Русское старообрядческое литье из серебра
|
|
Северный_копарь | Дата: Пятница, 27.04.2018, 12:09 | Сообщение # 1 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 2114
Награды: 0
Репутация: 598
Статус: Оффлайн
|
Сегодня встретилась Смоленская икона Божией Матери в серебре, с остатками позолоты. Редкость. Состояние, правда, слезы... Из особенностей - тоньше бронзовых аналогов. Что удивило - и способ опиливания и инструмент для него на бронзе и на серебре одинаковые (см. оборот). Т. е. напрашивается предположение, что и с бронзой и с серебром работали одни и те же мастера (мастерские).
Задумался и стало интересно, почему так редко встречаются серебряные старообрядческие иконы и, в первую очередь, мелкоформатные или т. н. "образки"? Из медных сплавов их выпускалось и использовалось в обиходе довольно много. Не может эта разница объясняться исключительно ценой материала (серебра). Да и не так велика она, эта разница. Вот фотографии на весах:
Как видно, даже в случае с небольшим крестом разница в весе не доходит и до двукратной.
Но сравнивая разницу в соотношении количества серебряных предметов к количеству предметов из медного сплава, в статистике встречаемости, отдельно у крестов и отдельно у икон - получим отличие, по меньшей мере, на порядок. Если говорить о нашем регионе (Архангельская область, все Подвинье, Поонежье, и Пинежье), тогда грубое соотношение по крестам может выглядеть как 1 серебряный к 15-20 из медного сплава. Икона из серебра встречена впервые. Кстати, буду очень благодарен коллегам, которые не пожалеют показать свои серебряные иконы.
При этом не редко встречаются поздние иконы -"образки", изготовленные методом штамповки. На юге области не редки литые иконы -"образки" с изображением голгофского креста. Так почему же обсуждаемых так мало, кто что думает? Коллеги, друзья, буду признателен за любые мнения или сведения. Пожалуйста, высказывайтесь.
Есть не оформившиеся мысли, связанные с процессом эмалирования изделий из серебра. Но всего они не объясняют.
Сообщение отредактировал Калинин - Пятница, 18.09.2020, 17:55 |
|
| |
Master4238 | Дата: Пятница, 27.04.2018, 13:43 | Сообщение # 2 |
Активный участник форума
Группа: Проверенные
Сообщений: 233
Награды: 0
Репутация: 36
Статус: Оффлайн
| Цитата Северный_копарь ( ) Не может эта разница объясняться исключительно ценой материала (серебра). Можем ли мы в полной мере понять-осознать ТЕ цены ? ...Где то с 20-21 минуты: ..."крепостная девочка стоила от 30 до 70 копеек..." https://youtu.be/ohZauG5GbJg
P.S. тоже ведь - купить то могу хоть золотой, хоть платиновый ,а ношу бронзовый и другого не хочу.
Добавлено (27.04.2018, 13:43) ---------------------------------------------
|
|
| |
merkatore | Дата: Пятница, 27.04.2018, 13:57 | Сообщение # 3 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 5230
Награды: 2
Репутация: 2242
Статус: Оффлайн
| может кто-то миниатюрные иконы одевал на шею и носил под рубахой..? в этом случае от меди можно заполучить пятна на коже, тогда заказчику могли отлить серебро...
и цена серебра постоянно падала, к началу 20 века серебро было у каждого... с портретами царя, а вот в 18 веке и рубль был дороже и деньги в основном считали пятаками...
Сообщение отредактировал merkatore - Пятница, 27.04.2018, 13:58 |
|
| |
Master4238 | Дата: Пятница, 27.04.2018, 14:49 | Сообщение # 4 |
Активный участник форума
Группа: Проверенные
Сообщений: 233
Награды: 0
Репутация: 36
Статус: Оффлайн
| Цитата merkatore ( ) может кто-то миниатюрные иконы одевал на шею и носил под рубахой..? в этом случае от меди можно заполучить пятна на коже, Это не серьёзно. Опыт лучший критерий истины. Повторюсь: много лет ношу бронзовый крест. Уже молитва с оборота на четверть стёрлась, и никогда ни каких пятен не было.
|
|
| |
Северный_копарь | Дата: Пятница, 27.04.2018, 20:44 | Сообщение # 5 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 2114
Награды: 0
Репутация: 598
Статус: Оффлайн
| Цитата Master4238 ( ) Повторюсь: много лет ношу бронзовый крест. Уже молитва с оборота на четверть стёрлась, и никогда ни каких пятен не было. Аллергия - штука индивидуальная.
|
|
| |
лембой | Дата: Суббота, 28.04.2018, 07:05 | Сообщение # 6 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 1913
Награды: 0
Репутация: 385
Статус: Оффлайн
| От кислотности кожи конкретного человека зависит, красится ли медь. Но этим все не объяснишь. Меня самого давно волнует эта тема. Среди старообрядцев, особенно беспоповцев, было много очень не бедных людей. Рябушинский вообще писал, что до 80% русского купечества были старообрядцы. Может, конечно, и преувеличивал немного, но тем не менее ясно что люди, которым доступно было серебро, среди старообрядцев имелись. Деревянные старообрядческие иконы в серебряных окладах не редкость. То есть на них деньги были, а вот на литьё даже небольших иконок из серебра нет? Не смешите. Но я за всю жизнь лишь однажды, где то в 80х годах, видел большой 35 сантиметровый крест из серебра с проставленной 84 пробой. И пару раз слышал о них. Но это ведь исключение, такой купеческий выпендреж. То есть то, что нормально было для писаных икон, практически не применялось в литье. Это действительно загадка. И не в деньгах здесь было дело. С другой стороны, я всего однажды видел литую иконку из цинка, и то не старообрядческого извода. Из чугуна и олова они тоже хоть и бывают, но не старообрядческие. Видимо для староверов имело какое-то значение из какого именно металла отлита икона. В пользу этого ещё один пример. Как то помнится еще на молотке проходила литая иконка в глухом серебряном окладе. Прорези только под лица и руки. То есть простую латунь, и в серебро !!!
В связи с этим расскажу одну легенду. Еще в начале 70х в Любытинском районе Новгородской области, при мне, мальчишке, старик феодосеевец рассказывал, что раньше, если в округе в какой-то из никонианских церквей разбивался колокол дониконовского литья, то староверы сбрасывались, выкупали у попа осколки, и отправляли их на переливку на иконы. Иногда мужики попа подкупали и он списывал колокол как разбитый. И что дескать по всей россии староверы скупали разбитые колокола, и что абсолютно все литые иконы отлиты именно из дониконовских колоколов, отчего имеют особую святость и должны почитаться более писаных деревянных. При этом разговоре присутствовало несколько человек местных жителей, и все они были уверены что так оно и было. Думаю что под этим рассказом есть реальная основа. Может в раннее время и лили иконы из разбитых колоколов. Толчком к этому мог послужить запрет староверам иметь колокола. Ну и куда их дели, не никонианам же подарили? А вот особо благодатных икон налить вполне могли. Ну а позднее в крупных центрах литья могли к обычному металлу подмешивать металл дониконовских колоколов, для святости. Оттого у староверов повсеместно особо и почитались литые иконы. И никому и в голову не приходило отлить их из серебра или какого другого металла.
Сообщение отредактировал лембой - Суббота, 28.04.2018, 07:19 |
|
| |
dr-g-lekter | Дата: Суббота, 28.04.2018, 08:54 | Сообщение # 7 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 1699
Награды: 0
Репутация: 282
Статус: Оффлайн
| Цитата лембой ( ) и отправляли их на переливку на иконы Это даже не легенда, официальная информация, вот только совершенно не могу вспомнить, где я об этом читал. Упор на эмали делал, а по литью вскользь прошел.
|
|
| |
Северный_копарь | Дата: Суббота, 28.04.2018, 19:15 | Сообщение # 8 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 2114
Награды: 0
Репутация: 598
Статус: Оффлайн
| Цитата лембой ( ) Видимо для староверов имело какое-то значение из какого именно металла отлита икона. В пользу этого ещё один пример. Как то помнится еще на молотке проходила литая иконка в глухом серебряном окладе. Прорези только под лица и руки. То есть простую латунь, и в серебро !!! Спасибо, в этом что-то есть. Во вступительной статье к изданию "Русское медное литье. Избранные памятники в собраниях Урала." есть информация об особом отношении к меди. Нужно будет перечитать и поразмышлять на досуге. Еще раз спасибо!Добавлено (28.04.2018, 19:15) --------------------------------------------- А тут мозаика, в общем-то, сложилась:
Отсюда
Цитата Северный_копарь ( ) Кроме основных фактов, что еще показалось интересным: во-первых само понятие - колокольная медь. Возможно, северные иконы производства, ориентировочно, последней трети XVII - первой трети XVIII веков (пример на фото ниже), а также им подобные, из т. н. "белой" бронзы - медного сплава сероватого оттенка; это и есть предметы из "колокольной меди". По цвету, действительно, похожи. Ну это так, зыбкое предположение. +
Цитата лембой ( ) ... в Любытинском районе Новгородской области, при мне, мальчишке, старик феодосеевец рассказывал, что раньше, если в округе в какой-то из никонианских церквей разбивался колокол дониконовского литья, то староверы сбрасывались, выкупали у попа осколки, и отправляли их на переливку на иконы. Иногда мужики попа подкупали и он списывал колокол как разбитый. И что дескать по всей россии староверы скупали разбитые колокола, и что абсолютно все литые иконы отлиты именно из дониконовских колоколов, отчего имеют особую святость и должны почитаться более писаных деревянных. Цитата dr-g-lekter ( ) Это даже не легенда, официальная информация, вот только совершенно не могу вспомнить, где я об этом читал. Упор на эмали делал, а по литью вскользь прошел. +
Отсюда
Цитата DimonZV ( ) Больше чем в современной Нижегородской области (юго запад) я их не видел нигде, и еще большое количество таких иконок встречалось в Гороховецком районе Владимирской области.Так что с большой долей вероятности центр производства этих икон был где то не далеко, от этих мест. В теме, из которой процитировано сообщение Дмитрия (DimonZV) и ссылка на которую приведена вначале абзаца, речь шла как раз об иконах из т. н. "белой бронзы".
Попробую сформулировать обобщение. Т. е. мы имеем устные свидетельства о том, что в Нижегородской области использовали лом колокольной меди ( фрагменты колоколов) для литья икон. Свидетельство авторитетного поисковика, о том, что в Нижегородской области в большом количестве встречались иконы, очень похожие по цвету металла и по цвету патины на металл колоколов. И одно дополнительное упоминание о том, что т. н. "колокольная медь" достаточно давно использовалась в качестве сырья для медного литья.
|
|
| |
лембой | Дата: Воскресенье, 29.04.2018, 04:48 | Сообщение # 9 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 1913
Награды: 0
Репутация: 385
Статус: Оффлайн
| Мои сведения не из Нижегородской, а с севера Новгородской обл, это где Новгород Велкий а не Нижний. Бывший Тихвинский уезд.
|
|
| |
Северный_копарь | Дата: Воскресенье, 29.04.2018, 05:26 | Сообщение # 10 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 2114
Награды: 0
Репутация: 598
Статус: Оффлайн
| лембой, конечно! Прошу прощения за невнимательность. Тогда региональные привязки из обобщения, к сожалению, как раз обобщающей роли играть не будут и в нем теряется смысл.
|
|
| |
лембой | Дата: Понедельник, 30.04.2018, 04:51 | Сообщение # 11 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 1913
Награды: 0
Репутация: 385
Статус: Оффлайн
| Ну то что это явление было не в одном регионе как раз гораздо важнее. Можно предполагать что оно было повсеместным. А если сбор битых колоколов старообрядцами был хорошо налажен по всей России, то объём собираемого металла мог быть очень немалым. Колокола то ведь были в каждом сельском приходе, и как правило не один. И они периодически бились. Из за усталости металла, во время пожаров, падали с колокольни сорвавшись из за перетершихся веревок или сгнивших переводин. В общем процент пластики отлитой из колокольной меди может быть не малым. Надо повнимательней присмотреться к металлу колоколов и пластики на предмет аналогичности, особенно к Выгу и ранней Москве.
Сообщение отредактировал лембой - Понедельник, 30.04.2018, 04:59 |
|
| |
Северный_копарь | Дата: Четверг, 03.05.2018, 23:30 | Сообщение # 12 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 2114
Награды: 0
Репутация: 598
Статус: Оффлайн
| Цитата Северный_копарь ( ) Во вступительной статье к изданию "Русское медное литье. Избранные памятники в собраниях Урала." есть информация об особом отношении к меди. Нужно будет перечитать и поразмышлять на досуге. Перечитал наконец - оказалось, что видел где-то в другом месте. К сожалению пока не вспомнил где именно
Цитата лембой ( ) Надо повнимательней присмотреться к металлу колоколов и пластики на предмет аналогичности, особенно к Выгу и ранней Москве. А толку-то присматриваться... Эта мысль давно в голове крутится. Видимых сходств и параллелей там можно понаходить множество. Вот, в качестве лишь одного из примеров, фотографии фрагментов колоколов и икон из т. н. "белой" бронзы:
А это предметы из т. н. "оловянистой" бронзы (сплава, в котором содержание олова, по-видимому, было еще выше). Встречаются существенно реже и имеют все признаки мелкокустарного изготовления:
Но без анализа состава сплавов все выводы, сделанные на основании этих сходств так и останутся предположениями.
|
|
| |
Северный_копарь | Дата: Пятница, 04.05.2018, 16:39 | Сообщение # 13 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 2114
Награды: 0
Репутация: 598
Статус: Оффлайн
| Серебряная икона Николы Можайского из коллекции нашего итальянского коллеги Zanotelli Tiziano показанная в теме на Айкон-Арт: http://www.icon-art.info/phpBB2/viewtopic.php?t=91761
|
|
| |
markgg | Дата: Пятница, 04.05.2018, 17:11 | Сообщение # 14 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 15028
Награды: 0
Репутация: 1422
Статус: Оффлайн
| Колокольная медь от Д.О.
|
|
| |
dr-g-lekter | Дата: Пятница, 04.05.2018, 17:20 | Сообщение # 15 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 1699
Награды: 0
Репутация: 282
Статус: Оффлайн
| Давно хранил на флешке, думал когда-нибудь пригодится. И вот пригодилось:
|
|
| |
Северный_копарь | Дата: Пятница, 04.05.2018, 22:38 | Сообщение # 16 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 2114
Награды: 0
Репутация: 598
Статус: Оффлайн
| markgg, спасибо! dr-g-lekter, Сергей, привет! Предметы, мягко говоря, своеобразные. Особенно Одигитрия. Если цветопередача на мониторе меня не обманывает, они все из серебра? Лучших фотографий, я так понимаю, нет? Провенанс?
|
|
| |
dr-g-lekter | Дата: Суббота, 05.05.2018, 00:03 | Сообщение # 17 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 1699
Награды: 0
Репутация: 282
Статус: Оффлайн
| Цитата Северный_копарь ( ) Если цветопередача на мониторе меня не обманывает, они все из серебра? Лучших фотографий, я так понимаю, нет? Провенанс? Привет! Да, все серебряные. Провенанса ноль, обнаружил на Богом забытом сайте при поиске деревянных прототипов меднолитых икон и крестов, абсолютно без претензий на продажу, просто примеры.
|
|
| |
Северный_копарь | Дата: Суббота, 05.05.2018, 12:57 | Сообщение # 18 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 2114
Награды: 0
Репутация: 598
Статус: Оффлайн
| Цитата dr-g-lekter ( ) ... просто примеры. Спасибо! На мой взгляд предметы не безвопросные, но на основании только имеющейся информации с уверенностью ничего сказать нельзя. Еще раз благодарю!
|
|
| |
Северный_копарь | Дата: Вторник, 29.05.2018, 02:28 | Сообщение # 19 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 2114
Награды: 0
Репутация: 598
Статус: Оффлайн
| Цитата лембой ( ) Видимо для староверов имело какое-то значение из какого именно металла отлита икона. Возвращаясь к этой интересной мысли, сформулированной коллегой. Все же во вступительной статье к альбому "Русское медное литье. Избранные памятники в собраниях Урала", о которой я упоминал выше, было высказывание, которое можно отнести к числу причин особого отношения к меди в старообрядческой среде. На стр. 23, со ссылкой на труд АП (Архамандрита Палладия) "Обозрение Пермского раскола, так называемого "старообрядства", читаем: "Безпоповцы же почитают исключительно меднолитные изображения, и почитание таких изображений защищают тем, что св. великий князь Владимир вывез из Греции и почитал только медные иконы".
В указанном труде, на стр. 175, действительно, есть такое высказывание. В целом, речь, по всей видимости, идет об истории завоевания князем Владимиром Корсуни и последующих за этим событий. Начал просматривать тексты летописей, сперва то немногое, что было в домашней библиотеке, затем в Интернет. И, по счастью, наткнулся на статью нашего украинского коллеги Юрия Диба (или Дибы) "Корсуньские «капища»Владимира Святославовича": текст статьи. В ней на второй странице (или странице 44, если учитывать сквозную нумерацию всего сборника) есть отрывок из Лаврентьевской летописи, где действительно упоминаются медные иконы:
При этом, из отрывка другого текста (Ипатьевской летописи) видно, что, возможно, автором Лаврентьевской летописи при переписывании была допущена ошибка, в следствии которой слово "кони" превратилось в "иконы".
Т. о., действительно, вполне возможно, что старообрядцы в формировании своего особого отношения к медным иконам руководствовались, в том числе, этими словами из древнего предания.
|
|
| |
лембой | Дата: Среда, 13.06.2018, 05:00 | Сообщение # 20 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 1913
Награды: 0
Репутация: 385
Статус: Оффлайн
| Вот такой предмет с 84 пробой.
|
|
| |
Issandra | Дата: Среда, 13.06.2018, 08:34 | Сообщение # 21 |
Профи
Группа: Модераторы
Сообщений: 2259
Награды: 0
Репутация: 593
Статус: Оффлайн
| Цитата лембой ( ) Вот такой предмет с 84 пробой. Туфта. И литье и пробы. Для иностранных туристов на Невском. Из серии махорка-цайтунг-водка .
|
|
| |
Северный_копарь | Дата: Среда, 13.06.2018, 23:35 | Сообщение # 22 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 2114
Награды: 0
Репутация: 598
Статус: Оффлайн
| Цитата лембой ( ) Вот такой предмет с 84 пробой. Согласен с Игорем - сильно смахивает на новодел. Скажите пожалуйста, крест Ваш? У предмета есть провенанс?
|
|
| |
лембой | Дата: Пятница, 15.06.2018, 04:36 | Сообщение # 23 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 1913
Награды: 0
Репутация: 385
Статус: Оффлайн
| Насчет провенанса не знаю, был выставлен и продан на мешке.
Сообщение отредактировал лембой - Пятница, 15.06.2018, 04:36 |
|
| |
Северный_копарь | Дата: Вторник, 10.07.2018, 23:08 | Сообщение # 24 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 2114
Награды: 0
Репутация: 598
Статус: Оффлайн
| Встретил упоминание серебряного литья у Е. М. Юхименко в ее книге "Старообрядчество. История и культура", в выдержке из "Дневных дозорных записей":
|
|
| |
лембой | Дата: Среда, 11.07.2018, 05:39 | Сообщение # 25 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 1913
Награды: 0
Репутация: 385
Статус: Оффлайн
| Интересные сведения о цене, 75-80 руб за пуд, то есть 5 руб кило. Получается вершковая иконка отличного литья, одного из лучших мастеров, стоила всего копеек 30-35.
Сообщение отредактировал лембой - Среда, 11.07.2018, 05:53 |
|
| |
merkatore | Дата: Четверг, 12.07.2018, 13:54 | Сообщение # 26 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 5230
Награды: 2
Репутация: 2242
Статус: Оффлайн
| Цитата лембой ( ) стоила всего копеек 30-35. до отмены крепостного права деньги имели своеобразную ценность - серебром, медью или ассигнациями и рубль в этих величинах был разной ценности.... дворяне вообще сидели без денег все в долгах поголовно, для них и тысяча не деньги, но в карманах пусто, они богатство не деньгами не гектарами земли не домами, а душами считали "вы богаты, у вас много душ?"- главный вопрос эпохи... холопу рубль может единственное богатство было или цена его детёныша... можно несколько икон купить а можно и ребёнка...
Сообщение отредактировал merkatore - Четверг, 12.07.2018, 14:27 |
|
| |
Северный_копарь | Дата: Пятница, 03.08.2018, 20:49 | Сообщение # 27 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 2114
Награды: 0
Репутация: 598
Статус: Оффлайн
| Цитата лембой ( ) Интересные сведения о цене Вот еще, сведения за 1910-е года. Что ни говори, в те времена произведения меднолитой пластики по цене были доступны практически каждому. Цена любой вершковой иконы - 18 копеек. Что еще обращает на себя внимание: - цена на 13-ти вершковые (около 57 см) кресты - за цену одного 13-ти вершкового можно было купить десять 9-ти вершковых. Т. е. разница в цене обусловлена далеко не весом израсходованного металла. - всего три 7-ми вершковых извода - двухвершковая Единородный Сыне стоила столько же, сколько двухвершковая Казанская икона Богородицы - иконы пророк Даниил и Андрей Стратилат, патрональных святых Выговских отцов-основателей Даниила Викулина и Андрея Денисова выпускались вплоть до 1910-х годов
|
|
| |
olevs | Дата: Воскресенье, 05.08.2018, 19:02 | Сообщение # 28 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 255
Награды: 0
Репутация: 196
Статус: Оффлайн
| Северный_копарь, спасибо, очень интересно! Прошу прощения, что не в тему. В объявлении 1910х годов есть "Спас на водах 21/2 вершка". В каталоге есть эта икона?
|
|
| |
Северный_копарь | Дата: Воскресенье, 05.08.2018, 22:49 | Сообщение # 29 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 2114
Награды: 0
Репутация: 598
Статус: Оффлайн
| Цитата olevs ( ) В каталоге есть эта икона? До этого не видел даже упоминания, не то, что в каталоге.
|
|
| |
лембой | Дата: Понедельник, 06.08.2018, 07:11 | Сообщение # 30 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 1913
Награды: 0
Репутация: 385
Статус: Оффлайн
| Северный_копарь, Большое спасибо. Очень интересно. Вероятно здесь представлен ассортимент московской литейки. Интересно что рядом с 9 вершковыми крестами упомянут 10 вершковай в рамке, это тот что сейчас называют крест в рамке с ромашками. Выходит никакого он не латгальского литья.
Цитата Северный_копарь ( ) - двухвершковая Единородный Сыне стоила столько же, сколько двухвершковая Казанская икона Богородицы В этом нет ничего удивительного. Иконки одного размера стоили одинаково, поскольку трудозатраты на их изготовление были равными. Это сейчас они оцениваются по редкости, а тогда это была просто часть ассортимента, которая пополнялась по мере раскупаемости. Редким и ценным в наше время стало как раз то, что тогда популярностью не пользовалось и покупалось мало.
Цитата Северный_копарь ( ) за цену одного 13-ти вершкового можно было купить десять 9-ти вершковых. Т. е. разница в цене обусловлена далеко не весом израсходованного металла. Действительно интересный факт, видимо это обусловлено какими-то технологическими сложностями отливки предметов такого размера. Например слишком большая усадка металла при остывании давала много трещин, и из 10 отливок нормально получалось 2-3, остальное шло в брак. Или ещё что-то в этом роде.
Сообщение отредактировал лембой - Понедельник, 06.08.2018, 07:14 |
|
| |
Issandra | Дата: Понедельник, 06.08.2018, 09:58 | Сообщение # 31 |
Профи
Группа: Модераторы
Сообщений: 2259
Награды: 0
Репутация: 593
Статус: Оффлайн
| Цитата olevs ( ) "Спас на водах 21/2 вершка". Я бы и на Пателеимона за 70 копеек посмотрел .....
Цитата лембой ( ) До этого не видел даже упоминания Действительно крайне редкий извод в иконописи. Теоретически, если пофантазировать, всплеск интереса к этому изводу приходился как раз на это время около 10х годов. В память о войне 1904-1905 года и погибших моряках. Как раз в Питере одноименный храм строили. Думаю старообрядцы тоже на флоте служили. Так что московские литейщики могли новый извод соорудить..... https://interesniy-spb.livejournal.com/161809.html
|
|
| |
merkatore | Дата: Понедельник, 06.08.2018, 10:35 | Сообщение # 32 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 5230
Награды: 2
Репутация: 2242
Статус: Оффлайн
| вот ещё про Спас на воде: https://ru.wikipedia.org/wiki/Медовый_Спас#Спас_на_воде
«Спасом на воде» медовый Спас именован в честь малого водосвятия[20]. Традиционно именно в это время на Руси освящали новые колодцы и чистили старые, а также совершали крестный ход на естественные водоёмы и родники для освящения воды[21]. После крестного хода купались в освящённой воде и купали домашний скот, чтобы смыть болезнь, сглаз и др.[2] После «мокрого Спаса» или Макавея уже не купались: лето клонится к закату, вода «цветёт», птицы замолкают, пчела не носит сборы, грачи собираются в стаи и готовятся к отлёту[21]. Для селянина страдная пора, полевые работы, сенокос, жатва. Крестьяне готовят гумны, овины для хлеба нового урожая, пашни под озимые.
Сообщение отредактировал merkatore - Понедельник, 06.08.2018, 10:36 |
|
| |
olevs | Дата: Понедельник, 06.08.2018, 11:51 | Сообщение # 33 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 255
Награды: 0
Репутация: 196
Статус: Оффлайн
| Цитата Issandra ( ) на Пателеимона за 70 копеек посмотрел Это "Целители". В центре Пантелеимон. Московское литьё. По размерам/цене подходит.
Литую икону "Спас на водах" никто не знает. В прейскуранте нет московской иконы "Спас Смоленский". По размеру и цене эта икона как раз должна приходиться на место неизвестной. Может есть какая-то связь..?
|
|
| |
merkatore | Дата: Понедельник, 06.08.2018, 12:12 | Сообщение # 34 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 5230
Награды: 2
Репутация: 2242
Статус: Оффлайн
| в приведённой мной ссылке есть дата "1 августа": "Медо́вый Спас (также Мáковый Спас, Пе́рвый Спас) — день народного календаря у славян, приходящийся на 1 (14) августа"
в статье про Смоленский образ Спаса есть тоже дата 1 августа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Спасская_башня#Спас_Смоленский "В киоте была стеклянная рама, которую отворяли накануне 1 августа ст. ст. и в сам день празднования иконе, на всю Святую неделю и в праздник Рождества Христова."
учитывая что вопрос на форуме поднят между 1 августа по новому и 1 августа по старому стилю, есть подозрение что 1 августа тут не случайно совпало...
Сообщение отредактировал merkatore - Понедельник, 06.08.2018, 12:13 |
|
| |
Issandra | Дата: Понедельник, 06.08.2018, 12:13 | Сообщение # 35 |
Профи
Группа: Модераторы
Сообщений: 2259
Награды: 0
Репутация: 593
Статус: Оффлайн
| Артем. На воде, и на водах это как бэ немного разные вещи Мне видится - трактовка(трансформация) сюжета Спасение апостола Петра (Хождения по Водам).
https://ru.wikipedia.org/wiki....0%D0%BC
|
|
| |
merkatore | Дата: Понедельник, 06.08.2018, 12:17 | Сообщение # 36 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 5230
Награды: 2
Репутация: 2242
Статус: Оффлайн
| Медовый Спас праздновался... значит была икона которой праздновали (при этом в этот день открывали киот с образом Смоленским Спаса на Спасской башне)... Медовый Спас носил другое название Спас на воде... кому как не Поморам так называть Медовый Спас... Вопрос к Поморцам, чего на Севере больше Мёда или Воды?
Сообщение отредактировал merkatore - Понедельник, 06.08.2018, 12:23 |
|
| |
Северный_копарь | Дата: Суббота, 09.11.2019, 01:49 | Сообщение # 37 |
Профи
Группа: Проверенные
Сообщений: 2114
Награды: 0
Репутация: 598
Статус: Оффлайн
| Центральная часть поморского мелкоформатного складня, Образ Нерукотворный.
|
|
| |
Калинин | Дата: Пятница, 22.11.2019, 13:26 | Сообщение # 38 |
Профи
Группа: Администраторы
Сообщений: 8865
Награды: 0
Репутация: 1169
Статус: Оффлайн
| Из собрания ГИМа:
Из собрания музея им. Андрея Рублёва:
Из собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника:
|
|
| |
Калинин | Дата: Суббота, 11.02.2023, 15:36 | Сообщение # 39 |
Профи
Группа: Администраторы
Сообщений: 8865
Награды: 0
Репутация: 1169
Статус: Оффлайн
| Из собрания ГИМ:
|
|
| |
Калинин | Дата: Среда, 29.05.2024, 10:39 | Сообщение # 40 |
Профи
Группа: Администраторы
Сообщений: 8865
Награды: 0
Репутация: 1169
Статус: Оффлайн
| Тот самый "купеческий выпендрёж", о котором тут писали выше — Чудо Георгия о змие из серебра, да ещё толщиной 7 мм. Сама икона стандартная, рамка нет.
76 х 69 х 7 мм, из собрания Тверской областной картинной галереи.
|
|
| |