«П» - глоссарий

А  Б  В  Г  Д  Е  Ё  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

Панагия


Паникадило - центральный подвесной светильник (люстра) православного храма, часто многоярусный, с опоясывающим его хоросом, на который крепились при помощи винтового соединения фигурные изображения архангелов, ангелов и херувимов. В воскресные дни и на Двунадесятые Праздники в храме возжигаются все светильники, включая П., что символизирует  образ Божиего света, который воссияет верным в Царствии Небесном. Множеством огней паникадило символически означает Небесную Церковь как созвездие; собрание людей, освящённых благодатью Духа Святаго, горящих огнём любви к Богу.


Патина


Патрональные иконы - именные иконы, иконы с изображением соименного святого покровителя, заказанная дарителем или группой дарителей (общиной) в знак уважения к одаряемому. В русском медном литье описан комплекс П.и., относимых к литейным мастерским Выговского общежительства, и соимённых его киновиархам Андрею Денисову, Петру Прокопьеву и Даниилу Викулину. Идея создания П.и. выговских старцев состоит в прославлении их нелёкого пути собирателей и устроителей Выговской пустыни.

Несколько известных изводов П.и. Выга близки по форме и высокому качеству исполнения, очень немногочисленны по тиражу и производились в период с 1734 по 1741 годы. Известны единичные случаи воспроизведения этих икон в 19 веке. Среди выговских П.и. отсутствует икона с тезоиментным святым четвёртого киновиарха - Семёна Денисова; это можно объяснить тем, что на момент производства этих икон он был жив, был настоятелем обители, и ни о какой прижизненной иконе не могло быть и речи. 

П.и.: слева направо, первые две - св. Андрей стратилат, в центре - ап. Пётр, последние две - пр. Даниил:


Пассионал - см. Крест-пассионал.


Первая отливка - отливка с первичной модели (матки), изготовленной мастером-резчиком.
Изготовление матки требовало больших трудозатрат и было достаточно дорогим для литейного заведения, в связи с чем первичные модели создавались в "центральных", наиболее финансово обеспеченных мастерских - Выг, Москва, Гуслицы - или по их заказу.
Отливки с первичной модели были отливками первого поколения. Качество отливок первого поколения не зависело от времени производства, но т. к. матка была одна, то и лить по ней могла только одна мастерская. Соседние мастерские для литья таких же икон покупали одну из безэмальных икон первого поколения и использовали ее в качестве модели. Отливки с этих моделей были отливками второго поколения, качеством чуть хуже и меньше размером на 1.5-3%.
Мастерские из других городов/деревень, которые не знали, кто первым начал отливать икону, в качестве модели могли приобрести икону второго поколения и, следовательно, начать отливать иконы третьего поколения, и так далее.
При этом любая модель могла быть доработана самим литейщиком - путем врезки/спайки литейщик мог заменить/добавить рамку или оглавие. Также модель могла быть отдана в доработку резчику, и в случае, если резчик был мастером своего дела, созданная им модель по качеству проработки деталей могла не уступать первичной модели.
В результате получалось "древо" моделей, основанием которого была изначальная матка, а ветвями - модели конкретной мастерской, где отливались иконы данного извода.

См. также: Переливок, Заимствования на иконах и складнях.


Переливок - икона или крест, для изготовления формы под которые использовалось конкретное меднолитое изделие, а не мастер-модель. Для изготовления П. зачастую использовались не новые, бытовавшие предметы. П. всегда имеет меньшие размеры по сравнению с взятым за основу оригиналом - за счет усадки металла - и худшую детальность изображения, более низкий рельеф (изделие м.б. затерто при бытовании). П. с энколпиона является монолитным изделием, не раскрываются т. к. при изготовлении формы использовали целый энколпион с закрытыми створками, а не его отдельные створки с последующим их соединением.

При однократной переливке усадка  обычно составляет около 1,5 - 3% по длине и ширине. П. мог быть прочеканен, лики и прочие элементы изображения - подрезаны мастером; так возникала новая матка, которую использовали для дальнейших отливок.

Де-факто, П. можно считать любую отливку второго, третьего, и т. д. поколения после икон, отлитых с матки, но вносимые мастерами изменения, как мелкие, так и крупномасштабные - добавление оглавия, киотчатого навершия, петель для создания из иконы створки складня, и т. п., предполагают, что термин П. по сложившейся традиции используется для обозначения второсортной отливки.

Сравнение размеров икон: отлитые с мастер-модели и переливки:

См. также: Первая отливка, Подрезка.


Печатня - см. Формовочная, Кузня.


Пила - см. Напильник.


Пилатово титло


Планетарные символы в медном литье


Подделка медного литья


Подэмальные иконы (складни, кресты) -


Позём


Поле иконы


Полувершковые иконы - иконы размером менее 1 вершка. Строго говоря, при длине одного вершка равной 4,5 см, максимальный размер полувершкового предмета должен составлять 2,25 см, однако на практике полувершковыми икоными считаются все иконы размером менее вершка; обычный размер таких икон колеблеся от 25 до 35 мм в высоту (включая оглавие). В торговых прейскурантах конца 19 - начала 20-го вв такие иконы обозначались как "1/2 вершка".

Традиционно полувершковыми называют иконы Нового времени, хотя малые размеры (и точно в полвершка и даже менее) характерны скорее для "старых" икон, начиная от 10-го века. Расцвет производства полувершковых икон приходится на в. п. 18 - п. п. 19-го веков. Немалая часть П.и. - богородичные. 

В коллекционерской среде наряду с термином П.И. распространено и определение иконы-малышки.

Иконы Богоматерь Владимирская, 25 х 17 мм и Богоматерь Казанская, 35 х 25 мм:


Праздники-квадрат (Малые Праздничные Створы)


Преображенка


Преображенское литьё


Привеска Голгофский Крест


Пригар - частицы песка и формовочной смеси, оставшиеся на отливке после неаккуратной работы по уплотнению формовой смеси (земли): "набьешь один бок, может и хорошо получится, а с другой - непременно замоешь - и никакой на ней чеканки не видать, не видать и качества отливок". Не менее важным считалось умение аккуратно разнять форму, осторожно извлечь модель и затем исправить обнаруженные на поверхности дефекты. Пригар на отливках не допускался, и мастера отмечали, что если "с умом сделаешь - получится отливка без пригара, а пристанет песок, работы, считай, не было".


Прижимальник - деревянное или железное устройство-тиски с винтовым прижимом, предназначенное для стягивания опоки или нескольких опок перед заливкой металла; без прижима заливающийся в опоку большой объём металла, может разорвать опоку, на ней могут появиться трещины от давления (веса) металла, особенно если производится отливка крупноформатного креста или иконы.
См. также: Литьё в опоку.
 


Прорезная икона


Прочеканка - ударная механическая операция, производимая ручным твердосплавным инструментом (чеканом) на поверхности иконы для выделения деталей рельефа, не получившихся при отливке, либо стёртых в процессе бытования.
П., осуществляемая для поновления затёртой (замоленной) иконы или креста, часто используется в целях введения в заблуждения покупателя предмета, для придания предмету утраченных кондиций.
См. также: ПодрезкаКернение.


Процветший крест


Подрезка - механическая операция режущего характера, производимая ручным твердосплавным инструментом (штихелем) для воссоздания утраченных в процессе бытования деталей рельефа. П., осуществляемая для поновления затёртой (замоленной) иконы или креста, часто используется в целях введения в заблуждения покупателя предмета, для придания предмету утраченных кондиций.

Помимо владельческих и "дилерских" П., имела широкое распространение подрезка на производстве, когда для отливки в качестве мастер-модели использовались замоленные или просто не вполне качественные иконы - в этом случае их затёртые участки подрезались перед использованием.
См. также: ЗамоленностьПрочеканка, Кернение.


Примеры подрезки икон:


Путец (путик) - прорезанный в формовочной массе путь, канал для прохождения расплава металла, к П. ставились модели-кресты на одинаковом расстоянии друг от друга, в наклонном положении. После заливки опоки металлом, и после ее раскрытия, готовая отливка из нескольких крестов и соединяющих их "ветвей" металла, заполнившего путики, становилась похожей на ветку с листьями или ёлку.. Иконы ставились в опоке одна к другой на расстоянии друг от друга примерно 2-3 см и от одной к другой прорезались каналы-путики. 

Также см. Литник, Ёлка.


Пыхва (дедушкин табак) - споры гриба-дождевика рода Lycoperdon, используются при литье в землю в качестве присыпки иконы или креста в опоке, для исключения прилипания земли при формовке. П. собирают осенью, после завершения процесса спорообразования, и перетирают рукой в полотняном мешке. Метод припыливания спорами П. используется в кустарных мастерских по сю пору. Упоминается в "Указе о медном мастерстве" 17 века.
См. также: Литьё в опоку.

Выброс спор гриба-дождевика:


Пятнистая эмаль - тип эмалирования меднолитых икон, при котором наложение мелкодисперсного эмалевого порошка производится путём его насыпания на поле иконы мелкими кучками, "пятнами". Основная масса предметов в пятнистой эмали происходит из крупных литеек; только там изготовитель литой продукции мог позволить себе эксперименты с внешним видом предмета, только крупные литейки располагали достаточным количеством разнообразных качественных эмалей.

Предметы в П.Э. характерны для 19 века.

Не путать с Точечной эмалью.

 

Киотный крест в "пятнистой" эмали, 271 х 147 мм: