«К» - глоссарий

А  Б  В  Г  Д  Е  Ё  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

Камнепостлание - см. Лифостротон.


Канун


Канунные фигуры - см. Фигуры канунные.


Канфарение - обработка поверхности иконы и/или её отдельных элементов ударным инструментом канфарником для нанесения точечных, штриховых или циркульных углублений, в декоративных целях или для лучшего сцепления эмалевой массы с поверхностью.

Известны примеры, когда К. не делали в мастерской специально; оно переносилось с моделей. Например, когда в качестве модели брали безэмальную отливку из другой мастерской, в которой она уже была подготовлена для нанесения эмали, или же в случаях, когда мастер-модель была изготовлена методом художественной чеканки и К. использовалось мастером-чеканщиком как одна из декоративных техник при ее изготовлении.


Канфарник - твердосплавный ручной ударный стержнеобразный инструмент, разновидность чекана. Заострённые с одного конца К. использовались для отделки фона (поля) иконы точками - для придания поверхности определённого внешнего вида (в декоративных целях), либо, для подэмальных икон - для лучшего сцепления эмалевой массы с поверхностью.

См. также: Канфарение, Наложение эмали, Штихель, Чекан.


Картуш


Каталог русского медного литья - общедоступный бесплатный онлайн-каталог предметов русского медного литья, составная часть портала Меднолит.Ру, интернет-адрес Каталога: http://mednolit.ru/photo. Каталог построен на приниципах научной классификации, и включает в себя исчерпывающий перечень форм и типов предметов личного благочестия, а также меднолитых предметов, используемых в церковном обиходе. В Каталог включены предметы, произведённые на территории Древней Руси и России с X по нач. XX века. Каталог содержит разделы, посвящённые иконам и складням, киотным, наперсным, нательным крестам и крестам-энколпионам, литым накладкам на богослужебные книги, привескам Голгофский Крест, канунным и паникадильным фигурам, параманным иконам и крестам, а также панагиям.

Для удобства пользования предметы в каждой из категорий подразделены на "X-XVI век" и "XVII-XIX век". Каждому предмету присвоен уникальный номер и эмпирически вычисленная степень редкости. Каталог складывается из предметов, находящихся в частных и музейных коллекциях, предметов с онлайн-аукционов, форумов, и т. п.

Принцип добавления предметов в Каталог: одно качественное и/или два и более количественных отличий от имеющихся в Каталоге предметов.

На данный момент Каталог Меднолит.Ру является крупнейшим в мире онлайн-собранием русского медного литья и содержит более 5500 позиций.

Каталог, будучи неотъемлемой частью портала Меднолит.Ру, является частной собственностью, и пополняется исключительно за счёт энтузиазма и преданности делу систематизации и изучения памятников русского медного литья. Чтобы предложить предмет в Каталог или оказать добровольную финансовую помощь проекту просим всех желающих обращаться к администрации портала через Форму обратной связи.


Кацея - кадило без цепей, но на ручке, приделанной сбоку к корпусу.
К. предназначена для использования мирянами, то есть лицами не имеющими церковного сана. Имеет наибольшее распространение в старообрядческой среде. Используется для каждения, то есть окуривания ароматическими веществами. Внутрь К. закладываются горячие угли, на которые кладётся ладан или смола. Кадят К. обычно крестообразно, как бы описывая в воздухе крест.


Квадрифолий (форма)


Кернение механическая операция ударного характера, производимая ручным твердосплавным инструментом (керном) для воссоздания утраченных в процессе бытования мелких точечных деталей рельефа. Чаще всего кернением восстанавливают стёршиеся зрачки изображённых на иконе фигур (собственно, сам глаз, не считая зрачка, "восстанавливают" подрезкой).
К., осуществляемое для поновления затёртой (замоленной) иконы или креста, часто используется в целях введения в заблуждения покупателя предмета, для придания предмету утраченных кондиций.
Чаще всего именно кернением производилась т. наз. владельческая подпись на обратной стороне иконы.

Примеры К. - владельческие подписи:

Примеры К. - нанесение даты (года):


См. также: Подрезка, Владельческая подпись.


Керженские скиты - скиты (удалённые поселения гонимых монахов и мирян-староверов) на территориии Нижегородской губернии, появившиеся в конце 17-го века после осады Соловецкого монастыря. Дата основания первого скита (скит Смольяны) - 1657 г., ещё до Соловецкого восстания. К.с. справедливо считаются оплотом благочестия, центром культуры староверия, местами сохранения старых, дораскольных обычаев и обрядовости.

Большая часть была населена староверами-поповцами, имелись и скиты безпоповцев. К нач. 18-го века на р. Керженец было около ста скитов с населением 700 иноков и около 2000 инокинь. В послепетровское время большая часть скитов была уничтожена, за исключением Оленевского и Шарпанского, но после снятия запрета на возвращение бежавших за границу Империи староверов, скиты стали восстанавливаться; к 1787 году насчитывалось 54 скита с восемью тысячами насельников. Начало 19-го века - остаётся 35 скитов (большая часть - староверов-поповцев; скиты финансируются московскими купцами-поповцами), к 1826 году осталось 28 скитов с население чуть более 2800 человек.

Гонения на староверие, последовательно проводимые в царствование Николая I, стали фатальными для К.с.: 1826 год - запрет на строительство новых моленных и ремонт старых, запрет устраивать моленные в жилых домах, запрет староверам иметь колокола, 1836 год - запрет принимать новых людей в скиты. Конец царствования этого монарха ознаменовался "выгонкой" всего населения К.с. и уничтожением самих скитов. И выгонкой и уничтожением руководил чиновник по особым поручениям П.С.Мельников - впоследствие известный писатель Мельников-Печерский, живописавший быт русской деревни и староверов, а на деле - железной рукой, при помощи полиции и армии, руководивший уничтожением скитских общежительств.

После николаевских гонений большая часть К.С. так и не восстановилось, хотя вплоть до конца 19-го века московское купечество пыталось возродить хотя бы часть былого керженского староверия, Савва Морозов возводил часовню в одном из скитов (Корельском). Окончание истории К.С. наступило при большевиках, когда в 1927 году был расселён Комаровский скит.

В настоящее время некоторые из К.С. являются местами паломничества староверов, на месте некоторых скитов располагаются небольшие деревни, среди населения распространено староверие поповского и безпоповского согласий, краеведы-энтузиасты и паломники ухаживают за некоторыми скитскими могилами


Киотный крест


Киотно-наперсный крест - 


Клеймо литейного заведения


Клеймо мастера - личный знак мастера, нанесенный на икону в процессе её создания, с целью идентификации её изготовителя. Чаще всего - инициалы мастера, напр., "МРСХ" - мастер Родион Семёнович Хрусталёв. Зачастую один и тот же мастер мог ставить разные клейма, состоящие из по-разному скомпонованных своих инициалов: МРСХ, МРС, РХ, РСХ, разносить буквы инициалов по разным участкам иконы (креста).

К. м. никогда не проставляется в поле иконы: только на её рамке, бортиках, торцах, обратной стороне. В некоторых случаях вместе с К.л. проставляется год, арабскими или старыми русскими (буквенными) цифрами.
По характеру нанесения К.м., его сочетанию с другими клеймами, с датой, специалист может датировать икону с точностью до года, узнать место отливки, определить, первая ли это отливка или переливок с неё, сделанный в другой литейке, в т. ч. - в другом регионе, и так далее.
Чаще всего аббревиатура, составляющая фамилию, имя и отчество мастера разделена точками.
Часть аббревиатур на данный момент не расшифрована, фамилии мастеров не установлены.

См. также: Центры медного литья 19 - 20 вв., Матка, Хрусталёв Р.С., Чернов Пётр, Гребнев Л.А., Закаткин Е.И., Михайлов Андрей, Тимофеев И., Содхин


Клеймо мастера чеканное - специальный знак мастера нанесенный на икону после её отливки методом чеканки, с целью идентификации её изготовителя.
См. также: Прочеканка.


Ковчег - 


Коллекционирование предметов личного благочестия и церковной утвари - хобби, вид собирательства .............................


Колокольная медь (бронза)


Кокошник - обиходное название верхней киотчатой части некоторых складней и икон. Первые меднолитые складни с К. были разработаны, вероятнее всего, на Выгу (Большие Праздничные Створы), в дальнейшем получив широкое распространение. Создавая их, выговские мастера, вероятно, частично копировали писаные складни 15-16 веков, также имевшие киотчатые навершия створок, а такие навершия в свою очередь  отдалённо напоминают церковный купол; данный символизм наверняка имелся в виду при создании складней этой формы.  Название "К." упоминалось в описях епархиальных древлехранилищ середины-конца XIX века и, будучи обиходным, перекочевало в научную литературу как до-, так и послереволюционного периода. В настоящее время в литературе чаще встречается наименование "складень [икона] купольной [киотчатой] формы", однако термин К. сохранися в некоторых публикациях и прямой речи коллекционеров медного литья. На иконах и складнях в К. обычно помещается отдельная икона, название которой подписано по рамке.

См. также: Обиходные названия предметов личного благочестия.


Коса - инструмент литейщика, предназначенный для снятия излишков земли с опоки. Не имеет отношения к обычной крестьянской косе, конструктивно напоминает широкий, иногда изогнутый столовый нож.


Крапчатая (мозаичная) эмаль  - тип эмалевой смеси, характеризующийся пёстрой окраской общего фона; обычно насчитывает не более двух цветов. Нечасто встречающийся тип наложения, характерный для икон и складней 19 - нач. 20 вв.
См. также: Пятинистая эмаль, Точечная эмаль, Бисерная эмаль,  Эмалевая смесь, Эмаль, Типы наложения эмалей.


Примеры крапчатой (мозаичной) эмали:

 


Красномедные иконы и кресты - предметы личного благочестия отлитые из сплава с большим содержанием меди, придающей изделиям выраженный красноватый оттенок. Состав сплава зависел от общего состава лома металла, который литейка закупала для производственных целей. Крупные, богатые литейные производства могли себе позволить закупку не лома, а меди и олова в листах или чушках, однако специального направления литья из высокомедных сплавов не существовало.

Зачастую "красномедный" оттенок придавался для введения покупателя в заблуждение; считалось, что красномедные иконы - старинные, "намоленные", сделаны  "ещё в те времена". Характерно описание работы "старинщиков", из Ведомостей Владимирской губернии 1869 года:


Красный угол


Крест выносной


Крест запрестольный -


Крест напрестольный -


Крест-листик - женский нательный крест имеет более сглаженную, округлую форму без острых углов. Вокруг «женского» креста растительным орнаментом изображается лоза,напоминающая о словах псалмопевца: «Жена твоя, яко лоза плодовита в странах дому твоего» (Пс, 127, 3). ........................................................


Крест-пассионал (страстной крест)


Крест со стигматами - обиходное название киотных крестов нескольких типов, для которых характерно изображение потоков крови из ран Христа, нанесённых при Его крестной казни. Изображение представляет собой нисходящие линии, в т. ч. пунктирные, из ран на кистях, ступнях Распятого, а также из раны на груди, оставленной копьём Лонгина-cотника. Поток крови из ступней достигает Главы Адама, похороненного на Голгофе.

Изображение наносилось в процессе создания мастер-модели или в процессе поновления модели креста для вторичной и последующих отливок. Аналогичными по технике исполнения и внешнему виду линиями показано речение Господне на некоторых киотных крестах староверов поповского согласия: несколько линий отходят от уст фигуры Саваофа книзу.

Название распространено исключительно в коллекционерской среде и принципиально неверно: у Христа не было стигматов, были раны от гвоздей и копия. 

См. также: Обиходные названия предметов личного благочестия.

Примеры "стигматов" (потоков крови) на киотных крестах поповского согласия:


Контррельеф - рельеф на оборотной стороне иконы или креста, в общих чертах повторяющий рельеф лицевой стороны.

К. необходим для выравнивания толщины отливки, чтобы не допустить её растрескивания при остывании, а также с целью экономии металла. Контррельеф более всего характерен для крупных, трёх-четырёхверхковых икон, крупных крестов - К. у последних наблюдается в месте расположения образа Спаса Нерукотворенного, в верхней части креста. Часто К. можно наблюдать у накладок на напрестольные Евангелия. Как и в случае с крестами, К. у большинства литых икон выражен в самой выступающей части (лицо изображённого, реже - вся фигура), с обратной стороны предмета.

Примеры контррельефа на иконах разных веков:

 


Копчение берестой формы - процесс, обеспечивающий скольжение металла по форме при заливке, и быстрое заполнение им формы. Кроме того, К. исключает прилипание металла к форме.
См. также: Пыхва, Литьё в опоку.


Кузня - деревенское частное литейное производство (литейка). Описание на примере д. Сопырево Костромской обл. (из тетради красносельского литейного мастера А.П. Серова, 1899-1974) : "Помещение для отливки изделий состояло из бревенчатого строения, называемой кузницей. Каждый хозяин имел свою кузницу, которые были расположены на берегу у реки[...]. Кузница разделялась на две половины, одна была формовочная или как ее звали (печатальня), где производилось изготовление земляных форм из формовочной земли в опоках. Вторая половина была плавильня для плавки металла с устройством горна, с кузнечным мехом для плавки, и где производилась заливка форм. В этом же горне в процессе плавки металла была и сушка форм. Дальнейшая работа производилась на дому, где была работа опиловка ушка, боков, сверление отверстия в ушке, посредством большой ручной дрели. Работа в кузнице была пыльная и грязная. Работали по 14-15 часов в сутки. Кресты вырабатывались плохие, неясные, не было хороших моделей и не знали настоящей формовки. Стоимость была удешевленная, оплачивали не за штуку, а на вес".

В подавляющем большинстве случаев К. - мелкое частное предприятие, занимавшееся тиражированием чужих форм; собственных мастеров-знаменщиков не имела и новых изводов не производила.

См. также: Литейное заведение.

Печатня, одно из помещений кузни в Московской губернии: