«У» - глоссарий

А  Б  В  Г  Д  Е  Ё  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

"Указ о медном мастерстве" - рукописный текст 17 века, содержащий ценнейшие сведения о технологии литья. Обнаружен в 1960-х гг исследователем В.М. Тетерятниковым. Впервые опубликован* в 1993 г. Приводится в современной транслитерации, расшифровка терминологии дана ниже.

Первое подобает начати землю как угодно плавить в сосуде в каком пристойно развесть с водою чтоб было жидко все смешано с водою. И разбив мелко, и так поставить, и когда оная земля будет устаиваться крупная на дно пасть, а мелкая наверх остается. И которая с водою ходит, и та взять положить в другую посуду. И положить в подобное место, где б скорее сохло, токмы чтоб не круто. А вода будет устаиваться та надать сливать. А когда станет быть суха ток мо не надать дать досуха высушить, чтоб можно круглыми катками скатать, да скатав высушить сухо крепко. Да пожечь те катки чтоб оне докрасна нагорели, все давно. И вон вынуть да простудить, и просеять частым ситом в корыто нарочное, да свежим добрым квасом развесть, чтоб не жидко в меру, да дни два пропустить, чтоб она, укрепилась да пронарови двои сутки. Ежели похочешь печатать то надать выместить мягко и ежели суха будет то квасом полей чтоб мерно, и вымеси мягко и ежели хочешь знать когда годна будет к печатанию то возьми оную землю зажми в руку плотно ежели будет знать с ладони видать письмо, тогда годна, и печатай, в опоки створы или распятия, и другие всякия вещи.

То возьми верхнюю половину опоки да положи на доску да землю набей туго. Да ножем срежь гладко да тут покладай что намерено печатать. Ежели створы или распятия и кресты то правыми сторонами вниз а левыми вверх. Да другую опоку положи да пыхвой напыхай на всякия штуки, токмо чтоб немного да ситом насей. Чтоб их не видеть да прочее руками доклади. Да набей крепко и ножом срежь и ту набитую половину опоки не разнимая переверни и ту набитую срезанную опоку переверни тою стороною положи на доску. А другую половину возьми сверху с той опоки вынь вон да разбей да на место, положи да тою пыхвой напыхай да ситом насей да прочее руками доклади да набей туго токмо обстоятельно чтоб не чрез меру чтоб выломок в том печатании не было выломок. Да также ножем срежь гладко да разойми да на которой стороне что печатанного останется то ножом обстоятельно тихостно выколоти да вытряхни с опоки тихостно. Да возьми и прорежь во все места и проходы, да в паханую горячую печь положи чтоб высохло сухо да потом же на горне, на горячее уголье чтоб сбелело. Да потом вынув с горна выстудить да берестом выкоптить чтоб счернело да сложить в место да меди положить весок против того что печатано да сверх того положить на путик.

А медь положить в горшок, а горшок положить в горн докласть угольем. Да пускай с воли горит, как уголье нагорает, так и горшок с медью. Да когда будет горячо тогда надать дуть. И когда медь будет таять и будет кипеть тогда не моги лить хотя она и жестоко ходит и чадом зеленым ошивает, все мешкай. А когда будет на ней попонку натягать и дым зеленый ходить станет меньше, тогда лей и вылив разойми да землю выколоти пилою или ножнями отрежь что выльется.

Ежели нефинифтянное то возьми да щетью свиною вычисти чтоб земли не было да разожги горн да положи печку которая имеется быть нарочная и положи ту печку в горн на уголье да угольем обклади хорошим чтоб в них огня не было. А когда печка та нагорит с угольем докрасна и тогда мешочком разодми чтоб была красна и огня бы не было с дымом чтоб жар был и тогда отвори в печке устие и тогда створы или распятия и кресты положи да углем устие затвори и под верхом оставь выход чтоб чад оттуда вышел который от меди пойдет. И которое положенное в печку нагорит до красна, тогда и все затвори, да посматривай чтоб не сгорело и когда буде с печкою не знать тогда устие отвори да дай сдохнуть, да еще затвори да когда на положенной меди будет как мошечка садиться тогда немного погоди и вон вынь. Да пускай простынет, да положи в ягоды а ягоды чтоб были вытолчены сочны да положи соли в меру да повари на огне да в тех толченых вареных ягодах лежит часов с десять. Да ежели посмотря что грязь отошла возьми да меленьким песком да свиною щеткой с водою вытри да водою чистою переполощи. Да еще возьми ягод посмотря сколько меди да ягоды вытолки да положи на огонь на уголье да пускай закипит. Да в кипяток покладай, да ключ хороший дай. Да вон вынь да тому же подобно песочком со щеткой вычисть, да после того с квасом медной щеткой вычисть. Да белым платом вытри да в жару высуши. А после песочного чищения до медного чищения которое недообтерано пилою, тогда оботри все наготово.

Да тогда щетью медной вычисть на готово да по простым местам или по древам выходи гладилом. А которое будешь лить створы или кресты наголо с зеленой меди лей отнюдь не клади. А ежели сколько кладешь красной или зеленой и запруды, то того в огонь не клади мажь водкой крепкой. А в финифтянное отнюдь не клади кроме зеленой меди понеже того финифтянного невозможно что в огни не быть. А когда будешь водкою крепкой мазать какую любо вещь тогда вычисти щеткой чтоб земли не было да согрей чтоб была горяча токмо в меру. А водки положи в хрустальную посуду да кисточкой сделай портяные маленькие на обстоятельных рукояточках. Да тогда мажь по всему тому да вымазав в воде щеткой смой да положи в ягоды да час полежит да возьми песком вычисти да щетью медной наготово тогда, будет бело.

* В.МТетерятников Указы о медном и финифтяном мастерстве (история публикации указов) // Русское медное литьё, т. 2, сборник статей, М., 1993, стр. 121-154


"Указ как финифтом наводить" - рукописный текст 17 века, содержащий ценнейшие сведения о технологии наложения эмалей и литья. Обнаружен в 1960-х гг исследователем В.М. Тетерятниковым. Впервые опубликован* в 1993 г. Приводится в современной транслитерации, расшифровка терминологии дана ниже.

Ко­гда по­хо­чешь на­во­дить то­гда возь­ми фи­нифть да разо­три мел­ко на ка­ме­ни, а ка­мень чтоб был аки кре­мень да в нем же сде­лай гнез­дыш­ко круг­лень­кое да чем те­реть был бы ка­мень та­ки яй­цо как мо­жешь при­ис­кать чтоб луч­ше в ру­ках дер­жать. Да возь­ми фи­нифть мо­ло­том рас­то­ло­ти да слей во­ды не­мно­го да три мел­ко чтоб аки пыль бы­ла а все три с во­дою. А ко­гда бу­дет го­то­во то­гда по­ло­щи во­дою вы­ло­жи вон в хру­сталь или в ра­ко­ви­ну да тут вы­мой хо­ро­шень­ко чтоб не бы­ло му­ти а то­гда и на­во­ди ство­ры или рас­пя­тия да и то вы­чи­сти пес­ком с во­дою чтоб не бы­ло гря­зи. Да и вы­су­ши. Да тут и на­во­ди спич­кою а по­кла­дай не гу­сто не жид­ко и сколь­ко цве­тов име­ет­ся то все­ми рас­цве­чи­вай. А ко­гда ко­то­рую шту­ку на­ве­дешь по­ло­жи чтоб ни­кто не тро­гал по­не­же ко­гда за­сох­нет фи­нифть, то­гда жи­вет сла­бо а ко­гда на­во­дишь то­гда разо­жги горн и печ­ку по­ло­жи на уго­лье да всю об­кла­ди уго­льем доб­рым чтоб не бы­ло ог­ня и ды­ма. А на устье по­ло­жи уголь ве­ли­кий чтоб устье за­кры­ло. И то­гда дай во­лю пус­кай са­ма со­бою на­го­рит и ко­гда крас­на бу­дет аки уголь. И то­гда устье у печ­ки от­во­ри да ме­шоч­ком выд­ми, чтоб бы­ло чи­сто и то­гда же­лез­ною ло­па­точ­кою по­са­ди что по­ло­же­но. А та­ко­во опас­но чтоб не стрях­ну­лось.
Да по­са­див­ши за­крой уг­лем устье. А под вер­хом оставь по­ло, чтоб чад вы­шел зе­ле­ной, ко­гда по­ло­жен­ное ста­нет на­го­рат то­гда, чад бу­дет ид­тить. А ко­гда ста­нет бу­ро быть по­ло­жен­ное что и кра­сить ста­нет, то­гда плот­но за­при. Да по­смат­ри­вай да на фи­ниф­те бу­дет лоск знать, а по­ло­жен­ное ста­нет крас­но, то­гда устье от­крой да дай сдох­нуть, чтоб не сго­ре­ло. И то­гда за­крой креп­ко, чтоб толь­ко про­хо­дец оставь по­смат­ри­вать да не­мно­го по­на­ро­ви. Да от­крой и про­сту­ди не­мно­го да вон вы­тя­ни и по­кла­дай на ка­мень, как фи­ниф­тян­ное так и не фи­ниф­тян­ное. Да то­му же по­доб­но как не­фи­ниф­тян­ное так и фи­ниф­тян­ное осмот­ри вы­ше се­го ука­зу от­бель­но­го. А ко­то­рое фи­ниф­тян­ное ство­ры или кре­сты чтоб на­го­то­во при­тер­то бы­ло чтоб по­сле ни­чем не ко­ло­тить дабы фи­нифть не вре­дил­ся. А по­сле от­бе­лу на­го­то­во пи­лою обо­три чтоб бы­ло чи­сто и глад­ко да мож­но щет­кой мед­ною вы­че­ши.
А еже­ли что по­хо­чешь па­ять как ве­щи чер­ниль­ни­цы или це­поч­ки, се­ребром, то­гда возь­ми ста­рин­но­го се­реб­ра да раз­бей мо­ло­том чтоб тон­ко бы­ло аки ли­ст. Да ко­то­рое па­ять на то ме­сто по­ма­чи­вай слю­ною да ки­сточ­кой при­пой по­кла­дай. А по­вер­ху по­сы­пай ва­ра­хою в тон­кую. Да то­гда в уго­лье в ров­ное по­кла­дай да ме­шоч­ком дми а сам по­кла­дай уго­лье око­ло да по­смат­ри­вай чтоб на­зре­ло. А ко­гда при­пой схо­дит­ся то­гда щет­кой сви­ною по­ма­ни­вай в во­ду да по­брыз­гай да то­гда вон тя­ни. Да вы­смот­ри еже­ли ко­то­рое ме­сто не спа­я­лось и то сно­ва вы­чи­сти да еще тем же при­по­ем при­кла­ди. А еже­ли хо­чешь знать как ва­ра­ха со­ста­вить то­гда возь­ми бу­ры зо­лот­ник или два да по­ло­жи в ча­шеч­ку мед­ную с тою бу­рою да по­ло­жи на уго­лье и она вы­рас­тет ве­ли­ко и бу­дет бе­ла аки пе­на. И то­гда вон вынь да мы­ла возь­ми фунт или пол­фун­та да по­ло­жи в гор­шо­чек не­боль­шой. Да ко­гда печь на­то­пит­ся то­гда пус­кай чтоб жар боль­шой вы­шел да на уго­лье по­ставь да пус­кай ог­нем вы­го­рит да од­ни ога­ри­ны оста­нут­ся и то­гда вынь да про­сту­ди еже­ли мы­ла пол­фун­та по­ло­жи бу­ры зо­лот­ник ро­ще­ной на уго­лье да вме­сте сме­шай да вы­ме­ли мел­ко аки му­ку сит­ную, да тою по се­реб­ру по­сы­пай.
А еже­ли медь оло­вом па­ять то на­шо­стырь разо­три да по ме­ди по­сы­пай да на­верх оло­во и то­гда бу­дет па­ять­ся.
По­се­му же и про­чая ра­зу­ме­вай ели­ко при­ло­жишь же­ла­ние к бла­го­му уче­нию, то­гда и наи­па­че ис­ку­сен бу­де­ши ко ве­ли­ко­му де­лу. А еже­ли в фи­нифть по­хо­чешь по­ло­жить би­се­ру в си­ней по­ло­жи по­ло­ви­ну ве­сом да в ме­стах и рас­ти­рай. А в дру­гие цве­ты по­ло­жи по­не­мно­гу, да так же рас­ти­рай вме­сте с би­се­ром.
Да еже­ли по­хо­чешь крас­ную медь сде­лать зе­ле­ной то по­ло­жи фунт крас­ной ме­ди и пол­фун­та шлио­тру, а про­чее раз­ве­ши­вай по на­до­бью да пер­во медь разо­грей, а то­гда шлиотр по­ло­жи в та­лую медь, и по­ва­ри не­мно­го прут­ки да ог­нем вы­су­ши, да ко­гда сго­то­вишь опо­ки лить и вы­ко­ло­тишь, да то­гда в опо­ку по­кла­дай дол­гую в дол­гия ме­ста а ко­рот­кия в ко­рот­ким ме­ста. А по­кла­дай на пра­вую сто­ро­ну опо­ки в ко­то­рой ли­ка пе­ча­та­ны, а ле­вую на­верх. Да сло­жи вме­сте, опо­ки да возь­ми да тою ле­вою сто­ро­ною по­ло­жи на до­ску. А пра­вую на­верх да до­с­кою сверху, да в тис­ки чтоб ту­го бы­ло ток­мы в ме­ру. И с обе­их сто­рон опо­ки за­мажь зем­лею от хво­ста и до гор­ла опай­но­го да возь­ми уши на­грей, да то­гда лей.
По­том же и сам упраж­няй­ся на вся­ком де­ле и ко всем на­у­кам и бу­де­ши ра­зу­ме­ва­ти яв­ствен­но и бу­дешь ис­ку­сен во всем.

Термины:

«СОСУД» — емкость для смешивания воды с обыкновенной землей, чтобы отделить крупные части от мелких частиц.
«ДРУГАЯ ПОСУДА» — емкость для сбора тех частичек, что "с водою ходят". В этой же емкости вода и испаряется.
«ЧИСТОЕ СИТО» — для просеивания комков земли.
«КОРЫТО НАРОЧНОЕ» — емкость для процеженной и просеянной земли, в которую добавляется квас.
«ОПОКА» — рамка в которой набивается форма.
«ДОСКА» — плоскость на которую кладется опока.
«НОЖ» — для срезания лишней земли с опоки.
«ПЫХВОЙ НАПЫХАЙ» — «пыхва» - локальное название гриба-дождевика, иначе — «дедушкин табак». Мелкие споры этого созревшего гриба могут использоваться как разделительный слой при оттиске модели в формовочную землю. Фразу «пыхвой напыхай» нельзя понимать буквально, ибо не сам гриб трясется над формовочной землей, но только споры, просеянные через сито.
«СИТОМ НАСЕЙ» — нанесение разделительного слоя между двумя опоками, чтобы разделить две половинки формы и извлечь модель.
«ПАХАННАЯ ГОРЯЧАЯ ПЕЧЬ» — для просушки опок с готовыми земляными формами.
«БЕРЕСТОМ ВЫКОПТИТЬ» — нанести сажу в качестве разделительного слоя для горячего металла.
 «ГОРШОК» — тигель для расплава меди.
«НОЖНИ» — крупные ножницы для резки металла.
«ЩЕТЬ СВИНАЯ» — щетка из свиной щетины.
«ПЕЧКА НАРОЧНАЯ» — маленькая печь, муфель для отжига в горне готовых отливок. Отверстие в муфеле — «устье» — закрывается куском угля.
«МЕШОЧЕК» — малые меха, для сдувания пыли.
«ЩЕТЬ МЕДНАЯ» — для очистки готовых отливок. Используется и с квасом.
«ПИЛА» — различные напильники для опиливания готовых отливок начисто.
«ГЛАДИЛО» — инструмент из твердой стали для выглаживания и пол¬ировки частей отливки.
«БЕЛЫЙ ПЛАТ» — белая чистая ткань для обтирания окончательно готовой продукции.
«ХРУСТАЛЬНАЯ ПОСУДА» — для хранения «КРЕПКОЙ ВОДКИ».
«КИСТОЧКИ ПОРТЯНЫЕ МАЛЫЕ НА ОБСТОЯТЕЛЬНЫХ РУКОЯТОЧКАХ» — кисточки для смазывания крепкой водкой готовых нагретых отливок.
«КАМЕНЬ АКИ КРЕМЕНЬ С ГНЕЗДЫШКОМ КРУГЛЕНЬКИМ» — для растирки финифти в порошок (ступка).
«КАМЕНЬ АКИ ЯЙЦО» — пестик для растирки финифти.
«МОЛОТ» — для разбивки крупных кусков финифти.
«ХРУСТАЛЬ ИЛИ РАКОВИНА» — сосуд для помещения растертой в пыль финифти.
«СПИЧКА» — маленькие палочки для раскладки разных цветов эмали по изделию.
«ПЕЧКА» — маленькая печка-муфель для помещения ее в горн, внутри печки - изделия с наложенной финифтью.
«ЖЕЛЕЗНАЯ ЛОПАТОЧКА» — для посадки в раскаленный муфель изделий, предназначенных к эмалированию.
«КАМЕНЬ» — плоский камень для раскладки на нем горячих изделий с эмалью.
«МОЛОТ» — Специальной формы молоточки для разбивки кусков серебра в тонкие листы.
«КИСТОЧКИ» для укладки серебряного припоя в швы изделия.
«ЧАШЕЧКА МЕДНАЯ» — для приготовления «варахи» — рощеной буры.
«ГОРШОЧЕК НЕБОЛЬШОЙ» - ёмкость, в которой жгут куски мыла па угольях до выгорания.
«ЩИПОЧКИ» — небольшие щипцы для захвата прутков при вставлении их в петли.
«ДОСКА» — для разведения земли с квасом, на которой обмазывают прутки для петель.
«ТИСКИ» — для сжатия опок перед отливкой.

Материалы:

 «ЗЕМЛЯ» — обыкновенная земля, из которой приготовляют уже так называемую формовочную землю.
«КВАС СВЕЖИЙ ДОБРЫЙ» — квас, служащий клейким связующим в приготовлении формовочной земли. Тот же квас служит смягчителем при очистке и полировке изделий медной щеткой.
«УГОЛЬЕ» — древесный уголь, специально изготавливаемый полусгоранием. Вероятно, уголь покупался уже готовым.
«БЕРЕСТА» — употребляется для копчения сажей земельных оттисков. Слой тонкой сажи необходим как разделительная пленка при заливке меди в формы.
«ПЫХВА» — споры гриба-дождевика.
«ЯГОДЫ» — вероятнее всего, клюква. Совместно с солью, ягодный мякиш работает по очистке металла и для нейтрализации кислоты — «крепкой водки».
«КРЕПКАЯ ВОДКА» — означает в том числе и «царскую водку», то есть смесь соляной и серной кислот. Но может употребляться и в качестве общего обозначения кислоты.
«СОЛЬ» — обыкновенная поваренная соль для химической обработки отливок.
«МЕЛЕНЬКИЙ ПЕСОК» — употребляется для очистки отливок.
«КРАСНАЯ МЕДЬ» — чистая медь.
«ЗЕЛЕНАЯ МЕДЬ» — латунь. В Указе дается рецепт изготовления латуни, как смеси меди с цинком.
«ШЛИОТР» — цинк. До конца XIX века в России цинк нередко называли «шпиатр».
«ЗАПРУДА» — употребление этого слова в тексте Указа позволяет предполагать, что речь идет об особенном металлическом сплаве, ибо перечисляется: «красной или зеленой и запруды». В жаргоне русских коллекционеров XIX века употреблялось название медного сплава «спруда», по словам Н. В. Покровского «первобытная бронза», из которой делались самые древние предметы. 
«ФИНИФТЬ» — поступала к литейщику в больших кусках, ибо требовала разбития молотом и растирания в порошок. Отдельным процессом названо употребление покупного бисера, который рекомендуется лишь в качестве добавки в финифть. Любопытно, что особенно подробно рекомендуется добавка бисера в синюю финифть. По-видимому, кусковая финифть была темного цвета, а добавка бисера в половинном весе давала голубой цвет. Именно темно-синяя финифть, часто почти черная в сочетании с голубой и есть наиболее распространенная расцветка всех русских меднолитых изделий XVIII—XIX веков. 
«БИСЕР» — был в России привозным из-за границы; М. В. Ломоносов пытался наладить его производство как альтернативу импорту. Знакомство литейщиков с бисером заставляет предположить, что знаменитая расцветка поморских эмалей белыми, желтыми, черными точками делались укладкой кусочков бисера.
«СТАРИННОЕ СЕРЕБРО» — употреблялось для пайки серебром изделий типа чернильниц и цепочки.
«ОЛОВО» — для пайки медных предметов.
«ВАРАХА» — флюс для пайки серебром и медью. Составлялся самим мастером смешением рощеной буры с огарками горелого мыла.
«БУРА» — бура нормальная.
«БУРА РОЩЕНАЯ» — вареная бура.

«НАШОСТЫРЬ» — нашатырь, флюс для паяния оловом.
«ПРУТКИ ПРОВОЛОЧНЫЕ» — железные прутки, нарезанные из покупной проволоки. Применялись для получения отверстий в петлях складней одновременно с отливкой изделия.

*В.МТетерятников Указы о медном и финифтяном мастерстве (история публикации указов) // Русское медное литьё, т. 2, сборник статей, М., 1993, стр. 121-154


Указ о веротерпимости - высочайше утверждённый 17.04.1905 г. "Указ об утверждении начал веротерпимости", ставший исключительно важным для староверия всех толков и согласий государственным актом.

Полный текст Указа в публикации Комитета Министров, скан ("Собр. Узак. 1905 г. Апеля, 17, отд. I, ст. 526").

Полный текст Указа:

ИМЕННОЙ ВЫСОЧАЙШИЙ УКАЗ, ДАННЫЙ СЕНАТУ, «ОБ УКРЕПЛЕНИИ НАЧАЛ ВЕРОТЕРПИМОСТИ»
17 апреля 1905 г.

В постоянном, по заветам Предков, общении со Святою Православною Церковью неизменно почерпая для Себя отраду и обновление сил душевных, Мы всегда имели сердечное стремление обеспечить и каждому из Наших подданных свободу верования и молитв по велениям его совести. Озабочиваясь выполнением таковых намерений, Мы в число намеченных в указе 12 минувшего декабря преобразований включили принятие действительных мер к устранению стеснений в области религии.
Ныне, рассмотрев составленные, во исполнение сего, в Комитете Министров положения и находя их отвечающими Нашему заветному желанию укрепить начертанные в Основных Законах Империи Российской начала веротерпимости,
Мы признали за благо таковые утвердить.
Призывая благословение Всевышнего на это дело мира и любви и уповая, что оно послужит к вящему возвеличению Православной веры, порождаемой благодатию Господнею, поучением, кротостью и добрыми примерами, Мы, в соответствие с этим решением Нашим, повелеваем:
1. Признать, что отпадение от Православной веры в другое христианское исповедание или вероучение не подлежит преследованию и не должно влечь за собою каких-либо невыгодных в отношении личных или гражданских прав последствий, причем отпавшее по достижении совершеннолетия от Православия лицо признается принадлежащим к тому вероисповеданию или вероучению, которое оно для себя избрало.
2. Признать, что, при переходе одного из исповедующих ту же самую христианскую веру супругов в другое вероисповедание, все не достигшие совершеннолетия дети остаются в прежней вере, исповедуемой другим супругом, а при таковом же переходе обоих супругов дети их до 14 лет следуют вере родителей, достигшие же сего возраста остаются в прежней своей религии.
3. Установить, в дополнение к сим правилам (пп. 1 и 2), что лица, числящиеся православными, но в действительности исповедующие ту нехристианскую веру, к которой до присоединения к Православию принадлежали сами они или их предки, подлежат по желанию их исключению из числа православных.
4. Разрешить христианам всех исповеданий принимаемых ими на воспитание некрещеных подкидышей и детей неизвестных родителей крестить по обрядам своей веры.
5. Установить в законе различие между вероучениями, объемлемыми ныне наименованием «раскол», разделив их на три группы: а) старообрядческие согласия, б) сектантство и в) последователи изуверных учений, самая принадлежность к коим наказуема в уголовном порядке.
6. Признать, что постановления закона, дарующие право совершения общественных богомолений и определяющие положение раскола в гражданском отношении, объемлют последователей как старообрядческих согласий, так и сектантских толков; учинение же из религиозных побуждений нарушения законов подвергает виновных в том установленной законом ответственности.
7. Присвоить наименование старообрядцев, взамен ныне употребляемого названия раскольников, всем последователям толков и согласий, которые приемлют основные догматы Церкви Православной, но не признают некоторых принятых ею обрядов и отправляют свое богослужение по старопечатным книгам.
8. Признать, что сооружение молитвенных старообрядческих и сектантских домов, точно так же, как разрешение ремонта и их закрытие, должны происходить применительно к основаниям, которые существуют или будут постановлены для храмов инославных исповеданий.
9. Присвоить духовным лицам, избираемым общинами старообрядцев и сектантов для отправления духовных треб, наименование «настоятелей и наставников», причем лица эти, по утверждении их в должностях надлежащею правительственною властью, подлежат исключению из мещан или сельских обывателей, если они к этим состояниям принадлежали, и освобождению от призыва на действительную военную службу, и именованию, с разрешения той же гражданской власти, принятым при постриге именем, а равно допустить обозначение в выдаваемых им паспортах, в графе, указывающей род занятий, принадлежащаго им среди этого духовенства положения, без употребления, однако, православных иерархических наименований.
10. Разрешить тем же духовным лицам свободное отправление духовных треб как в частных и молитвенных домах, так и в иных потребных случаях, с воспрещением лишь надевать священнослужительское облачение, когда сие будет возбранено законом. Настоятелям и наставникам (п. 9), при свидетельстве духовных завещаний, присвоить те же права, какими в сем случае пользуются все вообще духовные лица.
11. Уравнять в правах старообрядцев и сектантов с лицами инославных исповеданий в отношении заключения ими с православными смешанных браков.
12. Распечатать все молитвенные дома, закрытые как в административном порядке, не исключая случаев, восходивших чрез Комитет Министров до Высочайшего усмотрения, так и по определениям судебных мест, кроме тех молелен, закрытие коих вызвано собственно неисполнением требований Устава Строительного.
13. Установить, в виде общего правила, что для разрешения постройки, возобновления и ремонта церквей и молитвенных домов всех христианских исповеданий необходимо: а) согласие духовнаго начальства подлежащего инославного исповедания, б) наличность необходимых денежных средств и в) соблюдение технических требований Устава Строительнаго. Изъятия из сего общего правила, если таковые будут признаны для отдельных местностей необходимыми, могут быть установлены только в законодательном порядке.
14. Признать, что во всякого рода учебных заведениях в случае преподавания в них закона Божия инославных христианских исповеданий таковое ведется на природном языке учащихся, причем преподавание это должно быть поручаемо духовным лицам подлежащего исповедания и, только при отсутствии их, светским учителям того же исповедания.
15. Признать подлежащими пересмотру законоположения, касающиеся важнейших сторон религиозного быта лиц магометанскаго исповедания.
16. Подвергнуть обсуждению действующие узаконения о ламаитах, возбранив впредь именование их в официальных актах идолопоклонниками и язычниками.
17. Независимо от этого привести в действие и остальные, утвержденные Нами сего числа, положения Комитета Министров о порядке выполнения пункта шестого указа от 12 декабря минувшего года.
К исполнению сего Правительствующий Сенат не оставит учинить надлежащее распоряжение.
На подлинном Собственною Его императорского величества рукою подписано:
НИКОЛАЙ

Храм-колокольня во имя Воскресения Христова, возведённая в память о распечатании алтарей Рогожских храмов, состоявшемся после У.о в.; прихожанами часто называемая "Статуей Свободы":

Прихожанин храма на Рогожском держит в руках оригиналы печатей, которыми были опечатаны алтари рогожских храмов 7 июля 1856 года, и которые были торжественно сняты после выхода У. о в.:


Указ "О запрещении отливать и продавать в рядах медные и оловянные иконы" - документ от 31 января 1723 г., часто называемый в специальной литературе указом Петра Первого, хотя де-факто документ выпущен Святейшим Правительствующим Синодом.

Согласно Указу, (90% текста которого посвящено запрету на хранение частных икон в приходских церквах) воспрещалось производство меднолитых предметов личного благочестия, кроме "носимых на персях" крестов, также запрещалась и их продажа "в рядах".

Неоднократно упоминаемое в специальной литературе "определяющее" значение этого Указа, даже его значение как "вехи" в развитии меднолитейного дела в России, представляется нам несколько преувеличенным. Безусловно, как и большинство "запретительных" указов времён правления Петра Первого, этот Указ оказал определённое негативное воздействие, в данном случае -  на меднолитое производство и связанную с ним коммерцию, однако на деле Указ можно признать практически нереализованным; по крайней мере на данный момент нет уверенных данных, чётких цифр, показывающих спад производства. Эмпирически также невозможно сказать, что количество икон произвольно взятого десяти-двадцатилетнего периода после публикации Указа как-то ощутимо меньше их количества до и после.

