластики, а также в
использовании для клеймления пары клейм: датировочного и заведенческого. На настоящий момент, 16.06.2014г., с учётом 25 предметов из коллекции ушедшего 8 лет тому Семёна Александровича, удалось собрать информацию более чем о 50 датированных
предметах этого заведения, в т.ч. 9 крестов-распятий в основном с парными
предстоящими, 3-х вершковых складней, 35 вершковых  и 3-х двухвершковых иконок. Из них 7 предметов с датами по 1797г., остальные после. Особую значимость имеют одни и те же
изводы с датами до 1797г. и после. Таких предметов три: «Чудо Георгие о змие»,
«Преображение» и «Святитель Никола Чудотворец». Они датированы: 1794 и 1806гг,
1794 и 1805гг., 1797 и 1804,1805,1810гг. соответственно.  Кернёный знак заведения М при этом не имел строго фиксированного положения относительно даты. Чаще всего он наносился
после даты (с преобладающим отделением от даты точкой), на семи предметах перед
датой, в пяти случаях (в основном на распятиях) ниже и выше даты. Клейма 1794г.
(ЗТВ  МГ) на вершковых иконках«Преображение» наносились по разу на лицевой и  оборотной стороне, на «Воскресение» (извод с крестами) – на обороте. Клейма 1797г. (ЗТЕ МГ) на иконке «Никола» - на торце
нижней рамки. Клейма 1795г. на Девятке (ЗТГ М) в правом верхнем углу оборота первой  створки с Голгофой, на «Рождестве Богородицы»1795г. (ЗТГ без клейма заведения) на обороте. Замечу, что в 1795г. ударное
клеймо Заведения МГ«кануло в лету»  и, впервые же, было использовано клеймо М, но пока ударного типа.

По датам собранный материал распределяется следующим образом:

1794г. – 4 предмета; 1795г. – 2; 1797г. – 1; 1800г. – 3; 1803 и 1804гг. – по 1; 1805г. – 11; 1806 – 6; 1807 – 2; 1808 – 1; 1810 – 11;    1811 – 4; 1812 – 2; 1814г. – 1 отливка.По изводам: Чудо Георгие о змие - 4; Воскресение – 2; Богоявление – 1; Воскресение (вариант с крестами) – 1; Преображение – 3;
Рождество Богородицы -1; Святитель Николай Чудотворец – 5; Крест-Распятие – 1;
Деисус -3; Икона «Распятие Христово» -1; БМ Казанская – 1; БМ Всех Скорбящих  Радость -1; Вход в Иерусалим -1; Сретенье -2; Успение Богородицы -1; В молении БМ Тихвинской – 2; Сошествие святого Духа -1;
Покров -2; Седмица -2; Рождество IС ХС -1; БМ Смоленская -2; Крест-Распятие с парными предстоящими– 9; Трёхстворчатые складни – 3: Девятка 1795г.; «Распятие, Троица,
Знамение»1810г.; «Успение, Воскресение, Богоявление» 1810г., иконка Распятие с
Деисусом-1.

Изводы по годам:
1794г. – Чудо Георгие о Змие, Воскресение (с крестами), Преображение(2 отливки: с клеймами на лицевой стороне и на обороте).

1795г. -  Девятка, Рождество БЦЫ.

1797г. – Святитель Никола Чудотворец.
1800г. – Крест-распятие, Деисус, Воскресение.
1803г. – Распятие с парными предстоящими.
1804г. – Святитель Никола Чудотворец.
1805г. – Распятие вершковое,  БМ Казанская, БМ Всех Скорбящих Радость, Преображение, Крест- Распятие с парными предстоящими(3 отливки), Святитель
Никола Чудотворец, Сретенье, Деисус, Вход в Иерусалим.

1806г. – Успение БЦЫ, В молении БМ Тихвинской, Чудо Георгиео змие(2 отливки), Сошествие Святого Духа, Деисус.

1807г. – Покров, Седмица.
1808г. – Крест-Распятие с парными предстоящими.
1810г. – Воскресение, Крест-Распятие с парными предстоящими(3 отливки: большая
и малые), 3-х створчатый складень:» Успение, Воскресение, Богоявление», 3-х
створчатый складень:» Распятие, Троица, Знамение», Святитель Никола Чудотворец,
Богоявление, Рождество IС  ХС, БМ Смоленская, Седмица.
1811г. – Святитель Никола Чудотворец, В молении БМ Тихвинской, БМ Смоленская, Покров.

1812г. – Чудо Георгие о змие, Деисус, иконка Распятие с Деисусом.

1814г. – Сретенье.
Таковы общие сведения о собранном материале. По этой информации надлежит ответить на главный вопрос: «откуда есть, пошла»
иконография заведения МГ? Некоторые предварительные соображения. Так,
кресты-распятия и трёхстворчатые складни по стилистике, литью и эмалям
повторяют поморские образцы второй половины 18 века. За исключением незначительных
на первый взгляд  деталей завершённости обработки складней: более массивных ушек, хотя иногда и сверлёных, увеличенной
толщины  средней створки, «фасона»обработки оборота третьей створки и некоторых иных непростых для словесного
изложения нюансов, которые знатоками визуально относятся к «московским» (за исключением  семипетельной Девятки 1794г., которая однозначно идентифицируется Выговской). Кресты-Распятия с парными предстоящими
практически идентичны Выговско-Поморским по габаритам [170*110*2мм],  эмалям, степени завершённости обработки и «гладкости»оборотной стороны. Оборотная сторона безэмальной модели Креста-Распятия с
парными предстоящими 1810г. с бОльшими габаритами [225*149*4мм] для придания
жесткости этой более крупной конструкции окаймлена  на обороте трёхступенчатым  бортиком шириной 5 и высотой 1,5мм. (см. фото).Чем характерно оформление группы вершковых и двухвершковых иконок? Наличием рамок трёх типов: 1. Широких и плоских без ушка.
2. С широким
двухступенчатым профилированным ковчегом без ушка (так оформлена серия
безэмальных вершковых и двухвершковых безэмальных и эмальных праздничных икон).
3. С трёхступенчатым ковчегом с широким плоским или слегка подпиленным у
основания ушком со сквозным отверстием. Толщина отливок от 3 до 5мм.  Эмали поморской тональности. Иконография повторяет выговско-поморскую, некоторые отливки с оригинальными, не отмечавшимися
ранее деталями. Например: изображение двухуровенного строения на изводе
Преображение в левом верхнем углу в трёхчетвертном развороте с дверью и пятью
окнами; врезная надпись с необычными сокращениями на верхней рамке: «РАПАТИЕ ГА
НАШЕГО  IСА ХА» с титлами. Из этого ряда выделяются более поздние изводы БМ Смоленской 1810 и 1811гг. с двойными узкими
рамками с растительным орнаментом и прямоугольным ушком (отсутствует в каталоге
Д.Остапенко). Две двухвершковых  иконы«Седмица» 1807 и 1810 гг. безэмальных, без оглавия с дополнительной узкой  рамкой с растительным орнаментом и двухвершковые иконы Покрова Богородицы 1807 и 1811гг, в прямоугольной
двухступенчатой рамке. К вновь освоенной иконографии относится также икона
Распятие с Деисусом и избранными святыми в медальонах 1812г.[86*73мм]. Последняя
вскоре становится весьма популярной: так в Каталоге Д Остапенко насчитывается
восемь ее разновидностей! В далёком 1992г. Винокурова Э.П., анализируя  собрание медного литья Петрозаводского государственного краеведческого музея, и сомневаясь в датировке этого извода
приняла философское решение: «датировка ее остаётся пока суммарной – 18-19вв.»
А фактически, если осреднить её оценку, почти совпадает с фактической:1812г. Практически
в точку! Относительно происхождения извода вновь слукавила, цитирую: «возможно, иконка была отлита в Москве», а под фотографией: «Поморский круг». Аналогичные сомнения она испытывала при оценке
извода Седмица, правда более редкого извода. Наша задача элементарно простая:
имея полсотни датированных Поморских отливок, угадать: Москва или Поморье?
Думаю, что подход Винокуровой Э.П. оправдался бы и сегодня: «пока Поморье». Хотя
в пользу Москвы формально имеется один, но как бы двойной косвенный довод:
наличие зарегистрированного клейма МГ, принадлежавшего неизвестному пробирному
мастеру, но работавшего в Москве в нужный период времени: 1760-1794гг. Может
быть от серебряных дел мастеров в Заведении МГ прижилась тенденция датировки и
клеймления готовой продукции? Может быть этот неизвестный пробирный мастер, по
выходу не пенсию, решил научить хорошим ювелирным манерам отпрысков из медного
литья? Став, так сказать, «повторно» неизвестным, но увековеченным мастером серебряных
и медных дел.

Иконографии Седмицы и Покрова БЦЫ  в последующем использовались многими мастерами, в т.ч. Хрусталёвым Р.С. в серии «Седмица» из 4-х икон,  и «Покрова Богородицы», датированных 1885 годом и отличающихся от аналогов только внешним оформлением. Вероятно в 19в.
подобные деяния плагиатом не считались.  Напомню, что тот же Хрусталёв уже через 7лет начал фактически дублировать  одну задругой модели  Мастера А. П. (М.А.П.), датированных 1865/64г. (для концентрации внимания и экономии места  выше и ниже по тексту приводится только одна,«вычисленная» дата). Кстати, Мастер А.П. в свою очередь также использовал
иконографию Покрова БЦЫ. Вероятно каждое последующее поколение мастеров не
считало зазорным использовать наследие предшественников!

Ниже приведены фотографии используемых в Заведении МГ трёх типов рамок: широкая плоская без
ушка, двухступенчатый профилированный ковчег без ушка и трёхступенчатый с
прямым ушком.


Чудо Георгие о змие 1794г.Ударные клейма ЗТВ МГ.
Прикрепления: 5007499.jpg (30.5 Kb) · 7946861.jpg (66.9 Kb) · 4392335.jpg (39.1 Kb) · 4330042.jpg (45.5 Kb) · 8161784.jpg (18.8 Kb) · 4135384.jpg (22.3 Kb) · 3564645.jpg (16.0 Kb) · 5668124.jpg (52.4 Kb)


Сообщение отредактировал klim - Среда, 18.06.2014, 15:51
 
klimДата: Среда, 18.06.2014, 14:36 | Сообщение # 2
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 326
Награды: 1
Репутация: 231
Статус: Оффлайн

Распятие, 1805г. 57*53*3мм, клейма ЗТГI М


Преображение 1794г.,62(58)*53*4мм, клейма ЗТВ МГ

Характерно, что для всех имеющихся предметов в качестве оглавия использовалось только простейшее, в виде прямоугольного ушка с
отверстием для гайтана, что было характерно для Выговско-Поморской пластики! Но
у некоторых предметов ушко уже не просверливалось! Видимо надобность в гайтане
постепенно исчезает.

Остановимся на некоторых особенностях иконографии. Например, на обеих вершковых иконках «Спас на престоле с предстоящими» 1806 и
1812гг., далее для краткости Деисус, Спас изображён с длинными по грудь
вьющимися власами, которые на других изводах как бы «отсекаются» и нижняя их
часть  становится  похожей на гиматий.  Кстати, отмеченная иконография Спаса в других изводах медного литья, кроме редкой иконы «Деисус» [88*72*3мм] из собрания
ЦМиАР, практически не использовалась. Зато иконография «Святителя Николы
Чудотворца» 1797г. с избранными святыми несомненно стала самой популярной в
19-20веках.



Деисус,1806г., 60*55*5мм, клейма М . ЗТДI


Святитель Никола Чудотворец, 1797г. клейма МГ  ЗТЕ

Ещё одной характерной особенностью литья заведения МГследует признать использование одних и тех же исходных маток и технологий на
всём 20-летнем протяжении его (заведения) существования.  Выпускалась одна и та же продукция: кресты - распятия, вершковые иконки, несколько разновидностей вершковых складней. Одной и той же
размерности! Только в 1807г появляется двухвершковая икона, а в 1810г. – икона
БМ Смоленская с «растительным» узором на узких двойных рамках, а также
отмеченные выше изводы новой иконографии.

Деятельность Заведения МГ вписана в летопись медного литья России иконографией и датировками
её продукции, являясь связующим звеном между Выгом 18 века и Москвой
девятнадцатого!   То ли уже не Выг, то ли ещё не Москва?



1811г. клейма ЗТФI . М


1810г. клейма ЗТИI М


Распятие с Деисусом.1812г. Клейма ЗТК .М


БМ Смоленская, 1811г., 61*54*3мм, ЗТФI М
Прикрепления: 5894805.jpg (53.2 Kb) · 2080435.jpg (52.2 Kb) · 2799176.jpg (71.8 Kb) · 8355494.jpg (65.6 Kb) · 6303493.jpg (66.8 Kb) · 0817728.jpg (71.0 Kb) · 6929361.jpg (64.6 Kb) · 7208570.jpg (38.5 Kb)


Сообщение отредактировал klim - Среда, 18.06.2014, 15:55
 
klimДата: Пятница, 20.06.2014, 14:44 | Сообщение # 3
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 326
Награды: 1
Репутация: 231
Статус: Оффлайн

Седмица, 1810г. клейма ЗТИI М, 128*101*3мм



Девятка, 1795г., 169*60мм, клейма ЗТГ М (см. фото клейма из первой подборки)

Полагаю, что оживление работы заведения  к середине нулевых годов было связано с послаблениями ещё с времён  Екатерины II  к промышленно-торговой деятельности старообрядцев в центральных, обжитых регионах России.

Иконография и атрибуты продукции свидетельствуют об их Поморских корнях. Конечно, обжитые
районы обладают неоспоримыми преимуществами для экономики и торговли. Попытка
привязать деятельность Заведения МГ к определённому региону успеха не имела. Да
и какая разница, в какой местности отливалась его продукция? Главное, что
Заведение состоялось и вписало датированные свидетельства своей деятельности  в историю Российского медного литья. Нам представлена объективная возможность обсуждать и сопоставлять явления, течения
и школы, ориентируясь на сохранившиеся датированные изделия.

Прекращение деятельности Заведения в 1814г. после кратковременного расцвета в середине нулевых годов, чисто умозрительно можно
связать с разорением и людскими потерями России в войне 1812г.

Таковы предварительные логически не противоречивые выводы, основанные на анализе
собранных материалов о составе, иконографии и качестве выпускаемой продукции,
изменении политики властей в отношении старообрядчества и последствий Войны
1812г. Фактических архивных материалов о судьбе Заведения МГ  явно недостаёт.Особенно сведений о географии бытования.

Выражаю признательность коллегам, представившим фотографии для публикации.

Из анализа доступных следов деятельности Заведения МГ в 1794-1814гг.можно предположить:

1.Выговско-Поморские истоки иконографии.
2.Приоритет использования парных клейм для идентификации и
датирования медного литья, в т.ч. размещения клейм на нижнем торце отливок.
Можно полагать, что клеймление готовой продукции было осуществлено с целью
постепенного поднятия статуса медного литья до уровня произведения искусства.

3.Выпуск специальной серии праздничных безэмальных «экономных» вершковых иконок, отливавшихся без оглавий, скорее всего для размещения в
досках-врезках. О снижении спроса на изделия для ношения на гайтане
свидетельствует также незначительный объём сверлёных оглавий.

4. Появлении спроса на более дорогостоющую продукцию косвенно вытекает из появлению после 1807г. изделий новой эстетично оформленной
иконографии увеличенного формата (фото четвёртой подборки).
5.Обращает на себя внимание «тонкая, ювелирная» манера нанесения клейм на узкую торцевую поверхность отливок на заключительном
технологическом этапе, в т.ч. исправление ошибочной (недопустимой) даты на
торце отливки Святитель Никола Чудотворец с ЗТКI на ЗТВI кернением двух дополнительных точек (см. фото из первой подборки).

В заключение выражаю уверенность, что двадцатилетняя работа Заведения МГ, её датированная продукция, явилась, по крайней мере, стимулом для
совершенствования технологии Преображенского и Московского в целом медного
литья и иконографической подпиткой для таких  признанных создателей новых образцов (маток), как Мастер А.П. и Хрусталёв Р.С.!

За рамками статьи остались многие вопросы, связанные с иконографией Заведения МГ. К сожалению весьма трудоёмкие для возможностей
автора.

26.04.- 16.06.2014

Добавлено (20.06.2014, 14:44)
---------------------------------------------
Дорогие форумчане, у меня возникают проблемы с личной почтой. Прошу вас, если есть возможность, писать в теме.

Прикрепления: 3444424.jpg (72.3 Kb) · 2099955.jpg (87.9 Kb)


Сообщение отредактировал klim - Среда, 18.06.2014, 15:58
 
markggДата: Вторник, 24.06.2014, 06:08 | Сообщение # 4
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 15028
Награды: 0
Репутация: 1422
Статус: Оффлайн
Спасибо за  огромный  труд.
Если сможете  найти Юру Мануйлова - он из Таллина и  написал в свое время каталог подписных икон, то  у  него  очень много подписных моделей пластики.
Я с  ним переписывался много лет - он потом прервал переписку, и я  думал, что он умер, но говорят, что он жив = он реставратор один из самых лучших в мире....
Очень интересно было  бы прочитать Ваши мысли о подписных работах у Сурова
Как бы получить точный  размер  иконки Николая - очень интересно сравнить ее с работами МРСХ по размерам и т.д.
Спасибо  за ответ
Посмотрел все свои Седмицы  такого типа, они все  гораздо шире, т.е. согласно  моей  логике точно также работа 18 века....
Вообще - все это очень интересно...
Если можно - на подписной Седмице померить ее тело в  рамке... и написать  точную цифру


Сообщение отредактировал markgg - Вторник, 24.06.2014, 07:50
 
klimДата: Вторник, 24.06.2014, 11:42 | Сообщение # 5
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 326
Награды: 1
Репутация: 231
Статус: Оффлайн
Уважаемый markgg, благодарю за оценку!
В отношении отливок Святителя Николы Чудотворца. Я их сравнивал с отливками Хрусталёва и Лизунова:
1. внешние габариты идентичны с точностью погрешности измерения 0,5-1.0мм: 64(60)*54*5мм;
2. габариты внутренней рамки: 47*41мм, плюс-минус 0.5мм, у Хрусталёва 46*42мм, внутренние диагонали идентичны: 60.0-60.5мм;
3. внутренние надписи идентичны в деталях;
4. на датированных надписей предстоящих на боковых рамках НЕТ. у поздних-ЕСТЬ;
5. нижняя "отбивка" центральной фигуры у датированных УЖЕ(1.5мм), на поздних-2.5мм; на датированных она как бы повторяет складки одеяния, на поздних- подобие горизонтального "волнообразного растительного побега";
6. на поздних ушко гранёное с четырех сторон, на датированных- лёгкая опиловка нижних лицевых углов ушка;
7. на датированных боковые грани и оборот отшлифованы, на поздних- следы опиловки.
Вариант первой Выговской иконографии (по Г.И.Фроловой): 62(57)*52*3.5мм, с жёлтыми точками, без профилировки (ступенчатости) внутренней рамки: 47*42.5мм с диагональю 62мм, с плоской отбивкой низа центральной фигуры.
Седмица в настоящий момент мне не доступна, только фото.
Каких-либо мыслей о подписных работах у Сурова у меня не возникало. Он в большей степени был собиратель и хранитель материальных свидетельств российского быта, чем их исследователь и толкователь. А может быть я не в теме "подписных работ"?
С уважением.
 
markggДата: Вторник, 24.06.2014, 13:47 | Сообщение # 6
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 15028
Награды: 0
Репутация: 1422
Статус: Оффлайн
Клим: там у Сурова на картинке с большим эмальным  крестом есть опубликованные  надписи даты 1816 год, если память не изменяет  и МРСХ, причем  надписи по типу исследованных Вами.
Обычно я все платины одного типа раскладываю  по ширине и потом думаю об их возрасте. Еще полчкт, исследовавшие  нашу пластику  очень давно, научили меня о том, что рабочая форма, которая просто износилась, потом прочеканивалась - этом примеры есть, как и в польских каталогах, так и у самой Гнутовой...
Думаю, что если пластины  одного размеры  с датой  отливки в 50 лет- такого реально быть просто не может.....
ПО НИколе: у меня есть одна их первых хрусталевских работ - напишите - какие размеры Вам  нужны и я их дам - иконка, золоченая и в  эмалях,  как бы  не больше всех, показанных Вами...
Еще  раз: удачи Вам и  здоровья и спасибо еще  раз на такую большую работу = причем бесплатно - это не плашками торговать....
Размер моего Николы 54*60 (65 с ушком) на ушке  клеймо РХ икона опубликована на этом форуме. Она гораздо больше Вашего прототипа


Сообщение отредактировал markgg - Вторник, 24.06.2014, 13:50
 
klimДата: Вторник, 24.06.2014, 17:02 | Сообщение # 7
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 326
Награды: 1
Репутация: 231
Статус: Оффлайн
Уважаемый markgg, я хотел упомянуть об  этой явной ошибке Сурова, но подумал, что речь идёт о чём-то более значимом и объёмном. Ошибка в 60 лет означает, что его знания были обширны, но поверхностны.
Внешние габариты моего Николы, кстати тоже с клеймом РХ на ушке, приведены в п.1 предыдущего ответа: 64(60)*54*5мм. В п.2 даны габариты по внутренней рамке. Их использую для сопоставления моделей, так как внешние габариты "плавают" в результате завершающей обточки. Для измерений использую штанген-циркуль, пластмассовый, чтобы не царапать отливки. Измерения округляю до 1мм по Гауссу, как принято в моей професии.
С уважением
 
markggДата: Вторник, 24.06.2014, 17:10 | Сообщение # 8
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 15028
Награды: 0
Репутация: 1422
Статус: Оффлайн
У Сурова может быть и  ошибка, но там  действительно видно что   год то изображен тот, как  он говорит...
Спасибо = как  найду Николу - покажу картинку
 
klimДата: Вторник, 24.06.2014, 17:29 | Сообщение # 9
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 326
Награды: 1
Репутация: 231
Статус: Оффлайн
Благодарю всех положительно оценивших репутацию:markgg, PapaGrini, olevs, filman, Святозар! Личными сообщениями воспользоваться не могу из-за дальтонизма. С уважением

Добавлено (24.06.2014, 17:29)
---------------------------------------------
На моей отливке датировка чёткая, без вариантов: 1876  авгус.14д. Внизу-М.Р.С.Х. Габариы внешние: 276*149мм.
С уважением.

 
markggДата: Вторник, 24.06.2014, 18:09 | Сообщение # 10
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 15028
Награды: 0
Репутация: 1422
Статус: Оффлайн
У Вас также, как  у Сурова,  написано на обороте?
Конечно, Суров мог перепутать 1876 и 1816.....
Сегодняшний скан Николы  в  разных режимах:
размер 6,9 *5,8 см.
Прикрепления: 8400500.jpg (294.5 Kb) · 0830477.jpg (268.7 Kb)


Сообщение отредактировал markgg - Вторник, 24.06.2014, 18:37
 
klimДата: Вторник, 24.06.2014, 18:36 | Сообщение # 11
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 326
Награды: 1
Репутация: 231
Статус: Оффлайн
Почему я назвал датировку Сурова ошибочной даже из-за сомнительного прочтения 1816 вместо 1876 года? Усли бы Суров знал-помнил, что Хрусталёв датировал свою первую отливку 1872 годом? Но он не помнил этого, или хуже того - не знал. Поэтому ошибка. Если взялся за датировку, нужно знать или "копать" глубже. С уважением.
 
klimДата: Вторник, 24.06.2014, 18:40 | Сообщение # 12
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 326
Награды: 1
Репутация: 231
Статус: Оффлайн
Спасибо за скан Святителя. Всё сходится. Только на моём клеймо РХ на ушке почётче. С уважением
PS. Нет ли на её обороте датировки? Шучу. С уважением.


Сообщение отредактировал klim - Вторник, 24.06.2014, 18:49
 
klimДата: Четверг, 26.06.2014, 14:26 | Сообщение # 13
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 326
Награды: 1
Репутация: 231
Статус: Оффлайн
Иллюстрация к сообщениям №№5и10.  

 

Сканы Святителя Николы Чудотворца по "старшинству" слева направо: Выг, Заведение МГ, Хрусталёв, Лизунов.
Результаты измерений внешних габаритов и внутренних рамок см. в сообшении№5. С уважением
Прикрепления: 7327903.jpg (111.3 Kb)
 
markggДата: Четверг, 26.06.2014, 14:58 | Сообщение # 14
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 15028
Награды: 0
Репутация: 1422
Статус: Оффлайн
Данный варинт  возможен только при изготовлении 4  разных маток
 
olevsДата: Четверг, 26.06.2014, 15:16 | Сообщение # 15
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 254
Награды: 0
Репутация: 196
Статус: Оффлайн


А эту иконку на какое место по старшинству поставите? Лысина и волосы у Николы Чудотворца как у 1-й в ряду, полоска снизу и опиловка ушка как у 2-й, надписи на полях как у 3-й и 4-й.
Прикрепления: 0305794.jpg (106.4 Kb)


Сообщение отредактировал olevs - Четверг, 26.06.2014, 15:19
 
markggДата: Четверг, 26.06.2014, 15:24 | Сообщение # 16
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 15028
Награды: 0
Репутация: 1422
Статус: Оффлайн
А, какой у  нее  размер по ширине?
Боюсь, что все  остальное вторично....
Плохую плашку можно прочеканить  в идеал, но размер копии с  нее будет меньше
На эту  тему см. новый венгерский   альбом Гнутовой -  там  есть пример


Сообщение отредактировал markgg - Четверг, 26.06.2014, 15:57
 
ЯзонДата: Четверг, 26.06.2014, 17:39 | Сообщение # 17
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 680
Награды: 1
Репутация: 791
Статус: Оффлайн
Цитата olevs ()
полоска снизу как у 2-й
Полоска все-таки не такая, но тоже необычная.
 
klimДата: Пятница, 04.07.2014, 16:36 | Сообщение # 18
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 326
Награды: 1
Репутация: 231
Статус: Оффлайн
Уважаемый markgg, заинтриговало Ваше сообщение №18. Не подскажите номер иллюстрации? Заранее признателен. С уважением.
 
markggДата: Суббота, 05.07.2014, 04:22 | Сообщение # 19
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 15028
Награды: 0
Репутация: 1422
Статус: Оффлайн
Стр. 122 № 239
 
klimДата: Суббота, 05.07.2014, 09:05 | Сообщение # 20
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 326
Награды: 1
Репутация: 231
Статус: Оффлайн
Солидарен! Таких примеров "правки-прочеканки" не счесть. Там же №№238,242,244... Лишь бы датировка при этом не противоречила истине. С уважением.
 
markggДата: Суббота, 05.07.2014, 11:10 | Сообщение # 21
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 15028
Награды: 0
Репутация: 1422
Статус: Оффлайн
С датировками, как у Еккеля, так,  и  у  Гнутовой, - много проблем.
Взять того же Ангела Великого совета - единственная  грамотная  датировка в  финском каталоге.... остальные все   ошибаются.
Я все время ПЕретца вспоминаю и его анализ - до сих пор никто не написал ничего подобного, а Тетерятников уже  умер
 
klimДата: Суббота, 15.11.2014, 19:33 | Сообщение # 22
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 326
Награды: 1
Репутация: 231
Статус: Оффлайн
Уважаемых Калинина и Merkator,а благодарю за высокую оценку статьи!
С уважением

Добавлено (15.11.2014, 19:33)
---------------------------------------------
Уважаемый Марк Исаакович! Сегодня попалась золочёная Седмица, аналогичная приведенной в статье. Её габариты:
129*102мм. Памятуя о Вашей просьбе в сообщении №4, измерил внешние диагонали средника:134 и 133мм. Для
сравнения привожу соответствующие значения датированных изводов МАП 1864/65г.- 132мм и  Хрусталёва 1885г. -
130мм и 129мм по другому изводу (без даты, но с клеймами на верхней внутренней рамке). Те же средние 1,5% для
переливок. С уважением.

 
markggДата: Воскресенье, 16.11.2014, 02:54 | Сообщение # 23
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 15028
Награды: 0
Репутация: 1422
Статус: Оффлайн
Клим - большое спасибо за  труды
 
merkatoreДата: Воскресенье, 16.11.2014, 11:20 | Сообщение # 24
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 5226
Награды: 2
Репутация: 2242
Статус: Оффлайн
Извиняюсь что влезаю в тему klim, если скажете сообщение удалю как флуд...
markgg, относится ли моя Седмица к обсуждаемому Вами изводу?
разм 10,2х13,4(с навершием)
Прикрепления: 6618090.jpg (305.1 Kb) · 3276313.jpg (150.9 Kb)


Сообщение отредактировал merkatore - Воскресенье, 16.11.2014, 13:07
 
klimДата: Воскресенье, 16.11.2014, 18:41 | Сообщение # 25
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 326
Награды: 1
Репутация: 231
Статус: Оффлайн
Иконография средника -несомненно! Рамка, в т.ч. ушко - результат "приложения" рук. Но так же поступали
упомянутые выше Мастера. Поэтому для установления приоритета пользуюсь измерениями диагоналей средника
С уважением

Добавлено (16.11.2014, 18:41)
---------------------------------------------
У данного извода рамка средника из двойных линий. Эту же рамку использовали МАП  в одном известном мне изводе
и Хрусталёв в двух изводах. Для упрощения диагонали измерял между крайними внешними точками углов. С уважением.

Сообщение отредактировал klim - Воскресенье, 16.11.2014, 11:50
 
merkatoreДата: Воскресенье, 16.11.2014, 18:44 | Сообщение # 26
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 5226
Награды: 2
Репутация: 2242
Статус: Оффлайн
Да у моей иконы рамка выполнена двумя линиями, измерил по внутренней линии, включая толщину линии. Клейм нет.

Сообщение отредактировал merkatore - Воскресенье, 16.11.2014, 18:52
 
klimДата: Воскресенье, 16.11.2014, 19:32 | Сообщение # 27
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 326
Награды: 1
Репутация: 231
Статус: Оффлайн
У  извода из моего сообщения № 24 клейм тоже не было,как и у Марка Исааковича, как я думаю.
А у двух изводов из статьи были. Они, кстати, были без навершия. С уважением.
 
markggДата: Понедельник, 17.11.2014, 02:56 | Сообщение # 28
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 15028
Награды: 0
Репутация: 1422
Статус: Оффлайн
Вот еще  три варианта:

Прикрепления: 1225842.jpg (45.6 Kb) · 7390621.jpg (61.3 Kb) · 0727575.jpg (228.4 Kb)
 
klimДата: Понедельник, 17.11.2014, 08:54 | Сообщение # 29
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 326
Награды: 1
Репутация: 231
Статус: Оффлайн
Марк Исаакович! Для полноты счастья, "на бис" - диагонали, реально? С уважением.

NATA-32! Признателен за высокую оценку, тема жива, в т.ч. благодаря помощи неравнодушных.
Есть новые интересные находки. Спасибо всем! С уважением.


Сообщение отредактировал klim - Понедельник, 17.11.2014, 09:08
 
markggДата: Понедельник, 17.11.2014, 16:54 | Сообщение # 30
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 15028
Награды: 0
Репутация: 1422
Статус: Оффлайн
Завтра дам  диагонали по внутреннему контуру - добавлю сюда
золоченая 135 мм
                 133 мм
тонкая       131 мм
с  дыркой   133 мм


Сообщение отредактировал markgg - Вторник, 18.11.2014, 08:42
 
klimДата: Среда, 19.11.2014, 08:06 | Сообщение # 31
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 326
Награды: 1
Репутация: 231
Статус: Оффлайн
Признателен! Дотошным для справок - разница между внутренним и внешним контурами (в углах) составляет в среднем 3мм.
С уважением.
 
merkatoreДата: Четверг, 27.11.2014, 07:49 | Сообщение # 32
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 5226
Награды: 2
Репутация: 2242
Статус: Оффлайн
Добавлю отсюда:
http://mednolit.ru/forum/10-24626-1
Ещё маленький шажок к познанию откуда есть пошла меднолитая пластика...

Прикрепления: 0441794.jpg (305.2 Kb) · 8121835.jpg (137.6 Kb)
 
klimДата: Четверг, 27.11.2014, 08:15 | Сообщение # 33
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 326
Награды: 1
Репутация: 231
Статус: Оффлайн
Уважаемому merkatore плюс за поддержку и помощь!
 
