Центры производства медного литья
|
|
ost-da | Дата: Суббота, 31.03.2012, 20:14 | Сообщение # 1 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 1234
Награды: 0
Репутация: 365
Статус: Оффлайн
| Уважаемые коллеги! В этой теме хотел бы поговорить о центрах производства медного художественного литья (кресты, иконы и складни) с сер. 17-го до начала 20-го века. Предлагаю составить список всех известных центров, существование которых подтверждено документально, а так же тех, существование которых подтверждают находки, либо какие-то иные косвенные данные. Приветствуются любые гипотезы. После составления списка, можно будет попытаться разобрать, какие иконы (кресты или складни) принадлежат к тому или иному центру.
Практика показывает, что активнее принимают участие в подобных обсуждениях новички (за что им огромное спасибо), а корифеи предпочитают горделиво отмалчиваться. Прошу вас, мэтры, проявите свою гражданскую позицию, поделитесь накопленными знаниями, потомки за это будут вам благодарны!
Начнем с наиболее известных центров. Список будем корректировать, на основании полученных данных.
1. Выговское старообрядческое общежительство. Месторасположение: Республика Карелия, Медвежьегорский район Период работы мастерской: начало 18-го века-середина 19-го века (в д. Кодозеро до начала 20-го века)
2. Преображенская старообрядческая община. Месторасположение: г. Москва Период работы мастерской: конец 18-го века - начало 20 века.
3. Гуслицы Месторасположение: восток Московской области
4. Загарье Месторасположение: восток Московской области 5. Никологорский погост. Месторасположение: Владимирская область, пгт Никологоры.
6. с. Красное Месторасположение: Костромская область, с. Красное-на- Волге 7. д. Становая Месторасположение: Курганская область, Кетовский район. д. Становая Период работы мастерской: 1899-1914 г.
|
|
| |
DimonZV | Дата: Суббота, 31.03.2012, 20:39 | Сообщение # 2 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 424
Награды: 0
Репутация: 330
Статус: Оффлайн
| А где Уральское и Вятское литье?
|
|
| |
NEON_NN | Дата: Суббота, 31.03.2012, 20:48 | Сообщение # 3 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 758
Награды: 1
Репутация: 193
Статус: Оффлайн
| Появление литейной мастерской в селе Старая Тушка Малмыжского района Кировской области связано с именем Луки Арефьевича Гребнева (1864 – 1932). С 1920 по 1929 гг. эта мастерская выпускала медные кресты и иконы по московским образцам. Мастерская прекратила существование в 1932 г. Есть вот такой ресурс http://www.iconrussia.ru/paintin....ID=1455
|
|
| |
ost-da | Дата: Суббота, 31.03.2012, 22:57 | Сообщение # 4 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 1234
Награды: 0
Репутация: 365
Статус: Оффлайн
| Quote (DimonZV) А где Уральское и Вятское литье? По Уральскому литью пока слишком мало информации. Подождем, может кто-то поделится знаниями. Вятское литье нужно разделить на два временных периода. Первый продолжался судя по всему, до середины 18-го века и отличался самобытностью литья. Второй, о которой пишет Сергей, конец 19-нач. 20-го. Эти изделия уже по сути являлись лишь копиями работ московских мастеров.
|
|
| |
OldWolf | Дата: Суббота, 31.03.2012, 23:03 | Сообщение # 5 |
Активный участник форума
Группа: Проверенные
Сообщений: 43
Награды: 0
Репутация: 3
Статус: Оффлайн
| А нельзя ли показать образцы вятского литья ? Видел два креста-грубовато но своеобразно и весомо
|
|
| |
ost-da | Дата: Суббота, 31.03.2012, 23:37 | Сообщение # 6 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 1234
Награды: 0
Репутация: 365
Статус: Оффлайн
| Quote (OldWolf) А нельзя ли показать образцы вятского литья ? Пожалуйста: http://mednolit.ru/photo....-0-4008 Нельзя утверждать наверняка, что эта икона отлита именно в Вятской губернии, но находки аналогов на ее территории, свидетельствуют о том, что медница находилась где-то в этом регионе.
|
|
| |
орест | Дата: Воскресенье, 01.04.2012, 10:59 | Сообщение # 7 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 2015
Награды: 0
Репутация: 316
Статус: Оффлайн
| Не могу сказать с полной уверенностью, но чем то данный образец иконы похож на икону святого Николая товарища OldWolfa? Когда мы обсуждали тему обителей святого Макария. Может она тоже вятская?
|
|
| |
ost-da | Дата: Воскресенье, 01.04.2012, 17:53 | Сообщение # 8 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 1234
Награды: 0
Репутация: 365
Статус: Оффлайн
| Quote (орест) Не могу сказать с полной уверенностью, но чем то данный образец иконы похож на икону святого Николая товарища OldWolfa? Когда мы обсуждали тему обителей святого Макария. Может она тоже вятская? Есть схожесть в орнаменте, но он другой, оглавие тоже сильно отличается. Отлиты эти иконы в разных местах.
|
|
| |
slavenist | Дата: Вторник, 10.04.2012, 16:33 | Сообщение # 9 |
Новичок
Группа: Новички
Сообщений: 1
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
| В список центров производства .к краткой характеристике .очень не плохо (для новичков) добавить и фотографии образцов этих центров ... а также и возможно новоделов с характерными признаками ...с ув..
|
|
| |
ost-da | Дата: Вторник, 10.04.2012, 20:37 | Сообщение # 10 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 1234
Награды: 0
Репутация: 365
Статус: Оффлайн
| Quote (slavenist) В список центров производства .к краткой характеристике .очень не плохо (для новичков) добавить и фотографии образцов этих центров ... а также и возможно новоделов с характерными признаками ...с ув. Все это в ближайших планах, кроме новоделов, по ним нужно создавать отдельную тему.
|
|
| |
OldWolf | Дата: Пятница, 13.04.2012, 10:23 | Сообщение # 11 |
Активный участник форума
Группа: Проверенные
Сообщений: 43
Награды: 0
Репутация: 3
Статус: Оффлайн
| Посмотрел что мог по Макарьевскому монастырю-упоминаний о медном литье нет Литературы очень мало Сейчас склоняюсь к Галичу или самой Костроме Вопрос к ost-da :можно ли показать всё -то что Вы относите к Костромскому (?) литью-или хотя бы часть? Складывается впечатление что наша губерния в15-18 вв была своего рода перевалочной базой между Центром и Севером -а теперь как-бы и контуры местного литья проявляются Найти этот центр- наша задача
|
|
| |
ost-da | Дата: Пятница, 13.04.2012, 12:42 | Сообщение # 12 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 1234
Награды: 0
Репутация: 365
Статус: Оффлайн
| Quote (OldWolf) Посмотрел что мог по Макарьевскому монастырю-упоминаний о медном литье нет Литературы очень мало sad Сейчас склоняюсь к Галичу или самой Костроме Вопрос к ost-da :можно ли показать всё -то что Вы относите к Костромскому (?) литью-или хотя бы часть? Складывается впечатление что наша губерния в15-18 вв была своего рода перевалочной базой между Центром и Севером -а теперь как-бы и контуры местного литья проявляются Найти этот центр- наша задача Вы ищите медницу в крупных населенных пунктах. А ведь вполне вероятно, что она могла находится в каком-то селе или даже деревне. Примеров тому очень много. Пока не готов ответить на Ваш вопрос, данных слишком мало.
|
|
| |
DimaRu_Spb | Дата: Вторник, 17.04.2012, 01:40 | Сообщение # 13 |
Новичок
Группа: Новички
Сообщений: 1
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
| из деревни в Чушевицкой волости Верховажского р-на Вологодской губ.
|
|
| |
берг | Дата: Четверг, 19.04.2012, 16:46 | Сообщение # 14 |
Новичок
Группа: Новички
Сообщений: 1
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
| д.Дергачи, того же Малмыжского района Кировской области. Там отливали и в начале 20-го века. Извиняюсь, это уже Уржумский район, но недалеко от СтаройТушки.
