Разные варианты надписей на иконах Св. Николая Святителя .
|
|
lepzunski | Дата: Воскресенье, 10.03.2019, 18:34 | Сообщение # 1 |
Активный участник форума
Группа: Новички
Сообщений: 45
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
| Приветствую , обратил внимание на разные надписи на иконах Николы Чудотворца, чем объясняется ?Особенно интересен второй вариант , Николаэ. Смотрел справочник иконописца (Камчатова , Филатов ) там приведен только первый вариант . Чем объясняется ? П.С была тема с небольшим обсуждением ,этого вопроса , поиском не нашел.
|
|
| |
NEON_NN | Дата: Воскресенье, 10.03.2019, 20:11 | Сообщение # 2 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 758
Награды: 1
Репутация: 193
Статус: Оффлайн
| Объясняется скудным знанием грамматики у формовщиков ... это Вы еще собрали мало вариантов... бывает надпись ИНКОЛА.
|
|
| |
merkatore | Дата: Воскресенье, 10.03.2019, 20:42 | Сообщение # 3 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 5230
Награды: 2
Репутация: 2242
Статус: Оффлайн
| Цитата lepzunski ( ) Особенно интересен второй вариант , Николаэ
буква "Е" там вроде видна...
правильно писать Никола... но видимо глядя в книги переписывали как там, а там в молении добавлялась буква "е" на конце... когда обращаются в молитве то добавляют букву "е" на конце имени того к кому обращаются, например к Христу - Iсусе Христе Сыне Божий или вот к Николе:
Николае Чудотворче
Сообщение отредактировал merkatore - Воскресенье, 10.03.2019, 20:43 |
|
| |
lepzunski | Дата: Воскресенье, 10.03.2019, 23:30 | Сообщение # 4 |
Активный участник форума
Группа: Новички
Сообщений: 45
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
| Звательный падеж ? Неужели нет какой либо канонической формы ? Вот так и никак иначе?
|
|
| |
Master4238 | Дата: Понедельник, 11.03.2019, 00:56 | Сообщение # 5 |
Активный участник форума
Группа: Проверенные
Сообщений: 233
Награды: 0
Репутация: 36
Статус: Оффлайн
| Цитата lepzunski ( ) Неужели нет какой либо канонической формы ? Да каноны то тут непричём. В данном случае, просто - правила грамматики , а они менялись и во времени, и в пространстве, да и известны были не каждому. Где то старались писать по правилам, а где то - в меру знаний. Ошибочка вышла , прикажете казнить? Добавлено (11.03.2019, 01:00) --------------------------------------------- А чюдотворец - через ю Вам как?
|
|
| |
NEON_NN | Дата: Понедельник, 11.03.2019, 01:25 | Сообщение # 6 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 758
Награды: 1
Репутация: 193
Статус: Оффлайн
| Цитата Master4238 ( ) А чюдотворец - через ю Вам как?
Master4238, В 19 веке по грамматике чЮдотворцы, так же как и чЮдо писалось через "Ю" http://mednolit.ru/photo....-0-5038
Сообщение отредактировал NEON_NN - Понедельник, 11.03.2019, 01:27 |
|
| |
lepzunski | Дата: Понедельник, 11.03.2019, 03:32 | Сообщение # 7 |
Активный участник форума
Группа: Новички
Сообщений: 45
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
| А по месту производства никак не варьировалось , скажем на Урале так писали , на поморье иначе. Не могу поверить , что все объясняется неграмотностью изготовителя формы (мастер модели), само изображение Николы одинаковое , двухперстный благословляющий жест, в другой руке Евангелие , то есть все изображено по правилам (канону) Так? Нигде нет изображения где Николай святитель изображен со сложенными руками или руки в карманах . Если было каноничное изображение , почему не было каноничной надписи , которую повторял бы мастер изготовитель , как он овторяет изображение , будь он хоть трижды неграмотен? А здесь получается повторив каноничное изображение , надпись делает от себя : слышал Инкола -написал Инкола , другой мастер решив сверится с книгами, увидел молитвенное обращение Николае решил , что вот оно самое . Вот я спрашиваю , не может быть такого , что надпись зависела от местности производства ? В каталоге достаточно много икон и складней с надписью Николае.
|
|
| |
Северный_копарь | Дата: Понедельник, 11.03.2019, 11:22 | Сообщение # 8 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 2114
Награды: 0
Репутация: 598
Статус: Оффлайн
| Цитата lepzunski ( ) . Вот я спрашиваю , не может быть такого , что надпись зависела от местности производства ? От места производства чего? Если говорить о мастер-модели для создания самых первых отливок - да, возможно. Это нужно проверять. Если говорить о последующих отливках и разновидностях, тогда, как показывает пример вершковой иконы Николы Чудотворца - вряд ли. Появившийся изначально в Поморье извод вершкового формата с надписью "С Николае Чюдотворец" (см. фотографию 1) получил широчайшее распространение; породил множество (минимум пару десятков) разновидностей и подразновидностей; воспроизводился (отливался), наверное без малого в каждой старообрядческой литейной мастерской, функцонирующей в XIX столетии, по всей территории страны (из того, что мы знаем - север, центральные регионы, Урал). Почти везде содержание надписи оставалось неизменным. Исключение составляет единственная (на моей памяти) разновидность, в которой, по-видимому, пытались максимально сократить площадь центрального клейма иконы (см. фотографию 2) и удалили букву "е" в последнем слоге слова "Чудотворец".
1.
2.
|
|
| |
sergeyvgorodilin | Дата: Понедельник, 11.03.2019, 12:24 | Сообщение # 9 |
НОВИЧОК
Группа: Проверенные
Сообщений: 75
Награды: 0
Репутация: 9
Статус: Оффлайн
| тут, собственно, все восходит еще к иконографии и палеографии писанных икон. А они разного времени и также нередко воспроизводят разновременные почитаемые греческие, древнерусские и русские образцы. Канонического варианта нет, есть меняющиеся во времени языковые нормы и разные исходные образцы.
|
|
| |
Master4238 | Дата: Понедельник, 11.03.2019, 12:41 | Сообщение # 10 |
Активный участник форума
Группа: Проверенные
Сообщений: 233
Награды: 0
Репутация: 36
Статус: Оффлайн
| Цитата NEON_NN ( ) Master4238, В 19 веке по грамматике чЮдотворцы, так же как и чЮдо писалось через "Ю"http://mednolit.ru/photo....-0-5038
Да я то, как бы, в курсе. Но согласитесь, NEON_NN, (при всём моём искреннем уважении) приведённый Вами пример надписи 20го века не самй удачный соотносительно темы.
Сообщение отредактировал Master4238 - Понедельник, 11.03.2019, 13:34 |
|
| |
NEON_NN | Дата: Понедельник, 11.03.2019, 12:57 | Сообщение # 11 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 758
Награды: 1
Репутация: 193
Статус: Оффлайн
| Цитата Master4238 ( ) приведённый Вами пРимер надписи 20го века не самЫй удачный соотносительно темы.
Master4238, надпись как и иконку делал мастер, который прожил основную творческую часть жизни в 19 веке (в свысокой долей вероятности Гребнев Лука) , поэтому и написание на иконке согласно старой грамматики. Это сейчас для поколения "ПЕПСИ" официально разрешили ДЛЯ КОФЕ в русском языке употреблять "ОНО" и "ОН" одновременно. Что бы образованные не возмущались... А с церковной грамматикой всё же как-то сложнее и не так дела обстояли. Пример с этими Святыми я привёл Вам только для того, что бы показать, что это не ошибка "во времени, и в пространстве", а правило написания в церковно-славянском языке.
Сообщение отредактировал NEON_NN - Понедельник, 11.03.2019, 14:01 |
|
| |
Master4238 | Дата: Понедельник, 11.03.2019, 13:51 | Сообщение # 12 |
Активный участник форума
Группа: Проверенные
Сообщений: 233
Награды: 0
Репутация: 36
Статус: Оффлайн
| NEON_NN, Ваша логика понятна , я услышал. Опять же, благодарю правку грамматики , мой грех. Но вё таки ,Вы тоже меня не совсем верно поняли. Я же писалЦитата Master4238 ( ) В данном случае, просто - правила грамматики ,а они менялись и во времени, и в пространстве,
а неЦитата NEON_NN ( ) ошибка "во времени, и в пространстве"
но это мелкие недоразумения. Я думаю, для заданного вопроса, пост sergeyvgorodilin, будет наиболее - по сути, внятным, кратким объяснением.
Сообщение отредактировал Master4238 - Понедельник, 11.03.2019, 13:51 |
|
| |
lepzunski | Дата: Понедельник, 11.03.2019, 16:39 | Сообщение # 13 |
Активный участник форума
Группа: Новички
Сообщений: 45
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
| Цитата sergeyvgorodilin ( ) Награды: 0 Репутация: 4 ± Замечания: 0% Статус: Offline тут, собственно, все восходит еще к иконографии и палеографии писанных икон. А они разного времени и также нередко воспроизводят разновременные почитаемые греческие, древнерусские и русские образцы. Канонического варианта нет, есть меняющиеся во времени языковые нормы и разные исходные образцы
Спасибо за полноценный ответ .Добавлено (11.03.2019, 16:47) --------------------------------------------- Но . Эти образцы примерно одного возраста,разница будет +- 50 лет, изображён один и тот же персонаж, а надпись разная. Причем в каталоге икон и складней с надписью Николае достаточно большое количество,как и привычной Чюдотворец. Потому и предполагаю ,что мастера изготовители лит.форм из разных регионов.
|
|
| |