Калинин | Дата: Пятница, 16.08.2013, 11:47 | Сообщение # 1 |
Профи
Группа: Администраторы
Сообщений: 8858
Награды: 0
Репутация: 1160
Статус: Онлайн
| Воспоминания о частной жизни последней императорской четы не имеют отношения к тематике Меднолита, но иконы и кресты, различимые на фотографиях, а особенно - описанная неоднократно набожность венценосцев, позволяют связать текст с тематикой сайта. Надеюсь, Дмитрий простит эту вольность. Постарался вытащить для статьи максимум фотографий и в некоторых местах дать ссылки (пусть и на википедию).
Императорская спальня в Александровском дворце была самой закрытой и малодоступной для посторонних глаз комнатой во дворце. Чтобы попасть в нее, следовало пройти через Палисандровую гостиную и Сиреневый кабинет.
Спальня оставалась нежилой более 20 лет, когда ее в первый раз осмотрела Александра Федоровна. После отъезда прежних хозяев дворцовые покои закрыли, зачехлив мебель и завернув картины в бумагу. Менее громоздкие предметы обстановки уложили в ящики, либо отправили на хранение. Иногда окна занавешивали тяжелыми ставнями. Время от времени прислуга убирала комнаты, но большую часть времени покои оставались закрытыми – ключи от них находились у дворцового управляющего. Возможно, Александре Федоровне рассказали, что спальня и соседняя “сиреневая” комната своеобразно связаны с ее английскими родственниками.
Судьба много лет назад привела в эти покои мать Александры Федоровны – принцесса Алиса приехала на свадьбу своего брата, герцога Эдинбургского. Спальня была частью апартаментов, которые выделил император Александр II для медового месяца своей дочери Марии и ее мужу, герцогу Альфреду Эдинбургскому, второму сыну королевы Виктории. После осмотра интерьера спальни, обсуждения с декоратором Мельцером и супругом, императрица решила по возможности оставить комнату в ее первозданном виде. Александре Федоровне спальня понравилась и ей показалось бессмысленным тратить деньги и время на полное переоформление - ведь большинство предметов меблировки было в хорошем состоянии.
Так, мебель, изготовленная в России в 1870е годы, нашла очередное применение. Правда, пришлось покрасить ее белой эмалью, чтобы она выглядела ярче и приятней для глаза. Арку с колоннами, разделявшую комнату надвое, тоже покрасили в белый цвет, а все ткани, использованные в убранстве, и ковры заменили на новые. Для занавесей, обивки мебели и стен, Александра Федоровна выбрала светлый ситец. Рисунок на ткани представлял собой зеленые цветочные гирлянды с вплетенными в них розовыми ленточками на белом фоне. Оформление интерьера комнаты в одной ткани уже ранее применялось в Гатчинском дворце, но здесь, в Александровском дворце, эффект оказался сильнее благодаря цвету использованного материала и впечатлению, что это не обычная обивка, а гобелен.
Анатолий Михайлович Кучумов, бывший директор дворца-музея, считал, что цвет стен и обивки придавал комнате траурный вид, а кровать напоминала катафалк под стеной, увешанной иконами. Конечно, императрице и в голову не приходило подобного сравнения. Для Александры Федоровны спальня выглядела как солнечный английский сад или шатер для летней свадьбы.
Два больших окна комнаты были занавешены портьерами, гармонировавшими с драпировками, которые украшали колонны арки. Тяжелые шнуры с замысловатыми кистями помогали сдвигать и раздвигать занавеси. Стена за кроватью была обита светло-розовым материалом – он подходил по цвету к подкладке арочных занавесей, и под потолком был задрапирован складками. Большая двуспальная кровать императорской четы состояла из двух сдвинутых кроватей, сделанных из золоченой бронзы. Матрас кровати был обит замшей. Простыни, на которых спала Александра Федоровна, были из льна и хлопка - на них имелись монограмма императрицы и маркировка, означавшая принадлежность к спальне Александровского дворца. Днем кровать застилали искусно сшитыми шелковыми покрывалами с кружевной отделкой, а в изголовье ставили большие подушки с кружевными накидками. На ночь все покрывала убирали, а вместо них появлялись мягкие одеяла и более удобные, привычные подушки.
Кровать стояла напротив окон, а за кроватью на стене можно было увидеть сотни икон и образков. Многие из них были древними и очень ценными. В центре стены над кроватью висела большая икона Федоровской Богоматери – старинная копия с иконы, которой благословляли на царство первого царя из дома Романовых. Все иконы были заключены в серебряные оклады, украшены драгоценностями и покрыты эмалью – часть окладов создала прославленная фирма Фаберже, а также знаменитые московские серебряных дел мастера Хлебников и Овчинников.