Сообщение отредактировал берг - Четверг, 19.04.2012, 16:50 |
|
| |
Ukrop | Дата: Пятница, 22.06.2012, 00:44 | Сообщение # 15 |
Новичок
Группа: Новички
Сообщений: 4
Награды: 0
Репутация: 5
Статус: Оффлайн
| МЕДЕПЛАВИЛЬНЫЕ ЗАВОДЫ ПЕРМСКОГО КРАЯ XVII – XIX вв.
Троицкий завод (Пермский край) (Талицкий, Соликамский) 1731 – 1771 гг, 39 лет существовал в качестве медеплавильного завода (до 1770 г.). Не путать с Троицкими верхним и нижним, расположенными на р. Кидаш, притоке р. Ик (Башкирия). Завод основан и построен М.Ф. Турчаниновым, с 1734 г. принадлежал Ф.М. и Алексею Ф. Турчаниновым. Завод был поставлен на месте монастырской мельницы. В 1734 г. на заводе было выплавлено 680 пудов меди. За первые 13 лет (1731 – 1743 гг.) Троицкий завод выплавил 9 510 пудов чистой меди. Большая часть, 6 136 пудов, поступила в «вольную продажу» и прибыли почти не принесла. Было решено не продавать выработанную медь, а делать из нее посуду, церковную и домашнюю утварь. 26 января 1742 года в ответ на прошение А.Ф. Турчанинова последовало определение Генерал-Берг-Директориума, разрешающее строительство фабрики, на которой «из красной меди зеленую ...составлять, и их оной посуду и прочие вещи употреблять в продажу свободно». Посудная фабрика (Троицкая, Талицкая) была построена в 1742 г., а в 1743 г. она была запущена. А.Ф. Турчанинов наладил выпуск расписных самоваров, чайников, подносов и др. медной утвари. Медные изделия, украшенные цветочной росписью, расходились по всей России. Художественное литье, по свидетельствам современников, не уступало итальянскому. Директор музея УГТУ-УПИ С. Скробов в одной из публикаций сообщает, что Троицкий завод А.Ф. Турчанинова выпускал самую изящную, «цветными видами испещренную» и не имевшую аналогов в России того времени посуду. Она повторяла китайский фарфор, была украшена тончайшей росписью из цветочных орнаментов и стоила огромных денег ! В музеях мира хранится сейчас не более десятка предметов этого уникального производства. Для обеспечения работы медно-посудной фабрики при Троицком заводе с середины XVIII в. существовала система обучения мастеров художественного литья, шлифовального дела, техники украшения медных изделий чеканкой и росписью. Ученики осваивали основы черчения и рисования. А.С. Максяшин в статье «Из истории художественного образования на Урале» упоминает, что количество учеников превышало 60 человек. Он называет имена некоторых учеников, ставших впоследствии профессиональными мастерами. Рычков, посетивший завод в конце августа 1770 г., подчеркивал, что изделия фабрики высокого качества: «Есть ли что есть примечания достойное в окружности Соликамской, то Троицкой медной завод господина титулярного советника Турчанинова, стоящий в 3-х верстах от города при небольшом истоке, впадающем в реку Усолку. Завод сам собою не заключает ничего отменного; ибо в нем только 2 плавильные печки, гармахерский горн и 1 расковочный молот; но фабрика, построенная в нем для делания металлических вещей, составляет все превосходство его. В ней способом некоторых смешанных минералов делают красной и желтой тумпак, различные чеканные и резные вещи из сего металла и финифтяную посуду по обычаю китайскому. Все сии художества искусством и неутомленными трудами самого хозяина доведены до такой степени совершенства, что не весьма знающий человек в различении дорогих металлов от посредственных, сочтет их без сумнения за вещи, сделанные из золота, смешанного с лигатурою, ибо вид их, соединенный с превосходным искусством художников, заключает в себе нечто, в самом деле, отменное от всех других посредственных металлов. ...Сия фабрика и все к тому принадлежащие орудия, ...различные машины, разбивающие медь в тонкие листы, устроены с таковым искусством, каковое должно соответствовать изящным художествам, составляемым в сей превосходной металлической фабрике...».
Добавлено (21.06.2012, 21:42) --------------------------------------------- МЕДЕПЛАВИЛЬНЫЕ ЗАВОДЫ ПЕРМСКОГО КРАЯ XVII – XIX вв. по Харитонову Т.В.
Аннинский Анцубский Ашапский Бизярский Бымовский Висимский Григоровский Давыдовский Добрянский Егошихинский Кунгурский Курашимский Мазуевский Мотовилихинский Небогатовский Нытвенский Пожевской Пыскорские Романовский Суксунский Таманский Троицкий Уинский Хохловский Чермозский Шакминский Шермейский Юговские (казенные) Юговской Юго-Камский
Медеплавильные заводы Пермского края (краткая справка)
Пермский край – скромный старый и полузабытый родственник: «богатые дети» о нем забыли и не вспоминают даже в праздники. На пермской земле зародилась цветная металлургия и горная промышленность России. В 2012 г., если бы не наше фамильное беспамятство, можно было бы отмечать 395 лет российской цветной металлургии. Принято считать, что промышленная добыча меди в Пермском крае началась в 1635 году, когда был основан первый в России Пыскорский медеплавильный завод, основоположник цветной металлургии России. Однако следует отметить, что первый медеплавильный завод России был основан, видимо, еще раньше, в 1617 г., когда на правобережье Камы недалеко от Соликамска были найдены медные руды Григоровой горы, на базе которых был построен Григоровский медеплавильный завод. В 1635 г. этот завод просто был перенесен на более удобное место, в Пыскор. Остальные медеплавильные заводы Прикамья и Урала были построены значительно позже: Егошихинский (1723 г.), Таманский (1726 г.), Висимский (1735 г.), Мотовилихинский (1736 г.), Ашапский (1744 г.), Добрянский (1752 г.), Пожевской (1759 г.), Чермозский (1761 г.) и т. д. Какое раздолье для поисковой и исследовательской работы !
Добавлено (21.06.2012, 22:04) --------------------------------------------- Суксунский завод Завод основан Акинфием Никитичем Демидовым в 1727 г. Как медеплавильный, завод существовал 121 год с 1729 г. Владельцы: с 1745 г. - сыновья А.Н. Демидова. с 1758 г. – Г.А. Демидов, с 1761 г. – А.Г. Демидов, с 1824 г. – П.Г. Демидов, с 1847 г. – Казна, с 1848 г. – Товарищество Суксунских горных заводов, с 1863 г. – Казна, с 1886 г. – А.П. Демидов, с 1893 г. – Торговый дом «Братья Каменские».
Кроме медеплавильной фабрики при заводе имелись: 1. Каменная фабрика для литья колоколов и для приготовления латуни (зеленой меди). В состав колокольного сплава входил бериллий, придававший мелодичность звону. Существовал даже термин «суксунский звон». 2. Фабрика для производства из меди и латуни - посуды, бытовой и церковной утвари.
Добавлено (22.06.2012, 00:44) --------------------------------------------- Старообрядческий мир и меднолитая пластика Большой популярностью в старообрядческом мире пользовались меднолитые изделия, так как, во-первых, они более функциональны в старообрядческих скитаниях, а во-вторых, сделаны были "не погаными руками", а прошли огненное крещение. Дополнительной популярности медным иконам добавили петровские указы об их запрете (Указ Синода 1722 г. и Указ Петра I 1723 г.). После этих указов предметы художественного литья становятся необходимой принадлежностью каждого старообрядческого дома, их помещали в иконостас, их носили с собой, их можно было видеть даже на уличных воротах домов старообрядцев. Меднолитая пластика получила наибольшее распространение среди представителей беспоповщинских толков и согласий (странников, федосеевцев, нетовцев), т.е. там, где размежевание с "антихристовым миром" было особенно строго, где велико было значение индивидуальной молитвы. "Кроме особо уважаемых святынь и своих домашних икон, [старообрядцы – А.К.] никаким и ничьим образам не молятся, – писал в 1862 году статский советник Иван Синицын, – и куда бы не отправлялись, хотя бы на короткое время и даже в моленную, всегда носят с собой свои иконы и молятся только им. По этой причине иконы и кресты их почти всегда маленькие, литые из меди, большую часть в виде складней". 1*. Старообрядческие меднолитые кресты и иконы обычно имели размер от 4 до 30 см и часто были выполнены из ярко-желтой меди, оборотная сторона иконок и складней часто обработана напильником, а фон заполнен синей, желтой, белой и зеленой эмалью. Кроме характерных для старообрядческих предметов искусства признаков (двоеперстие, титло, надписи и т.д.), на них широко был распространен растительный и геометрический орнамент. Медные иконы, по наблюдениям потомственного мастера И.А. Голышева, разделяются на четыре категории: "Загарские (гуслицкие), Никологорские (Никологорского погоста), старинные или поморские (для раскольников поморской секты) и новые, предназначенные для православных… Этим промыслом преимущественно занимаются офени, принимая раскольничий вид, т.е. притворяясь раскольниками, офеня, торгующий с раскольниками, берет с собой в дорогу свою чашку и ложку, надевает раскольничий костюм и стрижет волосы тоже как они". 2*. Специально для старообрядцев медные иконы и кресты старили. Для этого изготовленное изделие опускали на два часа в соленую воду, затем вынимали и держали над парами нашатыря, "отчего зеленая медь обращается в цвет красной меди и изображение принимает, кроме того, закоптелый старый вид". В Мстёре торговля медными образами была настолько велика, что вытеснила производство мстерских иконописцев – их иконы "сбавились в ценах против прежнего наполовину". В 60-х гг. XIX в. в одной Мстёре работало около 10 меднолитейных заводов. А еще достаточное количество производств имелось окрест центра. Так, в Никологородском погосте, что в 25 верстах от Мстёры, меднолитейное производство было поставлено на поток. "Производят ее следующим образом: берут иконы Гуслицкие, которые отпечатывают в глину, от чего получают так называемую форму, расплавляют медь, выливают в форму, когда застынет металл, вынимают; затем, как задняя часть выходит шероховатою, то чистят подпилком и икона готова", – писал всё тот же И.А. Голышев. В первой четверти XX в. большой и заслуженной славой в старообрядческом мире пользовалась сопыревская (д. Сопырево Красносельской волости Костромской губ.) мастерская художественного литья Петра Яковлевича Серова (1863-1946). Мастерская выпускала довольно разнообразную продукцию: кресты разной формы, складни, иконы. Самым массовым продуктом были кресты-тельники из латуни и серебра, которых ежемесячно изготавливали 6-7 пудов. Владелец московской старообрядческой типографии середской купец Г.К. Горбунов (1834 - ок. 1924) заказывал у П.Я. Серова книжные застежки и наугольники с изображением Евангелистов и средники с Распятием и Воскресением Иисуса Христа. Деятельность мастерской продолжалась до 1924 г., до запрещения производства всех видов ювелирной продукции в красносельских кустарных мастерских. После этого Петр Яковлевич распустил своих мастеров, оборудование закопал, дом поделил между сыновьями, а сам ушел странствовать по Восточной Сибири. Как сложилась его дальнейшая судьба – неизвестно. 3* Разновидностью меднолитых икон являются старообрядческие складни, трех- и четырехстворчатые. "Складень-иконостас был незаменим для противников реформы, скрывавшихся от преследований, передвигавшихся в миссионерских и торговых целях на большие расстояния по бескрайним северным просторам" 4, – писала исследователь Л.А. Петрова. Типичное уголовное дело: 8 июля 1857 г. бурмистром г. Глушковых Василием Ефимовым в д. Сосунов (Юрьевецкий уезд Костромской губ.) был задержан беглый человек страннической секты Трофим Михайлов, "при нем оказались створы о двух досках, окрашенных красною краскою, в коих на одной доске врезаны медные 4 образа, а на другой врезан медный образ распятия Иисуса Христа, еще маленькие створы о трех дощечках с медною оправою, в коих 3 образа" 5*. Трехстворчатые складни (т.н. "девятки") несли изображение Деисуса или распятия с предстоящими. Оба сюжета были широко распространены в старообрядческом мире. Есть версия, что трехстворчатые складни произошли от Соловецких складней. Классические соловецкие "девятки" выглядели следующим образом: в центре – Иисус, Мария, Иоанн Предтеча; слева – митрополит Филипп, Никола, Иоанн Богослов; справа – ангел-хранитель и св. Зосима и Савватий Соловецкие. Оборотная сторона соловецких "девяток" была гладкой. Четырехстворчатые складни (т.н. "четверки", Большие праздничные створы) представляли собой изображение двунадесятых праздников, еще один часто встречающийся вид поморских складней. За сходство форм и солидный вес такая форма получила неофициальное название "утюг". Что касается старообрядческих крестов, то староверы признавали крест "осьмиконечный", "трисоставный и четырехчастный". Подразумевалось, что крест, на котором был распят Христос, по форме был восьмиконечный, состоял из трех пород дерева, и было у него четыре части: вертикаль, "плечи креста", подножие и титло с именем. Согласно другой трактовке три части креста (вертикаль, горизонталь и подножие) образуют три лица Святой Троицы. Все другие формы креста (прежде всего, четырех- и шестиконечные кресты) староверы категорически отвергали. Четырехконечный крест вообще называли крыжом, т.е. латинским крестом. Старообрядцы-рябиновцы (нетовское согласие) по-своему развили учение о кресте. Они считали, что крест нельзя украшать резьбой, изображением распятия и излишними словесами, поэтому использовали кресты гладкие без надписей. Старообрядцы-странники в качестве нательного предпочитали деревянный кипарисовый крест, обложенный оловом или жестью. На обороте креста часто вырезались слова из воскресной молитвы: "да воскреснет Богъ и разидутся врази его". В православном мире существуют кресты трех основных видов: кресты-тельники, кресты аналойные и кресты могильные. На лицевой стороне креста обычно изображена сцена распятия (на крестах тельниках – атрибуты распятия, на аналойных крестах – распятие с предстоящими), на оборотной стороне – текст молитвы кресту. На крестах старообрядческих вместо Саваофа вверху часто помещался образ Спаса нерукотворного, на краях большого перекрестия – солнце и луна. Большие споры в старообрядческом мире вызвало титло пилатово – сокращенная надпись на Кресте Господнем INЦI, т.е. "Иисус Назорей царь Иудейский". Споры о том, следует ли поклоняться Кресту, если на нем изображена пилатова надпись, начались в старообрядчестве сразу после собора 1666-1667 гг. Архидиакон Соловецкого монастыря Игнатий выступил с учением, что правильно писать титло IХЦС ("Иисус Христос Царь Славы", ср. 1. Кор. 2.8), т.к. пилатово титло носит глумливый характер и не отражает истины. Возражая ему, другие старообрядцы доказывали, что не только титло, но и сам крест, на котором был распят Христос, являлся орудием позорной смерти, что отнюдь не мешает христианам поклоняться Кресту. Мнения старообрядцев разделились. Некоторые течения в старообрядчестве (например, титловцы, толк федосеевского согласия) приняли никонианское титло "IНЦI", большинство – нет, предпочитая надпись "IХЦС" или "Царь Славы IC XC", "IC XC". Поповцы исторически мало участвовали в этой дискуссии, считая приемлемыми для себя оба варианта титла, не находя ни в одном из них никакой ереси. Титло "древлецерковного подписания", принятое поморцами, имеет следующий вид: "ЦРЬ СЛВЫ IХ СНЪ БЖIЙ НИКА". В Ивановском художественном музее собрана большая коллекция старообрядческих литых крестов и икон разных форм и размеров. Большинство экспонатов попали в музей из милицейских хранилищ, а там они оказались вследствие беспощадной борьбы с религией и богопочитанием. За каждым предметом – судьбы живых людей, наших земляков и, возможно, родственников. Изучение коллекции, атрибутирование предметов и поиск бывших владельцев – задача крайне сложная, но в высшей степени актуальная. Работа в этом направлении, безусловно, прольет свет на историю отечественного искусства и отечественной духовности. А.Е. Кабанов, г. Москва-г. Иваново Источник: http://www.kovrov-museum.ru
Примечания: 1. Сборник правительственных сведений о раскольниках. Составлен В. Кельсиевым. Вып. 4. Лондон, 1862. С. 116. 2. Голышев И.А. Производство медных икон в Никологородском погосте Вязниковского уезда //ВГВ. 1869. № 27. Ч. неоф. С. 2. 3. Уколевская О. Медное художественное литье Красносельской волости Костромской губ. в к. XIX-начале ХХ вв. //Краеведческие записки. Вып. 5. Кострома, 1993. С. 85-96. 4. Петрова Л.А. Меднолитой складень 1717 г.: к вопросу о начале меднолитейного производства в Выговской пустыни //Старообрядчество в России (XVII-ХХ вв.). М., 1999. С. 386. 5. ГАИО. Ф. 902. Оп. 1. Д. 1790. Л. 23.
Сообщение отредактировал Ukrop - Пятница, 22.06.2012, 00:50 |
|
| |
ost-da | Дата: Среда, 27.06.2012, 23:38 | Сообщение # 16 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 1234
Награды: 0
Репутация: 365
Статус: Оффлайн
| Quote (DimaRu_Spb) из деревни в Чушевицкой волости Верховажского р-на Вологодской губ. Нательные кресты лили повсеместно, в этой теме речь лишь о центрах литья икон и киотных крестов. В любом случае, за фото спасибо.
|
|
| |
ost-da | Дата: Среда, 27.06.2012, 23:48 | Сообщение # 17 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 1234
Награды: 0
Репутация: 365
Статус: Оффлайн
| Ukrop, большое спасибо, весьма познавательно!!!
|
|
| |
Ukrop | Дата: Вторник, 03.07.2012, 01:19 | Сообщение # 18 |
Новичок
Группа: Новички
Сообщений: 4
Награды: 0
Репутация: 5
Статус: Оффлайн
| Московский мастер медной пластики Е. И. Закаткин
Одним из самых тяжелых периодов для деятельности старообрядцев была середина XIX века – годы царствования императора Николая I (1825-1855) [1]. Именно в это время работал мастер Егор Иванович Закаткин. Некоторые подробности о его творчестве и биографии позволяют яснее представить картину развития феномена поздней медной пластики в России.
Это имя обнаруживается на литой сигнатуре, помещенной на оборотной стороне двустворчатого складня с финифтяным декором, ныне хранящегося в Государственном Историческом музее (Щ 9855 ЭМ 1303). В клейме неправильной формы помещена шестистрочная надпись, в которой указаны не только точная дата его создания (1842 год от Рождества Христова), полное имя мастера-резчика Егора Ивановича Закаткина и название его основной профессии, но и говорится о его связи с семьей купцов Гучковых.
Купцы Гучковы – это, несомненно, семья известнейших московских предпринимателей, глава которой Федор Алексеевич Гучков еще в конце XVIII в. открыл свою первую фабрику. Известен он и как один из руководителей московской старообрядческой общины. В 1854 году за активную деятельность он был сослан в Петрозаводск, где и скончался в 1856 году. Его сыновья – Иван и Ефим – к середине XIX в. были уже богатыми промышленниками, мануфактур-советниками и кавалерами орденов. Гучковы владели к тому времени не только текстильным производством, но также мукомольной и химической фабриками [2].
В 1853 году Иван Федорович и Ефим Федорович перешли в единоверие, но авторитет их сосланного отца, по-видимому, продолжал оказывать на них сильное влияние. Среди частных бумаг братьев Гучковых середины 50-х годов XIX в., хранящихся в ОПИ ГИМ, я обнаружила письмо неизвестного корреспондента, подробно описывающего житье престарелого Федора Гучкова в петрозаводской ссылке [3].
Это свидетельство о продолжающихся связях братьев Гучковых со старообрядцем-отцом кажется важным, поскольку среди тех же документов обнаружено и упоминание о Закаткине, относящееся также к середине 50-х годов, когда сам Ф.А. Гучков не мог напрямую покровительствовать мастеру [4]. Положение Егора Ивановича Закаткина в фирме Гучковых в середине XIX в. было особенным. В перечне служащих мануфактуры его именем названо особое подразделение производства, наряду с бухгалтерией, производственными цехами, "харчевым амбаром", паспортным столом, однако без обозначения специфики его деятельности, просто – "у Закаткина". В этом подразделении числится лишь один служащий, некто Иван Филимонов.
Следует напомнить, что именно в 1840-е годы на ткацких фабриках Европы впервые появились печатные машины с медными валиками, на которых резали орнамент для рисунков тканей [5]. Таким образом, в ткацком производстве потребовались резчики по металлу. В середине 50-х годов у купцов Гучковых была уже отдельная мастерская резчиков. Она занимала второй этаж 3-х этажного дома, где помещался фирменный магазин. План этого строения также находится среди упомянутых бумаг [6]. Видимо, Егор Закаткин в 1842 году, еще при Федоре Алексеевиче Гучкове, работал как резчик медных валиков. Позднее, в первой половине 1850-х годов, ему помогал Иван Филимонов, а в середине 1850-х годов Гучковы имели уже довольно крупную мастерскую. Заманчиво было бы предположить, что там исполнялись не только необходимые в текстильном производстве работы, но и создавались матрицы для старообрядческого литья.
Сам "рещик" Закаткин в 1856 году (уже на другой службе у тех же Гучковых) заведует "харчевым амбаром". Сохранились написанные его собственной рукой документы [7]. На одном из листов рукой Ефима Гучкова сделана отметка с упоминанием подразделения резчиков, что дополнительно указывает на его существование в этом году и на отсутствие в нем Егора Закаткина.
Автографы Закаткина – это его прозаические отчеты об отпуске продуктов для работников мануфактуры. Но очевидно, что их составитель – человек с художественными дарованиями, весьма грамотный и знакомый с традиционной культурой рукописной книги. Большие листы белой бумаги исписаны четким красивым почерком черными чернилами, а некоторые слова и буквы выделены красным цветом, украшены росчерками и завитками. Текст расположен посередине листа широким столбцом, по бокам оставлены широкие поля.
Благодаря обнаруженным документам личность Егора Ивановича Закаткина предстает как богатая различными художественными дарованиями, весьма деятельная и незаурядная.
Созданный им в 1842 году складень известен еще по нескольким отливкам: один – в Государственном Эрмитаже [8], другой – в Тверском музее [9] и еще два – в частных коллекциях [10]. Возможно, тираж был больше, и часть его еще будет обнаружена. Но и наличие, по крайней мере, пяти отливок с одной матрицы, содержащих развернутую авторскую сигнатуру, – факт уникальный и не имеет аналогов в истории русской мелкой пластики.
Клеймо с шестистрочной надписью размещено на обороте левой створы складня: "CIA ИКОНА ВЫ//РИЗАНА ЗТН ЛЪТА// МЕСЕЦА НОНА МАС//ТЕРБ ЕГОРЪ ИВА//НОВЪ ЗАКАТКИНЪ// КУПЦОВ ГУЧКОВЫХЪ". Характер шрифта и орфография соответствуют указанной в надписи дате – 7350 году от сотворения мира, то есть 1842 году от Рождества Христова.
В целом конструкция складня традиционна, но при его создании мастер применил ряд приемов и решений, чтобы максимально уподобить его произведениям, созданным в XVII-XVIII вв. Егор Закаткин ориентировался на русские эмали XVII – первой пол. XVIII в., когда на чернильницы, серьги, пуговицы и тому подобные бытовые предметы эмаль (тех же тонов и степени прозрачности, что и на складне 1842 года) наносилась дробно, россыпью цветовых пятен. В середине XIX в. вновь оказалось востребованным позабытое было в эмальерном деле орнаментальное разноцветье. На литых иконах сер. XVIII – нач. XIX в. эмалевый декор обычно имеет иной характер – цвет как бы раскрашивает рельефную миниатюру. Принцип раскрашивания бывал различным: то реалистическим, когда небеса расцвечивали голубым и белым, позем – зеленым и желтым (летний вариант) или черным, синим и белым (зимний); то мистическим, когда полосы белого и голубого цвета "струились", восходя вверх; то условным, когда цветная эмаль размещалась горизонтальными полосами, мало сообразуясь с деталями композиции, наподобие того, как раскрашивался лубок.
К ранним – возможно, еще XVII в. – образцам мелкой пластики восходит и иконографическая программа складня: на одной створе изображен малый Деисус, на другой – трое избранных святых в позе моления. Надписи не читаются. Экземпляр складня такого типа имеется в одном из зарубежных собраний [11]. По-видимому, он не имеет клейма-сигнатуры, лицевая же его сторона полностью соответствует по композиции складню работы Закаткина. Автором публикации он датирован весьма широко – XVIII-XIX вв. Наблюдаются отдельные различия в деталях: легко читаются надписи, иначе орнаментированы одежды персонажей, иначе проработаны их лики и прически, другим приемом выполнены глаза. Свитки в руках предстоящих и книга у Пантократора имеют очерченную рамку на листе, не полностью совпадают и тексты. Есть также отличия в пластике кистей рук, профиле рамки и обработке краев петель и замка.
Складень работы Е. И. Закаткина свидетельствует о глубоком понимании мастером сути традиционного искусства, знакомстве со старинными чтимыми образцами. Следует предположить, что его художественные опыты в области создания мелкой пластики не ограничились только складнем. В собрании Исторического музея хранится иконка (ГИМ 106791/113 ЭМ 4342) с изображением Распятия с предстоящими. По металлу и приемам его обработки, по качеству и цветам эмали обе миниатюры могут быть отнесены если не к одному мастеру, то к одному центру производства. Иконографическими образцами для отливок середины XIX в. послужили близкие по стилю пластические миниатюры второй пол. XVII – начала XVIII в.
Мастер-резчик Егор Иванович Закаткин работал в Москве в 1840-х – 1850-х годах и оставил разнообразное художественное наследие: подписные медные литые складни, в том числе и с эмалевым декором, подписную костяную резную икону (ныне находящуюся в собрании ГТГ2) и, возможно, иные образцы пластической миниатюры. Его автографы деловых документов дают основание предполагать в нем и возможного автора рукописных книг, а также рисунков, которые еще могут быть обнаружены в числе пока анонимных памятников старообрядческого искусства. [1]
Фролова Г. И. К вопросу о выговском меднолитейном производстве. Скитские литейщики середины XIX века // Русское медное литье. М, 1993. Вып. 1. С. 76-80. [2] Гиндин И.Ф. Гучковы// Советская историческая энциклопедия. М., 1963. Т. 4. С. 917; Вургафт С.Г., Ушаков И.А. Старообрядчество. Лица, события, предметы и символы: Опыт энциклопедического словаря. М., 1996. С. 82-83. [3] ОПИ ГИМ. Ф. 122. Ед. хр. 507. Л. 109,109 об. [4] ОПИ ГИМ. Ф. 212. Ед. хр. 489. Л. 114 об. [5] Цейтлин Е.А. Очерки истории текстильной техники. М.;Л., 1940. С. 209. [6] ОПИ ГИМ. Ф. 212. Ед.хр.489.Л. 87. [7] ОПИГИМ.Ф. 212. Ед.хр.489.Л. 3,4,30,31, 33,35, 51, 53, 54,55,67. [8] Малченко М.Д. Редкие датированные произведения русского медного литья XVIII-XIX вв. из собрания Эрмитажа // Страницы истории русской художественной культуры. СПб., 1997. С. 42,45. [9] Королева И.Е. Коллекция медного литья Тверского историко-архитектурного и литературного музея // Русское медное литье. М., 1993. Вып. 2. С. 75. [10] Красилин М.М. Памятники медного литья в религиозных общинах Латвии и вопросы их датировки // Русское медное литье. М., 1993. Вып. 1. С. 69; [11] Metalenikonen uit Rusland vsn de 16e tot de 19e ceuw. Antwerpen, 1998.№215. Источник: "Самарское староверие" СТАРОВЕРЫ www.starover.religare.ru/article6326.html О. В. Молчанова, ГИМ, Москва
Добавлено (03.07.2012, 01:19) ---------------------------------------------
Интересна в этом плане диссертация встреченная мной на сайте http://www.dissercat.com/content/mednoe-khudozhestvennoe-lite-xviii-nachala-xx-vv-staroobryadcheskikh-masterskikh-g-moskvy-is
Медное художественное литье XVIII-начала XX вв. старообрядческих мастерских г. Москвы
Источниковедческое исследование тема диссертации и автореферата по ВАК 07.00.09, кандидат исторических наук Зотова, Елена Яковлевна Диссертация и автореферат на тему «Медное художественное литье XVIII-начала XX вв. старообрядческих мастерских г. Москвы :Источниковедческое исследование».
Артикул: 152942 Год: 2003 Автор научной работы: Зотова, Елена Яковлевна Ученая cтепень: кандидат исторических наук Место защиты диссертации: Москва Код cпециальности ВАК: 07.00.09 Специальность: Историография, источниковедение и методы исторического исследования Количество cтраниц: 245 Оглавление диссертации к.и.н. Зотовой Е.И.
Введение.С.З
Глава I. Историография и источники.С.
1. Изучение меднолитой пластики в XIX - XX вв.
2. Основные группы источников и их значение в исследовании старообрядческой меднолитой пластики г. Москвы.
Глава II. Старообрядческие меднолитейные мастерские.С. г. Москвы в конце XVIII - начале XX вв.
1. Поморская медная пластика - образец старообрядческого литейного искусства.
2. «Медные заведения» Лефортовской части г. Москвы.
3. Влияние традиций литейного дела г. Москвы на другие регионы России.
Глава III. Классификация меднолитой пластики. С. старообрядческих мастерских г. Москвы
1. Типология крестов московского производства.
2. Иконы - основной вид меднолитой пластики для старообрядцев федосеевской общины.
3. Композиция и иконография складней московских мастеров-литейщиков.
Глава IV. Проблемы атрибуции меднолитой пластики. С. медных заведений» Лефортовской части г. Москвы
1. Технологические и стилистические признаки предметов.
2. «Удостоверяющие знаки» как основа для атрибуции произведений московского региона.
Сообщение отредактировал Ukrop - Вторник, 03.07.2012, 01:28 |
|
| |
владимир1983 | Дата: Понедельник, 06.08.2012, 14:14 | Сообщение # 19 |
Новичок
Группа: Новички
Сообщений: 7
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
| Добавлю краткую справку по уральским центрам медного литья.
Медная литая икона вид худ. литья, изв. на У. по работам мастеров Сольвычегодска и Соликамска с XVIIв. В XVIII-XIXвв. развивался и бытовал в среде местных старообрядцев. Наличие дешевого сырья - меди - породило ремесло, обслуживавшее старообрядческие пос. края. Указами Петра I (1722), Николая I (1832) официально были запрещены рельефные "резные и отливанные" образа. Как "гнезда раскола" и гл. ц. изготовления запрещенного литья на У. изв. Невьянск, Кушва, Нижний Тагил, Касли, Екат.; в Зауралье - Тюмень, Березов, Тобольск, Кург. и Ялуторовский у. После указа 1883 промысел легализовался. Изв. мастера: Г.А.Пастухов (с.Шарташ, 1887), Степанов (Тобольск, 1902), Ульяновы - отец и сын (дер.Становая Кург. у., 1899-1914) и др. По образцам, привозимым из Москвы, с Поморья и Поволжья, ур. меднолитейщики тиражировали кресты (нательные, наперсные, киотные, напрестольные), иконы (нагрудные образки и массивные дорожные образа), складни (от миниатюрных диптихов до четырехчастных "Больших праздничных створ"). Шир. распространение у староверов получила и традиция оформления литья в доски, часто в сочетании с живописными изобр. (наиб. сложные изобр. т.н. "домовых иконостасов"). С первой пол. XIXв. гл. ц. исполнения таких предметов становится Невьянск. Литые кресты и образа, являющиеся обязательной принадлежностью раскольничьих домов и молелен, в значительном кол-ве имелись и у приемлющих официальное православие. Местные жители ценили литые предметы за долговечность, нарядность и магически-охранительные свойства, приписывавшиеся им издревле, как оберегам. Работавшие в крае священники-миссионеры отмечали, что литые иконы и складни охотно держали в своих жилищах крещеные инородцы. Лит.: Обозрение пермского раскола. СПб., 1863. Гончаров Ю.А.Добавлено (06.08.2012, 14:14) --------------------------------------------- Старообрядческие мастера-литейщики:
АНТОНОВ Стафей. Житель д. Кодозеро, литейщик, имел отливальню. Жил и работал в сер. XIX в. Его дети Евтихий, Трофим, Козма, Онисим (далее упоминающиеся как Стафеевы, мастерская с оборудованием перешла по наследству к Трофиму Стафееву). (Русское медное литье, выпуск 2, Фролова, с. 52) ГАРЯЕВ Яков. Медник. В 1821 г. переливал разбитый колокол - дар городу Верхотурье царицы Евдокии Федоровны. Он же замечен был как "льющий старообрядческие образа". Есть сведения, что в 1815-1820 гг. этот же мастер отливал кресты по старообрядческим образцам, присланным из Кушвы. (Русское медное литье, выпуск 2, Гончаровы, с. 79; Уральская икона, с. 269)
ГЕРМАНОВ Иван. Житель д. Кодозеро, литейщик. Жил и работал в сер. XIX в. (Русское медное литье, выпуск 2, Фролова, с. 52)
ГОЛОВАНОВ Герасим Козмин. Житель д. Кодозеро, литейщик, имел отливальню. Жил и работал в сер. XIX в. (Русское медное литье, выпуск 2, Фролова, с. 52)
ГОРБУН. Помошник литейщика Лобкова. см. ЛОБКОВ.
ЕВСТРАТОВ Василий. Посадский человек, новгородец. Жил и работал с племянником в Шелтопороге в 30-е годы XVIII в. (Русское медное литье, выпуск 2, Фролова, с. 51; с. 108)
ЕГОРКО [Г-нок] (мастер Георгий). Кустарь-литейщик, проживал в Быньговском заводе. Перешел из православия в старробрядчество, занимался подпольным ремеслом — отливал кресты и иконы, сбывая их «на промен» местным и шадринским старообрядцам. Отличался неукротимым нравом, порицал церковь. С 1863 г. находился под надзором властей. Известен до 1867 г. (Уральская икона, с. 273)
ЗАКАТКИН Егор Иванов. Мастер литейщик?. Работал вероятно в Москве в мастерской при Преображенском кладбище в середине XIX в. (Русское медное литье, выпуск 2, Красилин, с. 69)
ЗАСЫПКИН Иван. Мастер литейщик. Работал в г. Невьянске. В 1815 г. он отливал старообрядческие кресты по образцам присланным из Кушвы. (Русское медное литье, выпуск 2, Гончаровы, с. 79)
КАЛИНИН Ермолай Гаврилович (ГАВРИЛОВ Ермолай сын Калинин). Мастер литейщик из Данилова монастыря на реке Выге (Обонежье). Работал в XVIII в., отливал медные иконки-складни, оклады евангелий, печати и т.п. (Биобибл. словарь, т. 4, кн. 2, с. 81)
КОЗМИН Калина. Житель д. Кодозеро, литейщик. Жил и работал в сер. XIX в. (Русское медное литье, выпуск 2, Фролова, с. 52)
ЛОБКОВ Василий Петров сын (Василий Петров сын Лобков). Медник, новгородец. Мастер литейщик работавший в Выгорецкой общине в 1738 г. Одновременно с ним работающим упоминается Горбун. (Русское медное литье, выпуск 2, с. 109)
М (мастер? ) А.П. Монограммист, известен по надписи на литой иконе “Св. Николай”. Надпись: “М.А.П.1865”. (Русское медное литье, выпуск 2, Зотова, с. 71)
МИХАЙЛОВ Мартин. Медник. Работал в 30-е годы XVIII в. в Надеждином ските на р. Лексе. (Русское медное литье, выпуск 2, Фролова, с. 51)
ОСИПОВ Василий. Житель д. Кодозеро, литейщик, имел отливальню. Жил и работал в сер. XIX в. (Русское медное литье, выпуск 2, Фролова, с. 52)
ПАНКРАТОВА Фелисата Георгиевна. Владелица литейной мастерской в Москве, работавшей в кон. XIX в. Мастерская распологалась в с. Черкизово, Преображенская застава, улица 9-й роты (центр старообрядцев-беспоповцев). Но в нач. XX века производство постепенно сокращалось и к 1910 г. было полностью прекращено. (Русское медное литье, выпуск 1, Берестецкая, с. 57)
СЕРОВ Петр Яковлевич (1863-1946 гг.). Мастер литейщик. Старообрядец. Работал в с. Большое Красное (Костромской губ.). (Русское медное литье, выпуск 2, Куколевская, с. 73)
СИЛИНЫ Евгений Иванович и Елисей Иванович (братья). Владельцы мастерских по производству меднолитых икон. Мастерская Евгения Ивановича Силина располагалась в Москве на Старой площади у Ильинских ворот. “Фирма” Елисея Ивановича существовала с 1853 г.
СОКОЛОВ Сергей. Владелец старообрядческой мастерской в Москве, на Преображенском кладбище. Известны меднолитые иконы с инициалами «ЗСС» («Заведение Сергея Соколова»). См. так же Соколова Мария Ивановна.
СОКОЛОВА Мария Ивановна. Владелица мастерской в Москве. Мастерская работала в конце XIX в. – начале XX веков. Здесь отливались высокохудожественные иконы, кресты. (Русское медное литье, выпуск 1, Берестецкая, с. 57).
УЛЬЯНОВ. Владелец литейной мастерской. Старообрядец, родом из местных крестьян. Работал с 1899 г. до 1914 г. в дер. Становой Митинской волости Курганского уезда Тобольской губ. вместе со своим сыном, которого предварительно отправлял учиться в Москву. Отливали медные кресты, крестики, складни, иконы старообрядческого типа с эмалью. (Русское медное литье, выпуск 2, Гончаровы, с. 80; Уральская икона. с. 325; Сибирская икона, с. 208)
ХРУСТАЛЕВ Р.С. Мастер литейщик. Известен по гравированной подписи на бронзовой иконе «Отцы церкви», XIX в. На иконе гравированная подпись: «М.Р.С.Х.». (Гнутова, илл.155, с.84)
|
|
| |
Чпокер | Дата: Четверг, 15.11.2012, 21:43 | Сообщение # 20 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 1165
Награды: 0
Репутация: 197
Статус: Оффлайн
| А в Великом Новгороде, разве не лили иконы???
|
|
| |
ost-da | Дата: Пятница, 16.11.2012, 09:34 | Сообщение # 21 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 1234
Награды: 0
Репутация: 365
Статус: Оффлайн
| Quote (Чпокер) А в Великом Новгороде, разве не лили иконы??? Конечно лили, но здесь идет речь о поздних (кон.17-нач. 20 века), преимущественно старообрядческих центрах.
|
|
| |
алабама | Дата: Воскресенье, 30.06.2013, 23:36 | Сообщение # 22 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 1832
Награды: 0
Репутация: 274
Статус: Оффлайн
| На основе собранного эмпирического материала установлено, что 5 из 7 квадратоконечных пассионалов происходят из Арзамаского района Нижегородской области, еще 2 происходят из прилегающих областей Ивановской и Кировской причем Ивановская область крест с приграничья с Нижегородской соответственно следует предположить завоз в соседние регионы. Пока иных данных о таком массовом происхождении данного типа крестов в других областях не обнаружено.
|
|
| |
boris-sl | Дата: Пятница, 04.07.2014, 05:51 | Сообщение # 23 |
Активный участник форума
Группа: Проверенные
Сообщений: 123
Награды: 0
Репутация: 21
Статус: Оффлайн
| очень хотелось бы ,сноски ,что бы увидеть ,образцы
|
|
| |
merkatore | Дата: Воскресенье, 15.03.2015, 17:40 | Сообщение # 24 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 5230
Награды: 2
Репутация: 2242
Статус: Оффлайн
| учитывая что на сайте появилось мнение об отсутствии меди в России до середины 18 века решил поднять эту тему, в сообщении 15 указано о начале добычи оной в начале 17 века... также считаю уместным здесь выложить выдержку из книги о связи Выга и Урала:
думаю в связи с данными событиями и мог появиться такой складень: http://mednolit.ru/forum/10-18550-1 но причастность его к Уралу нужно подтверждать новыми находками.
Так же в данной книге имеется упоминание о Сибирских: Колывано-Воскресенском, Барнаульском и Шульбинском медеплавильных заводов находящихся в собственности Акинфия Никитича Демидова.
Сообщение отредактировал merkatore - Воскресенье, 15.03.2015, 18:05 |
|
| |
Гусляк | Дата: Пятница, 14.08.2015, 12:01 | Сообщение # 25 |
Активный участник форума
Группа: Проверенные
Сообщений: 48
Награды: 0
Репутация: 68
Статус: Оффлайн
| Вот такая информация: http://mu-pankratov.livejournal.com/406420.html
|
|
| |
notarius | Дата: Четверг, 12.10.2017, 13:51 | Сообщение # 26 |
Новичок
Группа: Новички
Сообщений: 2
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
|
|
|
| |
notarius | Дата: Четверг, 12.10.2017, 13:58 | Сообщение # 27 |
Новичок
Группа: Новички
Сообщений: 2
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
| Добавлено (12.10.2017, 13:58) --------------------------------------------- наследство из Нижегородской области, определюящее связь Выг - Поволжье.
|
|
| |
dr-g-lekter | Дата: Пятница, 13.10.2017, 07:54 | Сообщение # 28 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 1699
Награды: 0
Репутация: 282
Статус: Оффлайн
| Цитата notarius ( ) наследство из Нижегородской области, определюящее связь Выг - Поволжье. Поздравляю! Вы одной, уведенной из чужой темы, фотографией, уверенно доказали эту связь. Открытие века, Нобелевскую может и не дадут, но госпремия и повышение из нотариуса до академика светит точно!
|
|
| |
Матраскин | Дата: Пятница, 13.10.2017, 10:22 | Сообщение # 29 |
Группа: Удаленные
| Из тетради красносельского литейного мастера А.П.Серова (1899-1974)
Настоящее описание о возникновении металло-литейного дела икон, крестов распятий и нательных крестов настоящего промысла моего отца, глубоко убежденного старообрядца, крестьянина и кустаря, урожденного деревни Сопырево Красносельского района Костромской области, Серова Петра Яковлевича (1863-1946), который имел некоторое оборудование и мастерскую для выработки вышесказанных изделий. В свою очередь, я Серов Анфим Петрович, 1899 г. рождения этой же деревни.
Деревня Сопырево
…(занималась) отливкой нательных крестов старообрядческих. Отливают еще кое-что в этой же деревне Сопырево как уховертка в виде маленькой ложечки, которую большинство женщин носило вместе с шейным крестом (на гайтане). Отливали подковки на каблук кожаной обуви. Шубные пуговицы для застегивания дубленых шуб, кафтанов…
Помещение для отливки изделий состояло из бревенчатого строения, называемой кузницей. Каждый хозяин имел свою кузницу, которые были расположены на берегу у реки, называемой и по сие время Стежера. Кузница разделялась на две половины, одна была формовочная или как ее звали (печатальня), где производилось изготовление земляных форм из формовочной земли в опоках. Вторая половина была плавильня для плавки металла с устройством горна, с кузнечным мехом для плавки, и где производилась заливка форм. В этом же горне в процессе плавки металла была и сушка форм. Дальнейшая работа производилась на дому, где была работа опиловка ушка, боков, сверление отверстия в ушке, посредством большой ручной дрели. Работа в кузнице была пыльная и грязная. Работали по 14-15 часов в сутки. Кресты вырабатывались плохие, неясные, не было хороших моделей и не знали настоящей формовки. Стоимость была удешевленная, оплачивали не за штуку, а на вес.
Зарождение данного производства в Сопыреве можно отнести к 1870 году, когда отливкой нательных крестов занимался мой дед Яков Васильевич Серов.
Деревня Есюнино
В деревне Есюнино также занимались отливкой крестов, но гораздо меньшего количества.
В 1901 г. д.Сопырево сгорела вся до основания (была засуха). С этого времени и был упадок в производстве нательных крестов в деревне Сопырево и еще лет через 5-6 совсем прекратилось.
Загарье (Горьковская область)
В Загарье отливались нательные кресты и иконы… Выработка там этих изделий не славилась, не было чистоты в отливке и говорили так: "плохие, как Загарские". (У этих изделий их лицевая сторона не подвергалась обработке напильником. Иконы и кресты распятия так часто подделывали под старое литье.)
Москва
Москва вырабатывает литые старообрядческие иконы, кресты распятия и кресты нательные. Место выработки - село Черкизово, Преображенская застава, улица 9-й роты. Оба заведения на одной улице неподалеку друг от друга. Заведение Панкратовой Фелисады Георгиевны. Заведение Соколовой Марии Ивановны, по смерти ее заведует производством ее зять Лизунов Василий Максимович.Это бывшие два заведения самые крупные в Москве. По каким причинам я не могу сказать, что производство у Панкратовой Ф.Г. снижается и к году 1910 совсем прекратилось. У Соколовой М.И. тоже, что она померла и хозяйство ее все перешло по наследству в руки ее зятю Лизунову В.М., который оказался несамостоятельным, и все имущество промотал (ибо был алкоголиком), чем и закончилось производство литейной мастерской примерно в 1912 году.
Село Красное
Заведение по выработке литых старообрядческих икон, нательных крестов, крестов распятий и книжных застежек было у отца Серова П.Я. Начало выработки данных изделий относится примерно к 1897 году.
Обычно кустарь продавал свой товар торговцу у с.Красного, который вез в Москву или в другой город для перепродажи. Из более немного зажиточных кустарей не поддавались красносельским торговцам, а везли свой товар сами, в чем была, конечно, небольшая выгода. В числе таких и мой отец - он никогда не продавал здешнему торговцу, а возил в Москву сам. Ввиду этого у его и завязываются деловые связи с Москвой и другими городами. Как я уже говорил, отец был глубоко убежденный старообрядец, а потому ведут связи его с с.Черкизовым Преображенской заставы г.Москвы, где была старообрядческая церковь. Где ему и предлагают в изготовлении старообрядческих крестов и икон и распятий. И тут же в Черкизове он находит заведения Панкратовой Ф.Г. и Соколовой М.И. и здесь же он находит мастера-литейщика, чеканщика по выработке данных изделий Отец Серов П.Я., знакомясь далее с Москвой, посещает старообрядческую типографию книгопечатания Горбунова Григория Клементьевича. От типографии Горбунова Г.К. получает заказы на изготовление литых застежек и к ним петель для книг разных размеров и фасонов. Для псалтыри, канонников, уставных и другие.
|
|
| |
Матраскин | Дата: Пятница, 13.10.2017, 10:56 | Сообщение # 30 |
Группа: Удаленные
|
|
|
| |
Северный_копарь | Дата: Пятница, 10.11.2017, 04:38 | Сообщение # 31 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 2114
Награды: 0
Репутация: 598
Статус: Оффлайн
| Вот тут https://youtu.be/5qB8mkvl7ok , на двадцать первой минуте (20:24), Андрей Кириков упоминает о мастерских Войновского монастыря (Свято-Троицкий монастырь (Войново)).
|
|
| |
merkatore | Дата: Суббота, 24.02.2018, 14:19 | Сообщение # 32 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 5230
Награды: 2
Репутация: 2242
Статус: Оффлайн
| добавлю ссылку: https://www.prlib.ru/item/708672
описание медно-литейных мастерских Урала.... про литьё икон конкретно не указано, но есть интересные сведения об оборудовании мастерских и о экономике данных заведений со стр 52:
Сообщение отредактировал merkatore - Суббота, 24.02.2018, 14:22 |
|
| |
Северный_копарь | Дата: Суббота, 24.02.2018, 17:16 | Сообщение # 33 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 2114
Награды: 0
Репутация: 598
Статус: Оффлайн
| Артем, спасибо! Интересный материал. Интереснейший!
|
|
| |
merkatore | Дата: Суббота, 24.02.2018, 18:12 | Сообщение # 34 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 5230
Награды: 2
Репутация: 2242
Статус: Оффлайн
| если учесть что Шарташ был в своё время очень старообрядческим местом, то можно сделать некоторые предположения... кто там совсем не нуждался в кредитах... http://mednolit.ru/forum/47-46053-1
Сообщение отредактировал merkatore - Суббота, 24.02.2018, 18:12 |
|
| |
Master4238 | Дата: Воскресенье, 25.02.2018, 01:05 | Сообщение # 35 |
Активный участник форума
Группа: Проверенные
Сообщений: 233
Награды: 0
Репутация: 36
Статус: Оффлайн
| Немного информации по Уралу-Зауралью. Там упоминается Становая Курганской обл. Кстати, по моим данным, можете смеяться "одна бабка сказала", именно там в Становой на рубеже 19-20 веков и лили иконы с узором на обороте . Вообщем то, все переливки, но узор был местным брэндом. Меднолитная пластика — обширное направление прикладного искусства Южного Урала и Зауралья. Развитие этого вида искусства в XVII-XIX веках связано именно со старообрядческой средой, которая, сохранив традиции древнерусского искусства, внесла ряд особенностей. Старообрядческая меднолитная пластика отличается высоким качеством литья, нередко вызолочена через огонь, ее отличают проработанность деталей, определенный круг сюжетов. В немалой степени перемещению меднолитной пластики в старообрядческую среду способствовал указ Петра Великого о запрете объемных изображений в православии (1722 год), эту политику продолжали и другие царственные особы (Николай I). Расцвет старообрядческого искусства в меднолитной пластике приходится на XVIII — первую четверть XIX века, когда сложились поморская, московская, гус-лицкая школы старообрядческого медного литья. На Урале же истоки старообрядческого литейного дела связаны с развитием промышленности в регионе, центрами но изготовлению металлических изделий были Невьянский, Екатеринбургский, Верхнее-Исетский, Каслинский заводы, бывшие одновременно «гнездами» раскола, но здесь меднолитейный промысел натолкнулся на правительственные запреты (1806 год — Горный устав). Зато Зауралья эти ограничения не коснулись, и здесь меднолитейный промысел продолжал развиваться легально. Известны мастера в Перми, Кунгуре, Шадринске, Тобольске, Тюмени, Березове, деревнях Курганского и Ялуторовского уездов Тобольской губернии. Так, в деревне Духовка Московской волости Ялуторовского уезда процветало изготовление схватцев, крестиков и колокольчиков. Меднолитейное ремесло в 1895 году зафиксировано в Иковской волости Курганского округа, в селении Большая Дубровка Ялуторовского округа, где отливали медные кресты, другие богослужебные вещи. Помимо этого, на территории всё той же Тобольской губернии, в Курганском уезде Митинской волости деревне Становой с 1899 года работала меднолитейная мастерская старообрядца Ульянова, отминавшая медные кресты, крестики, складни, иконы старообрядческие, покрытые эмалью. Это единственный пример легального существования старообрядческой мастерской. То есть, помимо привозных образцов поморского и московско-гуслицкого происхождения, у нас существовала и своя меднолитейная керамика. Это объяснялось еще и тем, что в позднее время меднолитые кресты использовались старообрядцами в качестве моленной иконы, для чего крест врезался в доску, обрамлялся окладом или заключался в киот. Помимо киотных, местные старообрядцы использовали напрестольные кресты, а также "домовые иконостасы" (г. Шадринск). Техника литья, используемая местными мастерами, в основном была перенята у мастеров русского Севера. Необходимость отливки медных крестов и створов (иконок-складней) явилась у поморцев в связи с вопросом о форме креста, титлы (типа и содержания надписей) на нем, о запрещении молиться на чужие иконы и потребностью иметь при себе собственную правильную икону во время странствий и путешествий. Добавим, что массовое тиражирование меднолитых культовых изделий не только позволяло снабжать единоверцев «правильными» образами, но и обеспечивало значительные доходы мастерам. Как и все старообрядцы, поморцы признавали восьмиконечный крест, но только с надписью Царь Славы IC XC НИKА. Принятые у беспоповцев-федосеевцев кресты с "Пилатовой титлой" I.H.Ц.I. (Исус Назаретянин Царь Иудейский), они отвергали. В конце XVIII в. на петербургском и московском соборах федосеевцы приняли поморский тип надписи на кресте. В первой половине XIX в. "в Повенецком уезде были целые слободы, где жители занимались одни иконописью, а другие литьем медных образков. Образа скупал старшина Даниловского монастыря и рассылал по всей России". Впрочем, производство культового медного литья старообрядцами началось еще до Выга. Не позднее начала 1680-х гг. неизвестный автор Послания «о антихристе и тайном царстве его» из зауральского Далматовского монастыря писал, что в Тюмени льют кресты "с голубками" т. е. с изображением в верхней части креста над Распятием благославляющего Саваофа, а под ним Св. Духа в виде голубя.[2]Этот тип с надписью I.Н.Ц.И. стал затем общепринятым у староверов-поповцев: беглопоповщины, происходящих от неё часовенных, австрийского или белокриницкого согласия. Таким образом, старообрядческое литье, представленное в изучаемом регионе, разнообразно по видам и типам. Это кресты: киотные, наперстные, напрестольные, нательные; складни двух-, трех- и четырехстворчатые; иконы наперстные и моленные, домашние иконостасы. Все старообрядческое литье богато украшено эмалями однотонных и многоцветных заливок.
|
|
| |
merkatore | Дата: Среда, 04.03.2020, 21:53 | Сообщение # 36 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 5230
Награды: 2
Репутация: 2242
Статус: Оффлайн
| книжка тут пришла мне про Тихвинский посад... https://search.rsl.ru/ru/record/01006021466
Сербина, Ксения Николаевна.Очерки из социально-экономической истории русского города: Тихвинский посад в XVI-XVIII вв. / Акад. наук СССР. Ин-т истории. Ленингр. отд-ние. - Москва ; Ленинград : Изд-во Акад. наук СССР, 1951
и там информация по теме встретилась, стр 143:
вот так.. было в 17 веке и Тихвинское литьё... книжка грустная конечно, монастырь этот во второй половине 17 века людей мастеровых совсем загнобил... никонианщина хуже Великой Смуты для промышленности оказалась, потому что ещё в 30-е годы 17-го века мастеровые обладали достатком и самостоятельностью, а к концу 17 века все в долгах утонули вконец...
Сообщение отредактировал merkatore - Среда, 04.03.2020, 21:56 |
|
| |