ГЛОКДата: Четверг, 27.11.2014, 21:52 | Сообщение # 34
Активный участник форума
Группа: Проверенные
Сообщений: 54
Награды: 0
Репутация: 35
Статус: Оффлайн
размеры 127х102
диагональ 132
толщина 3
 
klimДата: Пятница, 28.11.2014, 09:19 | Сообщение # 35
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 326
Награды: 1
Репутация: 231
Статус: Оффлайн
Уважаемый ГЛОК, благодарю за измерения. На будущее, целесообразно конкретизировать названия
точек, измеренной диагонали. Например, внешние или внутренние первого или второго (если он есть)
контура средника. С уважением
 
ГЛОКДата: Пятница, 28.11.2014, 10:38 | Сообщение # 36
Активный участник форума
Группа: Проверенные
Сообщений: 54
Награды: 0
Репутация: 35
Статус: Оффлайн
Замер сделан так же как у merkatore на 2 фото в 26 посте
 
klimДата: Пятница, 12.12.2014, 15:51 | Сообщение # 37
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 326
Награды: 1
Репутация: 231
Статус: Оффлайн
Получил согласие на расширение содержания статьи ещё одним уникальным предметом. В третьем выводе статьи высказывалось предположение, что, "выпуск специальной серии праздничных безэмальных "экономных" вершковых иконок,отливавшихся без  орглавий, скорее всего для размещения в досках-врезках". Одного взгляда на размещенные ниже снимки достаточно, чтобы понять, что Мастера Заведения МГ нашли ещё одно нетривиальное решение по размещению и фиксации избранных празничных иконок. На изводах нет клейм, но их привязка к составу продукции Заведения МГ, неоспорима. Достаточно сравнить особенности уникальной иконографии,например извода ПРЕОБРАЖЕНИЕ, с приведенным в тексте. Габариты сборки 230*208, диагональ 307мм, что также соответствует средним габаритам отдельных изводов 57*52мм, приведенных в статье








Прикрепления: 4156827.jpg (455.4 Kb) · 4031184.jpg (269.2 Kb) · 6567972.jpeg (101.8 Kb) · 6033961.jpg (172.9 Kb) · 7494494.jpeg (248.2 Kb)


Сообщение отредактировал klim - Пятница, 12.12.2014, 16:30
 
ApatityДата: Пятница, 20.02.2015, 16:38 | Сообщение # 38
Активный участник форума
Группа: Проверенные
Сообщений: 556
Награды: 0
Репутация: 298
Статус: Оффлайн
Коллеги, приветствую!
Хочу внести свою лепту в исследования ув. klim-а.  У меня в коллекции есть иконка с датированным клеймом. Фото прилагаю. Размеры иконы: (с оглавием) 60(66)Х54 мм. Я попытался самостоятельно перевести дату со старославянского. Вот что у меня получилось: 7000 + 300 + 6 = 7306 год от сотворения мира. Согласно "Википедии" ( https://ru.wikipedia.org/wiki....8%F0%E0 ): В 2014 году, 14 сентября по григорианскому календарю Православная Церковь встретила 7523 год от сотворения мира. Получается, что иконке: 7523 - 7306 = 217лет, а дата на иконе: 2015 - 217 = 1798 год.  
Я, конечно, могу ошибаться в переводе. Если я допусил какую-либо ошибку - прошу поправить.
На основании приведенных выше расчетов, я обнаружил несоответствие с текстом Вашей работы:

- указано, что икона БМ Смоленская с «растительным» узором на узких двойных рамках появляется только в 1810 году, что противоречит дате на моей иконе (если я правильно перевел ее).


 

Прикрепления: 7201635.jpg (227.8 Kb) · 8873481.jpg (113.0 Kb) · 8372467.jpg (91.0 Kb)
 
klimДата: Пятница, 20.02.2015, 20:39 | Сообщение # 39
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 326
Награды: 1
Репутация: 231
Статус: Оффлайн
Уважаемый Apatity, признателен за Ваш вклад в общую копилку ЗНАНИЙ! Прежняя датировка извода БМ Смоленской с начала 19в. передвинута в конец 18в. Как говорится, "пустячок, а приятно!" Дату Вы  "дешифрировали" правильно, хотя есть более простой способ. Но это дело наживное, почаще бы попадались датированные изводы! С уважением.
 
ApatityДата: Воскресенье, 22.02.2015, 18:04 | Сообщение # 40
Активный участник форума
Группа: Проверенные
Сообщений: 556
Награды: 0
Репутация: 298
Статус: Оффлайн
Олег, во-первых, хочу извиниться за столь долгое размещение вышеописанной информации. Скажу честно, забыл.  shy
Как помните, из нашей переписки, информации было несколько больше, но в процессе дальнейшего изучения, некоторые моменты "отпали" сами собой.

Хочу поблагодарить Вас за огромный вклад в изучение металлопластики. 
С уважением, Александр
 
  • Страница 1 из 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Поиск: