«В» - глоссарий

А  Б  В  Г  Д  Е  Ё  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

Вандализация предметов личного благочестия - намеренная порча, уродование икон и крестов по политическим, мировоззренческим причинам, а также с целью извлечения выгоды.

Примерами политической мотивации может служить неоднократно зафиксированная стрельба по иконам, осуществлявшаяся немецкими войсками в период Великой Отечественной войны - порча и уничтожение народных святынь как вспомогательный метод психологического подавления противника, либо метод обесценивания святынь противника для "воспитания" собственных солдат, либо просто для развлечения.

Мировоззренческие причины, пересечкающиеся по своей сути с политической мотивацией - агрессивное богоборчество, распространившеся с началом Совесткой власти. Иконоклазм на государственном и бытовом уровне процветал в первые годы большевистской власти и в последующее время, вплоть до последней трети 20-го века. Известно, например, о массовых изъятиях меднолитых икон в переплавку; имеются свидетельства об отправке из Уральского региона 4 вагонов (!) медного литья на металлургические комбинаты страны. Государственное и бытовое иконоборчество затихает к 1970-м годам, иконы начниают цениться среди коллекционеров, становятся предметом академических исследований (что не препятствует случаям "частного", единоличного богоборчества, когда икону "в наказание" могли использовать в качестве подставки, набойки на каблук, вырезать из неё заготовки для дефицитных метизов, и так далее).

Вандализация предметов личного благочестия с целью наживы распространилась с ростом интереса к собирательству, коллекционированию медного литья. Известно, что утратившие свои кондиции, замоленные иконы и складни невысоко оцениваются рынком; зачастую в этом случае владелец разрезает предмет на несколько частей, встраивает их в подобие ставротеки, производит манипуляции по "состариванию", и продаёт в качестве аутентичного памятника. Наиболее подвержены таким манипуляциям Большие Праздничные Створы; складень, состоящий из 20 икон - предприимчивый владелец распиливает его на 20 составляющих, и реализует, встроив в псевдоставротеку, 20 оригинальных предметов, получая несколько сотен процентов прибыли и более. Отмечены примеры вандализации икон, частично пострадавших от пожара или деформированных иным образом: если центральная часть (поле иконы с основным изображением) оказалась нетронутой, она вырезается и посупает в продажу как самостоятельная . Если, напротив, пострадал центр, но сохранились клейма-медальоны с изображениями святых - вырезаются они, и также поступают в продажу с выдуманной "легендой".

К намеренной вандализации мы не относим традиционные способы крепления икон и крестов, использовавшиеся в деревенских домах, над воротами, в крестах-голбецах, и так далее - прибивание иконы гвоздями. Несмотря на появление уроодующего отверстия или нескольких отверстий, отношение к данной иконе оставалось почтительным.

Расстрелянная немецкими оккупантами икона Спас Благое Молчание, Владимирская обл.

 

Икона Похвала Богородицы из состава Больших Праздничных Створ, использовавшаяся в качестве набойки на каблук:

Звезда, выпиленная из двухвершковой иконы Никола Чудотворец (Никейское чудо):


Варламовы


Верещагинское (Сивинское) литьё - гетерогенная группа меднолитых предметов личного благочестия, объединяемая по признаку географического происхождения: Верещагинский р-н Пермского края.

По данным Л.Ф. Коржавкиной*, "... в Верещагинском районе у старообрядцев до сих пор отливаются по старым поморским образцам медные довольно грубые иконы без эмали...". 

Ввиду отсутствия свидетельств о наличии в Пермском крае в 18-19 вв. собственных мастеров-знаменщиков, способных создать аутентичные иконы-матки местного производства, а также ввиду отсутствия примеров подобных икон-маток или прямых переливков с них, имеет смысл рассматривать две версии происхождения В. л.: переливки с поморских или переливки с московских образцов.

Изначальной версией происхождения В. л. долгое время считалось, что оно - суть переливки с поморских образцов, дошедших до Урала, однако стоит рассмотреть и версию о том, что В. л. осуществлялось не только и даже не столько с поморских, сколько с более поздних московских образцов. 

Известные на данный момент образцы литья, условно объединяемые в группу "Верещагинское", характеризуются следующими, порой взаимоисключающими признаками - кроме первого, географического:

- происхождение из географической области, условно ограниченной Верещагинским р-ном Пермского края, или шире - Пермским краем в целом;

- отливка имеет явные или опосредованные признаки поморского происхождения;

- отливка тонкая, 1,5-2 мм толщиной;

- состав сплава позволяет относить предметы В. л. к т. наз. "красномедным" иконам - предметам, цвет поверхности которых говорит о высоком содержании меди в сплаве;

- отсутствие эмали;

- часто отмечаются достаточно грубые дефекты литья - сквозные непроливы, выкрашивания формы и пр.;

оглавия икон не просверлены и малофункциональны

- отливка имеет явные или опосредованные признаки московского происхождения;

- отливка достаточно толстая, 2,5 - 4 мм толщиной;

- состав сплава не позволяет относить предмет к "красномедным" иконам: отливка желтоватого цвете, что свидетельствует о невысоком содержании меди в сплаве;

- литьё достаточно грубое.

Эти два массива предметов личного благочестия могли производится в разных мастерских или даже в разных литейных центрах (в пределах Верещагинсого р-на или шире - Пермского края).

В упомянутой статье Л.Ф. Коржавкина пишет о том, что: "В настоящее время в Северном Прикамье, по сообщению к. и. н., доц. Пермского университета, этнографа Г. Н. Чагина, имеются старообрядческие поморские общины, часовенные и беглопоповские. [...] В нынешнем Усольском районе были одни беглопоповцы. Они сохранились и ныне в небольшом количестве в Лысьве и самом Усолье. Г. Н. Чагин сообщил также, что о местном литье образков и складней сведений в литературе нет, молчат письменные источники. Однако ему доводилось встречать людей из старообрядцев, отливавших иконы и кресты еще в 30-х годах [20-го века - Меднолит]. Литье было у поморов в Верещагинском и Сивинском районах, а также в районе, соседствующем с Удмуртией".

Возможно, в дальнейшем правильнее будет называть все отливки данного региона, характеризуемые приведённым выше набором противоречивых признаков, "Пермским литьем".

Примеры красномедных икон из Пермского края:

*Л. Ф. Коржавкина. Коллекция меднолитой пластики Березниковского музея Пермской области // Русское медное литьё, т. 2, сборник статей, М., 1993, стр. 82-84


Вериги


Верижный крест


Виноградная лоза - декоративный элемент, тип орнаментировки рамок и полей меднолитых икон крупных размеров. Разработан и воплощён в конце 18 века.

Символическое значение В. л., вероятно, отсылает к словам Христа: "Я есмь лоза, а вы – ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего” (Иоанн, 15:5).

Помимо символического значения и чисто эстетической составляющей, В. л. является и конструктивным элементом, выполняя функцию удержания эмалей; заполняет собой открытые пространства поверхности металла.

Термин распространён в академической и коллекционерской среде.

Примеры В. л. на рамках трёхвершковых богородичных икон 19 века:

Примеры В. л. на полях икон (трёхвершковая богородичная и крупные деисусные складни) 19 века:

 

См. также: Растительный орнамент, Геометрический орнамент.


Витой шнур - декоративный литой элемент обрамления многих типов меднолитых икон и крестов. Располагался по периметру, формируя условный "ковчег"; внутреннее пространство предмета, зачастую отделяя его от наружной рамки.  Термин используется в академической и коллекционерской среде.

В. ш. на иконах 19 века:

Сочетание витого и рубчатого шнура на иконах 18 - 19 века:

См. также: Рубчатый шнур, Рубчатый орнамент.


Владельческая подпись - надпись, нанесенная механическим способом на икону с целью идентификации её владельца. Обычно представляет собой инициалы с точками: "А. П.", "И. Д.", и так далее. Появлению владельческих подписей мы обязаны, скорее всего, отхожему промыслу - сезонным работам, на которые отправлялись из родных мест в другие регионы страны многолюдные артели работников разных специальностей.
Меднолитые иконы известны также под названием "путные", "путевые иконы", а складни - под термином "походный иконостас"; их брали с собой в путь, в паломничество ко святым местам, или на отхожий промысел, при этом, при известной унификации икон, их можно было перепутать с иконой товарища, со-путника - во избежание этого на обратной стороне икон и вырезались или наносились керном инициалы.

Одной из возможных побудительных причин может являться нанесение В.П. на предметы личного благочестия, переданные в моленную на длительный срок; также для идентификации в дальнейшем их владельцев. Не исключены и иные побудительные причины нанесения В.П.

Зачастую владельческая подпись сочеталась с нанесением даты (года).


См.: Кернение.

Пример владельческой подписи на киотном кресте, нанесённой методом кернения:

Пример сложной владельческой подписи с датировкой, створка складня:

Примеры кернёных владельческих подписей-инициалов:

В. п. с указанием фамилии владельца (Пётр Чудинов) и географической привязкой (г. Очёр Пермского края):

 

Пример В. п. с указанием фамилии владельца ("Сей образ Ивана Акимова"):


Влахернитисса


Воронежские панагийки - тип дукача, получивший распространение среди украинского населения Воронежской губернии с 30-х годов ХIХ века. Характеризуются ажурной накладкой на медальоне, украшенной "драгоценными" камнями. К оглавию крепился подвес, также богато украшенный стеклянными вставками, имитирующими рубины и изумруды. 

Впервые описаны Н.И. Лебедевым, научным сотрудником Этнографического Музея, в 1910 году.

Наиболее частые изображения на В. п. - религиозного содержания (Тайная Вечеря, Распятие Христово, и т. д.), а также - изображения российских императриц (Елизавета, Екатерина Великая), рублёвых монет, и пр.

В. п. из числа собранных Н.И. Лебедевым в ходе НИР в Воронежской и Курской губерниях. Данный экз. происходит из слободы Ново-Белая Богучарского уезда Воронежской губернии:


Воронение - окончательная стадия доводки меднолитого изделия перед отправкой в продажу; технологическая стадия, следующая за гантанием. В. (полирование) производилось посредством стального воронила (полировника), хорошо отполированного до блеска. Полируются (воронятся) гладкие места: кромки изделия, венец и каймы. Кресты нательные не подвергались В. в том случае, когда на поверхности имелась эмаль.


Воронило - ручной инструмент для полирования поверхностей; использовался для финальной обработки поверхностей рамки, ковчега и поля икон. Удлиннённый инструмент с закалённым стальным окончанием, которое могло иметь разную форму (шар, овал, плоскость), в зависимости от производимой операции и формы обрабатываемой поверхности. (При работе с драгметаллами В. использовалось для плакирования предметов серебром и золотом; т. наз. способ отделки "оплавленным" или "накладным" серебром и золотом. Стадии процесса: облужение основы - наложение серебряной или золотой фольги - прогрев и припаивание - разглаживание при помощи В. Способ был широко распространен, напр, в 1829 г. на первой ювелирной выставке в России были представлены в т. ч. изделия, покрытые драг. металлами по данной технологии).

На качественных отливках места, по которым мастер проходил В., всегда выглажены, эти же места на аналогичных иконах уральского литья  - шершавые и необработанные. Деревенские литейки Центральной России, редко производившие товар высокого качества, также не в полной мере использовали В., если использовали его вообще. Зачастую на рамках икон, подвергшихся обработке В. остаётся характерная волнистость.

В кустарных мастерских вероятнее всего использовались В. собственного изготовления, в крупных литейках - произведённые промышленным способом для нужд мастеров-ювелиров.

Кустарно и фабрично изготовленные воронила.


Воротничок - (от: воротиться, возвращаться) обиходное название вершковой иконы, которую брали с собой в дорогу, чтобы благополучно вернуться домой. Вероятно, именно В. и полувершковые иконы были наиболее частыми спутниками путешествующих - ввиду малости размера и связанного с этим удобства при переноске.

См.: Владельческая подпись, Обиходные названия предметов личного благочестия.


Впайка - составная икона; центральная часть с изображением вставлена в рамку и после этого отлита; имеются явно видные следы средней части на обороте или части изображения от изначальной иконы, из которой была вырезана средняя часть - элементы нимбов, декора, и т. п. В. делались по типу конструктора, одним из двух способов, распространённость которых пока неизвестна.

1. В двух матках делалось две восковых модели. Из модели с рамкой вырезался средник, и на его место вставлялась вторая восковая модель обрезанная по размеру. Шов замазывался воском.
При этом на рамке могли оставаться остатки прежнего центрального изображения (напр., части нимбов), а в средник попадать часть рамки от использованной для него восковой модели. Если иконка выбранная в качестве средника оказывалась меньше рамки, свободное поле просто заполнялось воском.

Изначальная модель - икона Богоматерь Смоленская; на последующих видны остатки верхней части нимба:


Но чаще всего, иконка, выбранная для средника, почти идеально подходила к рамке по размерам, и следы соединения видны только на обороте, т. к. рамки делались под стандартный размер иконок. Но вероятнее всего имелись наборы, включавшие в себя матку для рамки и набор средников к ней, сделанных по размеру.
Т. обр. мастер мог легко компоновать любые сюжеты со стандартными рамками.
Таким же способом, путем простого соединения восковых моделей, очевидно, отливалось большинство т. наз. спаек; это доказывается тем, что в большинстве спаек, как и во впайках, иконки, шов и рамки состоят из одного металла. В швах часто видна фактура воска, налепы и подмазки.

2. В. изготавливались из уже отлитых предметов (в бронзе) которые собирали и спаивали оловом, а после с этой заготовки делали слепки и с них отливали цельнолитые. Косвенно это доказывается многочисленными примерами "припаянных" оглавий - на оборотах почти всегда (там, где поверхность не обработана) видно что припой был в виде характерной для оловянных работ. Помимо этого, олово прощу в обработке, чем латунь, им легче вычищать и выравнивать поля.

Пример В. с остатками декора изначальных икон:

Пример обратных сторон икон-впаек:

 

Примеры икон-впаек "Богоматерь всех скорбящих радость":

  

См. также: Замствования на иконах и складнях.


Выговское общежительство, Выг - ......................... в 1854 г. наравне с закрытием в Москве Никольского Рогожского храма, правительством Николая Первого были разгромлены все Иргизские монастыри, а Выговская обитель силами специальной военной команды «была безжалостно разрушена до основания и все ее бесценные сокровища разграблены и просто уничтожены»..........................


Выговское литьё


Выпилок - механическое выделение части сюжета иконы или складня методом выпиливания. Причины создания В.:

1. Сохранение части предмета, получившего сильные механические повреждения, напр., в пожаре.

2. Введение в заблуждение покупателя. Зачастую В. предлагается к продаже в качестве "неизвестного извода", при этом иногда встречаются В. с оглавием, сформированном из части сюжета, оставшегося на "материнской" иконе-заготовке.

3. Выпиливающему понадобилась именно эта часть сюжета "материнской" иконы-заготовки; как наиболее почитаемая им, любимая, и т. д.

Наиболее часто встречающиеся В. - любая из 20 икон, составляющих Большие Праздничные Створы, любая из 12 икон, составляющих складень Праздники-квадрат, центральные створки богородичных складней.

При создании новых изводов выпиливание сюжетов или орнаментов можно расценивать как заимствование, извлечение с дальнейшим составлением, однако это замечание можно отнести только к периоду производства до 1917 года.

См. также: Вандализация предметов личного благочестия, Заимствования на иконах и складнях.