| Деисус, или Преображение Господне | 
|  | 
| 
| Горыныч | Дата: Воскресенье, 19.03.2017, 18:54 | Сообщение # 1 |  |  Профи Группа: Проверенные Сообщений: 672 Награды: 0 Репутация: 210 Статус: Оффлайн | Хочу предоставить на суд коллег своё мнение по поводу этого предмета. 
  http://mednolit.ru/photo/obrazy_khrista/deisus/11-0-30
 На мой взгляд этот образ не является образом Деисус.
 Тезисно:
 - справа и слева от Господа мужские фигуры. По моему, речь может идти о пророках Илье и Моисее;
 - Господь не восседает на троне ( во всяком случае, этого никак не видно);
 - декоративные "кустики" по краям - явно не для красоты, а значит могут нести какую то нагрузку(информацию),
 например : где может происходить событие.
 Первое, что приходит в голову, это верхняя часть широко известной трактовки образа Преображение Господне:
 
  Или так ( миниатюра, Афон, 13 век):
 
  Всякие встречные контраргументы типа :"должны же быть ещё внизу пророки" отметаем сразу.
 Во первых : была масса различных трактовок явления Фаворского Света.
 Вот, например, первая известная выглядела так (6 век, ещё обратите внимание на "кустики"):
 
  Во вторых : нам уже извесны две трактовки образа Ветхозаветной Троицы, на одном из которых представлено чисто историческое событие (Гостепреимство Авраама), на дугом сам образ Троицы представшей перед глазами Авраама.
 В рассматриеваемом случае, аналогично, можно трактовать, как образ самого явления (без "зрителей").
 Ну и последнее: вот они "кустики", а точнее деревца:
 
 
 Сообщение отредактировал Горыныч - Воскресенье, 19.03.2017, 19:07 |  |  |  |  | 
| 
| Горыныч | Дата: Воскресенье, 19.03.2017, 18:57 | Сообщение # 2 |  |  Профи Группа: Проверенные Сообщений: 672 Награды: 0 Репутация: 210 Статус: Оффлайн |  $IMAGE2$ 
  
  
 ...в первом случае IX , во втором и третьем XI век.
 
 
 Сообщение отредактировал Горыныч - Воскресенье, 19.03.2017, 23:56 |  |  |  |  | 
| 
| Калинин | Дата: Воскресенье, 19.03.2017, 21:08 | Сообщение # 3 |  |  Профи Группа: Администраторы Сообщений: 9112 Награды: 0 Репутация: 1182 Статус: Оффлайн | Справа вполне себе женская. Припомните кого-нибудь без бороды, исключая пару-тройку отроков.Цитата Горыныч (  )  справа и слева от Господа мужские фигуры.
 
 Цитата  Господь не восседает на тронеЭтой штуке тысяча лет; какая была тогда трактовка Деисуса - можете с уверенностью сказать? Здесь - Спас Вседержитель, который вполне мог быть поясным и безо всякого трона. Как на множестве поздних Деисусов, кстати.
 
 
 Цитата  декоративные "кустики" по краям - явно не для красотыНе стоит эмпирическое предположение выдавать за данность. Я не вижу, что они явно не для красоты, по-моему так совсем не явно...
 
 
 Цитата  а значит могут нести какую то нагрузку(информацию)А могут и не нести. Снова эмпирика.
 
 Далее тезисно:
 
 - Левая фигура - вполне себе Иоанн Креститель, в характерном для него рубище,
 
 - Почему Илия и Моисей, а не кто-то иной, учитывая:
 а) оба сильно пожилые и бородатые - где борода у правой фигуры?
 б) почему левая фигура одета в рубище, учитывая что оба (Илия и старина Мозес) были вполне состоятельными людьми, и изображаются в соответствующих одеждах?
 
 - книга в руках Христа - к чему она в Преображении?
 |  |  |  |  | 
| 
| Славян | Дата: Воскресенье, 19.03.2017, 21:11 | Сообщение # 4 |  |  Активный участник форума Группа: Проверенные Сообщений: 636 Награды: 0 Репутация: 159 Статус: Оффлайн | Уважаемый Горыныч,!   . Выскажу исключительно свою точку зрения. Несмотря на кажущуюся абсурдность предположу. Слева мужчина (он выше), а справа женщина (борода не просматривается). Одежда различна. Нимбы не видны (мне).
 Растительность по бокам позиционируется с Райскими кущами.
 Возможно Адам и Ева.
 Эта триада есть на фресках и иконах. На фото.
 Но мы более благочестивы, поэтому они в одеждах. На наших иконах(писаных) также в одеждах.
 Вероятно я абсолютно не прав.
 Выслушаю другие мнения.
 |  |  |  |  | 
| 
| Горыныч | Дата: Понедельник, 20.03.2017, 00:08 | Сообщение # 5 |  |  Профи Группа: Проверенные Сообщений: 672 Награды: 0 Репутация: 210 Статус: Оффлайн | Цитата Калинин (  )  Справа вполне себе женская. Припомните кого-нибудь без бороды, исключая пару-тройку отроков.А почему Вы решили , что её нет . А я вижу небольшую бороду и мужское одеяние.Цитата Калинин (  )  где борода у правой фигуры?А, если я даже и ошибаюсь, и бороды там нет совсем , так я же специально предоставил (два последних фото) изображения современные обсуждаемой иконе - смотрите (там правда наоборот , Моисей - по правую руку  Спасителя, Илья - по левую).
 Не увидели ? Ну чтож, ещё (Византия,  XII век):
 
  
 Это тоже?..Цитата Калинин (  )  Левая фигура - вполне себе Иоанн Креститель, в характерном для него рубище,
  И главное : Деисус - моление , подразумевает соответственные позы. Вы их видите на обсуждаемом предмете?
 Добавлено (20.03.2017, 00:08)---------------------------------------------
 
 А вот в этом Вы отчасти правы. Я попытался сформулировать свои субъективные ощущения. Но у меня есть основания им доверять.Цитата Калинин (  )  Не стоит эмпирическое предположение выдавать за данность. Я не вижу, что они явно не для красоты, по-моему так совсем не явно...У Вас конечно - свои, и это уже не тема для спора (как о вкусах).
 
 
 Сообщение отредактировал Горыныч - Воскресенье, 19.03.2017, 23:52 |  |  |  |  | 
| 
| Gena_Ural | Дата: Понедельник, 20.03.2017, 08:45 | Сообщение # 6 |  |  Профи Группа: Проверенные Сообщений: 1258 Награды: 0 Репутация: 233 Статус: Оффлайн | подредактировал фото.Нимбы просматриваются.Обсуждение интересное. 
 
   |  |  |  |  | 
| 
| Калинин | Дата: Понедельник, 20.03.2017, 11:30 | Сообщение # 7 |  |  Профи Группа: Администраторы Сообщений: 9112 Награды: 0 Репутация: 1182 Статус: Оффлайн | Горыныч, ОК, а сияние где? Белый цвет одежд, понятное дело, в литье не передашь, а вот сияние, исходящее от фигуры Христа  - запросто. Либо мандорла, как на ранних изображениях, либо лучи, как на средневековой и поздней пластике. А тут и ни сияния, ни фигуры целиковой - только поясное изображение. 
 
 Честно говоря, ровно такие же позы, как и на Деисусах, что ранних что поздних. Две фигуры, обращённые к центральной...Цитата  И главное : Деисус - моление , подразумевает соответственные позы. Вы их видите на обсуждаемом предмете?
 Я, на самом деле, не спорю - я просто выставляю антитезы.
 |  |  |  |  | 
| 
| Горыныч | Дата: Понедельник, 20.03.2017, 13:36 | Сообщение # 8 |  |  Профи Группа: Проверенные Сообщений: 672 Награды: 0 Репутация: 210 Статус: Оффлайн | Ну, если б я ещё и сияние видел, я б тут тем не открывал.Цитата Калинин (  )  Горыныч, ОК, а сияние где?  Вообще то, непонятно, что там в центре было, где дырка.
 Напомнило старый анекдот времён дефицита продуктов: В ресторане клиент заказывает кусочек сыра. Официант приносит ему пустую тарелочку и на резонный вопрос "А где же сыр?.." отвечает: " Ну, Вы же наверно знаете , что такое сыр. Это такой большой жёлтый кусок с дырочками. Повар режет его для клиентов тоненькими пластиками. Вот вам и досталась самая большая дырочка..."
 А если серьёзно:"Бог именуется Светом не по Сущности Своей, но по своей энергии" (св. Григорий Палама) .
 Наиболее адекватным выражением образа этого Света даже на темперных иконах является золото, что и активно применялось.
 Это я к тому, что если обсуждаемая икона изначально блестела (блистала) золотом, или просто, как новенькая бронза, то не было бы и нужды,
 ни в каких лучиках и мандорле. Ведь особо подчёркивалось , что Свет Фаворский - есть свет нетварный(не материальный) .
 Верно ли отображать Божественный Свет приёмами используемыми для изображения обычного земного света?
 Но мандорла - да, а места мало.
 Поэтому и выделен Спаситель в поясном изображении (согласен, всё это очень не явно).
 Далее плавно переходим к позам. Мной подразумевался всё таки бОльший наклон голов в композиции Деисус.
 То же и о сочетании форматов в Деисус : если Спаситель оплечный (так и ясно , что без трона) - то и остальные изображаются оплечно,
 а если ростовые , то и Спаситель на троне.
 Согласен, есть одно единственное исключение, но Вы же сами знаете, слепили его из чужеродных элементов других икон:
 
 
  Добавлено (20.03.2017, 13:36)---------------------------------------------
 Славян, простите , что не ответил на вашу гипотезу, она у меня, что то никак в голову не форматируется.
 |  |  |  |  | 
| 
| Калинин | Дата: Понедельник, 20.03.2017, 14:07 | Сообщение # 9 |  |  Профи Группа: Администраторы Сообщений: 9112 Награды: 0 Репутация: 1182 Статус: Оффлайн | Цитата Горыныч (  )  не было бы и нужды, ни в каких лучиках и мандорле. Ведь особо подчёркивалось , что Свет Фаворский - есть свет нетварный(не материальный) .Верно ли отображать Божественный Свет приёмами используемыми для изображения обычного земного света?
Ну-у, батенька, эдак диалог наш уйдёт в совсем неалгоритмируемые области.
 Свет неземной - значит лепи золота поболе, негоже нетварное тварным изображать. Можно тогда и нимбы не лить - просто золота нанёс кругом головы - и готово сияние.
 Либо есть сияние - ибо нет, простая дихотомия, самый надёжный признак.
 Есть сияние - значит то, нет сияния стало быть не то. Тут не прокатит по принципу "Самурай без меча это то же самое что самурай с мечом, только без меча".
 
 Наклоны головы посмотрел на средневековых деисусах - практически нет их, наклонов этих; так, самую малость, вчетверть оборота и чуть склонив головы, не более.
 
 Жаль, нет этой иконки в лучшем состоянии, да хотя бы этой же самой, но более крупной фотографией - тогда б все наши споры нивелировались. А пока вы видите у правой фигуры бороду, а я не вижу - не бывать промеж нас согласия.
   |  |  |  |  | 
| 
| Горыныч | Дата: Вторник, 21.03.2017, 01:40 | Сообщение # 10 |  |  Профи Группа: Проверенные Сообщений: 672 Награды: 0 Репутация: 210 Статус: Оффлайн | Согласен, и мне бы этого не хотелось, простите , заносит. А главное - не хотелось бы ограничиваться диалогом, всё таки расчитываю на форум.Цитата Калинин (  )  Ну-у, батенька, эдак диалог наш уйдёт в совсем неалгоритмируемые области.Даже не в смысле силы коллективного разума, а с робкой надеждой: а вдруг среди прочих заглянет к нам на огонёк светлая голова,
 у которой - или иконка такая в лучшем состоянии имеется, или понимает он про неё всё правильно, и всё нам объяснит и обоснует.
 |  |  |  |  |