Старая форма входа
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]


  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Калинин, soldat-52, Issandra, Северный_копарь  
Форум » Обсуждения » Общие вопросы » Русское старообрядческое литье из серебра (Обсуждение и фотоподборка)
Русское старообрядческое литье из серебра
Северный_копарьДата: Пятница, 27.04.2018, 12:09 | Сообщение # 1
Профи
Группа: Модераторы
Сообщений: 1230
Награды: 0
Репутация: 430
Статус: Offline
Обсуждение вынесено из темы, посвященной мелкоформатным иконам: http://mednolit.ru/forum/4-45174-1  
  
Сегодня встретилась Смоленская икона Божией Матери в серебре, с остатками позолоты. Редкость. Состояние, правда, слезы... Из особенностей - тоньше бронзовых аналогов. Что удивило - и способ опиливания и инструмент для него на бронзе и на серебре одинаковые (см. оборот). Т. е. напрашивается предположение, что и с бронзой и с серебром работали одни и те же мастера (мастерские).

 
 

Задумался и стало интересно, почему так редко встречаются серебряные старообрядческие иконы и, в первую очередь, мелкоформатные или т. н. "образки"? Из медных сплавов их выпускалось и использовалось в обиходе довольно много. Не может эта разница объясняться исключительно ценой материала (серебра). Да и не так велика она, эта разница. Вот фотографии на весах:

 
 
 

Как видно, даже в случае с небольшим крестом разница в весе не доходит и до двукратной.

Но сравнивая разницу в соотношении количества серебряных предметов к количеству предметов из медного сплава, в статистике встречаемости, отдельно у крестов и отдельно у икон - получим отличие, по меньшей мере, на порядок. Если говорить о нашем регионе (Архангельская область, все Подвинье, Поонежье, и Пинежье), тогда грубое соотношение по крестам может выглядеть как 1 серебряный к 15-20 из медного сплава. Икона из серебра встречена впервые. Кстати, буду очень благодарен коллегам, которые не пожалеют показать свои серебряные иконы.

При этом не редко встречаются поздние иконы -"образки", изготовленные методом штамповки. На юге области не редки литые иконы -"образки" с изображением голгофского креста.
Так почему же обсуждаемых так мало, кто что думает? Коллеги, друзья, буду признателен за любые мнения или сведения. Пожалуйста, высказывайтесь.

Есть не оформившиеся мысли, связанные с процессом эмалирования изделий из серебра. Но всего они не объясняют.
Прикрепления: 6244185.jpg(353.0 Kb) · 7902868.jpg(341.4 Kb) · 7584455.jpg(339.9 Kb) · 2794606.jpg(349.0 Kb) · 5584093.jpg(329.4 Kb) · 5992011.jpg(671.0 Kb) · 4611999.jpg(99.7 Kb) · 5185681.jpg(105.6 Kb)
 
Master4238Дата: Пятница, 27.04.2018, 13:43 | Сообщение # 2
Активный участник форума
Группа: Новички
Сообщений: 40
Награды: 0
Репутация: 11
Статус: Offline
Цитата Северный_копарь ()
Не может эта разница объясняться исключительно ценой материала (серебра).
Можем ли мы в полной мере понять-осознать ТЕ цены ?
...Где то с 20-21 минуты: ..."крепостная девочка стоила от 30 до 70 копеек..."
https://youtu.be/ohZauG5GbJg

P.S. тоже ведь - купить то могу хоть золотой, хоть платиновый ,а ношу бронзовый и другого не хочу.

Добавлено (27.04.2018, 13:43)
---------------------------------------------
 
merkatoreДата: Пятница, 27.04.2018, 13:57 | Сообщение # 3
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 4688
Награды: 2
Репутация: 2022
Статус: Offline
может кто-то миниатюрные иконы одевал на шею и носил под рубахой..? в этом случае от меди можно заполучить пятна на коже, тогда заказчику могли отлить серебро...

и цена серебра постоянно падала, к началу 20 века серебро было у каждого... с портретами царя, а вот в 18 веке и рубль был дороже и деньги в основном считали пятаками...


Сообщение отредактировал merkatore - Пятница, 27.04.2018, 13:58
 
Master4238Дата: Пятница, 27.04.2018, 14:49 | Сообщение # 4
Активный участник форума
Группа: Новички
Сообщений: 40
Награды: 0
Репутация: 11
Статус: Offline
Цитата merkatore ()
может кто-то миниатюрные иконы одевал на шею и носил под рубахой..? в этом случае от меди можно заполучить пятна на коже,
Это не серьёзно. Опыт лучший критерий истины.
Повторюсь: много лет ношу бронзовый крест. Уже молитва с оборота на четверть стёрлась, и никогда ни каких пятен не было.
 
Северный_копарьДата: Пятница, 27.04.2018, 20:44 | Сообщение # 5
Профи
Группа: Модераторы
Сообщений: 1230
Награды: 0
Репутация: 430
Статус: Offline
Цитата Master4238 ()
Повторюсь: много лет ношу бронзовый крест. Уже молитва с оборота на четверть стёрлась, и никогда ни каких пятен не было.
Аллергия - штука индивидуальная.
 
лембойДата: Суббота, 28.04.2018, 07:05 | Сообщение # 6
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 1734
Награды: 0
Репутация: 350
Статус: Offline
От кислотности кожи конкретного человека зависит, красится ли медь. Но этим все не объяснишь. Меня самого давно волнует эта тема.
Среди старообрядцев, особенно беспоповцев, было много очень не бедных людей. Рябушинский вообще писал, что до 80% русского купечества были старообрядцы. Может, конечно, и преувеличивал немного, но тем не менее ясно что люди, которым доступно было серебро, среди старообрядцев имелись. Деревянные старообрядческие иконы в серебряных окладах не редкость. То есть на них деньги были, а вот на литьё даже небольших иконок из серебра нет? Не смешите.
Но я за всю жизнь лишь однажды, где то в 80х годах, видел большой 35 сантиметровый крест из серебра  с проставленной 84 пробой. И пару раз слышал о них. Но это ведь исключение, такой купеческий выпендреж.
То есть то, что нормально было для писаных икон, практически не применялось в литье. Это действительно загадка. И не в деньгах здесь было дело.
С другой стороны, я всего однажды видел литую иконку из цинка, и то не старообрядческого извода. Из чугуна и олова они тоже хоть и бывают, но не старообрядческие.
Видимо для староверов имело какое-то значение из какого именно металла отлита икона. В пользу этого ещё один пример. Как то помнится еще на молотке проходила литая иконка в глухом серебряном окладе. Прорези только под лица и руки. То есть простую латунь, и в серебро !!!

В связи с этим расскажу одну легенду. Еще в начале 70х в Любытинском районе Новгородской области, при мне, мальчишке, старик феодосеевец рассказывал, что раньше, если в округе в какой-то из никонианских церквей разбивался колокол дониконовского литья, то староверы сбрасывались, выкупали у попа осколки, и отправляли их на переливку на иконы. Иногда мужики попа подкупали и он списывал колокол как разбитый. И что дескать по всей россии староверы скупали разбитые колокола, и что абсолютно все литые иконы отлиты именно из дониконовских колоколов, отчего имеют особую святость и должны почитаться более писаных деревянных. При этом разговоре присутствовало несколько человек местных жителей, и все они были уверены что так оно и было.
Думаю что под этим рассказом есть реальная основа. Может в раннее время и лили иконы из разбитых колоколов.
Толчком к этому мог послужить запрет староверам иметь колокола. Ну и куда их дели, не никонианам же подарили? А вот особо благодатных икон налить вполне могли.
Ну а позднее в крупных центрах литья могли к обычному металлу подмешивать металл дониконовских колоколов, для святости. Оттого у староверов повсеместно особо и почитались литые иконы. И никому и в голову не приходило отлить их из серебра или какого другого металла.


Сообщение отредактировал лембой - Суббота, 28.04.2018, 07:19
 
dr-g-lekterДата: Суббота, 28.04.2018, 08:54 | Сообщение # 7
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 1577
Награды: 0
Репутация: 237
Статус: Offline
Цитата лембой ()
 и отправляли их на переливку на иконы

Это даже не легенда, официальная информация, вот только совершенно не могу вспомнить, где я об этом читал. Упор на эмали делал, а по литью вскользь прошел.
 
Северный_копарьДата: Суббота, 28.04.2018, 19:15 | Сообщение # 8
Профи
Группа: Модераторы
Сообщений: 1230
Награды: 0
Репутация: 430
Статус: Offline
Цитата лембой ()
Видимо для староверов имело какое-то значение из какого именно металла отлита икона. В пользу этого ещё один пример. Как то помнится еще на молотке проходила литая иконка в глухом серебряном окладе. Прорези только под лица и руки. То есть простую латунь, и в серебро !!!
Спасибо, в этом что-то есть. Во вступительной статье к изданию "Русское медное литье. Избранные памятники в собраниях Урала." есть информация об особом отношении к меди. Нужно будет перечитать и поразмышлять на досуге. Еще раз спасибо!

Добавлено (28.04.2018, 19:15)
---------------------------------------------
А тут мозаика, в общем-то, сложилась:

Отсюда

Цитата Северный_копарь ()
Кроме основных фактов, что еще показалось интересным:
во-первых само понятие - колокольная медь. Возможно, северные иконы производства, ориентировочно, последней трети XVII - первой трети XVIII веков (пример на фото ниже), а также им подобные, из т. н. "белой" бронзы - медного сплава сероватого оттенка; это и есть предметы из "колокольной меди". По цвету, действительно, похожи. Ну это так, зыбкое предположение.

+

Цитата лембой ()
... в Любытинском районе Новгородской области, при мне, мальчишке, старик феодосеевец рассказывал, что раньше, если в округе в какой-то из никонианских церквей разбивался колокол дониконовского литья, то староверы сбрасывались, выкупали у попа осколки, и отправляли их на переливку на иконы. Иногда мужики попа подкупали и он списывал колокол как разбитый. И что дескать по всей россии староверы скупали разбитые колокола, и что абсолютно все литые иконы отлиты именно из дониконовских колоколов, отчего имеют особую святость и должны почитаться более писаных деревянных.
Цитата dr-g-lekter ()
Это даже не легенда, официальная информация, вот только совершенно не могу вспомнить, где я об этом читал. Упор на эмали делал, а по литью вскользь прошел.

+

Отсюда
Цитата DimonZV ()
Больше чем в современной Нижегородской области (юго запад) я их не видел нигде, и еще большое количество таких иконок встречалось в Гороховецком районе Владимирской области.Так что с большой долей вероятности центр производства этих икон был где то не далеко, от этих мест.
В теме, из которой процитировано сообщение Дмитрия (DimonZV) и ссылка на которую приведена вначале абзаца, речь шла как раз об иконах из т. н. "белой бронзы". 

Попробую сформулировать обобщение. Т. е. мы имеем устные свидетельства о том, что в Нижегородской области использовали лом колокольной меди ( фрагменты колоколов) для литья икон. Свидетельство авторитетного поисковика, о том, что в Нижегородской области в большом количестве встречались иконы, очень похожие по цвету металла и по цвету патины на металл колоколов. И одно дополнительное упоминание о том, что т. н. "колокольная медь" достаточно давно использовалась в качестве сырья для медного литья.
 
лембойДата: Воскресенье, 29.04.2018, 04:48 | Сообщение # 9
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 1734
Награды: 0
Репутация: 350
Статус: Offline
Мои сведения не из Нижегородской, а с севера Новгородской обл, это где Новгород Велкий а не Нижний. Бывший Тихвинский уезд.
 
Северный_копарьДата: Воскресенье, 29.04.2018, 05:26 | Сообщение # 10
Профи
Группа: Модераторы
Сообщений: 1230
Награды: 0
Репутация: 430
Статус: Offline
лембой, конечно! Прошу прощения за невнимательность. Тогда региональные привязки из обобщения, к сожалению, как раз обобщающей роли играть не будут и в нем теряется смысл.
 
лембойДата: Понедельник, 30.04.2018, 04:51 | Сообщение # 11
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 1734
Награды: 0
Репутация: 350
Статус: Offline
Ну то что это явление было не в одном регионе как раз гораздо важнее. Можно предполагать что оно было повсеместным.
А если сбор битых колоколов старообрядцами был хорошо налажен по всей России, то объём собираемого металла мог быть очень немалым. Колокола то ведь были в каждом сельском приходе, и как правило не один. И они периодически бились. Из за усталости металла, во время пожаров, падали с колокольни сорвавшись из за перетершихся веревок или сгнивших переводин.
В общем процент пластики отлитой из колокольной меди может быть не малым. Надо повнимательней присмотреться к металлу колоколов и пластики на предмет аналогичности, особенно к Выгу и ранней Москве.


Сообщение отредактировал лембой - Понедельник, 30.04.2018, 04:59
 
Северный_копарьДата: Четверг, 03.05.2018, 23:30 | Сообщение # 12
Профи
Группа: Модераторы
Сообщений: 1230
Награды: 0
Репутация: 430
Статус: Offline
Цитата Северный_копарь ()
Во вступительной статье к изданию "Русское медное литье. Избранные памятники в собраниях Урала." есть информация об особом отношении к меди. Нужно будет перечитать и поразмышлять на досуге.
Перечитал наконец - оказалось, что видел где-то в другом месте. К сожалению пока не вспомнил где именно sad

Цитата лембой ()
Надо повнимательней присмотреться к металлу колоколов и пластики на предмет аналогичности, особенно к Выгу и ранней Москве.
А толку-то присматриваться... Эта мысль давно в голове крутится. Видимых сходств и параллелей там можно понаходить множество. Вот, в качестве лишь одного из примеров, фотографии фрагментов колоколов и икон из т. н. "белой" бронзы:

 


А это предметы из т. н. "оловянистой" бронзы (сплава, в котором содержание олова, по-видимому, было еще выше). Встречаются существенно реже и имеют все признаки мелкокустарного изготовления:



Но без анализа состава сплавов все выводы, сделанные на основании этих сходств так и останутся предположениями.
Прикрепления: 3135681.jpg(608.9 Kb) · 3146541.jpg(310.3 Kb) · 1957172.jpg(671.2 Kb) · 6940229.jpg(252.0 Kb)
 
Северный_копарьДата: Пятница, 04.05.2018, 16:39 | Сообщение # 13
Профи
Группа: Модераторы
Сообщений: 1230
Награды: 0
Репутация: 430
Статус: Offline
Серебряная икона Николы Можайского из коллекции нашего итальянского коллеги Zanotelli Tiziano показанная в теме на Айкон-Арт: http://www.icon-art.info/phpBB2/viewtopic.php?t=91761

Прикрепления: 6458678.jpg(235.5 Kb)
 
markggДата: Пятница, 04.05.2018, 17:11 | Сообщение # 14
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 13642
Награды: 0
Репутация: 1159
Статус: Online
Колокольная медь от Д.О.
Прикрепления: 7750117.jpg(588.9 Kb)
 
dr-g-lekterДата: Пятница, 04.05.2018, 17:20 | Сообщение # 15
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 1577
Награды: 0
Репутация: 237
Статус: Offline
Давно хранил на флешке, думал когда-нибудь пригодится. И вот пригодилось:

 
 
 
Прикрепления: 6057911.jpg(335.8 Kb) · 5801373.jpg(359.1 Kb) · 3367413.jpg(427.8 Kb) · 5875336.jpg(269.4 Kb)
 
Северный_копарьДата: Пятница, 04.05.2018, 22:38 | Сообщение # 16
Профи
Группа: Модераторы
Сообщений: 1230
Награды: 0
Репутация: 430
Статус: Offline
markgg, спасибо!
dr-g-lekter, Сергей, привет! Предметы, мягко говоря, своеобразные. Особенно Одигитрия. Если цветопередача на мониторе меня не обманывает, они все из серебра? Лучших фотографий, я так понимаю, нет? Провенанс?
 
dr-g-lekterДата: Суббота, 05.05.2018, 00:03 | Сообщение # 17
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 1577
Награды: 0
Репутация: 237
Статус: Offline
Цитата Северный_копарь ()
Если цветопередача на мониторе меня не обманывает, они все из серебра? Лучших фотографий, я так понимаю, нет? Провенанс?

Привет! Да, все серебряные. Провенанса ноль, обнаружил на Богом забытом сайте при поиске деревянных прототипов меднолитых икон и крестов, абсолютно без претензий на продажу, просто примеры.
 
Северный_копарьДата: Суббота, 05.05.2018, 12:57 | Сообщение # 18
Профи
Группа: Модераторы
Сообщений: 1230
Награды: 0
Репутация: 430
Статус: Offline
Цитата dr-g-lekter ()
... просто примеры.
Спасибо! На мой взгляд предметы не безвопросные, но на основании только имеющейся информации с уверенностью ничего сказать нельзя. Еще раз благодарю!
 
Северный_копарьДата: Вторник, 29.05.2018, 02:28 | Сообщение # 19
Профи
Группа: Модераторы
Сообщений: 1230
Награды: 0
Репутация: 430
Статус: Offline
Цитата лембой ()
Видимо для староверов имело какое-то значение из какого именно металла отлита икона.
Возвращаясь к этой интересной мысли, сформулированной коллегой. Все же во вступительной статье к альбому "Русское медное литье. Избранные памятники в собраниях Урала", о которой я упоминал выше, было высказывание, которое можно отнести к числу причин особого отношения к меди в старообрядческой среде. На стр. 23, со ссылкой на труд АП (Архамандрита Палладия) "Обозрение Пермского раскола, так называемого "старообрядства", читаем: "Безпоповцы же почитают исключительно меднолитные изображения, и почитание таких изображений защищают тем, что св. великий князь Владимир вывез из Греции и почитал только медные иконы".

В указанном труде, на стр. 175, действительно, есть такое высказывание. В целом, речь, по всей видимости, идет об истории завоевания князем Владимиром Корсуни и последующих за этим событий. Начал просматривать тексты летописей, сперва то немногое, что было в домашней библиотеке, затем в Интернет. И, по счастью, наткнулся на статью нашего украинского коллеги Юрия Диба (или Дибы) "Корсуньские «капища»Владимира Святославовича": текст статьи. В ней на второй странице (или странице 44, если учитывать сквозную нумерацию всего сборника) есть отрывок из Лаврентьевской летописи, где действительно упоминаются медные иконы:



При этом, из отрывка другого текста (Ипатьевской летописи) видно, что, возможно, автором Лаврентьевской летописи при переписывании была допущена ошибка, в следствии которой слово "кони" превратилось в "иконы".

Т. о., действительно, вполне возможно, что старообрядцы в формировании своего особого отношения к медным иконам руководствовались, в том числе, этими словами из древнего предания.
Прикрепления: 8112946.jpg(39.6 Kb)
 
лембойДата: Среда, 13.06.2018, 05:00 | Сообщение # 20
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 1734
Награды: 0
Репутация: 350
Статус: Offline
Вот такой предмет с 84 пробой. 




Прикрепления: 4350929.jpg(439.0 Kb) · 3178797.jpg(467.8 Kb) · 2359908.jpg(289.8 Kb)
 
IssandraДата: Среда, 13.06.2018, 08:34 | Сообщение # 21
Профи
Группа: Модераторы
Сообщений: 1917
Награды: 0
Репутация: 497
Статус: Offline
Цитата лембой ()
Вот такой предмет с 84 пробой.
 Туфта. И литье и пробы. Для иностранных туристов на Невском. Из серии махорка-цайтунг-водка wacko .
 
Северный_копарьДата: Среда, 13.06.2018, 23:35 | Сообщение # 22
Профи
Группа: Модераторы
Сообщений: 1230
Награды: 0
Репутация: 430
Статус: Offline
Цитата лембой ()
Вот такой предмет с 84 пробой.
 Согласен с Игорем - сильно смахивает на новодел. Скажите пожалуйста, крест Ваш? У предмета есть провенанс?
 
лембойДата: Пятница, 15.06.2018, 04:36 | Сообщение # 23
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 1734
Награды: 0
Репутация: 350
Статус: Offline
Насчет провенанса не знаю, был выставлен и продан на мешке.

Сообщение отредактировал лембой - Пятница, 15.06.2018, 04:36
 
Северный_копарьДата: Вторник, 10.07.2018, 23:08 | Сообщение # 24
Профи
Группа: Модераторы
Сообщений: 1230
Награды: 0
Репутация: 430
Статус: Offline
Встретил упоминание серебряного литья у Е. М. Юхименко в ее книге "Старообрядчество. История и культура", в выдержке из "Дневных дозорных записей":
Прикрепления: 2011416.jpg(485.4 Kb)
 
лембойДата: Среда, 11.07.2018, 05:39 | Сообщение # 25
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 1734
Награды: 0
Репутация: 350
Статус: Offline
Интересные сведения о цене, 75-80 руб за пуд, то есть 5 руб кило. Получается вершковая иконка отличного литья, одного из лучших мастеров, стоила всего копеек 30-35.

Сообщение отредактировал лембой - Среда, 11.07.2018, 05:53
 
merkatoreДата: Четверг, 12.07.2018, 13:54 | Сообщение # 26
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 4688
Награды: 2
Репутация: 2022
Статус: Offline
Цитата лембой ()
стоила всего копеек 30-35.

до отмены крепостного права деньги имели своеобразную ценность - серебром, медью или ассигнациями и рубль в этих величинах был разной ценности.... дворяне вообще сидели без денег все в долгах поголовно, для них и тысяча не деньги, но в карманах пусто, они богатство не деньгами не гектарами земли не домами, а душами считали "вы богаты, у вас много душ?"- главный вопрос эпохи... холопу рубль может единственное богатство было или цена его детёныша... можно несколько икон купить а можно и ребёнка...


Сообщение отредактировал merkatore - Четверг, 12.07.2018, 14:27
 
Северный_копарьДата: Пятница, 03.08.2018, 20:49 | Сообщение # 27
Профи
Группа: Модераторы
Сообщений: 1230
Награды: 0
Репутация: 430
Статус: Offline
Цитата лембой ()
Интересные сведения о цене
Вот еще, сведения за 1910-е года. Что ни говори, в те времена произведения меднолитой пластики по цене были доступны практически каждому. Цена любой вершковой иконы - 18 копеек.
Что еще обращает на себя внимание:
- цена на 13-ти вершковые (около 57 см) кресты - за цену одного 13-ти вершкового можно было купить десять 9-ти вершковых. Т. е. разница в цене обусловлена далеко не весом израсходованного металла.
- всего три 7-ми вершковых извода
- двухвершковая Единородный Сыне стоила столько же, сколько двухвершковая Казанская икона Богородицы
- иконы пророк Даниил и Андрей Стратилат, патрональных святых Выговских отцов-основателей Даниила Викулина и Андрея Денисова выпускались вплоть до 1910-х годов


Прикрепления: 6685711.jpg(677.1 Kb) · 8888142.jpg(126.2 Kb)
 
olevsДата: Воскресенье, 05.08.2018, 19:02 | Сообщение # 28
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 248
Награды: 0
Репутация: 182
Статус: Offline
Северный_копарь, спасибо, очень интересно!
Прошу прощения, что не в тему. В объявлении 1910х годов есть "Спас на водах 21/2 вершка". В каталоге есть эта икона?
 
Северный_копарьДата: Воскресенье, 05.08.2018, 22:49 | Сообщение # 29
Профи
Группа: Модераторы
Сообщений: 1230
Награды: 0
Репутация: 430
Статус: Offline
Цитата olevs ()
В каталоге есть эта икона?
До этого не видел даже упоминания, не то, что в каталоге.
 
лембойДата: Понедельник, 06.08.2018, 07:11 | Сообщение # 30
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 1734
Награды: 0
Репутация: 350
Статус: Offline
Северный_копарь, Большое спасибо. Очень интересно.
Вероятно здесь представлен ассортимент московской литейки. Интересно что рядом с 9 вершковыми крестами упомянут 10 вершковай в рамке, это тот что сейчас называют крест в рамке с ромашками. Выходит никакого он не латгальского литья.
Цитата Северный_копарь ()
- двухвершковая Единородный Сыне стоила столько же, сколько двухвершковая Казанская икона Богородицы
В этом нет ничего удивительного. Иконки одного размера стоили одинаково, поскольку трудозатраты на их изготовление были равными. Это сейчас они оцениваются по редкости, а тогда это была просто часть ассортимента, которая пополнялась по мере раскупаемости. Редким и ценным в наше время стало как раз то, что тогда популярностью не пользовалось и покупалось мало.
Цитата Северный_копарь ()
за цену одного 13-ти вершкового можно было купить десять 9-ти вершковых. Т. е. разница в цене обусловлена далеко не весом израсходованного металла.
Действительно интересный факт, видимо это обусловлено какими-то технологическими сложностями отливки предметов такого размера. Например слишком большая усадка металла при остывании давала много трещин, и из 10 отливок нормально получалось 2-3, остальное шло в брак. Или ещё что-то в этом роде.


Сообщение отредактировал лембой - Понедельник, 06.08.2018, 07:14
 
IssandraДата: Понедельник, 06.08.2018, 09:58 | Сообщение # 31
Профи
Группа: Модераторы
Сообщений: 1917
Награды: 0
Репутация: 497
Статус: Offline
Цитата olevs ()
"Спас на водах 21/2 вершка".
Я бы и на Пателеимона за 70 копеек посмотрел .....
Цитата лембой ()
До этого не видел даже упоминания
Действительно крайне редкий извод в иконописи. Теоретически, если пофантазировать, всплеск интереса к этому изводу приходился как раз на это время около 10х годов. В память о войне 1904-1905 года и погибших моряках. Как раз в Питере одноименный храм строили. Думаю старообрядцы тоже на флоте служили. Так что московские литейщики могли новый извод соорудить.....
https://interesniy-spb.livejournal.com/161809.html
 
merkatoreДата: Понедельник, 06.08.2018, 10:35 | Сообщение # 32
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 4688
Награды: 2
Репутация: 2022
Статус: Offline
вот ещё про Спас на воде:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Медовый_Спас#Спас_на_воде

«Спасом на воде» медовый Спас именован в честь малого водосвятия[20]. Традиционно именно в это время на Руси освящали новые колодцы и чистили старые, а также совершали крестный ход на естественные водоёмы и родники для освящения воды[21]. После крестного хода купались в освящённой воде и купали домашний скот, чтобы смыть болезнь, сглаз и др.[2] После «мокрого Спаса» или Макавея уже не купались: лето клонится к закату, вода «цветёт», птицы замолкают, пчела не носит сборы, грачи собираются в стаи и готовятся к отлёту[21]. Для селянина страдная пора, полевые работы, сенокос, жатва. Крестьяне готовят гумны, овины для хлеба нового урожая, пашни под озимые.


Сообщение отредактировал merkatore - Понедельник, 06.08.2018, 10:36
 
olevsДата: Понедельник, 06.08.2018, 11:51 | Сообщение # 33
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 248
Награды: 0
Репутация: 182
Статус: Offline
Цитата Issandra ()
на Пателеимона за 70 копеек посмотрел
Это "Целители". В центре Пантелеимон. Московское литьё. По размерам/цене подходит.

Литую икону "Спас на водах" никто не знает. В прейскуранте нет московской иконы "Спас Смоленский". По размеру и цене эта икона как раз должна приходиться на место неизвестной. Может есть какая-то связь..?
 
merkatoreДата: Понедельник, 06.08.2018, 12:12 | Сообщение # 34
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 4688
Награды: 2
Репутация: 2022
Статус: Offline
в приведённой мной ссылке есть дата "1 августа":
"Медо́вый Спас (также Мáковый Спас, Пе́рвый Спас) — день народного календаря у славян, приходящийся на 1 (14) августа"

в статье про Смоленский образ Спаса есть тоже дата 1 августа:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Спасская_башня#Спас_Смоленский
"В киоте была стеклянная рама, которую отворяли накануне 1 августа ст. ст. и в сам день празднования иконе, на всю Святую неделю и в праздник Рождества Христова."

учитывая что вопрос на форуме поднят между 1 августа по новому и 1 августа по старому стилю, есть подозрение что 1 августа тут не случайно совпало...


Сообщение отредактировал merkatore - Понедельник, 06.08.2018, 12:13
 
IssandraДата: Понедельник, 06.08.2018, 12:13 | Сообщение # 35
Профи
Группа: Модераторы
Сообщений: 1917
Награды: 0
Репутация: 497
Статус: Offline
Артем. На воде, и на водах это как бэ немного разные вещи wink Мне видится - трактовка(трансформация) сюжета Спасение апостола Петра (Хождения по Водам).

https://ru.wikipedia.org/wiki....0%D0%BC
 
merkatoreДата: Понедельник, 06.08.2018, 12:17 | Сообщение # 36
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 4688
Награды: 2
Репутация: 2022
Статус: Offline
Медовый Спас праздновался... значит была икона которой праздновали (при этом в этот день открывали киот с образом Смоленским Спаса на Спасской башне)... Медовый Спас носил другое название Спас на воде... кому как не Поморам так называть Медовый Спас...
Вопрос к Поморцам, чего на Севере больше Мёда или Воды?


Сообщение отредактировал merkatore - Понедельник, 06.08.2018, 12:23
 
Форум » Обсуждения » Общие вопросы » Русское старообрядческое литье из серебра (Обсуждение и фотоподборка)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: