Логин:
Пароль:
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]


Страница 3 из 3«123
Модератор форума: Калинин 
Форум » Обсуждения » Общие вопросы » обсуждение надписи на иконе (несоответствие надписи по сюжету иконы)
обсуждение надписи на иконе
merkatoreДата: Пятница, 03.07.2015, 13:56 | Сообщение # 81
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 3404
Награды: 1
Репутация: 1130
Статус: Offline
Цитата Ягморт ()
Наиболее ранняя, которую мне удалось найти с родной надписью Николае , это Новгородская икона конца 15 века
Вот так дораскольная икона, а ценз Аввакума не прошла бы из-за надписи одной... Как же тогда Купина была принята..?
 
ЯгмортДата: Пятница, 03.07.2015, 14:06 | Сообщение # 82
Активный участник форума
Группа: Проверенные
Сообщений: 536
Награды: 1
Репутация: 103
Статус: Offline
Цитата merkatore ()
а ценз Аввакума не прошла бы из-за надписи одной...


Я считаю, что все дело не в надписи, а в исправлении Никоном старых икон ...

В послании  Беседа о кресте и неподобным когда Аввакум пишет  -

"… А Николу чюдотворца Николаем еретиком назвали, а русских тех святых дураками зовут, грамоте де, не умели…"

... он именно возмущен исправлением старых икон.

В этом году была тема на форуме "Христианство в искусстве"

http://www.icon-art.info/phpBB2/viewtopic.php?t=48038


Сообщение отредактировал Ягморт - Пятница, 03.07.2015, 14:22
 
КалининДата: Пятница, 03.07.2015, 14:28 | Сообщение # 83
Профи
Группа: Администраторы
Сообщений: 5382
Награды: 0
Репутация: 724
Статус: Offline
Ягморт, вы ж знаете: Аввакум был личностью весьма противоречивой.
С одной стороны он возмущён тем, что русских святых считали неграмотными, с другой - сам учёности бежал, почитая светские формы познания мира искусом диавольским и наведённым извне непотребством.

Помните?

…вси святии нас научают, яко риторство и философство — внешняя блядь, свойственная огню негасимому. От того бо раждается гордость, мати пагубе. И несть ми о сем радения.

Ну и классическое:

Аз есмь ни ритор, ни философ, дидаскалства и логофетства неискусен, простец человек и зело исполнен неведения.
 
merkatoreДата: Пятница, 03.07.2015, 15:05 | Сообщение # 84
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 3404
Награды: 1
Репутация: 1130
Статус: Offline
Цитата Калинин ()
С одной стороны он возмущён тем, что русских святых считали неграмотными, с другой - сам учёности бежал, почитая светские формы познания мира искусом диавольским и наведённым извне непотребством.
уважаемый Калинин к приведённым Вами цитатам нужно относиться с юмором, сие есть некоторая форма юродства - единственный способ донесения мыслей до тиранов, такие же как эта:

"Глуп веть я гораздо. Так, человеченко ничему негодной. Ворчу от болезни сердца своего"

С начитанностью думаю у него в норме было...

По поводу отношения Аввакума к светской учёности, нужно помнить речь идёт о сер 17 века, тагдашняя западная наука и правда для лохов, все эти астрономы-предсказатели типа Глобы нашего и медики типа кашпировского со своими кровопусканиями и иные алхимики на Руси воспринимались мошенниками и правильно шарлатаны и есть...
Вменяемый учёный у них был Бруно - его сожгли. До 18 века одно мракобесие, а не наука...


Сообщение отредактировал merkatore - Пятница, 03.07.2015, 16:20
 
ЯзонДата: Пятница, 03.07.2015, 18:10 | Сообщение # 85
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 574
Награды: 1
Репутация: 438
Статус: Offline
Уважаемый Горыныч, понимаю и тоже прошу извинить за ненужный "напор"...
Ваши сообщения для меня всегда интересны ... вот хотелось и с "Купиной" иметь единомышленников побольше, но видно не судьба.. smile
Уважаемый merkatore, привожу выдержки о Стоглаве Зеньковского ("Русское старообрядчество"), причем книга издана старообрядцами.
Не мудрено, что при такой "установке" появившийся и непохожий на привезенную икону, но свой извод был принят...
Сначала появилась греческая икона, потом стали составлять уже свою службу, которая и послужила источником новой, тоже своей иконографии. Такое право есть у любой церкви и после времен Андрея Рублева много появилось и служб и изводов ...
Имена Никола и Николае имеют ударение на "о" , а Николай на "а" , поэтому Николае и Николай все-таки не одно и тоже ... Староверы говорили - "не собаки, лаять не будем", но против "Николае" на иконах не возмущаются ...

Цитата Ягморт - Э.С.Смирнова приводит в качестве примера Икону Святой троицы второй четверти 14
века, с поновлениями 1700 года , из Успенского собора Московского кремля. Энгелина Сергеевна пишет в тексте икона Святая троица("Гостеприимство Авраама")

В том-то и дело, что в тексте ... на самой иконе надпись "Образ Святая Троица".
И я подчеркивал, старообрядческую ... А здесь после поновлений похоже на иконы Симона Ушакова (о них протопоп Аввакум как раз и писал) и плюс перстосложение для старообрядцев неприемлемое, но надпись на иконе правильная ... smile





Хочу немного добавить ... основания считать русские обряды правильнее греческих были самые серьезные, что потом подтвердилось абсолютно ...
Прикрепления: 5641351.jpg(211Kb) · 4459925.jpg(129Kb) · 1275649.jpg(86Kb)


Сообщение отредактировал Язон - Пятница, 03.07.2015, 21:04
 
ГорынычДата: Среда, 08.07.2015, 18:44 | Сообщение # 86
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 674
Награды: 0
Репутация: 191
Статус: Offline
Для merkatore и всех искренне интересующихся, как и обещал.
Ещё пара "дорублёвских" изображений Троицы без Авраама и Сары:
Сербия, монастырь XII века Джурджеви Ступови. Фреска датирована 1282-1283 годами.


Суздаль, врата собора Рождества Богородицы, 1230 год.
Прикрепления: 7451073.jpg(76Kb) · 4784652.jpg(275Kb)
 
merkatoreДата: Среда, 08.07.2015, 18:49 | Сообщение # 87
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 3404
Награды: 1
Репутация: 1130
Статус: Offline
Горыныч, спасибо!
что интересно, на обоих изображениях нимб крестообразный (по Стоглаву не правильный)...
 
Gena_UralДата: Среда, 08.07.2015, 21:30 | Сообщение # 88
Активный участник форума
Группа: Проверенные
Сообщений: 717
Награды: 0
Репутация: 134
Статус: Offline
Стоглавый Собор был в 1551 г. а представленные Горынычем фото 13 века.
Во втором тысячелетии возникает обычай надписывать сюжет «Гостеприимство Авраама» словами «Святая Троица»: такая надпись имеется на одной из миниатюр греческой Псалтири XI века. На этой миниатюре голова среднего Ангела увенчана крестчатым нимбом: он обращен к зрителю фронтально, тогда как два другие Ангела изображены в трехчетвертном обороте.Такой же тип изображения встречается на дверях храма Рождества Богородицы в Суздале (ок. 1230) и на фреске Феофана Грека из новгородского храма Спаса Преображения на Ильине улице. Крестчатый нимб указывает на то, что центральный Ангел отождествляется с Христом.В эпоху, предшествующую Андрею Рублеву, появляются иконы Троицы со средним Ангелом, изображенным в трехчетвертном обороте, и без предстоящих Авраама и Сарры. Именно этому иконографическому типу следовал Андрей Рублев, когда создавал свою «Троицу». Он взял за основу тот тип, который почти полностью абстрагирован от исходного сюжета («Гостеприимство Авраама») и который наиболее подходит для того, чтобы подчеркнуть равенство между тремя Ипостасями Троицы. Над головой среднего Ангела — по крайней мере, в том виде, в каком икона сохранилась к настоящему времени, — отсутствует крестчатый нимб, что как бы лишает его центрального значения и делает необязательным отождествление его с Христом. Искусствоведы высказывают различные мнения по вопросу о том, какой Ангел представляет какое Лицо Святой Троицы.По всей видимости, однако, речь вообще не должна идти об изображении Лиц Святой Троицы: рублевская «Троица» — это символическое изображение троичности Божества, на что указал уже Стоглавый Собор. Ведь и посещение Авраама тремя Ангелами не было явлением Пресвятой Троицы, а было лишь «пророческим видением этой тайны, которая в течение веков будет постепенно открываться верующей мысли Церкви». В соответствии с этим и в иконе Рублева перед нами предстают не Отец, Сын и Святой Дух, а три Ангела, символизирующие Предвечный Совет трех Лиц Святой Троицы. Символизм рублевской иконы в чем-то сродни символизму раннехристианской живописи, скрывавшей глубокие догматические истины под простыми, но духовно значимыми символами.
 
Форум » Обсуждения » Общие вопросы » обсуждение надписи на иконе (несоответствие надписи по сюжету иконы)
Страница 3 из 3«123
Поиск: