«Г» - глоссарий
А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Гайтан - шнурок лента или ремешок, а также широкая ажурная многозвенная цепочка с подвесными креплениями для тельного и/или наперсного креста или небольшой литой иконы. В широком понимании, особенно в северорусских, южнорусских и малороссийских говорах, применительная норма термина "гайтан" относится и к цепочкам для ношения крупных наперсных и киотно-наперсных крестов.
Многозвенные цепи-гайтаны шириной до 4,5 см и длиной от 80 до 110 см были распространены на Русском Севере для ношения некрупного (55 - 80 мм), но богато украшенного наперсного креста, были элементом традиционного праздничного женского костюма. Широкие ленты-гайтаны, украшенные коралловыми бусами, стеклянными пронизками и снабжённые несколькими тельными крестами составляют традиционный праздничный убор женского костюма на Украине.
См. также: Тельный крест,
Гальваническое золочение -
Гантание (гантование) - процесс механической шлифовки мелких готовых изделий, например крестов-тельников, для придания им товарного вида и блеска после отливки. Технологическая операция, следующая за кратковременной обработкой кислотой. Изделия помещали навалом в мешок с маленькими деревянными чурбачками, двое человек брали мешок с двух сторон и начинали встряхивать поочередно друг на друга, добиваясь волнообразных движений; мягкий металл изделий истирался, появлялся блеск, при этом не образовывалось царапин; изделие приобретало товарный вид. После этого, дабы отделить изделия от опилок, производили просеивание в решете. По окончании Г. изделия окончательно приобретали натуральный вид сплава: латунь - желтый цвет, бронза - красноватый золотистый.
Геометрический орнамент -
Глава Адама -
Гладильник (гладило) - ручной инструмент, применявшийся для финальной или предфинальной обработки поверхностей иконы после её обработки напильником или на точильном круге. Представлял собой удлиннённая деревянная плашка с закреплённым на ней абразивным камнем и ручкой, длина рабочей части 220-300 мм, ширина 30-50 мм. Мог применяться для заточки сельскохозяйственного инструмента и домашней утвари (ножницы, ножи) и, факультативно - для обработки кустарно выделанных предметов личного благочестия.
Упоминается в "Указе о медном мастерстве" 17 века.
Голбец (голубец, крест-голбец) -
Голгофа - 1. гора в окрестностях Иерусалима, на которой совершилась крестная казнь Христа. Схематически изображается на иконах и крестах в виде небольшой возвышенности, на которой установлен Голгофский Крест. Под Г., в лифостротоне символически изображена могила праотца Адама в виде черепа и двух костей (т. наз. Глава Адама).
2. Подставка для канунного креста, литая или штампованная, с прорезью для крепления киотного креста.
3. Меднолитая накладка на напрестольное Евангелие, выполненная на основе картуша одного из многосюжетных складней:
4. Деревянная резная доска с изображением Голгофского Креста, изображённого на фоне Града Иерусалимского.
5. Cамостоятельная меднолитая икона с изображением Голгофского Креста на фоне Града Иерусалимского.
Меднолитая накладка на напрестольное Евангелие:
Самостоятельная меднолитая икона-голгофа:
См. также: град Иерусалимский. Канун, Канунные фигуры.
Голгофский Крест -
Град Иерусалимский -
Гребнев Лука Арефьевич -
Один из немногих мастеров-знаменщиков, чьи фамилии удалось установить.. .....................................
См. Также: Хрусталёв Р.С., Чернов Пётр, Закаткин Е.И., Михайлов Андрей, Тимофеев Игнат, Трофимов Иван, Содхин, Клеймо мастера литое.
Гуслицкое литьё -