Старая форма входа
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]

  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Калинин, soldat-52, Issandra, Северный_копарь  
История поморской торговли
merkatoreДата: Пятница, 29.09.2017, 19:41 | Сообщение # 1
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 5230
Награды: 2
Репутация: 2242
Статус: Оффлайн
любопытная статья встретилась в сети... про историю поморской торговли:
http://www.norge.ru/pomorhandel_historie/

хорошо так написано, посмотрел подробнее об авторе
http://ethnographica.kunstkamera.ru/Шрадер_Татьяна_Алексеевна
и в общем понятно почему так хорошо написано...

что интересно эта торговля даже явила свой язык:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Руссенорск



ну и если учесть что Поморы дали название целому направлению старообрядчества то в общем роль старообрядческой культуры видна...
ну и статья:

История поморской торговли



Русско-норвежские экономические связи в северных районах России и Норвегии уходят корнями в глубь истории обоих государств. Первые сведения о таких контактах относятся к XV–XVII вв. В XVII–XVIII вв. торговые связи осуществлялись преимущественно представителями купечества. В первые десятилетия XVIII в. активизировалась русская торговля, в которой участвовали как русские купцы, так и крестьяне-рыбаки с берегов Белого моря и из Архангельска.
До 1760-х гг. датско-норвежские власти запрещали торговлю с русскими – после этого происходит расширение экономических связей Северной Норвегии и севера России при благоприятном отношении со стороны Датско-Норвежского правительства. В 1787 г. в Датско-Норвежском королевстве вышел указ об отмене в Северной Норвегии монопольной торговли бергенских и копенгагенских купцов. Свободная меновая торговля между норвежскими рыбаками и поморами осуществлялась только в летний период, когда свежую рыбу было трудно хранить; в остальное время торговые операции велись через местное купечество. Особенно важны были торговые контакты между русскими и норвежцами в период Континентальной блокады (1807–1808 гг.), когда поморы, несмотря на опасность плаваний около Скандинавского полуострова, доставляли хлебные продукты голодающим жителям Северной Норвегии.


Населенные пункты Вардё, Тромсё и Хаммерфест получили статус городов, и поморская торговля способствовала развитию местного норвежского купечества. Торговля поморских крестьян носила меновый характер. Русские привозили закупленные ими в Архангельске хлебные товары и выменивали их на рыбу у норвежцев. Данный вид торговли был четко регламентирован норвежскими законами, основа которых была заложена в «Договоре о торговле, мореплавании и дружбе», заключенном в 1838 г. между российским императором и королем объединенных унией Швеции и Норвегии. Основные положения этого документа, касающиеся поморской торговли, действовали практически до Первой мировой войны. Бартерная торговля была выгодна как русской, так и норвежской сторонам. Интенсивность торговли на протяжении XIX в. менялась, что зависело от разного рода причин, начиная от возникновения войн на Европейском континенте, кончая урожайностью в России и уловом рыбы в Норвегии. После отмены монополий в конце XVIII в. развитие свободной торговли с русскими было одной из причин развития экономики северных губерний Норвегии, и такой вид торговли был выгоден зажиточной прослойке поморов, а также бедным слоям крестьянского населения Карельского побережья Белого моря (Поморья), у которых этот вид торговли был одним из способов прокормить семью.



Практически каждый житель Поморья мог построить без чертежа небольшую лодку, карбас. Ходили поморы на шняках, раньшинах и завезенных норвежскими колонистами в середине XIX в. елах. На крупных парусных ладьях купцы и зажиточные поморы перевозили значительное количество хлебных товаров в Норвегию, а из Норвегии везли рыбу, подчас до нескольких тысяч пудов. Поморы веками пользовались рукописными поморскими лоциями, с помощью которых ходили в далекие северные воды Ледовитого океана, а также вдоль побережья Северной Норвегии.



Сопоставление текстов опубликованных поморских лоций, в которых описан путь смелых мореходов вдоль побережья Норвегии, сделало возможным нанести на карту 40 населенных пунктов, посещаемых русскими на протяжении веков. Торговые отношения не ограничивались обменом хлебных товаров на рыбу. С конца XVIII в. русские привозили в Северную Норвегию канаты, парусину, тик, перо, лен, пеньку, железо, смолу, мыло, мед, древесину, гвозди, резные изделия из кости, расписные деревянные чаши, самовары, фарфоровую посуду, кружева, пряники, конфеты и другие товары. Из Норвегии, кроме рыбы, везли промышленные товары, одежду, ситец, платки, сахар, кофе, французские вина, кафельные печи, гагачий пух, посуду, вязаные изделия и т.д. Все эти товары использовались в быту как русскими, так и норвежцами. В домах поморов пили кофе, использовали детали модной одежды, привезенной из соседней Норвегии.



К концу XIX в. ассортимент товаров поморской торговли поменялся, часто привозимые поморами изделия не выдерживали конкуренции с голландскими, немецкими и южно-норвежскими товарами. Но неизменно пользовались спросом в Финнмарке доски и брусья из России, а также береста, которой в норвежских портах покрывали дно трюмов судов, доставлявших в южные страны сушеную треску. В этот период в Норвегии интенсивно развивалась промышленность, но поморская торговля сохранялась потому, что свежую рыбу сушить летом было нельзя, а русские ее покупали или меняли на различного рода товары, засаливали закупленной в Норвегии солью и отвозили на русский рынок. Год за годом ходили поморы в Норвегию, год от года уловы были различны, а это влияло на обмен или покупку рыбы за деньги. О выгоде сделок можно судить по результатам того, как поморы торговали рыбой на осенней Маргаритинской ярмарке в Архангельске. Норвежская рыба пользовалась спросом и в Петербурге, и в Нижнем Новгороде. В результате многолетних прямых торговых сделок русских и норвежцев во время поморской торговли возник особый язык общения между этими двумя народами, который получил название руссенорск (см. статью Ингвиль Брок). В период Первой мировой войны, несмотря на запрет вывоза хлебных продуктов из России, правительство сочло возможным разрешить поморским судовладельцам и купцам продолжить традиционный обмен, но теперь уже меновая торговля переходила в другую форму – продажу рыбы за деньги. События в России в 1917 г. прекратили естественный ход торговых контактов между обоими государствами.

Шуньга.
С середины XIX в. поморские крестьяне из бедных слоев нанимались в летний период на предприятия норвежских купцов. Общение между простыми людьми, купцами, стремление как русского, так и норвежского купечества изучить язык соседей, высокий уровень грамотности среди поморов способствовали, при сохра-нении традиционной русской культуры, восприятию различного рода стандартов норвежского образа жизни. Взаимное проникновение элементов культуры русских и норвежцев имело под собой прежде всего экономическую основу. Каждый народ сохранил свою специфику, но в процессе тесных торговых связей поморы обучались у норвежцев укладу жизни и быта, а норвежцы познавали культуру русских – песни, танцы, художественные промыслы.Автор: Татьяна ШрадерОпубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В.
Прикрепления: 2615152.jpg (63.9 Kb) · 9864841.jpg (103.2 Kb)


Сообщение отредактировал merkatore - Пятница, 29.09.2017, 19:50
 
АленаДата: Вторник, 03.10.2017, 22:40 | Сообщение # 2
Активный участник форума
Группа: Проверенные
Сообщений: 146
Награды: 0
Репутация: 448
Статус: Оффлайн
http://www.outdoors.ru/book/namore/alm1982/1982-13.php

На суше и на море ПЛАВАНИЕ В ИНДИГУ ЛЕВ ГЕЙДЕНРЕЙХ

последняя глава "Возвращение"
"......Братья Ческовы, русские рыбаки, привезлидва бочонка семги хорошего посола. Они здесь летовали. Пройдет навага—домой отправятся на свою Петрову Гору—деревню верст за пятьдесят от города Мезени. Рыбаки отменные — по тысяче, пудов на брата вывозят отборной северной наваги......"
(тысяча пудов =16 348 кг)
Это о моем прадеде и его брате - купцы 2 гильдии. отправляли по 15 подвод и более на многие Российские ярмарки, торговали с иностранцами (старший брат деда знал 5 языков) Лето на Мезени, зима на Индиге, где имели рыбостаны (даже по нынешним меркам не ближний свет). Раскулачены за то что использовали наемный труд. Староверы. (В газетной вырезке интересная традиция староверов)




Ошибок в статье много, но по большому счету, примерно так.....


Сообщение отредактировал Алена - Среда, 04.10.2017, 11:42
 
merkatoreДата: Вторник, 03.10.2017, 23:02 | Сообщение # 3
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 5230
Награды: 2
Репутация: 2242
Статус: Оффлайн
и мельницы и кузницы!!! вот молодцы!!! есть кем гордиться.
 
АленаДата: Среда, 04.10.2017, 11:36 | Сообщение # 4
Активный участник форума
Группа: Проверенные
Сообщений: 146
Награды: 0
Репутация: 448
Статус: Оффлайн
merkatore,Спасибо! smile :) smile

д.Петрова (Петрова гора) Мезенский р-н Архангельской обл. - через реку д. Кимжа (Кимжа была известна своими промыслами, особенно — меднолитейным (медные колокольчики применялись для скота и почтовых лошадей, медными украшения — для конской сбруи)

http://love-smirnova.livejournal.com/13144.html
 из статьи : "Всего в деревне было три церкви, так как здесь селились раскольники. Поселенцы Матрёниной слободы, называли себя «старообрядцами», а жителей другой — «староверами». Одигитрия оставалась православной."


Сообщение отредактировал Алена - Среда, 04.10.2017, 11:39
 
xdn1auДата: Воскресенье, 05.05.2019, 17:09 | Сообщение # 5
Активный участник форума
Группа: Проверенные
Сообщений: 98
Награды: 0
Репутация: 50
Статус: Оффлайн
Цитата Алена ()
«старообрядцами», а жителей другой — «староверами»

А это разные понятия? Просветите,пожалуйста.
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: