Редкие серии икон в медной пластике 4
|
|
VVK | Дата: Воскресенье, 04.12.2022, 19:18 | Сообщение # 1 |
Активный участник форума
Группа: Проверенные
Сообщений: 137
Награды: 1
Репутация: 457
Статус: Оффлайн
| 2.2.Оглавие, состоящее из образа Спаса Нерукотворного и Богоматери Наиболее интересная, с моей точки зрения, серия рассмотрена в этом разделе. Иконы этой серии совершенно не представлены в каталоге. Несколько лет назад была попытка включить некоторые из них в каталог, но окончилась неудачей по причине того, что технология их изготовления предполагает отдельную отливку их составных частей и их последующую пайку. Здесь, на мой взгляд, имеет место сильнейшее противоречие: в основу каталога положен принцип «Образ первичен» и построение каталога, типизация ведется по образу. Но, в отдельных случаях, как и в рассматриваемом, декларируется примат технологии изготовления иконы (образа) – «Первична технология», и на основании этого ряд образов отвергается. Думаю, что это не правильно. В настоящее время известно шесть икон/складней, имеющих оглавие, состоящее из образа Спаса Нерукотворного и Богоматери: три иконы и три складня. Они приведены в таблице 5. Всего удалось идентифицировать 12 предметов медной пластики. Более всего до нас дошло складней «Богоматерь Всех скорбящих радость» - 4 штуки, и три иконы «Св. Параскева Пятница с избранными святыми». Оглавия всех икон/складней имеют одинаковые характерные особенности, которые позволяют утверждать, что все они были произведены в одной литейной мастерской. Довольно большое дошедшее до нас число икон/складней позволяет предположить, что литейка работала довольно длительное время и тиражи ее продукции исчислялись сотнями изделий, если не тысячами. Буду признателен, если кто-то поделится новыми иконами для данной серии.
Сообщение отредактировал VVK - Воскресенье, 04.12.2022, 19:20 |
|
| |
Калинин | Дата: Воскресенье, 04.12.2022, 22:00 | Сообщение # 2 |
Профи
Группа: Администраторы
Сообщений: 8894
Награды: 0
Репутация: 1172
Статус: Оффлайн
| VVK, благодарю за эту серию текстов и конструктивную критику. В последнее время в Каталог вводятся предметы спайки (киотные кресты), при условии наличия известных аналогов. Большая часть Каталога, так или иначе, предметы-спайки, пошедшие в серию и утратившие первичные спаечные признаки (это хорошо показал Олег Olevs в своей давней теме по заимствованию сюжетов в меднолитой пластике). Противоречие тут только в одном: любой желающий мастер 18-19-20 века мог взять две произвольных иконы на свой вкус или на своё согласие, толк, спаять их, и получить предмет, который мы будем считать уникальным и самостоятельным. Немалая часть таких предметов действительно уникальны: мастер изготовил ОДНУ штуку, для себя, не для продажу.
Тут уместо вспомнить приписных на полях писаных икон. Давно известно, что к центральному образу мастер по заказу дописывал святых по желанию заказчика: святых покровителей его родственников, соименных святых и т. д. То есть, существуй каталог писаных икон, он бы разросся до нескольких десятков тысяч вариаций "уникальных" предметов, единственная уникальность которых в том, что заказчик дал задание иконописцу добавить, допустим, святых Евдокию, Фёклу и Александру - по именам своих дочерей...
По приведённым фото вижу буквально пару-тройку предметов, о которых можно с уверенностью говорить, что они серийные
|
|
| |