«О» - глоссарий

А  Б  В  Г  Д  Е  Ё  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Обработка изделий кислотами, кратковременная - (не путать с фабровкой). Технологическая операция, следующая за чёской (чесанием). После обработки изделий (тельных крестов) чёской, кресты нанизывались через ушко на тонкую медную проволоку, в количестве около ста штук, концы проволоки связывались, получалась связка. Такими партиями в одиночку по одной связке опускали в сосуд с кислотой и тотчас вынимали, после чего промывали чистой водой в нескольких сосудах.

Технологическая операция, предшествующая гантованию (гантовке).


Обиходные названия предметов личного благочестия -


Облачное Успение


Обычаи и суеверия, связанные с крестом - крест обязательно надевался на умершего при погребении. Местами, там где считалось что в гроб нельзя класть металлические предметы, поскольку "земля их не примет", металлический крест заменялся деревянным или кожаным, а сам металлический крест умершего ломали, чтобы никто не мог им воспользоваться, и бросали в реку. Вероятно в связи с этим на берегах рек часто находят части сломанных крестов.
Считалось что найти чужой крест - плохая примета. Найденный нательный крест "ни в коем случае нельзя подбирать и даже брать в руки: вместе с ним подберешь болезни и несчастья прежнего владельца", "понесешь его крест". С этим был связан способ колдовства, когда в случае болезни или беды крест заболевшего со специальным заговором бросали на дороге, в надежде что кто нибудь подберёт его и заберет себе болезнь.
Находка и хранение дома "чужого" креста до сих пор считается плохой приметой, широко распространённой, в частности, среди граждан, занимающихся незаконной археологической деятельностью на территории РФ.
С этим же был связан более поздний обычай не класть в могилу военные награды, поскольку на них тоже часто изображены кресты.
Крест как основной символ христианства, символ крестных мук Христа, принятых Им добровольно, во искупление грехов человеческих, в принципе не может нести на себе "отрицательной энергетики", на наличие которой ссылаются люди, подверженные суевериям; крест чист в принципе, априори. Тем не менее, традиции суеверия крепки.


Одигитрия


Оглавие


Огневое золочение - метод покрытия поверхности металла тонким слоем золота, применялось на Руси с IX века. Технологически представляет собой прокаливание растворённого в ртути высокопробного золота (амальгамы) до полного испарения ртути. Технология О. з.: золото толкут в порошок, потом растворяют его в ртути, пока ртуть не превратится в творожистую массу, затем, обмакивая жесткую кисть в эту массу, состав наносят на предмет, сильно втирая, а потом уже кладут на угли и греют, пока ртуть не испарится. О. з. можно отличить от гальванического по наличию у первого "разводов", которые могли остаться от кисти при нанесении.

Метод является исключительно опасным для здоровья. Известно, к примеру, что от отравления парами ртути при О. з. наружных листов купола и внутреннего убранства Исаакиевского собора умерло, по разным оценкам, от 60 до 120 работников.

Меднолитые иконы, золочёные методом ОЗ встречаются относительно часто, из археологических раскопок известны золочёные методом ОЗ иконы и энколпионы, произведённые на территории Древней Руси с датировкой от 11 века.

Золото химически инертно, вступает в реакции только при особых условиях, в связи с чем вызолоченная поверхность предмета не покрывается оксидной плёнкой (патиной), остаётся сверкающей на протяжении очень долгого ряда лет; предмет выглядит "как новый". Обычные домашние загрязнения (копоть, микрочастицы жира и т. п.), легко удаляются с золочёной поверхности. Золочение избавляло владельцев иконы от постоянной чистки предмета; патина, столь ценимая коллекционерами и являющаяся важным элементом атрибуции, для старовера-владельца иконы представляла собой не более чем грязь, воспринималась как загрязнение святого образа. 

Фрагмент поклонной вершковой иконы 19 века с незначительными утратами О. з.:

См. также: Замоленность.


Огненосный крест


Опока - металлический двусоставный ящик с дном, в который помещают модель (модели) отливаемых крестов или икон при формовке. Удерживает формовочную смесь (землю) при уплотнении и сушке, предотвращающает разрушение формы при перемещении, кантовке и заливке металлом формы. Половины О. фиксируются и скрепляются между собой при сборке формы перед заливкой. Старинные О. изготавливались из стали и чугуна методом литья, современные - с применением сварки или комбинированным способом

См. также: Литьё в опоку.


Оранта


Отличительные признаки нестарообрядческого литья - до Раскола Церковь и частные ремесленники невозбранно отливали из медных сплавов предметы личного благочестия; гонения на меднолитые иконы и кресты начались в послераскольные времена. Будучи компактными, удобными для хранения и переноски, и - что немаловажно - легко скрываемыми от глаз предметами, литые кресты и иконы стали незаменимым подспорьем для непринявшего никонианство населения, которое Церковь (РПЦ) и государство окрестили раскольниками и, позднее, старообрядцами (намекая на то, что староверие построено исключительно на обрядовости).

Производство литых икон и крестов не прекращалось после Раскола, но спустя полвека было официально запрещено Указом Святейшего Правительствующего Синода "О запрещении иметь в приходских церквах иконы частных лиц; также выливать и продавать в рядах священные изображения из меди и олова", от 31 января 1723 года. Не прервалась традиция отливать предметы личного благочестия и после этого Указа, однако, в соответствии с ним, любое такое производство было незаконным. Послабления начались лишь во второй половине 19 века. При этом огромное большинство "старообрядческих" икон и крестов использовалось в прямых (молитвенных) целях не только староверами, но и прихожанами РПЦ (никонианами). Государство смотрело на такое использование сквозь пальцы, а официальная Церковь, вероятно, не раз задумывалась о налаживании собственного производства меднолитых икон - глядя на несомненную успешность таких предприятий.

Однако, существуют лишь единичные примеры производства меднолитых предметов личного благочестия под эгидой РПЦ; у них имеются явные отличия от "старообрядческих" - иное, не каноническое (свойственное послераскольной традиции) написание аббревиатур, использование в литье изображений святых, канонизированных после Раскола (эту канонизацию староверы не принимают). Написание "IИС" вместо "IC" в аббревиатуре "IC XC" (Исус Христос), само написание на русском имени Христа - "Иисус" вместо принятого в староверии "Исус", использование сюжетных икон, не признанных староверами (напр., "Коронование Богоматери"), изображения святых, канонизированных РПЦ.

См. также: Никонианское литьё.


Орнаментировка и украшения рамок икон и крестов


Орнаментировка и украшения оборотных сторон икон и крестов


Орудия Страстей Господних


Освящение крестов и икон - см.: Чин освящения предметов личного благочестия.


Отквашивание - выдержка готовых (после доводки на финагеле) изделий в течение нескольких часов в слабом кислотном растворе (обычно изделия заквашивались на ночь; к утру они уже считались вполне отквашенными). Технологическая операция, предшествующая чёске (чесанию).


Отличия православного и католического крестов -  признаки католического креста: надпись на пилатовом титле латиницей INRI (Iesvs Nazarenvs Rex Ivdæorvm) или INBI (Ἰησοῦς ὁ Ναζωραῖος ὁ Bασιλεὺς τῶν Ἰουδαίων) вместо І.Н.Ц.І. (І҆и҃съ назѡрѧни́нъ, цр҃ь і҆ꙋде́йскїй), подчёркнутая анатомичность фигуры Распятого, наличие тернового венца на Его голове.

Часто признаком считается положение ступней Христа и изображение их прибития гвоздями: ошибочно полагают, что если ступни изображены прибитыми одним гвоздём (одна на другой), то этот крест - католический. Суждение неверно: и по сю пору встречаются католические распятия, на которых ступни Христа расположены и прибиты по-отдельности, самые же старые изображения подобного рода можно увидеть на льежских распятиях 12-го века.

Льежские кресты 12-13 вв из собрания Art Museum (Чикаго) и Metropolitan Museum (Нью-Йорк):

Западноевропейская католическая икона Распятие Христово, 13 - 14 век (160 х 115 мм, из собрания ГИМ): 


Отличия креста староверов от креста никониан


Отпечатки пальцев на меднолитых предметах - брак литья, встречающийся на некоторых киотных и наперсных крестах и малоформатных иконах; отпечатки пальцев мастера-литейщика, производившего впечатывание воска в модель. 

В формовочную землю отпечатывался образец, получалась икона-матка. Затем бралась тонкая восковая пластина и аккуратно влеплялась в матку. Получалась восковая модель с четким отпечатком с лицевой стороны и контррельефом с оборота, на котором иногда оставались отпечатки пальцев мастера, влеплявшего воск. Чёткость контррельефа зависела от толщины и пластичности восковой пластины и от мастерства исполнителя. При впечатывании восковой пластины во все неровности, контррельеф получался чётким, но вручную, пальцами, так тонко воск не наложить; очевидно имелся специальный инструмент.

 


Ошибочные надписи на иконах - смысловые ошибки в надписях, названиях икон. Известны из литья 19 века. О. н. можно подразделить на чисто случайные (надпись не соответствует сюжету иконы), на непонимание мастером-резчиком (знаменщиком) глубинного смысла правильного именования данного извода, а также на те, ошибочность которых на данный момент трудно установить.

К первому типу относятся вершковые иконы московской работы, поименованные как "Преображение Господне" при том что сюжет совершенно однозначно читается как Сретение Господне. Характерно, что данные предметы происходят из заведения Е. Петровой - серьёзного предприятия, выпускавшего образцовые по качеству отливки и эмалирования иконы. Мало того, на некоторых ошибочных "Преображениях/Сретеньях" стоит личное клеймо мастера-знаменщика Р.С. Хрусталёва, виртуоза своего дела. Тесные связи литейки Петровой с Преображенской общиной староверов могут косвенно свидетельствовать о глубокой воцерковлённости руководства и сотрудников, что делает подобную ошибку ещё более непонятной. Вероятно, нанесение надписи "Преображение" на икону Сретенья является совершенно случайной ошибкой, разошедшейся, тем не менее, в немалом количестве экземпляров и в ещё большем числе сторонних переливков с них.

Примером второго типа ошибок может служить укоренившееся в бытовом общении верующих именование иконы "Богоматерь всех скорбящих радость" не только в сокращённом, но и в неправильном виде "Скорбящая Богородица". Смысл данного извода - принесение Богородицей радости скорбящим, название же "Богоматерь скорбящая" диаметрально противоположно по смыслу: не только Она не приносит радости, но и Сама скорбит... Московские и гуслицкие вершковые иконы с таким нестерпимо ошибочным именованием встречаются достаточно часто.

Наконец, третий тип ошибок - те, которые на данный момент ещё не были интерпретированы в научных исследованиях, и о причинах и значении которых можно только догадываться. К такому типу "ошибочных икон" может быть отнесена трёхвершковая "Богоматерь Тихвинская", в нижней части ковчега которой, справа и слева от фигуры Богоматери, стоят крупные клейма СМ и ОЛ. Ни один мастер-знаменщик не мог бы поставить своё личное клеймо непосредственно в поле иконы - даже у далёкого от иконографических познаний деревенского кустаря не могло возникнуть и мысли о том, чтобы поставить своё имя в наиболее "святую" часть иконы. На данный момент существует предположение о том, что СМ ОЛ - это сокращение от "Смоленская", и таким образом некая литейка, по ведомым только ей причинам, "переименовала" извод "Тихвинская" в "Смоленскую". Предположение достаточно шаткое, и основанное на массе допущений, однако иных предположений на данный момент нет.

Примеры икон 19 века с ошибочными надписями (см. выделение красным контуром):