«З» - глоссарий

А  Б  В  Г  Д  Е  Ё  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

Загарское литьё - кустарное (деревенское) производство меднолитых икон и крестов, сосредоточенное на территории нынешних Павлово-Посадского и Орехово-Зуевского районов Московской области. Реализовывалось это литьё почти по всей центральной России.

Из воспоминаний потомственного мастера-литейщика А.П.Серова (1899-1974) из с. Красное, Костромская губ.: "В Загарье отливались нательные кресты и иконы… Выработка там этих изделий не славилась, не было чистоты в отливке и говорили так: "плохие, как Загарские". (У этих изделий их лицевая сторона не подвергалась обработке напильником. Иконы и кресты распятия так часто подделывали под старое литье)".

Один из учётных листов кустарей Богородского уезда, с указанием сферы деятельности, кол-ва работников, и т. д.:


Заимствования на иконах и складнях

См. также: Первая отливка.


Закаткин Егор Иванович - один из немногих мастеров-знаменщиков, чьи фамилии удалось установить. Работал в 1840-50-х гг. в Москве, на ткацкой фабрике купцов Гучковых, резчиком по металлу - изготавливал медные валики с нанесённым на них рисунком, для "печатания" узоров на ткани. Учитывая конфессиональную принадлежность основателя династии Ф.А. Гучкова (руководитель городской общины староверов-поповцев) и его сыновей (перешли в единоверие), можно предположить, что талантливый резчик Закаткин был ангажирован хозяевами предприятия в качестве знаменщика, для создания маток литых икон и складней.

Закаткин более всего известен своим двустворчатым складнем высокого уровня исполнения, с шестистрочной надписью-сигнатурой на обратной стороне: CIA ИКОНА ВЫ//РИЗАНА #ЗТН ЛЪТА// МЕСЕЦА IЮНЯ МАС//ТЕРЪ ЕГОРЪ ИВА//НОВЪ ЗАКАТКИНЪ// КУПЦОВ ГУЧКОВЫХЪ - 7350 год от сотворения мира, соответственно - 1842 от Р.Х.

Складени Закаткина с сигнатурами и без, а также резной крест работы Закаткина из собрания ЦАК МДПА:

См. Также: Хрусталёв Р.С., Чернов Пётр, Гребнев Л.А., Михайлов Андрей, Тимофеев Игнат, Трофимов Иван, СодхинКлеймо мастера литое.


Замоленность (от "замолить" в значении "затереть, отполировать"; вероятная аллюзия на "намоленность" - сложившееся понятие о большей "силе", "благости" икон, на которые много и часто молились). Сленговый термин в среде коллекционеров меднолитой пластики, означающий утрату иконой или крестом тонких деталей рельефа в связи с механическим воздействием.

Механическое воздействие может быть нецеленаправленным, напр. – ввиду долгого, десятки и сотни лет, пребывания предмета в земле, где абразивное действие твёрдых частиц и общих подвижек грунта неизбежно стирают рельеф - а также целенаправленным.

Целенаправленное механическое воздействие связано с владельческими усилиями по приданию почитаемому предмету блеска и общего облика "новой вещи", равно и иными действиями, ведущими к частичной, а порой и полной утрате рельефных элементов изображения. Традиционно меднолитые иконы и кресты начищали [1] толчёным мелом, кирпичной крошкой, разнообразными, достаточно агрессивными растворами, что в итоге приводило к сглаживанию выступающих частей рельефного изображения.

Икона с остатками мелового порошка в углублениях рельефа:



Стоит отметить, что большая часть меднолитых икон и крестов долгие годы, иногда десятилетия хранилась владельцами в помещениях с исключительно печным отоплением и, как следствие – с немалым количеством оседающих из воздуха микрочастиц копоти, сажи, кухонного жира; оседание и налипание этих частиц на меднолитую пластику приводило к потемнению металла, придавало “закопчённый” вид, что побуждало хозяев натирать сакрально значимые предметы до блеска, не допускать их загрязнения.
Напр., в жилой комнате деревенской избы красный угол с находящимися в нём образами может располагаться в двух метрах от печи, где происходит приготовление пищи.
Кроме того, в красном углу, равно и в большинстве других мест нахождения икон, присутствует лампада, горящая круглосуточно многие годы; продукты горения, источник которого расположен в нескольких сантиметрах от иконы, также оседают на её поверхности, побуждая к частой чистке. Меднолитые иконы и кресты, находившиеся в моленных и церквах, также подвергались и загрязнению продуктами горения, и постоянной (периодической) чистке грубыми абразивами.

Иконы и кресты начищались абразивами и будучи вставленными в ставротеку

Характерно, что механическому воздействию подвергаются и предметы и в музейных коллекциях; особенно это видно по иллюстративному материалу музейных каталогов [2] и наиболее явственно заметно по серебряным тельным крестам .

Термин З. применяется и по отношению к старому литью, произведённому от, ориентировочно, 10-го века и до Нового времени, однако в данном случае следует понимать, что затёртость рельефа осуществлялась не целенаправленно: огромное большинство предметов той эпохи происходит из археологических раскопок, и утраты являются следствием воздействия движения твёрдых частиц грунта на протяжении сотен лет. Движение грунтовых масс, процессы морозного пучения почвы, циклы замерзания/оттаивания (до нескольких десятков в год) оказывают мощное абразивное воздействие в большинстве типов почвенного покрова, где находились такие "замоленные" предметы.

Наблюдения показали, что существуют "неудачные" изводы, подвергающиеся затиранию в одних и тех же местах: левый бок и левая рука фигуры Иоанна Предтечи, правый бок и лик Богородицы и лики остальных фигур на двухвершковой иконе Седмица, нос, борода и клобук изображения прп. Нифонта, фигуры и крылья ангелов в одном из изводов Троицы Новозаветной, и т. д. Высокие бортики, которые бы ограждали рельеф от вытирания, отсутствуют; впрочем, создатели извода не были озабочены механическим воздействием, которое будет оказываться на их произведение.

Понятие З. бытует только в среде антикваров и коллекционеров, состояние иконы отражается только на её материальной стоимости в условиях свободного рынка антиквариата, не влияя на её духовную и историческую значимость.

Условно можно выделить пять степеней З.:

- слабая – немного затёрты только самые выступающие части (носы, бороды изображённых фигур, указующие длани и десницы в благословляющем перстосложении, нимбы, выпуклые буквы обронных надписей)

- средняя – рельеф затёрт по всему полю иконы (креста), но изображения и надписи легко узнаваемы и читаемы

- значительная – рельеф значительно затёрт по всему полю, мелкие изображения и надписи частично не читаемы

- предтерминальная – рельеф сильно затёрт, надписи не читаются, фигуры плохо различимы.

- терминальная – рельеф слабо присутствует, степень утрат такова, что изображения способен различить только искушённый знаток.

Примеры применительной разговорной нормы:

- "Иконка-то у вас изрядно замолена, батенька...",

- "Крест редкий, но замоленный, стоит недорого",

- "Прежние хозяева икону сильно любили, ко всем праздникам мелом начищали, вот и замолили вусмерть".


1 “Справа от Ангела – медный крест: это который нашел в земле на какой-то стройке; на старом гробу лежал, – таких уж теперь не отливают. По кончине откажет мне. Крест до того старинный, что мел его не берет, кирпичом его надо чистить и бузиной: прямо как золотой сияет”. (И. Шмелёв “Лето Господне”).

2. А. Б. Островский, Ю. А. Фёдоров “Русский православный крест в собрании Российского Этнографического музея”, СПб, 2007.


Зарубки на иконах и складнях


Земля - формовочная смесь, состоящая из песка 70-90% и глины 30-10%. Используется специальная белая глина с красными прожилками, при сушке становится светло-коричневой. Формовка производится в опоках. Состав З. индивидуален для каждой литейки, каждого матера-литейщика; не существует единого рецепта приготовления З и чётко определённого вида сырья для неё.

Песок и глина связывались в З. водой, а порой и "квасом свежим добрым". Смесь считали годной, если после ее сжатия в ладони на образующемся комке оставался отчетливый след ладони с папиллярными линиями. Пользуясь таким методом оценки, получали смесь достаточно пластичную, обеспечивающую формирование рельефных отпечатков всех элементов модели.
 


Змеевик (икона-змеевик)


Золочение