Литейные заведения, принадлежавшие в основном приверженцам старой веры, и без этого Указа ощущали на себе пресс государственной машины и господствующей (никонианской) Церкви, при этом торговые связи между литейками и "конечным покупателем" к тому вемени были уже в достаточной степени налажены, спрос на медное литьё был уверенно высоким. "Употребление сих икон и крестов… есть повсеместное по всей России; оно укоренилось с давнего времени между простым народом, не исключая и лиц православного исповедания, так что иконы сии имеются почти во всех избах и других жилищах и вывешиваются в селениях, над воротами домов, на судах и пр. Сверх того, сиими иконами крестьяне благословляют детей своих, отлучающихся в дальние дороги или поступающих в рекруты, и образа сии остаются потом у них на целую жизнь"

Интересен сам смысл, побудительные мотивы, приведшие власть к принятию этого документа. В запрете литых икон можно усмотреть идеологические резоны Петербурга, достигаемые, в том числе, и с помощью синодальной Церкви. Вероятно, дело тут не только в стремлении ограничить проповедь староверия. Не исключено, что здесь присутствует мотив обновления государства через отрицание идеалов предыдущего, московского периода истории, старых форм духовности, святости, благочестия. В связи с этим, можно говорить, что отрицание литых икон – это по сути отрицание предыдущего духовного и мировозренческого уклада Руси и, что представляется особенно существенным, признак перемены знаковой системы общества, ее намеренной, насильственной трансформации.

Полный текст Указа:


Уральское литьё


Уставщик - наиболее уважаемый, знающий Писание, каноны и святоотеческие предания член общины староверов, самостоятельно ведший богослужения у безпопопвев, или помогавший священнику у поповцев (в его отсутствие, характерное для отдалённых общин, также ведший богослужение вместо священника). Роль У. не сводилась к одному только к ведению богослужений: он наставлял, духовно окормлял членов общины, служил им примером  богодухновенной жизни, заботился об разрешении их бытовых проблем и был, по сути признанным общинным главой.

Ближайший помощник У. - начётник.

Именно на У. как фактических общинных руководителей обрушивалось всё недовольство официальной (никонианской) Церкви, все государственные притеснения, как в до-, так и в постпереворотный период (после 1917 года). У. более всего были подвержены контролю со стороны главенствующей Церкви через её "миссионеров", именно на У. возлагалась вся ответственность за общину и, соответственно, он всегда являлся лицом, привлекаемым к административной и уголовной ответственности.

Власть и церковь на протяжении всех лет преследования староверов, с конца 17-го по 20 век включительно, пытались выставить У. не только как ответственного за "неправедную" жизнь членов общины, но и как наиболее реакционного её представителя, исповедующего умышленный отход от социума, насаждающего дикость, воспрещающего образование и даже простое обучение грамоте, противника "нормального" быта, медицины - создавался образ деревенского колдуна, злобного по своей природе, но имеющего большую власть над "тёмными" людьми, мешающего им "нормально жить". В до-, а особенно в постпереворотный период У. были самыми "наказываемыми" из староверов, причём в раннесоветское время под "наказанием" понималось тюремное (лагерное) заключение на срок от 5 лет и более, а в случае признания за У. ведения "контрреволюционной религиозной пропаганды" - вплоть до высшей меры наказания..

На самом деле, У. являлся не только хранителем богослужебного канона и духовным пастырем общины, разумно и рачительно вмешивающимся в её частные дела лишь по просьбе отдельных её членов. Без У., обычно - человека высокой грамотности и эрудиции - отправление обрядов стало бы для общины не более чем привычкой, не поддерживаемой высоким духовным смыслом. Без У., община, не доверяя "государевым властям" и "официальной" церкви, не смогла бы нормально взаимодействовать с государством и, учитывая традиционную тягу всех гонимых конфессий к социальному "закукливанию", вполне могла бы стать глубоко обособленной единицей социума, не имеющей решительно никаких связей с ним, погружённой в собственные проблемы, в числе которых соблюдение конфессиональных правил подменило бы собой живую, идущую от сердца веру.

Уставщики староверов-часовенных, нач. 20 века: