«М» - глоссарий

А  Б  В  Г  Д  Е  Ё  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

Малые праздничные створы ("квадрат")


Матка (мастер-модель) - изначальная, сделанная мастером-знаменщиком (резчиком, гравёром) модель иконы, по которой будут отливаться все последующие иконы данного тиража. Медная (бронзовая) пластина, на которой резчик делает изображение евангельского, ветхозаветного и другого сюжета, применяя инструменты режущего и ударного воздействия. Для производства последующих икон матка вдавливается в формовочную смесь, получившийся оттиск называется литейной формой. Стоимость изготовления матки простого киотного креста составляла 15 рублей, крупных сложных многофигурных иконных композиций - гораздо выше (цены середины 19 века). Большинство мастеров-знаменщиков работало в Москве. Знаменщики были приглашаемы региональными производителями за плату от 75 руб/мес (с даровым питанием и проживанием). Помимо маток приглашённые резчики осуществляли общий контроль над производством, дорабатывали отлитые по их маткам модели, обучали литейщиков.

Из воспоминаний мастера-литейщика А.П.Серова (1899-1974) о своём отце, владельце литейки, с. Красное, Костромская губ.: "...в литейном производстве нужна модель для формовки в земле. И после извлечения ее из земли образует литейную форму со всеми ее точными очертаниями, что и будет называться литейной формой. Куда и будет заливаться жидкий металл и при остывании принимает твердую массу с ее точными очертаниями. Изготовленная первая модель для креста называлась (матка). Матка (модель) креста изготавливается мастером-гравером. Работа очень сложная, требующая хорошего мастера-практика. Такие мастера были только в Москве, в том числе мастер, работавший у отца, был из Москвы, который обучал нас художественному литью. [...] Дело в том, что модель вдавливается в землю, затем при ее извлечении из земли она должна выходить свободно, не забирая с собой землю. А поэтому буквы и все выступающие части модели от основания их, то есть от фона, должны иметь незначительный конус, иначе пространство между буквами будет забирать с собой землю и при отливке таких изделий будет считаться полный брак изделия. Чтобы изготовить такую полноценную модель, мастера были только в Москве[...]. С этой матки и отливали (переводили) тоже моделей, но уже называемых образцов, которых нужно при формовке для одной опоки около 100 шт., смотря по размеру креста". 


См. также: Земля, Штихель, Литейное производство, Канфарник, Литьё в опоку, Переливок.

Фрагмент оборотной стороны матки иконы "Облачное успение" с надписью, сделанной мастером-знаменщиком Р.С. Хрусталёвым


Михайлов А. - мастер-знаменщик Андрей Михайлов (отчество неизвестно), работник литейной мастерской филиповского центра Братский двор в Дурном переулке близ Таганки (согласно Донесению в управление Московского военного генерал-губернатора от 22 апреля 1849г.). Описано 14 изводов икон и складней его работы, в т. ч. Больште Праздничные Створы, пятивершковая икона Троица с Деисусом и апостолами, трёхвершковая икона Боголюбская, три типа вершковых Деисусных иконх, икона Вознесение Господне в виноградной рамке, и др. Работы Михайлова не уступали по качеству иконам ведущих мастеров Преображенки. Определено клеймо мастера - литеры "АМ", проставлявшиеся на оборотной стороне икон.

Один из немногих мастеров-знаменщиков, чьи фамилии удалось установить.

См. также: Клеймо мастера литое, Хрусталёв Р.С., Чернов Пётр, Закаткин Е.И., Гребнев Л.А., Тимофеев Игнат, Трофимов Иван, Содхин.

Клеймо А. Михайлова на вершковой иконе Богоматерь Владимирская:


Мощевик


Мужской старообрядческий тельный крест


Моленная - название храма-часовни у старообрядцев безпоповских согласий. Помещение, специально предназначенное для совершения совместной молитвы и обрядов. Моленные могут быть как общественными, так и домашними. В моленных обычно находится иконостас, богослужебные книги и другие предметы культа.