«С» - глоссарий

А  Б  В  Г  Д  Е  Ё  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

Северная панагия -


Семивершковые иконы


Серебрение


Сивинское литьё - см. Верещагинское литьё.


Скитское литьё


Складень-девятка

Содхин (Содкин) - один из немногих мастеров-знаменщиков, чьи фамилии удалось установить. Имя и отчество неизвестны, ориентировочное время работы - середина XIX века. Известен по клейму сwдхин или cwдкин (без "ер" в конце фамилии) на единственном изводе крупного деисусного складня. Клеймо проставлялось в верхней части по рамке каждой створки и, одновременно, внизу в правой части рамки, также на каждой створе. 

Клейма Содкина и типичный складень его работы:

 

См. также: Хрусталёв Р.С.Михайлов АндрейЗакаткин Е.И., Гребнев Л.А.Тимофеев Игнат, Трофимов Иван, Чернов ПётрКлеймо мастера литое.


Соколова Мария Ивановна


Спас с ложной датой


Спасовцы (нетовцы) - согласие, одна из ветвей безпоповского направления. Возникло в конце 17 в. на Среднем Поволжье вне связи с северными безпоповцами (федосеевцами и поморцами). Основателем считается Козьма Андреев. По представлению С., в мире воцарился антихрист, благодать взята на небо, Церкви больше нет, таинства истреблены. Сам человек, считают С., не может способствовать своему спасению, спастись возможно только через молитву Спаса (Сына Божьего), только Он знает, кто и как спасётся. Большинство С. не имеет молелен, наставников и не совершает никаких общих обрядов. От своих последователей согласие требует строгих ограничений в еде и питье, запрещается носить пёструю и цветную одежду.

Общая численность С. на настоящий момент — около 100 тыс. человек. Компактно С. проживают в Саратовской обл., есть они также в Нижегородской, Владимирской, Ульяновской, Самарской, Оренбургской областях, в Татарии, Мордовии и Алтайском крае.

Согласие распадается на множество ветвей. В большинстве случаев расхождения между С. произошли из-за различных взглядов на крещение и брак. Часть С. совершает эти обряды в церквах РПЦ и рассматривает их как простую регистрацию - это сторонники т. наз. глухой нетовщины (их именуют так, потому что они никогда открыто не записывались староверами, а также исповедовались молча перед иконами, а не перед своими «стариками», как другие С.). В бабушкином согласии детей крестят родители или повивальные бабки. У новоспасовцев поющая нетовщина», отрицанцы) есть наставники (в народе их зовут «попами»), совершающие обряды крещения и брака и проводящие богослужения с пением. Исповедуются новоспасовцы «старикам». Самокрещенцы считают, что креститься можно лишь самому. Некрещёные, или строгие нетовцы, вообще обходятся без крещения. т. наз. группа немоляков отказалась от икон. У некоторых групп спасовцев существует обряд исповеди земле.

Меднолитые иконы С. обязательно содержали изображение Спаса Нерукотворенного; если в иконе не было такого изображения - изготавливалась спайка, где Спас помещался в верхней части иконы, обычно в качестве оглавия. (При этом, конечно, не все иконы со Спасом Нерукотворенным в оглавии следует считать иконами спасовцев).

Предположительно, иконы С., 18 век:


Согласие


Солдатский складень - обиходное название малого двустворчатого складня 18-19 вв Поклонение иконе Богоматери Смоленской / Никола Чудотворец (Никейское чудо), составленного из полувершковых икон. Самый распространённый складень среди всех, представленных в русском медном литье, известен в нескольких разновидностях. Производился по всей России, от именитых московских литеек до кустарных деревенских производств. Название обусловлено частым нахождением этих складней на местах военных сражений.

Название распространено в специальной литературе и в коллекционерской среде.

Зачастую С.с. называют все малоформатные двустворчатые складни, что неправильно.

Солдатский складень производства московского литейного заведения Е. Лизунова:

См. также: Обиходные названия предметов личного благочестия.


Спайка


Сплавы для отливки предметов личного благочестия - До 19 века основным сплавом при изготовлении меднолитой пластики являлась бронза, содержащая 85% меди и 15% олова. Затем стали применять в основном латунь, состоящую из 64-67% меди и 33-36% цинка. Если содержание цинка будет больше 33%, то сплав делается хрупким.
Изделия из латуни (свободные от окисной пленки) по цвету близки к золоту. Однако и в начале 20 века встречаются предметы из бронзы. Выбор указанных сплавов, помимо их зримой привлекательности, текучести в расплаве, а также коррозионной стойкости изготовленных из них изделий, можно связать еще с тем, что на Руси издревле меди приписывались свойства оберега.

Стоимость фунта серебра для отливки нательных крестов по состоянию на середину 1910-х гг - 14 руб, стоимость лома латуни, который приобретали многочисленные деревенские производители - от 9 до 10 руб. за пуд, московские литейки могли себе позволить покупать не лом, а прокат или латунь в чушках.

См. также: Красномедные иконы.


Средник


Ставротека


Створка


Стигматы - см. Крест со стигматами.


Страстной крест - см. Крест-пассионал.