Иконный ряд "Богоматерь всех скорбящих радость"
|
|
Калинин | Дата: Вторник, 19.09.2017, 15:32 | Сообщение # 1 |
Профи
Группа: Администраторы
Сообщений: 8861
Награды: 0
Репутация: 1162
Статус: Оффлайн
| Давно пора разделять категорию "Богоматерь всех скорбящих радость" и, соответственно, хорошо бы узнать кто там изображён:
1. раз, два.
2. раз, два, три.
3. раз.
Если первое может быть отнесено к особому почитанию какой-то местночтимой святой (но тоже нужно выделить из общего ряда), то второе уже намного серьёзнее, а третье и вовсе шедевр. (На первый взгляд - шедевр нарушения канона)
|
|
| |
merkatore | Дата: Вторник, 19.09.2017, 16:06 | Сообщение # 2 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 5230
Награды: 2
Репутация: 2242
Статус: Оффлайн
| http://mednolit.ru/forum/10-37804-208443-16-1464860016
|
|
| |
Калинин | Дата: Вторник, 19.09.2017, 16:44 | Сообщение # 3 |
Профи
Группа: Администраторы
Сообщений: 8861
Награды: 0
Репутация: 1162
Статус: Оффлайн
| Артём, увы, ничего не прояснила эта старая ссылка...
|
|
| |
merkatore | Дата: Вторник, 19.09.2017, 17:13 | Сообщение # 4 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 5230
Награды: 2
Репутация: 2242
Статус: Оффлайн
| Ну если над Тихоном написано Тихон, то не верь глазам своим
|
|
| |
Калинин | Дата: Вторник, 19.09.2017, 17:27 | Сообщение # 5 |
Профи
Группа: Администраторы
Сообщений: 8861
Награды: 0
Репутация: 1162
Статус: Оффлайн
| merkatore, если над Знаменьем с символами написано "Неопалимая купина", то это-таки Неопалимая купина?
С крестом - который из Тихонов? Можно верить Гнутовой и Зотовой, и даже нужно им верить, они настоящие спецы, да. Но - какой Тихон? Они сами не знают, похоже. Тот Тихон, который совсем старый Тихон, 1-го века? Почему он тут, чем было обусловлено его сугубое почитание?
|
|
| |
merkatore | Дата: Вторник, 19.09.2017, 17:51 | Сообщение # 6 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 5230
Награды: 2
Репутация: 2242
Статус: Оффлайн
| Цитата Калинин ( ) merkatore, если над Знаменьем с символами написано "Неопалимая купина", то это-таки Неопалимая купина? а почему нет??? http://mednolit.ru/forum/4-31026-257803-16-1496376256
Цитата Калинин ( ) Тот Тихон, который совсем старый Тихон, 1-го века? Почему он тут, чем было обусловлено его сугубое почитание? литейщики просто взяли и перелили образы с какой-нибудь средневековой костяной иконы...
|
|
| |
Калинин | Дата: Вторник, 19.09.2017, 18:03 | Сообщение # 7 |
Профи
Группа: Администраторы
Сообщений: 8861
Награды: 0
Репутация: 1162
Статус: Оффлайн
| Цитата merkatore ( ) а почему нет??? А и действительно! Если есть желание натянуть сову на глобус, то при большом тщании всегда можно это сделать - глобус круглый, сова круглая... Потому нет, что есть иконографический канон Неопалимой Купины, и присутствуют там, скажем, ангелы во служении - а на иконах из топика "Иконы с ошибочными надписями" ангелов во служении нет, да и много чего прочего нет - но при желании... вспомнив греченина Феофана... обратив внимание на осьмиконечное сияние... р-р-раз! - и в раздел "Неопалимая купина" можно валить все иконы Знамение! Сова удачно натянута на глобус, новое видение победило старое мЫшление...
Цитата merkatore ( ) литейщики просто взяли и перелили образы с какой-нибудь средневековой костяной иконы... Так смысл этого топика не в том чтобы узнать откуда пришёл этот вероятностный Тихон, а поименовать его чётко, выделив самостоятельный подтип, напр.: "Богоматерь всех скорбящих радость с Тихоном святителем Уйгурским и всех манчжуров"
|
|
| |
merkatore | Дата: Вторник, 19.09.2017, 18:13 | Сообщение # 8 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 5230
Награды: 2
Репутация: 2242
Статус: Оффлайн
| Цитата Калинин ( ) и в раздел "Неопалимая купина" можно валить все иконы Знамение! так Вы сопоставьте смысл Неопалимой Купины и смысл Знамения...Добавлено (19.09.2017, 18:13) --------------------------------------------- и самое главное посмотрите на образы Купины до 16 века...
Сообщение отредактировал merkatore - Вторник, 19.09.2017, 18:09 |
|
| |
Калинин | Дата: Вторник, 19.09.2017, 18:13 | Сообщение # 9 |
Профи
Группа: Администраторы
Сообщений: 8861
Награды: 0
Репутация: 1162
Статус: Оффлайн
| Цитата merkatore ( ) так Вы сопоставьте смысл Неопалимой Купины и смысл Знамения... Ну... Сопоставил... Можно всё-таки их в Каталоге раздельно держать, несмотря на то что я сопоставил?
|
|
| |
merkatore | Дата: Вторник, 19.09.2017, 18:22 | Сообщение # 10 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 5230
Награды: 2
Репутация: 2242
Статус: Оффлайн
| Цитата Калинин ( ) Можно всё-таки их в Каталоге раздельно держать, ну конечно... в 16 веке (?) образ Купины был похоже осмыслен (в России?) и получил такое вот исполнение...
Добавлено (19.09.2017, 18:22) ---------------------------------------------
Цитата Калинин ( ) вспомнив греченина Феофана... обратив внимание на осьмиконечное сияние... р-р-раз! - и в раздел "Неопалимая купина" когда Феофан творил, тогда Купина была в виде Знамения.... он не видел нашего образа 16 века ввиду определённых обстоятельств.
Сообщение отредактировал merkatore - Вторник, 19.09.2017, 18:31 |
|
| |
Issandra | Дата: Вторник, 19.09.2017, 21:00 | Сообщение # 11 |
Профи
Группа: Модераторы
Сообщений: 2259
Награды: 0
Репутация: 593
Статус: Оффлайн
| Цитата Калинин ( ) Давно пора разделять категорию Вот тут то как раз разделять ничего не НАДА. Разные варианты извода Богородицы. Все ништяк. Даже последняя туземная - все гуд.
Цитата Калинин ( ) А и действительно! Если есть желание натянуть сову на глобус, По мне так проще. Включить голову и пошевелить мозгами. 1. Тихон и есть, без базара и пурги. Во первых палеография - без вопросов. Во вторых сильно почитаем был на Костромских землях. В третьих Основы икон именно костромские( характерные головы). В четвертых к образу Всем Скорбящим ему и место, ибо "В 1569 году при гробе преподобного Тихона начали совершаться исцеления больных, и его мощи были обретены нетленными (празднование 26 июня). Но игумен Константин, который поставил их поверх земли, был поражен слепотой; получив прозрение, он сокрыл мощи преподобного в земле. С того времени началось почитание преподобного Тихона. Житие его с описанием 70-ти посмертных чудес было составлено в 1649 году. Как раз к рубежу веков и запечатлили в бронзе. А то , что основанием, был Амафунтский, так откудаж литейщик знал. Написано Тихон - значит Тихон Луховской.
|
|
| |
Калинин | Дата: Вторник, 19.09.2017, 21:26 | Сообщение # 12 |
Профи
Группа: Администраторы
Сообщений: 8861
Награды: 0
Репутация: 1162
Статус: Оффлайн
| Цитата Issandra ( ) Вот тут то как раз разделять ничего не НАДА. Разные варианты извода Богородицы. Все ништяк. Даже последняя туземная - все гуд. Почему не надо? Т. е., вот тут надо: раз, два, а тут: раз, два - не надо? Пуркуа? И там и там - непонятные чуваки, присутствующие в поле (не какие-нибудь приписные, а в поле - а если бы и приписные, то всё едино) - и в одном случае не надо разделять, а в другом - "давно назрело"? Давно назрело и там и там, но важнее - определить этих чуваков, поименовать их - чему, собственно, и посвящён топик. Готовы?
Цитата Во вторых сильно почитаем был на Костромских землях. В третьих Основы икон именно костромские( характерные головы) Это надо показать. Не сказать (написать) как Гнутова и Зотова, а показать - представить ряд именно костромских, с чёткой привязкой, икон - и противуположный ряд не-костромских. Поскольку мы здесь не на собрании научного совета ГИМа, мы поверим тем, кто заявит мамой клянусь - купил в костромском магазине \ получил в наследство от бабули из Костромы. Поверим, да - но давайте сначала сделаем этот ряд, а потом будем говорить о безусловно костромском происхождении. Есть исследования о костромских головах? Официальных нет.
Цитата "В 1569 году при гробе преподобного Тихона начали совершаться исцеления больных... Какого Тихона, ради всего святого? Их полтора десятка. Луховской потом отливался совсем по-другому - в куколи, например. Собственно, почему "потом" - вполне в это же время в куколи и отливали. Я помню как Остапенко выяснял, какой именно Тихон - вроде выяснили, получилась категория "Тихон Луховской" - ОК, гуд.
Вижу пока, что даже гранды, как и я, сирый, не способны поименовать изображённых... Оттого и спор. Надо кого-то звать.
|
|
| |
Issandra | Дата: Вторник, 19.09.2017, 22:20 | Сообщение # 13 |
Профи
Группа: Модераторы
Сообщений: 2259
Награды: 0
Репутация: 593
Статус: Оффлайн
| Цитата Калинин ( ) Какого Тихона, ради всего святого? Преподобный Тихон Луховской, Костромской (в миру Тимофей) родился в пределах Литовского княжества и был там на военной службе. В 1482 году, не желая принимать униатство, он ушел из Литвы в Россию. Святой раздал все, что имел, принял постриг с именем Тихон и удалился в Костромскую епархию, в Луховские земли. Город Лух был отдан тогда князю Феодору Бельскому, вместе с которым преподобный Тихон пришел из Литвы. На берегу в урочище Копытовке преподобный Тихон поставил келлию. Когда к нему в пустыню пришли два инока, Фотий и Герасим, преподобный ради них перешел за три версты от Копытовки, на более удобное место. Подвижники добывали пропитание трудами рук своих. Преподобный Тихон искусно переписывал книги, был хорошим токарем. По смирению он так и не принял священства. Скончался преподобный Тихон 16 июня 1503 года,
|
|
| |
Калинин | Дата: Среда, 20.09.2017, 00:12 | Сообщение # 14 |
Профи
Группа: Администраторы
Сообщений: 8861
Награды: 0
Репутация: 1162
Статус: Оффлайн
| Т.е., получается, что тут ошибка литейщика не в поименовании, а изображении святого, и хотя Гнутова\Зотова имеют в виду Амафунтсого, мы решили, что это Луховской. Который изображён здесь так, а на своих "именных" иконах - эдак. На именных - в куколи, хотя и не принял священства, а на иконе из первого поста и других, показанных Гнутовой - без куколи, но с крестом, как усреднённый "святой мученик за веру". При том что креста ему (нашему Тихону) в иконографии не положено, ибо почил тихой смертию, без вмешательства. Но мы всё равно будем писать: "Богоматерь всем скорбящим радость и прп. Тихон Луховской". Эдак с глузду можно съехать...
|
|
| |
Issandra | Дата: Среда, 20.09.2017, 11:17 | Сообщение # 15 |
Профи
Группа: Модераторы
Сообщений: 2259
Награды: 0
Репутация: 593
Статус: Оффлайн
| Цитата Калинин ( ) и хотя Гнутова\Зотова имеют в виду Амафунтсого, мы решили, что это Луховской. Гнутова\Зотова трактуют совершенно другой предмет. Причем трактуют его в контексте классической иконографии и хронологического периода. Зачем все смешивать в одну кучу? Обсуждаем 2 конкретных предмета. Основа которых рубеж 17-18в. Причем имеем некоторые географические предпосылки возникновения оных. В этих же предпосылках имеем расцвет культа месточтимого Святого(Преподобного). Мощи которого источник исцеления. Эти соображения органично ложатся на появлении его на поле богородичной иконы того же смысла. Не нужно современный багаж знаний и системный подход экстраполировать на голову бедного литейщика н. 18в в ебенях костромской губернии. (Кстати Кострома условно. Бельский там нехило земельки то в поволжье отжал. Кинешма, Вичуга и т.д.) Ему сказали Тихона надо, он нашел Тихона и воткнул куда просили. В качестве рабочей версии вполне годится. Кстати готов зарубиться на пузырь, что великие и ужасные Гнутова\Зотова мою версию поддержали б.
Добавлено (20.09.2017, 11:17) ---------------------------------------------
Цитата Калинин ( ) Почему не надо? Цитата Калинин ( ) И там и там - непонятные чуваки, присутствующие в поле Все там как раз понятно. Нужно посмотреть несколько прорисей и несколько сотен писанных икон к17с19в и все вопросы отпадут. Не надо в данном случае циклиться на меднолите. ЗЫ. Я как то в руках держал икону(довольно приличного уровня письма) с.19в. на которой скорбящие были изображены в лаптях, сапогах, сюртуках,вышиванках, шляпах и цилиндрах. Жаба придушила купить .
|
|
| |