Большинство икон императорской семье преподнесли известные монастыри, церкви, религиозные организации России и иностранные государства. Почти на всех иконах с обратной стороны стояла отметка о дарителе, дате и поводе события, по случаю которого произошло дарение. В те годы, когда во дворце жила царская семья, икон на стене висело гораздо меньше, чем можно увидеть на фотографии, сделанной в 1941 году. Дело в том, что при советской власти дворец стал музеем, и музейные работники перенесли иконы из комнат царских детей в спальню Николая II и Александры Федоровны – в комнатах царских детей разместился детский дом, а в правом крыле дворца был открыт дом отдыха сотрудников НКВД. Часть икон прибыла из других императорских дворцов, например из Зимнего, где покои Романовых были демонтированы. Таким образом, в 1941 году на стене над императорской кроватью висело более трехсот иконописных изображений. На стене также были прикреплены две лампадки, сделанные в виде голубей. Царская чета постоянно поддерживала свет в лампадках при помощи розового масла. Более 20 лет запах этого масла впитывался в стены, обивку мебели и занавеси. Свет в лампадах погас только 1 августа 1917 года, когда Романовы отправились в ссылку. И после этого целых 20 лет люди, посещавшие спальню, говорили, что аромат роз все еще наполняет комнату.
По правую сторону от кровати в глубине алькова у императрицы была своя небольшая молельня с Библией и иконами. Внутри нее всегда тоже горела лампадка. Александра Федоровна проводила долгие часы в молитвах за своего сына Алексея, больного гемофилией, и за мужа-императора. Свечи и другие религиозные принадлежности царица хранила в шкафчиках молельни. Здесь же приходящие священники (духовники) принимали исповеди всей семьи – царя, царицы и их детей. По левую сторону от кровати, в углу за занавесями, был встроен обшитый деревом туалет – там находились фарфоровый унитаз и умывальник, подсоединенные к водопроводу и канализации. Туалет обычно был закрыт и редко использовался: у императрицы имелась отдельная ванная рядом с Гардеробной, что было более удобно. Александра Федоровна страдала бессонницей и полночи бодрствовала, видимо из-за постоянного хронического беспокойства. Каждый вечер на ночной столик рядом с кроватью ей ставили блюдо с фруктами и печеньем, которые императрица и ела в течение бессонной ночи. По утрам, чтобы разбудить царя и царицу, один из лакеев стучал три раза в дверь Сиреневого кабинета при помощи серебряного молоточка. Традиция будить царственных особ таким образом пошла еще со времен Екатерины Великой и не прекращалась до последних дней существования монархии. Николай II просыпался задолго до стука молоточка, одевал халат и уходил через коридор на свою половину в ванную и гардеробную. Александра Федоровна часто вставала поздно. Если она чувствовала себя нездоровой, то просто переходила с кровати на софу напротив.
На правой стене спальни можно было увидеть коллекцию предметов, привезенных Александрой Федоровной из Италии – она посетила эту страну вместе с братом еще до своего замужества. Тогда будущая императрица побывала во Флоренции и наслаждалась беззаботными днями – брат осматривал вместе с Александрой Федоровной все достопримечательности, включая галерею Уффици. Они посетили монастырь Сан-Марко и увидели алтарь работы Фра Анджелико.
Глубокие впечатления от увиденного императрица пронесла через всю жизнь. Итальянский “след” виден в архитектуре нового Ливадийского (Белого) дворца в Крыму, построенного в 1911-1912 годах. Во время поездки в Италию Александра Федоровна купила акварели, копии со скульптурных творений Луки делла Роббиа и копию с “Мадонны” Боттичелли. Последняя картина стала одной из немногих личных вещей, которые царская семья увезла с собой в ссылку.
“Мадонну” императрица повесила над своей кушеткой во время пребывания в Тобольске. Возле окон в спальне стояла застекленная витрина, где хранилось множество изделий фирмы Фаберже (в том числе некоторые из знаменитых пасхальных яиц). Рядом с витриной стоял еще один шкафчик-горка - там императрица держала подарки своих детей. В 1941 году нацистская армия и ее испанские союзники оккупировали Александровский дворец. И cделали сенсационное открытие. В Императорской спальне, в том месте, где арка стыкуется со стеной, был найден тайник, скрытый за занавесями. До этого момента дворец являлся музеем на протяжении почти 25 лет и никто не смог обнаружить тайник.. Каждый день, в часы посещения, тысячи людей проходили в нескольких шагах от тайника и никто не подозревал о его существовании. Но, судя по всему, немцы знали, где искать. Когда советские войска вновь заняли дворец, то нашли в стене пустой ящик. Нашли ли немцы что-нибудь? Были ли спрятаны в тайнике драгоценности Романовых? Эта тайна до сих пор не раскрыта.
|
|
| |
soldat-52 | Дата: Воскресенье, 08.09.2013, 13:41 | Сообщение # 2 |
Профи
Группа: Модераторы
Сообщений: 2380
Награды: 1
Репутация: 1133
Статус: Оффлайн
| Думаю Илья будит не против если я размещу тут пару фотографий интересных тоже посвященных медной пластике И по которым я думаю можно приблизительно дать хоть небольшую датировку предметам. Собственные вещи царевны Маргариты— (Царевна Маргарита Петровна (1714 1715), дочь Петра I от Екатерины Алексеевны, умершая во младенчестве. Родилась в Санкт Петербурге 3 (14) сентября 1714. Скончалась в Санкт Петербурге 27 июля (7 августа) 1715. Погребена в Петропавловском соборе … ) Источник http://prokudin-gorskiy.ru/image.php?ID=2419
Крест, которым Пр. Иринарх благословил Минина и Пожарского на битву.- (1611-1612г). Источник http://prokudin-gorskiy.ru/image.php?ID=2389
|
|
| |
merkatore | Дата: Четверг, 23.02.2017, 12:32 | Сообщение # 3 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 5230
Награды: 2
Репутация: 2242
Статус: Оффлайн
| На сайте "Свободная история" упоминается спальня Алисы Гессен-Дармштатской в комментарии за 23 февраля князя Александр Михайловича (фото с сайта более полное чем предыдущее в теме):
Я взял стул, придвинул его близко к кровати и сел против стены, покрытой бесчисленными иконами и освещенной голубыми и красными лампадами.
Я начал с того, что, показав на иконы, сказал, что буду говорить с Аликс как на духу. Я кратко обрисовал общее политическое положение, подчеркивая тот факт, что революционная пропаганда проникла в гущу населения и что все клеветы и сплетни принимались им за правду.
Она резко перебила меня: — Это неправда! Народ по-прежнему предан Царю. (Она повернулась к Ники). — Только предатели в Думе и в петроградском обществе — мои и его враги.
Я согласился, что она отчасти права.
— Нет ничего опаснее полуправды, Аликс, — сказал я, глядя ей прямо в лицо. — Нация верна Царю, но нация негодует по поводу того влияния, которым пользовался Распутин. Никто лучше меня не знает, как вы любите Ники, но все же я должен признать, что ваше вмешательство в дела управления приносит престижу Ники и народному представлению о самодержце вред. В течение двадцати четырех лет, Аликс, я был вашим верным другом. Я и теперь ваш верный друг, но на правах такового я хочу, чтобы вы поняли, что все классы населения России настроены к вашей политике враждебно. У вас чудная семья. Почему же вам не сосредоточить ваши заботы на том, что даст вашей душе мир и гармонию? Предоставьте вашему супругу государственные дела!
Она вспыхнула и взглянула на Ники. Он промолчал и продолжал курить.
Я продолжал. Я объяснил, что, каким бы я ни был врагом парламентарных форм правления в Росcии, я был убежден, что, если бы Государь в этот опаснейший момент образовал правительство, приемлемое для Государственной думы, то этот поступок уменьшил бы ответственность Ники и облегчил его задачу.
— Ради Бога, Аликс, пусть ваши чувства, раздражения против Государственной думы не преобладают над здравым смыслом. Коренное изменение политики смягчило бы народный гнев. Не давайте этому гневу взорваться.
Она презрительно улыбнулась.
— Все, что вы говорите, смешно! Ники — Самодержец! Как может он делить с кем бы то ни было свои божественные права?
— Вы ошибаетесь, Аликс. Ваш супруг перестал быть Самодержцем 17 октября 1905 года. Надо было тогда думать о его «божественных правах». Теперь это — увы — слишком поздно! Быть может, чрез два месяца в России не останется камня на камне, что бы напоминало нам о Самодержцах, сидевших на троне наших предков.
Она ответила как-то неопределенно и вдруг возвысила голос. Я последовал ее примеру. Мне казалось, что я должен изменить свою манеру говорить.
— Не забывайте, Аликс, что я молчал тридцать месяцев, — кричал я в страшном гневе: — Я не проронил в течение тридцати месяцев ни слова о том, что творилось в составе нашего правительства или, вернее говоря, вашего правительства. Я вижу, что вы готовы погибнуть вместе с вашим мужем, но не забывайте о нас! Разве все мы должны страдать за ваше слепое безрассудство? Вы не имеете права увлекать за собою ваших родственников в пропасть.
— Я отказываюсь продолжать этот спор, — холодно сказала она. — Вы преувеличиваете опасность. Когда вы будете менее возбуждены, вы сознаете, что я была права.
Я встал, поцеловал ее руку, причем в ответ не получил обычного поцелуя, и вышел.
https://project1917.ru/posts/23.02.17 Наверно это был один из самых честных разговоров в этой спальне...
Сообщение отредактировал merkatore - Четверг, 23.02.2017, 17:44 |
|
| |
serednevskiy | Дата: Воскресенье, 11.12.2022, 21:00 | Сообщение # 5 |
Активный участник форума
Группа: Проверенные
Сообщений: 291
Награды: 0
Репутация: 26
Статус: Оффлайн
| Какой то никониянский винегрет! Постмодерн форева.
|
|
| |