Северное медное литье.
|
|
Collector | Дата: Понедельник, 25.06.2018, 00:24 | Сообщение # 41 |
Активный участник форума
Группа: Проверенные
Сообщений: 502
Награды: 0
Репутация: 109
Статус: Оффлайн
| Здравствуйте! фото только такие, думал дома рассмотреть на компе, но зрение подводит, в основном нерезкие. север или центр?
Добавлено (25.06.2018, 00:24) --------------------------------------------- на каждой створке и клеймах(они не велики размерами) такое большое количество точек. насколько это труднее технологически по сравнению с изготовлением многоэмальной створки? по времени, намного дольше?
|
|
| |
Северный_копарь | Дата: Вторник, 26.06.2018, 03:51 | Сообщение # 42 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 2114
Награды: 0
Репутация: 598
Статус: Оффлайн
| Цитата Collector ( ) Здравствуйте! фото только такие, думал дома рассмотреть на компе, но зрение подводит, в основном нерезкие. север или центр? Здравствуйте. Вы же и сами понимаете, что предоставили слишком мало информации чтобы можно было говорить уверенно. Иконографические особенности и эмалевая палитра, на мой взгляд, говорят в пользу севера (Выга).
Цитата Collector ( ) на каждой створке и клеймах(они не велики размерами) такое большое количество точек. насколько это труднее технологически по сравнению с изготовлением многоэмальной створки? по времени, намного дольше? Хороший вопрос... Лично мне пока довольно мало известно о технологии нанесения этих самых точек, поэтому однозначно ответить будет трудно. Если точки наносились поверх высушенного но еще не обожженного слоя эмали, и потом все это обжигалось за один раз - тогда не намного, просто двойная сушка. Если точки наносились все разом на уже обожженный первый слой эмали - тогда дольше на один цикл сушки и обжига. Есть мнения, что старые эмали требовали разные температурные диапазоны обжига для разных цветов, поэтому обжиг был многократным. Но Ваш пример (конечно при условии подлинности), по-видимому, наглядно демонстрирует, что мастера и в старину могли подобрать для предмета такое многоцветное сочетание, которое могло обжигаться за один цикл.
Кроме того приходилось слышать версию о том, что точки на эмали получались путем включения в эмалевую массу перед запеканием бисера (т. е. точки это запекшийся бисер). На тех предметах, что прошли через мои руки (массив из более чем двадцати предметов) эта версия своего подтверждения не нашла.
|
|
| |
Северный_копарь | Дата: Среда, 27.06.2018, 03:19 | Сообщение # 43 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 2114
Награды: 0
Репутация: 598
Статус: Оффлайн
| Сегодня в книге "Старообрядчество. История и культура." Елены Михайловны Юхименко вычитал высказывание касающееся Казанской иконы Божией Матери:
Я считаю, что по крайней мере в Поморье (то, что автор в книге называет "Выговские скиты"), а, возможно, и на Выгу отливали образ Казанской иконы Божией Матери. Реже остальных - безусловно. Возможно и начали позднее. Но производили. Вот эта икона:
В каталоге
В пользу происхождения этой разновидности (а возможно и извода) с территории Поморья, говорит два основных аргумента:
1. Статистика встречаемости. Основной массив икон этой разновидности происходит из республики Карелия и Арханегльской области. Известны случаи обнаружения на территории очень удаленных скитов, где сопутствующим материалом была исключительно поморская (регионально, т. е. произведенная на территории Поморья) пластика.
2. Икона стилистически очень близка к Владимирской иконе Божией Матери, также происходящей, по всей видимости с территории Поморья (Выг?). Вот этой: http://mednolit.ru/forum/10-13949-1
В каталоге В частности обращают на себя внимание сходные размеры и строение рамки, украшение нимба Богоматери, начертание сокращения ΘY:
Это позволяет осторожно предположить, что обе модели изготовил (или дорабатывал) один мастер.
|
|
| |
Язон | Дата: Воскресенье, 01.07.2018, 13:16 | Сообщение # 44 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 680
Награды: 1
Репутация: 791
Статус: Оффлайн
| Андрей, есть небольшая опечатка : "... в Поморье (то, что автор в книге называет "Выговские скиты"), а, возможно, и на Выгу отливали образ Смоленской иконы Божией Матери ", наверное здесь Вы о Казанской.
Вот Поморская Казанская с эмалью.
|
|
| |
merkatore | Дата: Воскресенье, 01.07.2018, 19:31 | Сообщение # 45 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 5230
Награды: 2
Репутация: 2242
Статус: Оффлайн
| Тоже вопрос по Казанской иконе интересовал... Потому что для центра икона знаковая, смутное время... Туда сюда... А вот север это не центр... Комментарий Артема по вопросу в сообщении 6: http://mednolit.ru/forum/10-37571-205546-16-1463317213
Сообщение отредактировал merkatore - Воскресенье, 01.07.2018, 19:33 |
|
| |
Северный_копарь | Дата: Воскресенье, 01.07.2018, 22:49 | Сообщение # 46 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 2114
Награды: 0
Репутация: 598
Статус: Оффлайн
| Цитата Язон ( ) Андрей, есть небольшая опечатка : "... в Поморье (то, что автор в книге называет "Выговские скиты"), а, возможно,и на Выгу отливали образ Смоленской иконы Божией Матери ", наверное здесь Вы о Казанской. Александр, здравствуйте. Совершенно верно! Исправил.
Цитата Язон ( ) Вот Поморская Казанская с эмалью. С эмалью - редкость. Спасибо!
Добавлено (01.07.2018, 22:49) --------------------------------------------- merkatore, Артем, приветствую! Еще одно подтверждение, спасибо! Жаль Артему (gdeklad) пока не до хобби.
|
|
| |
lionarch2009 | Дата: Суббота, 14.07.2018, 12:17 | Сообщение # 47 |
Новичок
Группа: Новички
Сообщений: 5
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
| Цитата Issandra ( ) Не Выг, и не поморье. Север - да. Архара скорее всего. Игорь, в Архангельске редко такие складни встречаются, без внутренней рамки встречаются (Урал скорее всего), а такой тип крайне редко. По поводу поморов не согласен, Архангельск, Онега, Мезень, Лешукония и остальное побережье самые что не есть поморы, и по промыслу, и по сословию. А если касательно территории, я смотрел карту 19 века, Поморье значилось от Вологды до Белого моря, захватывая всю Карелию и часть Коми.)
|
|
| |
merkatore | Дата: Суббота, 14.07.2018, 13:07 | Сообщение # 48 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 5230
Награды: 2
Репутация: 2242
Статус: Оффлайн
| Цитата lionarch2009 ( ) По поводу поморов не согласен, Архангельск, Онега, Мезень, Лешукония и остальное побережье самые что не есть поморы, и по промыслу... чётко, ясно и понятно!!!
Цитата lionarch2009 ( ) А если касательно территории, я смотрел карту 19 века, Поморье значилось от Вологды до Белого моря, захватывая всю Карелию и часть Коми.) а если по расселению, то и до южного Урала...
Александр, Вы вроде со львом были...? https://multidom24.ru/podarki....8500011 https://prospektpodarkov.ru/p360561....yj.html
Сообщение отредактировал merkatore - Суббота, 14.07.2018, 13:09 |
|
| |
lionarch2009 | Дата: Суббота, 14.07.2018, 13:21 | Сообщение # 49 |
Новичок
Группа: Новички
Сообщений: 5
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
| Артем, по старому зайти не выходит, а по новому получается только так.) Я поэтому и на форум долго не заходил, все какие то сбои были.
|
|
| |
merkatore | Дата: Суббота, 14.07.2018, 13:32 | Сообщение # 50 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 5230
Награды: 2
Репутация: 2242
Статус: Оффлайн
| Понятно в чём дело... в том году было страшное нашествие ботов на сайт, они заваливали темы несметной антихристианской грязью, ребята модераторы круглосуточно разгребали эти завалы и короче решили усложнить вход... теперь всех встречает на входе регистратор под названием УИД... его надо обойти на входе кликнув "старая форма входа"... вот тут всё расписано: http://mednolit.ru/forum/56-45430-286024-16-1514215404
|
|
| |
lionarch | Дата: Суббота, 14.07.2018, 13:53 | Сообщение # 51 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 773
Награды: 0
Репутация: 154
Статус: Оффлайн
| Артем, спасибо за разъяснения! Через Хром зашел по старой форме. Да, помню эти рассылки, здорово они мешали работе форума. Ну, слава Богу, прошли и это испытание.)
|
|
| |
Северный_копарь | Дата: Суббота, 14.07.2018, 16:15 | Сообщение # 52 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 2114
Награды: 0
Репутация: 598
Статус: Оффлайн
| Цитата lionarch ( ) Через Хром зашел по старой форме. Александр, рад видеть!
|
|
| |
lionarch | Дата: Суббота, 14.07.2018, 16:29 | Сообщение # 53 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 773
Награды: 0
Репутация: 154
Статус: Оффлайн
| Северный_копарь, Андрей, взаимно!)
|
|
| |
Вышитин | Дата: Вторник, 14.08.2018, 02:28 | Сообщение # 54 |
Новичок
Группа: Новички
Сообщений: 6
Награды: 0
Репутация: 35
Статус: Оффлайн
| Добрых Дел!
По фото к первому сообщению в теме: интересное совпадение межрамочных узоров складня с Деисусом с меднолитой иконой чеканки московского мастера Хрусталева
Узоры внутри нимба у Св. Николы похожи по стилю исполнения на узоры Великого Устюга.
|
|
| |
Северный_копарь | Дата: Вторник, 14.08.2018, 20:07 | Сообщение # 55 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 2114
Награды: 0
Репутация: 598
Статус: Оффлайн
| Цитата Вышитин ( ) Узоры внутри нимба у Св. Николы похожи по стилю исполнения на узоры Великого Устюга. Здравствуйте. Вы могли бы расписать это наблюдение немного подробнее?
|
|
| |
Вышитин | Дата: Среда, 15.08.2018, 00:23 | Сообщение # 56 |
Новичок
Группа: Новички
Сообщений: 6
Награды: 0
Репутация: 35
Статус: Оффлайн
| Попробую набросать небольшую заметку с примерами. Добавлено (18.08.2018, 01:34) --------------------------------------------- Как и обещал - набросал небольшую заметочку Узорные совпадения Добавлено (18.08.2018, 01:55) --------------------------------------------- Возвращаясь к Деисусу в начале темы, можно предположить, что складень отлит в конце XVII - начале XVII века в Великом Устюге по деревянной модели, которую делал резчик с Выговскими или Новгородским корнями (солярные знаки на внутренней рамке). Добавлено (18.08.2018, 02:02) ---------------------------------------------
|
|
| |
merkatore | Дата: Суббота, 18.08.2018, 10:50 | Сообщение # 57 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 5230
Награды: 2
Репутация: 2242
Статус: Оффлайн
| Цитата Вышитин ( ) Возвращаясь к Деисусу в начале темы, можно предположить, что складень отлит в конце XVII - начале XVII века
не вписывается он в восемнарь... чисто интуитивно... думается в 18 можно унести ещё складни с гладкими оборотами... с картушами такие складни выглядят на 19, да и отлить его могли и на Урале... то что там в ушках отверстия это ещё не значит что там Север... поморы и на Урале жили и по поморским образцам могли лить, но без матки лить могли тока переливки, вот тема была: http://mednolit.ru/forum/4-18550-1 там как раз про отверстия в ушках...
что касается Сольвычегодска и Устюга то их расцвет это 17 век... в 18 веке мастера оттуда могли жить и на Выге... кто-то же там начал в 18 веке крап делать, явно не с потолка взяли...
|
|
| |
lionarch | Дата: Суббота, 18.08.2018, 12:29 | Сообщение # 58 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 773
Награды: 0
Репутация: 154
Статус: Оффлайн
| Цитата Язон ( ) Крест редкий исключительно, 50% Выг 50% Москва, ранняя Преображенка. Александр, думаю, конкретно этот крест, Поморский (Выг). Несколько оттенков синего (3 цвета) и такое сочетание синего с желтым, чисто Северная фишка.)
|
|
| |
Вышитин | Дата: Понедельник, 20.08.2018, 08:29 | Сообщение # 59 |
Новичок
Группа: Новички
Сообщений: 6
Награды: 0
Репутация: 35
Статус: Оффлайн
| Цитата думается в 18 можно унести ещё складни с гладкими оборотами... "...В 1700 году в феврале, после упразднения Серебряной палаты Кремля, уволены из черневого дела жалованных мастеров... *** ...В 1745 году в Москву для возобновления черневого искусства были приглашены..." http://iznedr.ru/books/item/f00/s00/z0000039/st011.shtml
Насколько перекликаются узоры картушей на обсуждаемых складнях с узорами «северной черни»?
В каталоге этого сайта есть складень А02-046 http://mednolit.ru/photo/256-0-2741-3?1534740592
На Ваш взгляд, картуш у данного складня - полуфабрикат или законченное изделие?
|
|
| |
Язон | Дата: Понедельник, 20.08.2018, 11:48 | Сообщение # 60 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 680
Награды: 1
Репутация: 791
Статус: Оффлайн
| Привет тезка lionarch! Да, при виде Креста сначала все мысли о Выге, потом появляются другие предположения. Крест очень редкий, пока не увидел фото в теме, думал что крест датированный 1778 годом единственный. Т.е. предмет не тиражный, возможно сделан по случаю какого-то события. Преображенка основана в 1771 году, через какое-то время обустроили литейку. Мастеров приглашали естественно лучших, а где они тогда были у поморцев лучшие ... отсюда и схожесть с предметами Выга. Новое производство часто начинают с чего-то нового, отсюда невиданные до того предстоящие здесь, а потом невиданный до того большой Московский крест 1787 года. Так и появляются мысли "50 на 50" ... Датированный крест вообще шедевр, вот фрагмент.
Думаю, за фрагмент нынешний владелец на прежнего не обидится.
Сообщение отредактировал Язон - Понедельник, 20.08.2018, 11:49 |
|
| |
Северный_копарь | Дата: Понедельник, 20.08.2018, 12:12 | Сообщение # 61 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 2114
Награды: 0
Репутация: 598
Статус: Оффлайн
| Цитата Вышитин ( ) Как и обещал - набросал небольшую заметочку Узорные совпадения Спасибо, интересно! Если я правильно понял, в заметке речь об одном элементе, а именно - восьмилепестковом цветке. Вот еще подобный элемент на рамке "облачного" Успения Пресвятой Богородицы:
Кстати, тут он соседствует с шестилепестковым цветком.
Вы анализировали только произведения ювелиров-эмальеров? Вот еще примеры для Вас, это из каталога выставки "Резные иконостасы и деревянная скульптура Русского Севера":
Посыл понятен - попытка выделить общие мотивы и преемственность в орнаментальном декоре чтобы попвтаться локализовать центры создания мастер-моделей для произведений медного литья. Тема интересная и перспективная, но анализа на основе одного элемента орнамента все же недостаточно даже для уверенных предположений. Кроме того нужно учитывать комбинированные (составные) модели (это когда уже готовое заимствованное центральное клеймо совмещали со специально изготовленной рамкой), как, к примеру, Смоленская икона Божией Матери, показанная Вами в сообщении #56 и получали, таким образом, новую модель и новую разновидность в литье.
Добавлено (20.08.2018, 14:52) ---------------------------------------------
Цитата Вышитин ( ) На Ваш взгляд, картуш у данного складня - полуфабрикат или законченное изделие? Если я Вас правильно понял, Вы имеете ввиду, что гравировка на картуше недостаточно изящна и дополнительно картуш можно было бы украсить чернью? Если позволите тоже выскажусь. Картуш - абсолютно законченное изделие гравера (или резчика, по старинному). Нужно заметить - неоднократно перелитое, по всей видимости.
Изучаемое и, столь любимое нами, медное литье, по своей сути - многотиражный ширпотреб. В основном ценимый в те времена за два качества - доступность и долговечность. Художник-резчик (или чеканщик, или гравер) требовался тут лишь на этапе создания модели. Все. Дальнейшая работа производилась ремесленниками. Где-то умелыми, где-то не очень, но ремесленниками. Возможность проявления художественного самовыражения появлялась лишь при разработке цветовой схемы наложения эмалей (и даже на этом этапе мастер-ремесленник мог действовать не по своей инициативе, а пользоваться продиктованными схемами). Редкие исключения составляют лишь изделия, индивидуализированные под конкретного заказчика.
Чернь же достаточно трудоемкая технология. Для наложения черневого состава перелитый рисунок подойдет плохо, его нужно дорабатывать. А значит каждый предмет будет должен пройти через руки гравера. Кроме того, технология требует нагрева уже эмалированного изделия, до температуры около 400 градусов. Сами понимаете, как это скажется на эмали. Ну и держатся черневые составы на медных сплавах плохо.
|
|
| |
Вышитин | Дата: Понедельник, 20.08.2018, 15:15 | Сообщение # 62 |
Новичок
Группа: Новички
Сообщений: 6
Награды: 0
Репутация: 35
Статус: Оффлайн
| Цитата Вы анализировали только произведения ювелиров-эмальеров? Вот еще примеры для Вас, это из каталога выставки "Резные иконостасы и деревянная скульптура Русского Севера" Была мысль дать и деревянные изделия с резьбовыми орнаментами, ибо с медным литьем есть много похожих элементов и, в этом направлении существует достаточно объемный массив разрозненных материалов, начиная, допустим, от пряничных досок (близкие технологии с подготовкой форм для литья) и заканчивая Шемого́дской резьбой по бересте. Однако, по мотивам, сюда сразу подтягиваются резьба по кости, вышивка и кружевоплетение... Тут и заблудиться можно. Поэтому, пока отложил, что бы не растечься мысью по древу. По хорошему, надо брать материалы по основам семиотики и семантики русских орнаментов, изучать их для ознакомления с терминологией по частям орнамента, и на практике сравнивать орнаменты изделий, хотя бы из каталога этого сайта, ведя обсуждение именно в рамках упомянутой терминологии.Добавлено (20.08.2018, 15:41) --------------------------------------------- Тогда будет понятно, в каком смысле использован орнамент - стилистическое изображение звезд (на рамке "облачного" Успения Пресвятой Богородицы) или ромашки в непрерывных цветочных орнаментах.
Что касается картуша, я хотел обратить внимание на то, что применена технология гравировки схожая с "северной чернью". На более рельефных картуша применялась технология глубокой выборки металла.
Добавлено (20.08.2018, 18:36) --------------------------------------------- Вероятные технологии и профессиональные навыки, применные при изготовлении Складня Деисус (в ТС) 1) Резьба по дереву - моделист-резчик. 2) Формование и опрессовка опоки - формовщик. 3) Отливка заготовки - литейщик. 4) Отделка полученных заготовок - гравер (резчик и чеканщик). 5) Нанесение эмали - эмальер. 6) Подгонка и соединение створок - сборщик. Добавлено (20.08.2018, 18:46) --------------------------------------------- Когда говорят, что данное изделие изготовил мастер "Такой-то", подразумевается в первую очередь мастер-оформитель (гравер и эмальер). Ежели учесть, что разделение труда в обществе существовало с древних пор, то можно предположить наличие у мастера подмастерий и учеников, которые выполняли первичные этапы технологий, создавая заготовки для мастера, либо подрядчиков, у которых мастер-оформитель заказывал модели и заготовки. Добавлено (22.08.2018, 05:14) --------------------------------------------- Уважаемый Северный_копарь!
Как Вы думаете, я перечислил все специальности, имеющие отношение к производству медного литья?
|
|
| |
Вышитин | Дата: Среда, 22.08.2018, 21:42 | Сообщение # 63 |
Новичок
Группа: Новички
Сообщений: 6
Награды: 0
Репутация: 35
Статус: Оффлайн
| В крупных вотчинных мастерских имелись специальные художники - «травники», создавшие многочисленные узоры для заказчиков - резчиков, ткачей, эмальеров и т.д. Имеются сведения, что для оформления дворца Алексея Михайловича в Коломенском приглашались многочисленные артели ремесленников, в т.ч. и художников-травников.
О художественном оформлении изделий крестьянского и ремесленного производства XVI-XVII веков можно судить лишь по крайне скупым упоминаниям современников, а также по сохранившимся в архивах описям имущества монастырей и частных лиц. Однако тот факт, что дошедшие до наших дней изделия народных промыслов первой половины XVI в. близки по своему художественному оформлению указанным в описях, позволяет установить характер для искусства преемственность узоров, которая, очевидно существовала и в более ранние периоды. Эта преемственность обнаруживается и в орнаментальных мотивах, и в принципах композиции, и в колорите народных тканей и вышивок.
На исследуемом складне Деисус имеюся несколько характерных частей орнаментов (ростки папоротника - бордюр картуша, пальметы - в рамках вокруг ликов), которые так же были применены в росписи и в рисунках на драпировочных тканях при оформлении дворца Алексея Михайловича в Коломенском. Близкие по исполнению узоры ростков папоротника использовались при оформлении Синодной рукописи "Призвание и венчание Михаила Федоровича на царство ", о чем свидетельствует С.И. Писарев в альбоме "Древне-Русский орнамент" (1908-1909 года издания).
Ростки Папоротника — древний русский символ пробуждения и начала новой жизни, возрождение, новых начинаний, положительных перемен.
|
|
| |
Северный_копарь | Дата: Среда, 22.08.2018, 23:46 | Сообщение # 64 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 2114
Награды: 0
Репутация: 598
Статус: Оффлайн
| Цитата Вышитин ( ) Как Вы думаете, я перечислил все специальности, имеющие отношение к производству медного литья? Здравствуйте. Вопрос видел, постараюсь сформулировать завтра. Прошу прощения - полевой сезон. Домой приезжаю только вечером и то не каждый день, в мастерской почти не бываю, отпуск устроил.
|
|
| |
Северный_копарь | Дата: Четверг, 23.08.2018, 20:05 | Сообщение # 65 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 2114
Награды: 0
Репутация: 598
Статус: Оффлайн
| Попробую отвечать по порядку.
Цитата Вышитин ( ) По хорошему, надо брать материалы по основам семиотики и семантики русских орнаментов, изучать их для ознакомления с терминологией по частям орнамента, и на практике сравнивать орнаменты изделий, хотя бы из каталога этого сайта, ведя обсуждение именно в рамках упомянутой терминологии. Цитата Вышитин ( ) Тогда будет понятно, в каком смысле использован орнамент - стилистическое изображение звезд (на рамке "облачного" Успения Пресвятой Богородицы) или ромашки в непрерывных цветочных орнаментах. Тут я на столько не в теме, что даже и прокомментировать не могу. Единственное, к чему хотел бы призвать - к умному разделению. Нельзя, на мой взгляд, судить о смыслах орнамента на произведении декоративно-прикладного искусства, созданного во второй половине XIX столетия во второй столице по материалам этнографов, составленных пусть даже в тоже время, но на основании исследования этнографии населения русской глубинки. Почему, думаю, понятно и без пояснений.
Цитата Вышитин ( ) На более рельефных картуша применялась технология глубокой выборки металла. Этого утверждать нельзя. Разные картуши могли быть изготовлены по разным технологиям. Причем технологии могли быть как первичными: резьба, гравировка, чеканка, скань; так и вторичными: басма, чеканка по литью. Я, возможно, перечислил не всё. Также технологии могли комбинироваться. Для того, чтобы понять, какая именно технология была применена, нужно, во-первых, хорошо представлять уровень ее развития на момент изготовления предмета, инструментарий, которым мог пользоваться мастер и ее технологические особенности. Во-вторых, кроме самых очевидных случаев, нужно иметь на руках первичное изделие, в нашем случае непосредственно первичную модель или хотя бы одну из самых первых качественных отливок с нее. Тогда, по микроследам оставленным механическим воздействием инструментов можно будет более-менее уверенно судить о примененной технологии. Покажу грубый пример (по фотографии, со всеми вытекающими...):
Отметил желтым: 1. Штихель прорезал дальше чем надо. 2. Раз кружки одинаковые и без точки в центре, значит чекан. 3. Проработанный канфарником фон. Итого, насколько я могу судить по фотографии: гравировка (резьба) по металлу ( следует из пункта 1), чеканка (следует из пункта 2 и 3). Возможно это авторский картуш, т. е. непосредственно модель, а не переливок с нее. Возможно доработанный переливок. Но по фотографии этого уже сказать нельзя.
Вообще, старинные ювелирные технологии это очень интересная для меня тема. Я и "клюшку" в руки, отчасти, взял для того, чтобы продвинутся в ее изучении.
Также хорошие результаты дает метод сравнения. Допустим, имеется массив авторских предметов изготовленных ювелирами, косторезами, резчиками по дереву и т. п. Тогда находя аналогии в произведениях медного литья можно более-менее уверенно говорить о технологических источниках для моделей. Но это достаточно условно. Например на фотографиях ниже примеры т. н. трехвенцового оглавия. Одно выполнено в технике резьбы по дереву, второе путем припаивания составной бусины. Как считаете, можно ли в данном случае уверенно сказать, что одно из этих изделий послужило прототипом для выговского трехвенцового оглавия? Я думаю, что нет.
Конечно, большая удача, когда удается найти полный аналог.
Думаю понятно, что все вышесказанное относится не только к картушам.
Цитата Вышитин ( ) Вероятные технологии и профессиональные навыки, применные при изготовлении Складня Деисус (в ТС) 1) Резьба по дереву - моделист-резчик. 2) Формование и опрессовка опоки - формовщик. 3) Отливка заготовки - литейщик. 4) Отделка полученных заготовок - гравер (резчик и чеканщик). 5) Нанесение эмали - эмальер. 6) Подгонка и соединение створок - сборщик. ... Уважаемый Северный_копарь!
Как Вы думаете, я перечислил все специальности, имеющие отношение к производству медного литья? Отвечу также по пунктам: - 1. Отчасти, ответ по этому пункту есть в предыдущей части сообщения. Почему именно резьба по дереву? Лучше просто резчик или, возможно, чеканщик. У мелкой резьбы по дереву есть свои особенности рельефа, которых на данном складне, на сколько можно судить по фотографии, не наблюдается. Хорошо видно по глазам (http://mednolit.ru/forum/11-47190-286948-16-1515611347) и по рельефу одежд Иона Предтечи. Кроме того рамка и центральные клейма могли быть отдельными элементами, созданными в разных мастерских. Это я к тому, что в создании конкретно этой разновидности складня создатель центральных клейм мог вообще не участвовать. - 2. Благодаря двум письменным источникам, опубликованным во втором выпуске сборника "Русское медное литье" (имею ввиду "Указы о медном и финифтяном мастерстве" и выдержки из тетради красносельского литейщика А. П. Серова), с которыми, Вы, по-видимому, также знакомы, начиная с этого пункта и до конца списка мы можем выйти из области предположений и просто перечислить то, что знаем. Возможно с небольшими комментариями. Кроме того, следует заметить, что есть небольшие отличия в описаниях технологии литья, составленных в разное время. Конечно технология пусть немного но менялась. Формовщик готовил формовочную массу (землю) и занимался непосредственно формовкой. Т. е. набивал опоки и, скорее всего сам же их высушивал. - 3. Литейщик мог сам готовить сплав и занимался непосредственно отливкой в формы. Сейчас формовкой и литьем в небольших мастерских обычно занимается один человек. Я и сам так работаю. В старину могло быть также. - 4. Содержать собственного гравера и/или чеканщика для доводки каждой отливки - непозволительная роскошь для меднолитейной мастерской. В вышеназванных источниках читаем, что этого и не требовалось. Такой мастер требовался на этапах создания и правки моделей, а также, как мне кажется, мог поправить какой-то особенный заказ или персонифицировать, нанеся памятную надпись. Механической обработкой (удаление облоя - опиловка, сверление отверстий, травление, шлифовка, полировка и своеобразная галтовка) занимались низкоквалифицированные работники - подмастерья. - 5. Эмальер - готовил (имею ввиду толок, растирал), накладывал и занимался обжигом эмалей (изделий с эмалью). - 6. Про сборщика в источниках не помню. На мой взгляд вся подгонка должна осуществляться на этапе механической обработки (пункт 4).
Должен заметить, что почти в том же виде (все основные этапы) технология литья "в землю" дошла до нашего времени и применяется (в том числе и мной) и поныне. Например я, хоть и очень редко, лью "в землю", когда нужно отлить 1-3 небольших легких детальки и нет смысла включать печь. Термин "в землю" я беру в кавычки, т. к. в моем случае в качестве наполнителя для формовочной земли выступают уже не компоненты почвы а шамот с цементом.
Цитата Вышитин ( ) Когда говорят, что данное изделие изготовил мастер "Такой-то", подразумевается в первую очередь мастер-оформитель (гравер и эмальер). На мой взгляд, о произведениях медного литья правильней будет говорить "в мастерской" или "по модели", если известно имя мастера, изготовившего модель.
|
|
| |