Калинин | Дата: Понедельник, 21.09.2020, 19:22 | Сообщение # 1 |
Профи
Группа: Администраторы
Сообщений: 8871
Награды: 0
Репутация: 1171
Статус: Оффлайн
| Название полностью не помещается в строку; приношу извинения Василию и полностью воспроизвожу название тут:
Изменение оформления рамки на одном типе иконок-привеск с изображением святого Никиты, побивающего беса
В настоящей статье речь пойдет об одном типе литых медных образков прямоугольной формы, распространенном в XV в. и неоднократно описанном в археологической и искусствоведческой литературе (1). Н а лицевой образка внутри широкой плоской рамки помещено рельефное изображение святого Никиты в трехчетвертном повороте вправо. Голова окружена нимбом. Никита наклонился над бесом, попирая его левой ногой. В поднятой над головой правой руке он держит цепь из трех звеньев и замахивается ею на беса, которого схватил левой рукой. Облик беса не ясен. Предыдущие исследователи мало внимания уделяли оформлению рамки иконки, вероятно, в связи с тем, что подавляющие число известных на момент издания их работ экземпляров было неудовлетворительного качества. В результате мониторинга сайтов любителей металлодетекции (2) было выявлено тридцать подобных иконок, несколько из которых хорошей сохранности, что позволило прочитать находящиеся на рамке кириллические надписи, которые были выполнены без разделения на слова и содержали ошибки. Углубленные надписи, а также некоторые другие технологические нюансы свидетельствуют о литье подавляющего большинства этих образков в формы, полученные по оттиску с мастер-модели. Весь комплекс после анализа удалось разделить на шесть групп по оформлению рамки. Первая группа включила в себя экземпляры шириной около 23 мм с оглавием, имеющим форму валика на ножке. Один из них, отнесенный к первому варианту, судя по качественной проработке деталей изображения и надписи, следует считать наиболее ранним (рис. 1, 1). На рамке помещена надпись: СТRМНКН | Т[...]ОНNѦѤ | ТЬБ(Е)СА | МНЛОСТЬR Текст на рамке начертан полууставным шрифтом, характерным для последней четверти XIV – первой четверти XV в. (3), но в наибольшей степени начерки букв (в особенности йотированное Е с низкой косой перекладиной) близки начеркам на изделиях первой половины 1380-х гг. Исходя из выше изложенного, изготовление иконки резонно отнести к второй половине 1370-х – 1380-м гг. Эту датировку косвенно подтверждает оглавие на ножке, характерное для христианской металлопластики второй половины XIV в., но практически исчезающее к концу столетия. Остальные три предмета, вошедшие во второй вариант группы, являются переливками (сглаженные контуры изображения и текста) с вышеупомянутой иконки с последующими доработками (стопа левой ноги Никиты расположена горизонтально, а не под углом; йотированное Е с прямой перекладиной по середине буквы и т.д.). Наиболее вероятная датировка их производства – последняя четверть XIV в. На одном экземпляре надпись сохранилась полностью (рис. 1, 2): СТRМНКН | ТЕНZГОНNѦѤ | ТЬБЕСА | МНЛОСТЬR то есть «святый Миките изгоняет беса милостью (Божией (?))». При этом имя Микита написано в звательном падеже. Вторую группу составили образки с оглавием, имеющим форму параллелепипеда со скошенными углами, на лицевой стороне которого у большинства экземпляров помещено обронное изображение креста в ромбе. Лишь одно изделие, сохранившее надпись второго варианта первой группы и ширину порядка 23 мм, вошло в первый вариант (рис. 1, 3), который, возможно, является переходным.
Во второй вариант включены иконки с изображением косого креста на оглавии и надписью: СТЫМНКI | ТIНZГОНNѦК | ТЬБЕЕΔ | МНЛОЕТВЬ (рис. 1, 4), а в третий – с изображением прямого креста на оглавии и надписью: СТЫМНКН | ТЕНZОVНNѦѤ | ТΔБЕСА | МNЛОЕТΔ[-] (рис. 1, 5). Ширина образков последних двух вариантов обычно не превышает 22 мм. По обронному изображению креста на оглавии их появление резонно датировать первой четвертью XV в. Четвертая группа состоит из изделий, надпись на которых деградировала до нечитаемого набора букв, как, например, ТNНМОКIC | ЕНZООНЛК | КОБНО[-] | [-]IМООIЛЯ (рис. 1, 6). В пятую группу вошла иконка-привеска, рамка которой декорирована орнаментом «волчий зуб» (рис. 1, 7). Пятая группа объединила привески, надписи на которых практически полностью стерты или вовсе отсутствуют, из-за чего отнесение их к какой-либо из групп не представляется возможным. Шестая группа представляет собой особую ветвь развития иконок этого типа. Если большинство изделий предыдущих групп было получено путем литья в формы, полученные по оттиску имевшегося образца, то есть технологии характерной в основном для литейщиков сельской местности, то мастер-модели образков данной группы претерпели серьезные доработки, что позволяет предполагать их городское изготовление. При создании мастер-модели образка, представляющего первый вариант (рис. 1, 8), осуществлялись следующие действия:
– получение изображение композиции по оттиску привески первой группы или ее мастер-модели, о чем свидетельствует совпадение их метрологических характеристик. – увеличение рамка, в результате чего ширина иконки достигла 27 мм. – нанесение на рамке не углубленной, а обронной надписи СТRNНКН | ТЕМЛЧНКЪ | НСГННNАЕТЬIБЬ | ЕТЬБЕСА, то есть «святый Никите мученик изгоняет и бьет беса». При этом имя Никита написано в звательном падеже, а буквы Т и Ы, Т и Ь составляют лигатуры. По аналогии с иконками второго и третьего вариантов второй группы появление изделия можно отнести к первой четверти XV в.
Оба образка второй группы были отлиты с одной местер-модели, которая была изготовлена по оттиску иконки, являвшейся далеко не первой переливкой с оригинала, из- за чего изображение частей тела Никиты стало тонким, изображение беса – бесформенным, окружающий голову святого нимб исчез, а цепь превратилась в предмет, больше напоминающий палку. Поле одного экземпляра заполнено бледно-желтой и белой эмалями (рис. 1, 9), а на поле второго заметны следы доработки под эмаль, возможно, некогда существовавшую, а затем утраченную. Надпись на рамке иконки-прототипе, вероятно, была нечитаемой или отсутствовала вовсе, из-за чего мастер дорезал на мастер- модели следующий текст: строчная вверху – СВѦТЪН; колончатая справа – ННКНТН; колончатая слева – БНЕТЬ; строчная внизу – БЕСАVТ, то есть «святый Никита бьет беса vт (в темнице?)». Применение для создания изделия прототипа-переливки указывает на позднюю датировку появления образков этого варианта, но присутствие эмалей ограничивает верхнюю дату серединой XV в. Исходя из этих соображений, изготовление иконок резонно отнести ко второй четверти – середине XV в. Эта датировка косвенно подтверждается начерками букв надписи, схожими с начерками второй трети этого столетия (4). Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод, что иконки с изображением святого Никиты, побивающего беса, этого типа были очень популярны как среди сельского, так и среди городского населения и на протяжении долгого срока копировалось и дорабатывалось.
Примечания 1. Гнутова С.В. Новгородское медное художественное литье (мелкая пластика) XIV–XV вв. // Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода. Художественный металл XI–XV века. М., 1996. Кат. № 139; Кутасов С.Н., Станюкович А.К. Иконки- привески «Святой Никита, побивающий беса» // Родная старина. М., 2009. № 2. Табл. I, 6; Станюкович А.К. Неизвестные памятники русской металлопластики. Миниатюрные иконки-привески XI–XVI веков. М., 2011. Кат. № 296; Хухарев В.В. К вопросу об изображениях святого мученика Никиты, изгоняющего беса, на крестах и иконках из Твери // Тверской археологический сборник. Тверь, 1994. С. 214–215; Чудновец А.А. Каталог средневековой мелкой пластики. М., 2006. Кат. № 34, 35. 2. arheolog.by, domongol.org, mednolit.ru, reviewdetector.ru, smolbattle.ru и др. 3. Медынцева А.А. Эпиграфика. Писала (стили) и церы /// Древняя Русь. Быт и культура / Археология СССР. М., 1997. Табл. 89; Николаева Т.В. Произведения русского прикладного искусства с надписями XV – первой четверти XVI в. / Археология СССР. САИ. Вып. Е1–49. М., 1971. Табл. 81. 4. Николаева Т.В. Произведения русского прикладного искусства с надписями XV – первой четверти XVI в. / Археология СССР. САИ. Вып. Е1–49. М., 1971. Табл. 81.
|
|
| |