Старая форма входа
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]

  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Калинин, soldat-52, Issandra, Северный_копарь  
Технология старообрядческого литья.
лембойДата: Четверг, 24.09.2015, 10:05 | Сообщение # 1
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 1913
Награды: 0
Репутация: 385
Статус: Оффлайн
Меня давно занимает вопрос технологии старообрядческого литья, как иконок вообще, так и так называемых спаек и впаек. Но до сих пор я почти не озвучивал свои мысли, обдумывая и оставляя для серьёзной научной публикации. Но в последние дни на форуме появилось сразу две темы касающиеся данного вопроса. Поэтому поделюсь своими мыслями с условием сохранения авторского права.

Процесс литья в целом выглядел следующим образом.
Сначала делалась форма матка, путем отпечатывания образца в формовочной земле или путем вырезания. Теоретически в неё можно было заливать горячий металл, но это приводило к быстрой порче матки. Поэтому форма матка заполнялась воском, получалась восковая модель,с которой потом и отливались предметы. На иконках и крестах с необработанным задником иногда бывают видны отпечатки пальцев мастера, влеплявших воск в матку. Таким образом можно было получить неограниченное количество восковых моделей, не испортив саму матку.
То есть отдельно каждую восковую модель никто не лепил, их просто отпечатывали как тульские печатные пряники. Этим объясняется тиражность и однотипность отливок.
В 19 веке формы матки для восковых моделей стали делать из металла. Год назад на молотке проходил набор таких форм, найденных на чердаке старого дома, сделанных из железа. Металл в них заливать невозможно, он просто припаяется, но для воска эти формы подходят идеально.


Обращают  на себя внимание так называемые "впайки", когда видно, что для компоновки сюжета использовались части двух разных икон, рамка и средник. Иногда вставка в стандартную рамку не подходит по размеру, являясь больше или меньше, иногда на рамке оставались части предыдущего изображения. Вот несколько примеров из каталога меднолита.







Так называемые впайки делались по типу конструктора, это очевидно и всем давно понятно. Но никто ничего не куда не впаивал. И тем более никто горячий металл в готовую отдельно отлитую рамку не заливал.
Все делалось гораздо проще. В двух матках делалось две восковых модели. Из модели с рамкой вырезался средник, и на его место вставлялась вторая восковая модель обрезанная по размеру. Шов замазывался воском.
При этом на рамке могли оставаться остатки прежнего центрального изображения, части нимбов, например, а в средник попадать часть рамки от использованной для него восковой модели. Если иконка выбранная в качестве средника оказывалась меньше рамки, свободное поле просто заполнялось воском.
Но чаще всего, иконка, выбранная для средника, почти идеально подходит к рамке по размерам и следы соединения видны только на обороте. Возможно это потому, что рамки делались под стандартный размер иконок. Но скорее имелись целые наборы, включавшие в себя матку для рамки и набор средников к ней, сделанных по размеру.
Таким образом мастер мог легко компоновать любые сюжеты со стандартными рамками.
Таким же способом путем простого соединения восковых моделей, очевидно, отливалось большинство так называемых спаек. Это доказывается тем, что в большинстве спаек, как и во впайках, иконки, шов и рамки состоят из одного металла. В швах часто видна фактура воска, налепы и подмазки.
 

Теперь о том, почему в общей массе икон такое неадекватно большое количество имеет клеймо Хрусталева, на что неоднократно обращали внимание коллекционеры. Объясняется это тем, что Хрусталев, очевидно резал матки для московских мастерских, на которых оставлял свои инициалы как фирменный знак качества. Затем иконки с этих маток тиражировались мастерами. Иногда на хрусталевскую матку литейщик ставил еще и своё клеймо, как знак качества своей работы. По этому на некоторых иконах имеется два клейма, которые чаще встречаются по отдельности, например МРСХ СИБ, РХ ККС, РО РХ и др.

Естественно описанный способ литья не единственный, по литературе известны и другие способы, литьё в землю, литьё в берёзовый гриб и др.

Григорьев Дмитрий Николаевич.
24.09.15.
Прикрепления: 2528615.jpg (261.1 Kb) · 9983802.jpg (55.9 Kb) · 6129648.jpg (64.9 Kb) · 2236281.jpg (183.8 Kb) · 9588245.jpg (70.6 Kb) · 4884046.jpg (90.4 Kb) · 2786824.jpg (323.6 Kb)


Сообщение отредактировал лембой - Четверг, 24.09.2015, 11:24
 
СВЯТОЗАРДата: Пятница, 25.09.2015, 07:45 | Сообщение # 2
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 2149
Награды: 0
Репутация: 312
Статус: Оффлайн
лембой, благодарю за интересную тему! сам в данном вопросе не силен, но с удовольствием послушаю комментарии более осведомленных коллег.
  http://mednolit.ru/forum/10-4055-1#26829   интересные комментарии давал Олевс.
  http://mednolit.ru/forum/4-29352-1#140414   ну и эту тему не обойти.
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: