сталкеръ | Дата: Воскресенье, 07.09.2014, 22:06 | Сообщение # 3 |
Активный участник форума
Группа: Проверенные
Сообщений: 51
Награды: 0
Репутация: 31
Статус: Оффлайн
| Вот текст перепостил сюда Был я в деревне, в простой русской деревне. Написал статью "Несколько дней в деревне..." Был в ней момент, который я прописал мельком - мол, находят часто сломанные кресты в слоях русских деревень, а целые не находят. Там было много других куда более скандальных моментов - например, что в русской деревне кто-то на донце сосуда, по сырой глине написал по-арабски слово "урок". Но именно пассаж о крестиках вызвал столь обширную дискуссию, что я даже вынес ее на отдельную страницу. Читайте. В статье я упоминаю о сломанных крестиках, которые часто находят на русских средневековых городищах. И почти никогда не бывает целых. В чем причина? Вот как на это ответил Mole Man, один из лучших поисковиков в стране (его сайт: http://xlt.narod.ru/default.html).
"Обломанные кресты - одна из многих интересных загадок, которые встают при поиске. У меня на сайте размещены кресты с отломанным низом, и даже один раз был найден сам низ креста. Находим, находим именно кресты, и именно сломанные, и это массовая находка наряду с монетами. У меня по сети целая небольшая дискуссия на этот счет накопилась. Я находил их на огородах наряду с другими искореженными находками и долго считал, что их так огородники раздолбили. Однако мне некоторые возразили. Характерное письмо, одно из последних: "...Просматривая страницу о повреждённых находках, я увидел сканы нательных крестов, как у вас написано, повреждённых лопатами. Это вызывает у меня сомнение. Мне самому и многим моим знакомым в большом количестве попадаются поломанные крестики. Даже пытались обсудить это на форуме, но, с началом поискового сезона, тема не нашла поддержки. Надеюсь зимой вернуться к ней. Так вот, о крестиках. Часто попадаются крестики в таких местах, где земля не распахивалась и не обрабатывалась лопатой. Нами была найдена сгоревшая церквушка. Там, где должен был быть вход, были найдены поломанные крестики. И не только на этом месте. Топография находок большая. В основном сломаны пополам, по диагонали, или отломан верхний "луч" креста. Почти 90 процентов из них - старообрядческие. В основном, повторюсь, это нательные кресты. Возможно, при крещении в "новую" веру кресты ломались и выбрасывались. Может это происходило и насильно. Но не всегда это была лопата. Очень хорошо видны следы излома, причём края излома загнуты не раз. Думаю, что эта тема найдёт продолжение и мы узнаем больше о поломанных крестах. В основном, повторюсь, это нательные кресты."
Есть и другие версии, типа что они ломались и терялись в деревенских кулачных боях. Вон у Лермонтова опричник Киребеевич нанес купцу Калашникову коронный удар именно по массивному кресту-мощевику, да так, что крест согнулся и кровь закапала. Описан типичный прием русского кулачного боя. А сколько крестов поломано в таких "забавах"??? Если учесть, что бои происходили зимой, то обломки крестов падали в окрашенный кровью снег и затаптывались.
Но лично мне на сегодня очень близко мнение из одной статьи, что был такой полулегальный обряд - если человек заболевал, или там не везло в жизни, он выходил в поле и с колдовским заговором ломал свой крест и выбрасывал прочь. Потом надевал новый. Так сказать, не хотел "нести свой крест" (судьбу) дальше, брал другой. Кресты и ломали, видимо, чтобы другим людям вреда не принести, из гуманизма, так сказать. Сломанный-то крест никто надевать не возьмется. Так что не все так просто с этими крестиками.
Мole Man`у возражает В. И. Суханов: Досточтимый Евгений, я хотел бы выразить несколько иную точку зрения на поставленный Вами вопрос о сломанных крестиках. При всей занимательности статьи пытливого и уважаемого мной Mole Man все же она скорее сказочного оттенка, нежели научного. Автор отмечает, что есть моменты, которые проще обозначить за "мистику" и ничего не пытаться понять. "Мистика" эта не требует веры или неверия - она просто и нагло ЕСТЬ. Я все же еще не теряю веры, что все можно понять. Потому попробую высказать свое понимание загадки сломанных крестов. "Находим, находим именно кресты, и именно сломанные, и это массовая находка наряду с монетами" (Mole Man). Что же в этом необычного? Во-первых, каждый носил крест, следовательно, он и должен быть самой массовой (после монет) находкой. Во-вторых, кресты непрочны, в чем нетрудно убедиться на практике, поэкспериментировав с найденным обломком креста (если он не представляет ценности). "В основном сломаны пополам, по диагонали, или отломан верхний "луч" креста" (из письма). "У меня на сайте размещены кресты с отломанным низом, и даже один раз был найден сам низ креста" (Mole Man). Из этих двух цитат видно, что кресты ломаются самым случайным образом. При обряде ломания креста должна была быть хоть какая-то закономерность. Массовость находок поломанных крестов, причем всех периодов, за несколько сотен лет, подтверждает, что не было никакой системы в этом процессе."Почти 90 процентов из них старообрядческие" (из письма). И старообрядчество тут вовсе ни причем. Кстати, старообрядческие кресты часто имеют форму, которая более прочна, чем у нестарообрядческих. В коллекциях археологических находок процент сломанных среди них ниже. "Кресты и ломали, видимо, чтобы другим людям вреда не принести, из гуманизма, так сказать" (Mole Man). Думаю, что такого обряда быть не могло. По крайней мере среди верующих. Намеренно сломать символ веры v большой грех, на который никакой нормальный христианин не пошел бы. Если бы этим занимались некие злыдни-антихристиане, то не было бы массовости.Вся беда нательных крестиков в нестойкой конструкции, т.е. в форме. Зачастую они оказывались поврежденными (к примеру, погнутыми) еще в могиле при обрушении под тяжестью земли сгнившей верхней крышки. Будь они круглыми, как змеевики, или овальными, как образки, то максимум, что им бы грозило v быть погнутыми или потерять ушко для привески (что мы и видим среди археологических находок).Следует отметить еще, что помимо непрочности конструкции креста играет роль еще один совсем не мистический фактор. Металл, из которого крестики изготовлены, со временем меняет свои свойства. Во-первых, он за счет окисления или коррозии охрупчивается, ослабевает к нагрузке на изгиб. Во-вторых, он просто-напросто зачастую "сгнивает". Археологи, вскрывая захоронения, очень часто находят кресты с уже утраченными фрагментами (например, отгнившим лучом) вследствии деградации металла. Так что, сплошная технология металла и никакой мистики.
Чем сложнее по форме вещь, тем меньше у нее шансов сохраниться в земле неповрежденной. Нательные кресты v относительно сложной формы, потому часто доходят до нас уже сломанными. . В “деле о сломаных крестиках” не все так просто и хотелось бы обратить внимание на некоторые моменты.Прежде всего сразу скажу - речь идет не о крестах из захоронений. Речь идет о крестах, найденных прямо на земле, в слое не глубже 30-40 см. Посему все аргументы о повреждении крестов “рухнувшей крышкой гроба” или “под тяжестью земли” даже рассматривать не буду (да и невозможно пополам сломать небольшой металлический предмет землей).Еще пару лет назад я пытался было поговорить на эту тему с одним церковным авторитетом, так он на меня стал так чудно поглядывать. На их языке крест не “найден” - а “обретен”. И типа это большое духовное событие... И не всякому дается по грехам его... Короче, священники не в курсе. "Что же в этом необычного? Во-первых, каждый носил крест, следовательно, он и должен быть самой массовой (после монет) находкой..." Мои слова о том, что мы находим крестики, относились к статье уважаемого Евгения: “...медяки по крестьянским карманам ходили, другое дело, что теряли их и крестики крайне редко: цветной металл, как видно, ценился высоко, и им не разбрасывались.”
Конечно, потерять крест гораздо труднее, чем потерять монету. Если монеты носили в дырявых карманах, рукавицах и даже во рту, то кресты носили привязанными на прочной веревке или цепи. Уверен, что каждый посетитель этого сайта в своей жизни не раз терял монеты. Но я знаю в общем-то лишь единичные случаи потери нательных крестов (в основном при купании). Единственные кресты, которые действительно легко теряются - это те, которые висят на тонкой золотой цепочке. Золото очень мягкий металл и цепочки легко рвутся к радости любителей металлодетекции.Поэтому массовые находки крестов в поверхностном слое, основная масса из которых вдобавок сломана пополам, - очень необычное явление, не укладывающееся в картину обычного ротозейства. "При обряде ломания креста должна была быть хоть какая-то закономерность..." Закономерность есть - кресты сломаны. Обломки имеют размер, позволявший крепко зажать их в пальцах. Причем, судя по некоторым находкам, удавалось сломать их не с первого раза - на некоторых крестах сохранились следы многократного перегибания креста то в одну, то в другую сторону. Кстати, последите за билетерами, которые проверяют билеты на входе в театр. Тоже можно подумать, что “должна была быть хоть какая-то закономерность” в отрывании корешка билета. В реальности даже здесь закономерности нет. Одни билетеры отрывают корешок по линии отрыва, другие надрывают его по той же линии, третьи надрывают билет посередине, четвертые сгибают билет пополам и надрывают его по центру, пятые просто отрывают угол билета по косой. Версии о том, что каждый билетер так помечает пройденные через его руки билеты для какой-то тайной цели, вряд ли состоятельны.В данном случае “закономерность” одна - нарушение целостности билета и таким образом уничтожение его стоимости, что не даст шанса воспользоваться им повторно. Ту же “закономерность” видим и в случае с крестами. Сломать крест - вот и вся закономерность. Смысл не в прохождении линии надлома, не в весе обломков, не в способе ломки (скручивание/изгиб). Смысл в том, что крест просто сломан. И вся находящаяся в нем (злая?) сила погибла.
"Думаю, что такого обряда быть не могло. По крайней мере среди верующих."Статистика находок сломанных крестов и показывает, сколько не-“верующих” было в те века. И сколько народа занималось явно нехристианскими обрядами. Много народа. "Намеренно сломать символ веры большой грех, на который никакой нормальный христианин не пошел бы... "Вот и видим количество не-“нормальных” христиан в те века. Да и “нормы” для “нормальных” христиан сильно менялись от века к веку, и понять, на что “нормальный христианин” пошел бы, а на что нет, весьма трудно. Известно отношение славян-язычников к идолам. Если какой идол не справлялся со своей работой, славяне его секли плетью и просто выбрасывали. А на его место вырезали нового и приносили жертвы уже ему. Валяющихся деревянных резных “дедов” (мини-идолов) находят и археологи в раскопах. Не оправдал доверия - пошел в помойку. Не распространилось ли такое отношение на к христианские “обереги” - кресты? (В отношении икон бывал и такой обычай - если не помогла хозяину, ее переворачивали лицом к стене, ставили вверх ногами - пока не “исправится”).
Кстати, самая древняя книга России - псалтырь XI века, найденная в Новгороде в 2000 г., потому и дошла до нашего времени, что владелец сунул ее в ... большую кучу навоза. Там она и законсервировалась. Помню, акад.Зализняк как только не обьяснял этот пикантный факт. Пошел бы “нормальный христианин” на то, чтобы сунуть священную книгу в кучу навоза??? А недавний язычник, которому просто не помогли псалмы? Традиция эта сохранилась до нашего времени в отношении к идеологическим “кумирам”. В кладовке своей квартиры я в 60-е годы нашел бюст Сталина с проломаной головой. Потом его выкинули. Что сказал бы археолог спустя 400 лет о такой находке? Наверное в духе: “Разве пошел бы “нормальный коммунист” на то, чтобы проломить Сталину голову? Намеренно сломать символ веры большое преступление, на которое никакой нормальный большевик пошел бы! Разве это не дело “злыдней-антикоммунистов”?” К слову, в языческом мире Греции бывали аналогичные пертурбации - в афинском национальном музее тоже есть бронзовая статуя с проломленой головой, которую после экзекуции кинули в воду. Чем-то она там грекам не угодила. (Христиане бы ее просто переплавили).
Короче, выстречаются во все века поломаные и выброшенные “символы веры”. Думаю, крестики - из этого же ряда. "Если бы этим занимались некие злыдни-антихристиане, то не было бы массовости..." В общем-то, думаю, не было никакого массового АНТИ-христианства. Было и есть то, что академик Рыбаков описывал как “ДВОЕВЕРИЕ” - когда христианская вера вполне мирно уживалась и сосуществовала с языческим “суеверием”. Скажем, в Гагре возле алтаря православной церкви я видел камень, который предназначался для отрезания голов курам - так в церковь заманивали кавказских язычников. Христианские храмы на Руси строились на месте языческих капищ, при этом в их фундамент шли каменные идолы и священные языческие камни. Что тоже очень символично. Ну а самым ярким проявлением двоеверия являются находки археологами амулетов-“змеевиков”, где с одной стороны языческий сюжет со змеями и заклинание, а с другой христианское распятие и святая молитва. На языческие праздники змеевик переворачивали змеями наружу, на христианские праздники - наружу крестом. Эдакая “оборотная сторона медали”.
Нами найден крест, концы которого оканчиваются языческими кринами - тут уж и вовсе не сразу понятно, “языческая криновидная подвеска” сие (“пусть все и повсюду расцветает!”) или крест такой своеобразный. Так что СОсуществовало христианство с язычеством с сотни лет, а часто и закрывало на него глаза. Вот и сейчас церковь не предает же анафеме паству, справляющую языческий Новый год, читающую гороскопы и бросающую монетку в море “на прощание” (это и вовсе жертва водяному, или Посейдону). Хотя и не приветствует это. Характерен и процитированный ответ иеромонаха на типичный вопрос верующих о находке крестов, размещенный в разделе “СПРАШИВАЙТЕ О ГЛАВНОМ” (главном!). В нем описаны реально существующие верования людей в то, что “...если мы находим где-нибудь потерянный кем-то крест, то нельзя его брать т.к. тем самым мы берем чужие скорби и искушения...”. Это названо “суеверием” - то есть нехристианской верой, которая часто и восходит к язычеству. Ну естественно, что по мнению иеромонаха суеверие сие “безосновательно”.
Поскольку с христианских позиций судьбу человека определяет не предопределенный рок, не заговоренные предметы, не взаиморасположение планет, не поступки человека в прошлом, и даже не с какой ноги он встал утром с кровати - а лишь воля Божия. “Господь каждому дает свое крестоношение” - и разве может на путь человека, начертанный Господом свыше, повлиять найденный или потеряный (или даже выброшенный) крестик? Как и в летописные времена мы узнаем, во что РЕАЛЬНО верили люди из таких вот “опровержений”. В сущности, о славянском язычестве Руси не осталось почти никаких письменных свидетельств, за исключением пассажей отцов церкви, где они развенчивают подобные “суеверия”. Из подобных крупиц мы узнаем, какие ж “суеверия” бытовали у наших языческих предков - русалии, требы, вера в навьев и ворожбу и т.д. Даже и в церкви (Спаса на Нередице) можно до сих пор увидеть древнерусского гусляра, играющего на запрещенных церковью гуслях - он нарисован в как грешник в аду. Из старинной Кормчей книги мы, например, узнаем, что суеверием является мнение, что затмения происходят от того, что луну или солнце сьели волкодлаки (вурдалаки). И т.д. и т.п. Одним словом, “суеверия” - полезнейший материал для изучения народных языческих верований.
Суеверия, относящиеся к найденным крестикам - не исключение. Как видим по тексту иеромонаха, убеждение, что крест несет “скорби” кое-где бытует в несознательном народе до сих пор : свой крест несет свои скорби, чужой - чужие.В старинных былинах Илья Муромец и Святогор, Добрыня и Алеша и др. обменивались своими нательными крестиками, становясь таким образом “крестовыми братьями”,- “...а крестовый брат паче родного.” То есть по сути осуществлялии некий языческий обряд взаимного обмена судьбами.Крестовое братство в старину считалось за действительное родство: турецкий царь в былине позволяет Авдотье Рязаночке брать из плененных тех, “кто в родстве, в кумовстве, в крестовом братстве”. Поменяться с кем-то своим крестом - это был не простой обмен “шила на мыло”, а серьезный ответственный шаг. Который даже фиксировался в былинах. Когда Жириновский поменялся наручными часами с Брынцаловым, они ведь не стали “часовыми братьями”, нет такого братства. А поменялись бы нательными крестами - стали бы “крестовыми братьями”, это уже куда как серьезнее. “Крестовое братство” было ступенью, предшествующей или равной “кровному братству”, когда новые братья менялись не крестами, а уже своей кровью. (Дело ограничивалось, правда, не полным переливанием крови, а лишь надрезанием рук и смешиванием выступившей крови).
Кстати, в церковной практике вообще нет и не было никакого “крестового родства”, да и “кровного братства” тоже. Как и “обряда ломания крестов”. Ничего удивительного. Речь идет о старинных народных верованиях, имеющих корни в язычестве. Ну и сложно ли теперь понять человека, который вообще поломал и выбросил свой нательный крест? Разве это не продолжение тех же полуязыческих верований? Что не хочет он “свой крест нести” дальше? И в общем то, в плане самовнушения, это один из эффективных способов “начать жизнь с чистого листа”. "Чем сложнее по форме вещь, тем меньше у нее шансов сохраниться в земле неповрежденной..." Вещи в земле лежат веками без проблем. Но это, конечно, если вещь не сломалась ДО попадания ее в землю, если по земле не ездили трактором, и если материал вещи был достаточно стойкий. В случае с крестами наглядно видно, что “коррозия” тут не при чем, и не все повреждения можно свалить на лопаты и трактора. Вывод пока один - ломали (сь?) кресты ДО попадания в грунт. Недавно эта тема с моей инициативы обсуждалась на форуме http://www.archaeology.ru/ и вскоре была стерта модератором. Были высказаны и такие интересные версии: “Г-н Станюкович продтвердил идею о том, как говорят люди верующие - “не надобно нести чужой крест”.
Т.е. человек сошёл с земли, и кресту не существовать больше. Его ломали и бросали. Да и при том не на кладбище, а там, где омывали, в основном, в жилых местах. С 14-15 века в гроб покойнику кладут уже деревянный крест. В принципе, это сохранилось и до наших дней. Любой глубоко верующий вам подтвердит, что покойнику ничего металлического в гроб класть нельзя.” “...ломание креста означало что-то вроде окончание жизненного пути. Некоторые сломанные кресты в моем кладе 16 в. собирались в целые из фрагментов, т. е ломались непосредственно перед закапыванием или незадолго до него.” “Символически - человек донес свой крест до конца.Закончил свой путь человек, закончил свое существование его крест.” (zero_cash)- “Возможно менялись каноны в изображении. Старые считались уже не правильными и богу не угодными, вот их и уничтожали, ну типа не модные.” (И так далее. Так что не все так просто с этими крестиками. С уважением, Mole Man
Снова слово г-ну Суханову: Уважаемый Mole Man, хочу обратить Ваше внимание и внимание тех, кто заинтересовался нашей полемикой о сломанных крестиках, на следующие значимые факты, которые помогают развеять мистический туман вокруг этого вопроса... Поэтому массовые находки крестов в поверхностном слое, основная масса из которых вдобавок сломана пополам, - очень необычное явление, не укладывающееся в картину обычного ротозейства. Закономерность есть - кресты сломаны. Обломки имеют размер, позволявший крепко зажать их в пальцах. Вещи в земле лежат веками без проблем. Эта закономерность много шире. Подавляющее большинство археологических находок, будь-то браслеты, перстни, привески, серьги, шейные гривны и т.д и т.п. сломаны. Особенно, если они находятся в поверхностном слое, о находках из которого собственно и идет речь. Да еще и шансы быть поврежденной у любой вещи растут многократно, если она находится на огороде или распахиваемом поле, где Вы, уважаемый Mole Man, да и большинство других поисковиков их и находят. Так что, вещи лежат в земле далеко не без проблем. Тонкие и сложные изделия на глубине сминаются (на поверхности вовсе разрушаются в мелкие дребезги), коррозия в лучшем случае образует слой, который скрывает мелкие детали, в худшем – превращает металл в окислы, по которым восстановить вещь уже невозможно. Даже артефакты солидного сечения, даже небольшие монеты зачастую гнутся и впоследствии распрямлению не поддаются. Думаю, главной причиной является то, что вещи находились в культурном слое, а значит, подвергались воздействию в результате хозяйственной деятельности человека. Ниже я более подробно остановлюсь на этом. Второй важной причиной, особенно, для вещей, которые не пострадали непосредственно от человеческой деятельности, могла служить различная плотность почвы, по-научному, негомогенность среды. Причем, она может циклически меняться. К примеру, при изменении влажности (весной, после дождя и т.п.). Разные составляющие почвы по-разному впитывают влагу. Поэтому даже в очень малом объеме грунта в разных точках могут существенно меняться плотность (и вес). В результате разные точки одной вещи оказываются под разной нагрузкой, причем, и опора под разными точками тоже разная за счет разной рыхлости почвы. Со временем происходит изгиб, а затем и излом. На огороде простая осенняя или весенняя перекопка (на поле – пахота) приводит к тому, что крестик по(пере)ворачивается. Стоит одному лучу чуть согнуться, как он становится рычагом по отношению к остальному телу креста.
В результате, все последующие нагрузки падают, в первую очередь, на него. Вот и происходят иногда его перегибы туда-сюда. Итог один – крестик ломается.Я уже не говорю о тех вещах, которые в результате половодий перемещались туда-сюда, а позднее были запаханы или постепенно “ушли” под культурный слой. Любой поисковик, работавший на берегах рек, да и не только (весенние ручьи тащат вещи по камушкам и гвоздям на дне, нещадно обдирая их, сгибая и ломая увлекаемыми камнями ) не раз находил стертые до неузнаваемости монетки, искореженные и поломанные вещицы и пр. Не секрет, что утерянные вещи, как раз и аккумулируются в таких руслах. Крестики в этих условиях нещадно ломаются. Могу уверить, что обломки бывают не только такие, какие можно “крепко зажать в пальцах”, но и очень мелкие. Что же касается “массовых находок крестов, основная масса из которых вдобавок сломана пополам”, то могу отметить, что из нескольких сотен виденных мной сломанных крестов, лишь несколько были сломаны “пополам”, т.е. на относительно равные части. Все остальные имели обломанные лучи, причем, начиная от одного и кончая всеми. Здесь следует отметить, что из “предметов личного благочестия” помимо крестов часть населения носила нагрудные иконки. По религиозно-нравственной сути они ничем от крестиков не отличались. Однако же ломаных иконок не находят, они обычно погнуты. Если нечестивые ломали опостылевшие им кресты, то почему они не ломали иконки? Фактически же овальная форма иконки предохраняла ее от излома, потому они, как монеты, гнулись, но не ломались. То же самое наблюдается и с круглыми привесками с включенным крестом и крестовидными привесками более раннего времени.
С другой стороны, крестики из перламутра практически всегда сломаны. Разумеется, не потому что у них было особое свойство аккумулировать “злую силу”, а потому, что у них было особое свойство –непрочность материала.Нет ничего удивительного и в массовых находках крестиков в культурном слое.В 11-14 вв. на Руси не существовало обязательных требований относительно погребального обряда, т.е. христиан хоронили как с нательными крестами, так и без них. А в 12 веке даже действовал запрет на помещение христианских святынь, в частности крестов, в могилу. Вообще, обязательность надевания нательного креста при крещении возникла лишь после издания в 1621 году патриархом Филаретом “Требника”, в котором было приведено на этот счет особое указание. С этого времени резко возрастает как число носимых крестиков, так соответственно, и их находок.В погребения крестики начали помещать относительно массово лишь приблизительно с 16 века (в одних регионах раньше, в других-позже). В основном же терялись крестики на жилой территории, т.е. во дворах, на усадьбах. Гайтан, на котором их носили, это ведь всего лишь шнурок, который неизбежно перетирался. Если посмотреть на ушко крестиков, то зачастую видно, что оно очень истерто, иногда и вовсе перетерто. Уж ежели металл так перетирался, то что уж говорить о гайтане.
Потому не было никакого особого массового ротозейства, а была некоторая характерная особенность при ношении креста, суть которой описана выше. Было много физического труда, люди были активны, много перемещались (мало кто сидел перед компьютером), потому легко было что-то потерять и трудно – найти. Трудно представить, что потерянный во дворе крестик тихо-мирно полеживал десятки лет. Наоборот, по двору ездили груженые телеги, топотали люди и кони, коровы и козы, что-то строилось, что-то сносилось, возили-таскали бревна и дрова и т.д и т.п. Втоптанному, вдавленному в грязь, или снег, или навоз крестику выйти из этих передряг целому-невридимому было не легче, чем остаться несмятой траве на маршевом пути войска. Та же участь постигала и другие утерянные вещи.Итак, повторяю еще раз, ломается все, а не только крестики. Это и есть печальная закономерность археологических находок. Увы!...Поскольку с христианских позиций судьбу человека определяет не предопределенный рок, не заговоренные предметы, не взаиморасположение планет, не поступки человека в прошлом, и даже не с какой ноги он встал утром с кровати - а лишь воля Божия. “Господь каждому дает свое крестоношение” - и разве может на путь человека, начертанный Господом свыше, повлиять найденный или потеряный (или даже выброшенный) крестик? Приведенное высказывание искажает христианское представление о судьбе человека.По сути фраза “На все – воля Божия” воспринята автором как аксиома фатализма, хотя он подчеркивает, что “не предопределенный рок” управляет судьбами людей. С другой стороны в контексте отрицается право человека на выбор и ответственность за свои поступки – не важно, что он делал в прошлом, не важно поднял он чужой крестик или сломал и выбросил свой. Это – путаница. На деле христианская вера учит, что каждый верующий несет полную ответственность за каждый свой шаг, и на Суде каждому воздастся по заслугам. Можно представить себе осатаневшего грешника злобно ломающего святой крест с криками “Это ты во все виноват!”, но чтобы так поступали многие... Глумление над христианскими святынями, к которым относится крест – освященный(!) крест, считается одним из тягчайших грехов. С подачи же сторонников теории “обряда ломания крестов” это преступление против Господа объявляется обычным делом, даже обычаем, даже традицией!Нами найден крест, концы которого оканчиваются языческими кринами - тут уж и вовсе не сразу понятно, “языческая криновидная подвеска” сие (“пусть все и повсюду расцветает!”) или крест такой своеобразный.
Кресты с криновидными концами были довольно широко распространены на Руси в 14-15 веках. Появились же они на русской земле впервые в 11-12 вв. и изготавливались по византийскому образцу того времени. Слово “крин” происходит от старославянского названия белых полевых лилий – “крины сельные”. Цветки лилии (крины) на концах креста должны были напоминать об изречении Христа “ Я-лилия долин” (Песн. 2;1).Есть и другое выражение “Выслушайте меня, Благочестивые дети, - цветите, как лилия” (Сирах. 39;16-18). Здесь подчеркивалась простая и чистая красота этих цветов и звучал призыв к тому, чтобы и душа была такой же. Именно в этой связи и возникла византийская, и впоследствии, русская форма “криновидного” креста. Языческой символики здесь нет, ее можно только при желании выдумывать.Как и “обряда ломания крестов”. Ничего удивительного. Речь идет о старинных народных верованиях, имеющих корни в язычестве.[/b]Во-первых, среди нательных крестиков позднего времени, т.е. 16-19 веков процент сломанных выше, чем у более ранних - 11-15 вв. В случае, если бы секрет ломания крестов крылся в двоеверии или просто сохранении некоторых языческих представлений в народе, картина должна бы быть обратной. Очевидно, что язычество сразу после введения христианства на Руси в 10 веке было максимально сильным и утрачивало свои позиции с течением веков. Потому, если принять, что среди полухристиан-полуязычников родился обряд ломания крестов, то естественно предположить, что и расцвета это действо должно было достичь в те времена, когда языческие представления были наиболее сильны, т.е в первые века после введения христианства, а не в 18-19 вв. Объяснение этого факта опять же, в основном, “механическое”. Дело в том, что ранние крестики были, как правило, маленького размера, причем, литые. Толщина большинства из них была выше, чем у поздних типов. Отливались они в массе своей из тугоплавкой добротной бронзы или латуни. Делали их и из камня, и из янтаря (попробуйте-ка сломать пальцами маленький каменный крестик-его можно только раздробить, но раздробленных среди археологических находок нет). Формы были самые причудливые. Поврежденными (сломанными) оказываются обычно крестики с тонкими лопастями. Все это вкупе послужило основой их механической прочности. Был и “немеханический фактор”. Следует учесть, что относительная стоимость ранних крестиков, по сравнению с поздними, была много выше. Это обусловливало более бережное отношение их владельцев к ним.
Со временем кресты стали изготавливаться по другой технологии. Появляются крестики из свинцово-оловянистых сплавов (малопрочных), штампованные из тонких пластин, толщина крестиков уменьшается, исчезают формы крестов с круглыми в сечении концами, снижается качество (соответственно, прочность) применяемых сплавов. Все эти технологические приемы были вызваны потребностью обеспечить растущий спрос (возрастающее население) недорогими в производстве крестиками. Здесь уместно вспомнить аналогию, к примеру, из ремесленного дела средневекового Новгорода, когда на смену дорогим ювелирным изделиям, изготовлявшимся по индивидуальным заказам, пришли более дешевые серийные поделки, производившиеся для продажи в лавках. Естественно, качество их было ниже, зато много и дешево. Простой люд мог купить без труда украшения,
|
|
| |