Изделия Сольвычегодских мастеров
|
|
NEON_NN | Дата: Четверг, 28.03.2013, 23:26 | Сообщение # 1 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 758
Награды: 1
Репутация: 193
Статус: Оффлайн
| ИЗДЕЛИЯ СОЛЬВЫЧЕГОДСКИХ МАСТЕРОВ В Древней Руси широкое распространение получили украшения из эмали. Техника их изготовления была заимствована из Византии. На Руси эмали называли еще финифтью (от греческого слова «фингитис»). Самое первое упоминание о русской финифти встречается в Ипатьевской летописи (1175). Эмалями украшали предметы церковного обихода, серебряные и золотые ювелирные изделия, головные уборы, царские регалии, металлическую посуду, оружие, предметы быта. Эмаль – это прочное стеклообразноепокрытие, которое наносится на металлический предмет и закрепляется обжигом. Она может быть окрашена в разные цвета окислами металлов. Молочно-белый цвет, например, получается при добавке к расплаву стекла окиси цинка, а желтый – окиси железа. Окись меди окрашивает эмаль в бирюзовый и зеленый цвета, магнезия – в лиловый, золото и свинец дают богатую гамму оттенков красного. Серый, стальной и черный цвета получают, используя в качестве добавки иридий. Существовалиразличные способы нанесения эмали на металлическое изделия, но наибольшее распространение на Севере получило изготовление перегородчатых и живописных эмалей. Техника создания перегородчатой эмали такова. По контуру рисунка на изделии выкладывают тонкие металлические пластины или ленты, поставленные на ребро. Получаются закрытые со всех сторон ячейки, которые мастер заполняет эмалями разных цветов. Затем изделие обжигают. Получается узор яркой мозаичной раскраски. У этого узора цвет звучный, чистый, без оттенков. Глубиной цвета и блеском эмаль может поспорить с драгоценными камнями. В середине XVII в. появилась новая техника финифти – живописная. Сводилась она к тому, что эмалевые изделия перед обжигом расписывали особыми огнестойкими красками. Наиболее заметных успехов в этой технике добились сольвычегодские мастера. Живописные эмали Сольвычегодска в древних описях и документах получили название эмалей «усольского дела». (В XV–начале XVI в. город назывался Усольском – по реке Усолке, впадающей в Вычегду.) Вместо дорогостоящих серебра и золота мастера использовали медь, что значительно удешевило изделия и позволило расширить их ассортимент. Такие предметы охотно раскупались людьми разных сословий
Сообщение отредактировал NEON_NN - Пятница, 29.03.2013, 19:13 |
|
| |
NEON_NN | Дата: Четверг, 28.03.2013, 23:29 | Сообщение # 2 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 758
Награды: 1
Репутация: 193
Статус: Оффлайн
| На Севере изготовлением перегородчатых эмалей славились мастера Вологды, Великого Устюга, Сольвычегодска. Характерными для их работ цветами были синий, голубой, желтый, зеленый.
Еще в XVI веке Сольвычегодск –крупный торговый узел Московского государства, стоящий на торговом пути из Архангельска в Сибирь, где, благодаря большому количеству торговых людей быстро возник спрос на продукцию художественных ремесел. Купцы Строгановы организовали в Сольвычегодске мастерские, в которых работали первоклассные живописцы,серебряники и прочие. Искусство ювелиров Сольвычегодска было хорошо известно в Москве – усольских мастеров вызывли для работ в Московском Кремле и соборахМосквы.Развитию художественных ремесел в вотчинах Строгановых способствовали не только вкладываемыеими в это дело денежные средства, но и то, что Строгановы вели разработку рудников на Урале, где добывали олово, медь, свинец, железо и другие металлы. Квалифицированных работников Строгановы выписывали из других городов (Москвы, Ярославля) и государств (Германии, Голландии и др.) Для сольвычегодских изделий конца XVI века характерен орнамент изтрав с широкими, плавно вьющимися стеблями синей эмали, с фигурными листьями голубой и зеленой эмали в сканных обрамлениях. Эти приемы часто встречались в убранстве предметов церковного обихода. В последней четверти XVII века сольвычегодские эмальеры и мастера других городов стали применять роспись по эмали. Усольские эмали безошибочно можно отделить от изделий других русских художественных центров конца XVII века. Белый фон покрывает почти всю поверхность изделия, на фон особым приемом тонкой штриховки, напоминающей гравюру на дереве, наносят росписью крупные цветы тюльпана, ромашки, василька, подсолнуха в желтых, красных, синих и розово-лиловых тонах с прожилками черной эмали. В растительных узорах сольвычегодских мастеров доминируют цветы тюльпанов разных форм и расцветок – этот цветок был в моде в декоративном искусстве России и Европы XVII века. Кроме цветов на изделиях нередки изображения птиц и животных, юношей и девушек, многофигурных композиций на темы притч, аллегорические изображения знаков зодиака, времен года и проч. Для обрамления отдельных эмалевых клейм, цветков и проч. усольские мастера применяли сканные жгутики (скань в сольвычегодских изделиях в основном имела служебное значение).Наиболееинтересные и сложные сюжетные и орнаментальные изображения встречаются на чашах, поверхность которых давала возможность развернуть большие композиции. Дно и край чаши обычно окаймлялись рядом синих эмалевых кружков в сканной оправе или просто толстым сканным золоченым жгутом. Снаружи поверхность чаш никогда целиком не заливали эмалью, а украшaли отдельными крупными эмалевыми клеймами в сканных обрамлениях, с яркими живописными изображениями. Усольские эмали были настолько хороши по своим художественным качествам, что получили широкое применение в быту царского и патриаршего дворов XVII века.
Сообщение отредактировал NEON_NN - Пятница, 29.03.2013, 19:26 |
|
| |
NEON_NN | Дата: Четверг, 28.03.2013, 23:31 | Сообщение # 3 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 758
Награды: 1
Репутация: 193
Статус: Оффлайн
| В начале XVIII века эмальерное искусство Сольвычегодска приходитв упадок. Это связано с падением экономического значения города. Открытие Ирбитской ярмарки, смещение Сибирского торгового пути в Великий Устюг и другие события XVIII века окончательно разорили Сольвычегодск. Несмотря на это традиции сольвычегодских эмальеров еще долго сохранялись в городе, хотя большинство мастеров изготовляли эмали на меди т.к. после распада строгановских мастерских в XVIII веке эмальерам перестали поставлять серебро, и они были вынуждены пользоваться услугами скупщиков, которые снабжали их медью и эмалью, привезенными из Архангельска. В 20-40-х гг. XVIII века в Сольвычегодске еще насчитывалось значительное количество опытных эмальеров, которых, как свидетельствуют документы, даже вызывали для работ в Москву, как, например, Яков Григорьевич Попов или Никита Буравкин. Во второй четверти XVIII века в Сольвычегодсве все реже встречаются расписные эмалевые изделия – им на смену приходят одноцветные эмали с серебряными накладками. В этом случае одноцветная (белая, синяя, зеленая) эмаль накладывается на тонкую листовую красную медь, сплошь покрывая внутри и снаружи медный предмет. Покрытие эмалью и обжиг повторялись несколько раз, пока поверхность предмета не становилась ровной и гладкой. На последний, еще не обожженный слой накладывали вытесненные по матрице из тонкого серебряного листа изображения: галантные сценки, фигурки животных и птиц, пейзажи, орнамент. При последнем обжиге предмета накладки вплавлялись в эмаль. Дляполучения более высокого рельeфа использовался прием двойного наложения – в этом случае орнаменты или изображения сначала чеканили на медной пластине, затем покрывли всю поверхность однотонной эмалью, на рельефы накладывали тисненые узоры из фольги или тонкого серебряного листа, а потом уже изделие обжигали. Серебряные накладные изображения иногда покрывали свеху слоем цветной прозрачной эмали. В 1760-х гг. изделия с серебряными накладками изготовляли Егор Чевыкалов, Петр и Михаил Поповы, Лев Силкин и др.
Среди прочих изделий Строгоновских мастерских того периода известно производство восьмигранных панагий в обоймицах с перегородчатой эмалью.Подобные изделия входили в состав коллекции финифти и эмалей графа Уварова А.С (Каталог собрания древностей курганы-иконы-финифть стр.184-185). Так под номерами числятся следующие изделия: «№7 Панагия – Святая Троица,резная из дерева в финифтяном обронном на меди восьмиугольном окладе: по белому фону травы голубая, зелёныя и жёлтая; по сторонам не совсем правильного рисунка дробницы, состоящия из репьёв тёмного цвета с жёлтыми крапинами средины, залитой, в подражание драгоценным камням, голубою и зелёною смальтою. Выш 1 и 1/8 вершка.
Сообщение отредактировал NEON_NN - Пятница, 29.03.2013, 06:25 |
|
| |
NEON_NN | Дата: Четверг, 28.03.2013, 23:33 | Сообщение # 4 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 758
Награды: 1
Репутация: 193
Статус: Оффлайн
| №8 Панагия – живописное изображение Св.Николая в таком же финифтяном окладе.
|
|
| |
NEON_NN | Дата: Четверг, 28.03.2013, 23:34 | Сообщение # 5 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 758
Награды: 1
Репутация: 193
Статус: Оффлайн
| №9 Панагия – литое медное изображение Спаса Милостиваго с двумя Святыми у Его ног, в таком же финифтяном окладе. Фон самаго образа покрыт голубою смалтою (видимо так описывается образ Спаса Смоленского)
Сообщение отредактировал NEON_NN - Пятница, 29.03.2013, 19:25 |
|
| |
NEON_NN | Дата: Четверг, 28.03.2013, 23:37 | Сообщение # 6 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 758
Награды: 1
Репутация: 193
Статус: Оффлайн
| №10 Панагия – живописное изображение Нерукотворного Спаса в медном финифтяном обронном осьмигранном окладе, такого же размера как и предыдущия. Травы выведены тёмною и зелёною финифтью по зелёному фону. (Это единственное фото панагии из каталога Уварова)
.
Добавлено (28.03.2013, 23:37) --------------------------------------------- №11 Панагия – Св. Троица, резная на дереве в финифтяном медном окладе обронного дела, тех же форм и размеров, как предыдущия, работа более правильная и тонкая. Травы зелёнаго, голубого и белого цвета, по фону мелко насечному и оставленному без заливки: репья исчезнувших каменьев правильно обрисованные, с некоторым возвышением, покрыты белою финифтью с чёрными крапинками.»
К концу XVIII века эмальерное производство в Сольвычегодске замирает и больше не возобновляется. В XIX веке в Сольвычегодске известны лишь сканных дел мастера, которым скань была знакома с давних времен и которые передавали свое мастерство из поколения в поколение. С конца XVIII века сольвычегодские мастера стали изготовлять сканные серебряные изделия без эмали. Мастерство сольвычегодских сканщиков было оценено в первой половине XIX века, когда их изделия продавались, например, на Вологодской губернской выставке 1837 года. К середине XIX века сканное искусство Сольвычегодска пришло в упадок; то же самое произошло в это время и в других местных центрах.
Буду рад, если собранная информация из разных источников была интересна и познавательна. В статье использованы фото предметов из частных коллекций и находки археологов-энтузиастов.Надеюсь,что по мере поступления новых аналогичных изделий тема будет пополняться и развиваться.
С уважением ко всем, Сергей( NEON NN )
Сообщение отредактировал NEON_NN - Пятница, 29.03.2013, 19:29 |
|
| |
litnik | Дата: Пятница, 29.03.2013, 10:20 | Сообщение # 7 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 100
Награды: 0
Репутация: 94
Статус: Оффлайн
| Сергей, должен сказать слова благодарности за проделанную работу. Доходчиво, познавательно и интересно. Еще один пример когда человек не просто поисковик или коллекционер, но и исследователь предметов собирательства. Как бы не хаяли нас археологи, среди поисковиков много людей болеющих за судьбу культурного наследия прошлого и это радует и вселяет надежду. Сережа, развивай тему дальше, получится интересная для многих книжка. Так держать!
|
|
| |
NEON_NN | Дата: Воскресенье, 31.03.2013, 14:51 | Сообщение # 8 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 758
Награды: 1
Репутация: 193
Статус: Оффлайн
| Спасибо Анатолий Николаевич за столь высокую оценку. Тему буду пополнять фотографиями. Уважаемые Коллеги! Если Вам будут попадаться изделия аналогичной работы или просто фото,прошу их присылать мне эл.адрес Bokov73@gmail.com Вот нашёл у себя тыльник, очень характерный образец сольвычегодской работы, на котором отлично видна роспись огнестойкими красками с приёмами тонкой штриховки.
|
|
| |
Истукарий | Дата: Воскресенье, 31.03.2013, 19:38 | Сообщение # 9 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 92
Награды: 1
Репутация: 362
Статус: Оффлайн
| Сергей! Спасибо! Замечательная статья!
|
|
| |
NEON_NN | Дата: Четверг, 22.08.2013, 19:44 | Сообщение # 10 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 758
Награды: 1
Репутация: 193
Статус: Оффлайн
| Рад что статья оказалась полезной. По мере поступления фотографий, буду выкладывать сюда наиболее выдающиеся изделия.
|
|
| |
proper | Дата: Пятница, 13.09.2013, 17:29 | Сообщение # 11 |
Активный участник форума
Группа: Проверенные
Сообщений: 772
Награды: 0
Репутация: 265
Статус: Оффлайн
| Надо полагать, что пуговки-гирьки с эмалью "с точками" - тоже изделия сольвычегодских мастеров? (фотография из сети)
|
|
| |
NEON_NN | Дата: Вторник, 17.09.2013, 15:44 | Сообщение # 12 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 758
Награды: 1
Репутация: 193
Статус: Оффлайн
| Цитата (proper) Надо полагать, что пуговки-гирьки с эмалью "с точками" - тоже изделия сольвычегодских мастеров?
По пуговкам вопрос пока остаётся открытым т.к. немало подобных изделий производилось в Костроме, но по "крапчатости" эмалей они схожи с Сольвычегодскими.
|
|
| |
Albina979 | Дата: Вторник, 29.10.2013, 14:03 | Сообщение # 13 |
Активный участник форума
Группа: Новички
Сообщений: 38
Награды: 0
Репутация: 11
Статус: Оффлайн
| Сергей, огромное спасибо за тему! Тема действительно познавательная. Я был приятно удивлен,увидев фотографии панагии, которая когда-то принадлежала мне. Спасибо! С ув.Александр!
|
|
| |
NEON_NN | Дата: Понедельник, 27.01.2014, 10:26 | Сообщение # 14 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 758
Награды: 1
Репутация: 193
Статус: Оффлайн
| Добавлено (27.01.2014, 10:26) --------------------------------------------- Добавлю новое изделие. Половинка ременной пряжки.
|
|
| |
NEON_NN | Дата: Вторник, 28.01.2014, 20:38 | Сообщение # 15 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 758
Награды: 1
Репутация: 193
Статус: Оффлайн
| Добавлено (28.01.2014, 20:38) --------------------------------------------- Добавлю ещё две панагии из собрания Архангельского краеведческого музея, датируемые 18 веком.
|
|
| |
СВЯТОЗАР | Дата: Вторник, 28.01.2014, 20:45 | Сообщение # 16 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 2149
Награды: 0
Репутация: 312
Статус: Оффлайн
| NEON_NN, на панагии Дева Мария обязательно должна присутствовать, на сколько я понимаю. панагия с греческого - всесвятая.
|
|
| |
NEON_NN | Дата: Среда, 29.01.2014, 06:17 | Сообщение # 17 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 758
Награды: 1
Репутация: 193
Статус: Оффлайн
| Цитата СВЯТОЗАР ( ) на панагии Дева Мария обязательно должна присутствовать, на сколько я понимаю. панагия с греческого - всесвятая. Есть и такая панагия. Если следовать определению википедии, так оно и есть, но я думаю, что лучше на этот вопрос ответил бы представитель духовенства. Если правильнее называть их наперсными иконами, я не против, но в каталоге Уварова они числятся панагиями.
|
|
| |
СВЯТОЗАР | Дата: Среда, 29.01.2014, 07:56 | Сообщение # 18 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 2149
Награды: 0
Репутация: 312
Статус: Оффлайн
| Цитата NEON_NN ( ) в каталоге Уварова они числятся панагиями. Гнутова тоже так их называет. Цитата NEON_NN ( ) Если следовать определению википедии, так оно и есть, но я думаю, что лучше на этот вопрос ответил бы представитель духовенства. википедия - конечно, не показатель определений, но в данном случае, по моему скромному мнению, ее определение ближе к истине (все таки "всесвятая" к Николе или к Страшному Суду, не очень подходит). в истории часто случаются такие моменты, когда одно понятие заменяется другим и укореняется так, что не сотрешь, примеры этому есть. Цитата NEON_NN ( ) правильнее называть их наперсными иконами выходит так...
|
|
| |
soldat-52 | Дата: Четверг, 01.05.2014, 14:58 | Сообщение # 19 |
Профи
Группа: Модераторы
Сообщений: 2380
Награды: 1
Репутация: 1133
Статус: Оффлайн
| Из Архангельского музея.
|
|
| |
NEON_NN | Дата: Суббота, 03.05.2014, 22:00 | Сообщение # 20 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 758
Награды: 1
Репутация: 193
Статус: Оффлайн
| Спасибо Саня... достойные предметы.
|
|
| |
soldat-52 | Дата: Суббота, 19.07.2014, 11:27 | Сообщение # 21 |
Профи
Группа: Модераторы
Сообщений: 2380
Награды: 1
Репутация: 1133
Статус: Оффлайн
| Эх красота!
Сообщение отредактировал soldat-52 - Суббота, 19.07.2014, 11:29 |
|
| |
markgg | Дата: Суббота, 19.07.2014, 14:14 | Сообщение # 22 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 15028
Награды: 0
Репутация: 1422
Статус: Оффлайн
| Именно, так
|
|
| |
merkatore | Дата: Суббота, 19.07.2014, 20:45 | Сообщение # 23 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 5230
Награды: 2
Репутация: 2242
Статус: Оффлайн
| Вот такая от ножа. Возможно тоже от туда?
|
|
| |
soldat-52 | Дата: Среда, 30.07.2014, 22:44 | Сообщение # 24 |
Профи
Группа: Модераторы
Сообщений: 2380
Награды: 1
Репутация: 1133
Статус: Оффлайн
|
|
|
| |
NEON_NN | Дата: Четверг, 21.08.2014, 22:03 | Сообщение # 25 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 758
Награды: 1
Репутация: 193
Статус: Оффлайн
|
|
|
| |
serval | Дата: Пятница, 22.08.2014, 23:31 | Сообщение # 26 |
Новичок
Группа: Новички
Сообщений: 8
Награды: 0
Репутация: 2
Статус: Оффлайн
| Прошу, если есть информация (фото или ссылки), какая была оборотная сторона у панагии. Каким образом крепилась к лицевой?
|
|
| |
DevaD | Дата: Пятница, 26.09.2014, 10:29 | Сообщение # 27 |
Новичок
Группа: Новички
Сообщений: 5
Награды: 0
Репутация: 6
Статус: Оффлайн
| Добавлю, с вашего позволения, немного... Сразу прошу прощения за качество, предметы фотографировались издали, и отнюдь не на профессиональный фотоаппарат. Собрание ГИМ.
$IMAGE1$
Сообщение отредактировал DevaD - Пятница, 26.09.2014, 10:34 |
|
| |
DevaD | Дата: Пятница, 26.09.2014, 10:30 | Сообщение # 28 |
Новичок
Группа: Новички
Сообщений: 5
Награды: 0
Репутация: 6
Статус: Оффлайн
|
|
|
| |
DevaD | Дата: Пятница, 26.09.2014, 10:31 | Сообщение # 29 |
Новичок
Группа: Новички
Сообщений: 5
Награды: 0
Репутация: 6
Статус: Оффлайн
|
|
|
| |
DevaD | Дата: Пятница, 26.09.2014, 10:32 | Сообщение # 30 |
Новичок
Группа: Новички
Сообщений: 5
Награды: 0
Репутация: 6
Статус: Оффлайн
|
|
|
| |
NEON_NN | Дата: Понедельник, 29.09.2014, 06:11 | Сообщение # 31 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 758
Награды: 1
Репутация: 193
Статус: Оффлайн
| DevaD, Спасибо большое за фото.
|
|
| |
soldat-52 | Дата: Вторник, 14.10.2014, 16:34 | Сообщение # 32 |
Профи
Группа: Модераторы
Сообщений: 2380
Награды: 1
Репутация: 1133
Статус: Оффлайн
| Цитата serval ( ) Прошу, если есть информация (фото или ссылки), какая была оборотная сторона у панагии. Каким образом крепилась к лицевой? На оборотной стороне рамка на которой на каждой грани по "пенёчку"(которые служат как бы клепками.) На оборотную сторону ложился лист металла тонкого вырезанного по форме панагии и клёпками этими он приклёпывался.
|
|
| |
markgg | Дата: Воскресенье, 26.10.2014, 06:05 | Сообщение # 33 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 15028
Награды: 0
Репутация: 1422
Статус: Оффлайн
| Похожие картинки есть в собрании Звенигородского (Византийские эмали автор Кондаков) - на сегодняшний момент это самое дорогое российское издание за всю историю книгоиздания- его цена многие миллионы рублей Вот так она выглядит
Сообщение отредактировал markgg - Воскресенье, 26.10.2014, 06:08 |
|
| |
soldat-52 | Дата: Воскресенье, 26.10.2014, 07:50 | Сообщение # 34 |
Профи
Группа: Модераторы
Сообщений: 2380
Награды: 1
Репутация: 1133
Статус: Оффлайн
| NEON_NN, Серег это картинки из каталога Древности российского государства Но вроде там нет больше с такими эмалями не чего разве что можно поискать там описание тех предметов что на картинке. http://www.runivers.ru/lib/book7622/
|
|
| |
merkatore | Дата: Пятница, 28.11.2014, 08:15 | Сообщение # 35 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 5230
Награды: 2
Репутация: 2242
Статус: Оффлайн
| Русская эмаль XII-начала XX века из собрания Государственного Эрмитажа. Ленинград Художник РСФСР 1987г. 260 с. Твердый. Суперобложка. Футляр., Уменьшенный формат. в описании книги заявлены работы мастеров Сольвычегодска.
|
|
| |
СЕЛЬСКИЙ | Дата: Суббота, 10.01.2015, 22:40 | Сообщение # 36 |
Новичок
Группа: Новички
Сообщений: 4
Награды: 0
Репутация: 5
Статус: Оффлайн
| наперсный крест из собрания Исторического музея города Великого Устюга
17 век, серебро
местные ученые имеют доказательства, по которым сольвычегодская эмаль есть ответвление великоустюжской- Строгановы переманили 2 мастеров из Устюга в середине 17 века.
Сообщение отредактировал СЕЛЬСКИЙ - Суббота, 10.01.2015, 22:45 |
|
| |
СЕЛЬСКИЙ | Дата: Суббота, 10.01.2015, 22:44 | Сообщение # 37 |
Новичок
Группа: Новички
Сообщений: 4
Награды: 0
Репутация: 5
Статус: Оффлайн
| Венец к иконе Пресвятой Богородицы из того же музея
начало 18 века, золото
|
|
| |
СЕЛЬСКИЙ | Дата: Суббота, 10.01.2015, 22:57 | Сообщение # 38 |
Новичок
Группа: Новички
Сообщений: 4
Награды: 0
Репутация: 5
Статус: Оффлайн
| Уголок на оклад иконы из Устюжского историко-краеведческого музея
17 век, серебро
хорошо видна техника- перегородки сканью.
Сообщение отредактировал СЕЛЬСКИЙ - Суббота, 10.01.2015, 22:58 |
|
| |
NEON_NN | Дата: Понедельник, 12.01.2015, 11:43 | Сообщение # 39 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 758
Награды: 1
Репутация: 193
Статус: Оффлайн
| Спасибо СЕЛЬСКИЙ. "местные ученые имеют доказательства, по которым сольвычегодская эмаль есть ответвление великоустюжской- Строгановы переманили 2 мастеров из Устюга в середине 17 века."
Весьма вероятно, т.к. Строгановы приглашали мастеров не только из разных городов, но и из-за границы. Но т.к. все мастера работали в Сольвычегодске, говорить о ответвлении не совсем верно, т.к. в мастерских вырабатовался свой стиль и школа- этим то они и примечательны. Я надеюсь, что когда нибудь у неравнодушных людей дойдут руки написать отдельную статью и по Устюжским изделиям.
|
|
| |
Gena_Ural | Дата: Понедельник, 12.01.2015, 16:10 | Сообщение # 40 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 1279
Награды: 0
Репутация: 233
Статус: Оффлайн
| NEON NN Большое спасибо Вам за интересную,познавательную Вашу Тему.Да хранит Вас Господь,долгих лет жизни Вам и благоденствия.
|
|
| |