Логин:
Пароль:
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]


Страница 1 из 11
Модератор форума: Калинин, soldat-52, Issandra, Северный_копарь 
Форум » Обсуждения » Общие вопросы » Иконный ряд "Великомученик Георгий" и сочувствующие (надо разобраться)
Иконный ряд "Великомученик Георгий" и сочувствующие
КалининДата: Среда, 13.09.2017, 16:07 | Сообщение # 1
Профи
Группа: Администраторы
Сообщений: 6522
Награды: 0
Репутация: 962
Статус: Offline
Вот эта категория.
Надо как-то делить, и первое что напрашивается - разделение на условные группы "ростовой", "поясной" и "конный", причём "конный" до степени смешения схож с изображениями Димитрия Солунского и, хотя мне и говорят о безусловно точной надписи "Димитрий", я просто принимаю это на веру, силясь её разглядеть.

С другой стороны, к условной подгруппе "конный" вплотную подбирается условная же подгруппа "Чудо с уползшим змием" из другой группы, "Чудо Георгия о змие". (Вспоминаются старые споры о змие, который технологически исчез  при многократных переливах...).

Наконец, с третьей стороны, к обеим "конным" подгруппам подкрадывается конная же "Чудо Дмитрия Солунского" (это где он должен быть изображён с поверженным болгарином, со стягом и, желательно, с ангелом).

Всё это создаёт впечатление непреходящего хаоса в Каталоге, и страшно меня бесит.

Змеи уползают, Георгий это или Димитрий гордо несут стяг - совершенно неясно, Георгий (или Димитрий?) несут то просто копьё, то копьё со стягом, ангел присутствует только в писаных образах, и то редко, поверженный болгарин свалил куда-то (вероятно, уполз вслед за змеёй), десницы в 50% случаев нет, а стало быть и чуда-то Георгия о змие как такового нет, осталась только сцена битвы - каковой не произошло бы без вмешательства сверху. Не смог бы усталый наёмник без войска сделать того, чего не смог царь со всей армией.
Георгий вознёс молитву (изображаемую обыкновенно десницей Божией в углу иконы или непосредственно фигурой Христа, наблюдающего из облаков) - и только после этого смог.
Если считать полноценным "Чудом Георгия" сцену битвы + указующую десницу Христа, то в половине ранних образцов десницы нет, остался только бой, жанровая сцена-пугалка.

Да и прынцеса, утихомирившая злобного пресмыка, отсутствует на этих иконах напрочь, а без божественного вмешательства, опять же, никуда бы змий не пошёл, ибо ранен, зол и на поводочке ходит не привык.

...Давайте хотя бы на 10% приблизимся к истине, начнём разгребать этот завал. Сил нет.
 
polДата: Среда, 13.09.2017, 16:21 | Сообщение # 2
Активный участник форума
Группа: Проверенные
Сообщений: 240
Награды: 0
Репутация: 51
Статус: Offline
Я бы разделил не по техническому виду изображений, а по смыслу.

Конного можно более конкретно охарактеризовать "Георгий на коне в образе Триумфатора".

Отдельно выделить Георгия в образе Мученика, отдельно в образе Святого воина (сюда можно разместить все  подходящие изображения, благо их не так уж и много - и с копьем, и с мечем, и поясных и ростовых)
 
IssandraДата: Понедельник, Вчера, 11:00 | Сообщение # 3
Профи
Группа: Модераторы
Сообщений: 1450
Награды: 0
Репутация: 398
Статус: Offline
1. Чудо Георгия о змие.(Важный элемент кавалерист с копьем или мечом, змей и принцесса могут отсутствовать)
2. Георгий на коне в образе Триумфатора.( Стяг , а не копье или меч)
3. Георгия в образе Мученика, отдельно в образе Святого воина (сюда можно разместить все  подходящие изображения, благо их не так уж и много - и с копьем, и с мечем, и поясных и ростовых)- безлошадный.

Цитата pol ()
Я бы разделил не по техническому виду изображений, а по смыслу.
Именно об этом говорил еще лет пять тому.
 
КалининДата: Понедельник, Вчера, 13:42 | Сообщение # 4
Профи
Группа: Администраторы
Сообщений: 6522
Награды: 0
Репутация: 962
Статус: Offline
Цитата Issandra ()
2. Георгий на коне в образе Триумфатора.( Стяг , а не копье или меч)

А это - четвёртый тип?  cool В новом литье куча изображений именно со стягом, змеёй и принцессой. Да ладно в новом - вот и в старом.
Триумфатор - это когда уже всё случилось, динозавр повержен, принцесса спасена, горожане в воздух чепчики бросают - а тут он конкретно стягом змия и язвит.
 
IssandraДата: Понедельник, Вчера, 18:11 | Сообщение # 5
Профи
Группа: Модераторы
Сообщений: 1450
Награды: 0
Репутация: 398
Статус: Offline
Цитата Issandra ()
2. Георгий на коне в образе Триумфатора.( Стяг , а не копье или меч)

http://mednolit.ru/photo....-0-4645
http://mednolit.ru/photo....-0-5378
http://mednolit.ru/photo....-0-4088
http://mednolit.ru/photo....-0-5968
Отличие стяга от копья - окончание древка на уровне лошадинного торса.
 
КалининДата: Понедельник, Вчера, 19:21 | Сообщение # 6
Профи
Группа: Администраторы
Сообщений: 6522
Награды: 0
Репутация: 962
Статус: Offline
Игорь, различие стяга и копья со стягом - это откуда? Ну, кроме собственной догадки; это означено где-то, закреплено в литературе? А если и правильная догадка и если закреплено, то как трактовать длинное копьё со стягом на множестве икон - как ошибку литейщика?

А почему тогда всё это называется чудом Георгия о змие, если ни змия ни чуда нет и, во-вторых, чем отличается якобы-Димитрий (тут) четырёх ссылок? Я отличия не вижу, кроме весьма спорной палеографии...
 
merkatoreДата: Понедельник, Вчера, 19:33 | Сообщение # 7
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 4101
Награды: 2
Репутация: 1621
Статус: Offline
Цитата Калинин ()
Ну, кроме собственной догадки; это означено где-то, закреплено в литературе?
 


Добавлено (18.09.2017, 19:33)
---------------------------------------------
прямо про стяг...
http://mednolit.ru/forum/4-14159-187176-16-1453924151


Сообщение отредактировал merkatore - Понедельник, 18.09.2017, 19:36
 
Форум » Обсуждения » Общие вопросы » Иконный ряд "Великомученик Георгий" и сочувствующие (надо разобраться)
Страница 1 из 11
Поиск: