«П» - глоссарий
А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Панагия -
Паникадило - центральный подвесной светильник (люстра) православного храма, часто многоярусный, с опоясывающим его хоросом, на который крепились при помощи винтового соединения фигурные изображения архангелов, ангелов и херувимов. В воскресные дни и на Двунадесятые Праздники в храме возжигаются все светильники, включая П., что символизирует образ Божиего света, который воссияет верным в Царствии Небесном. Множеством огней паникадило символически означает Небесную Церковь как созвездие; собрание людей, освящённых благодатью Духа Святаго, горящих огнём любви к Богу.
Панкратовы; Пелагея, Фелицата и Гавриил - владельцы меднолитейной мастерской, располагавшейся по адресу: Москва, ул. 9-я Рота, д. 277. Мастерская досталась Пелагее Никитичне Панкратовой "по духовному завещанию Е.П. Петровой, утвержденному к исполнению в ноябре 1888 года", а в 1908 году перешла от неё к сыну и снохе, Гавриилу и Фелицате Панкратовым. Последнее упоминание об этой мастерской относится к 1914 году.
Предметы, изготавливавшиеся в литейке Панкратовых, входили в круг Преображенского литья.
Патина -
Патрональные иконы - (от греч. πατέρας - отец, в данном контексте - отец-основатель) именные иконы, иконы с изображением соименного святого покровителя, заказанная дарителем или группой дарителей (общиной) в знак уважения к одаряемому. В русском медном литье описан комплекс П. и., относимых к литейным мастерским Выговского общежительства, и соимённых его киновиархам Андрею Денисову, Петру Прокопьеву и Даниилу Викулину. Идея создания П. и. выговских старцев состоит в прославлении их нелёгкого пути собирателей и устроителей Выговской пустыни.
Несколько известных изводов П. и. Выга близки по форме и высокому качеству исполнения, очень немногочисленны по тиражу и производились в период с 1734 по 1741 годы. Известны единичные случаи воспроизведения этих икон в 19 веке. Среди выговских П. и. отсутствует икона с тезоиментным святым четвёртого киновиарха - Семёна Денисова; это можно объяснить тем, что на момент производства этих икон он был жив, был настоятелем обители, и ни о какой прижизненной иконе не могло быть и речи.
П. и., слева направо: первые две - мч. Андрей стратилат, в центре - ап. Пётр, последние две - пр. Даниил:
Пассионал - см. Крест-пассионал.
Первая отливка - отливка с первичной модели (матки), изготовленной мастером-резчиком.
Изготовление матки требовало больших трудозатрат и было достаточно дорогим для литейного заведения, в связи с чем первичные модели создавались в "центральных", наиболее финансово обеспеченных мастерских - Выг, Москва, Гуслицы - или по их заказу.
Отливки с первичной модели были отливками первого поколения. Качество отливок первого поколения не зависело от времени производства, но т. к. матка была одна, то и лить по ней могла только одна мастерская. Соседние мастерские для литья таких же икон покупали одну из безэмальных икон первого поколения и использовали ее в качестве модели. Отливки с этих моделей были отливками второго поколения, качеством чуть хуже и меньше размером на 1.5-3%.
Мастерские из других городов/деревень, которые не знали, кто первым начал отливать икону, в качестве модели могли приобрести икону второго поколения и, следовательно, начать отливать иконы третьего поколения, и так далее.
При этом любая модель могла быть доработана самим литейщиком - путем врезки/спайки литейщик мог заменить/добавить рамку или оглавие. Также модель могла быть отдана в доработку резчику, и в случае, если резчик был мастером своего дела, созданная им модель по качеству проработки деталей могла не уступать первичной модели.
В результате получалось "древо" моделей, основанием которого была изначальная матка, а ветвями - модели конкретной мастерской, где отливались иконы данного извода.
См. также: Переливок, Заимствования на иконах и складнях.
Переливок - икона или крест, для изготовления формы под которые использовалось конкретное меднолитое изделие, а не мастер-модель. Для изготовления П. зачастую использовались не новые, бытовавшие предметы. П. всегда имеет меньшие размеры по сравнению с взятым за основу оригиналом - за счет усадки металла - и худшую детальность изображения, более низкий рельеф (изделие м.б. затерто при бытовании). П. с энколпиона является монолитным изделием, не раскрываются т. к. при изготовлении формы использовали целый энколпион с закрытыми створками, а не его отдельные створки с последующим их соединением.
При однократной переливке усадка обычно составляет около 1,5 - 3% по длине и ширине. П. мог быть прочеканен, лики и прочие элементы изображения - подрезаны мастером; так возникала новая матка, которую использовали для дальнейших отливок.
Де-факто, П. можно считать любую отливку второго, третьего, и т. д. поколения после икон, отлитых с матки, но вносимые мастерами изменения, как мелкие, так и крупномасштабные - добавление оглавия, киотчатого навершия, петель для создания из иконы створки складня, и т. п., предполагают, что термин П. по сложившейся традиции используется для обозначения второсортной отливки.
Сравнение размеров икон: отлитые с мастер-модели и переливки:
См. также: Первая отливка, Подрезка.
Переливок по эмали - отливка, сделанная с иконы, уже покрытой эмалью. Побудительным мотивом такого типа производственного процесса могла стать невозможность отыскать безэмальный образец данного извода, или изначальное нежелание мастера изготавливать высококачественный предмет.
Иконы, перелитые с эмалевых мастер-моделей - самого низкого качества из всех переливков; легко определяются по отслоениям эмали, присутствовавшим на иконе-матке - металл в точности повторяет все отслойки и трещины, имевшиеся на материнской иконе.
Существуют и современные П.п.э.; зачастую их выдают за старинные иконы.
Пример иконы Воскресение Христово / Сошествие во ад, изготовленной с эмалевого образца (см. стрелки, указывающие на участки отслоения эмали иконы-матки):
Пример иконы-переливка по эмали. Гурий, Самон и Авив, 19 век, место производства неизвестно:
Петрова Екатерина - владелица литейки по адресу: Москва, Лефортовская часть, ул. Девятая Рота, домовладение №277. Литейное заведение перешло Е.П. Петровой в 1870-х гг. от сестёр Тимофеевых (где знаменщиком и литейщиком работал Игнат Тимофеев). Ведущим мастером заведения Петровой с 1872 года был Родион Семёнович Хрусталёв. В том же литейном заведении (ул. Девятая Рота, домовладение № 277) вероятнее всего работали знаменщики Иван Трофимов и Емельян Афанасьев.
С приходом Е.П. Петровой, новой владелицы Тимофеевских медных заведений, значительно увеличился объем выпускаемой продукции, а после выхода в 1883 г. Закона о даровании раскольникам некоторых прав, расширился уже и ассортимент, повысилось число клеймёных мастерами предметов - ввиду прекращения гонений за изготовление литых икон.
В 1888 г. литейка Петровой "по духовному завещанию Е.П. Петровой, утвержденному к исполнению в ноябре 1888 года" отошла к Пелагее Никитичне Панкратовой, а в 1908 году - к её сыну и снохе Гавриилу и Фелицате Панкратовым. Последнее упоминание об этой мастерской относится к 1914 году
Иконы заведения Петровой и, ранее, Тимофеевых входят в круг Преображенского литья.
Сменившее менее чем за век четырёх хозяев, литейное заведение может в ряде своих работ считаться эталоном качества меднолитейного дела в России 19 века, наряду с литейным заведением М. Семёновой.
Фрагмент складня Двунадесятые Праздники с клеймом мастера-знаменщика Хрусталёва и упоминанием литейного заведения Екатерины Петровой:
Печатня - см. Формовочная, Кузня.
Пила - см. Напильник.
Пилатово титло -
Планетарные символы в медном литье -
Подделка медного литья -
Подэмальные иконы (складни, кресты) - условная категория предметов личного благочестия, при создании мастер-модели которых предполагалось, что предмет будет технологически подготовлен под нанесение эмали (эмалевого порошка). Удержание расплава эмали возможно в чётких границах, заданных металлическим окоёмом: рамкой иконы, углублениями, выемками рельефа. Помимо этого, практика показала, что эмаль в процессе бытования плохо удерживается на крупных ровных пространствах предмета; чем меньшей будет площадь пространства, тем дольше в нём сохранится эмаль. Для создания небольших участков-выемок на пространстве меднолитого предмета изначально задавались узоры, выступы, перемычки; можно говорить о том, что разнообразию внешнего вида икон мы обязаны именно подготовкой их под эмалирование. Цветочные и геометрические узоры, выступы в виде звёзд, полусфер, розеток и многое прочее - всё это служило для зонирования эмали на пространстве иконы и её удержания.
Помимо этого, для лучшей адгезии расплава с поверхностью применялась технологическая операция браширования (канфарения): нанесения насечек ударно-механическим способом.
Большая часть русского медного литья - предметы, которые можно отнести к подэмальным.
Исходя из собственных предпочтений литейки, или по каким-то иным причинам, на определённую часть подэмальных икон и крестов так и не была наложена эмаль, и они дошли до нашего времени в неэмалированном виде.
В некоторых случаях эмаль наносилась (по прихоти мастера или по указанию заказчика), и на те поверхности, которые не были предназначены для покрытия, являлись самодостаточным элементом декора.
Золочение поверхности предмета производилось до наложения эмалей.
Пример утраты эмали на иконе (Богоматерь Тихвинская, 19 век). Поле иконы справа от фигуры Богоматери содержит элементы, которые способствуют удержанию эмали (буквы), кроме того она не такое широкое, как левое. В левом, напротив, буквы присутствуют только на самом верху, само поле широкое, помимо этого, поле гладкое - не подвергалось канфарению. В результате эмаль не удержалась на широком, не приспособленном для неё пространстве:
Пример иконы (Богоматерь Смоленская, 19 век) с наложением эмали на рамку с растительным узором, не предполагавшим "уход" под эмаль:
См. также: Неподэмальные иконы (складни, кресты).
Поклонные иконы -
Позём - в русском медном литье, а равно и в иконописи - земля, субстрат, на котором стоят фигуры изображённых. Обычно П. снабжается набором мелких деталей: трава, мелкие кусты, точечное изображение грунта, и т. п. Наиболее тонко, с высокой степенью детализации, П. изображён на выговских (шире - северных, поморских) иконах 18-19 веков.
Примеры П. на литых иконах 19 века:
См. также: Лещадки.
Поле иконы-
Полувершковые иконы - иконы размером менее 1 вершка. Строго говоря, при длине одного вершка равной 4,5 см, максимальный размер полувершкового предмета должен составлять 2,25 см, однако на практике полувершковыми икоными считаются все иконы размером менее вершка; обычный размер таких икон колеблеся от 25 до 35 мм в высоту (включая оглавие). В торговых прейскурантах конца 19 - начала 20-го вв такие иконы обозначались как "1/2 вершка".
Традиционно полувершковыми называют иконы Нового времени, хотя малые размеры (и точно в полвершка и даже менее) характерны скорее для "старых" икон, начиная от 10-го века. Расцвет производства полувершковых икон приходится на в. п. 18 - п. п. 19-го веков. Немалая часть П.и. - богородичные.
В коллекционерской среде наряду с термином П.И. распространено и определение иконы-малышки.
Иконы Богоматерь Владимирская, 25 х 17 мм и Богоматерь Казанская, 35 х 25 мм:
Поморцы -
Поморская панагия - см. Северная панагия. Обиходное название, применяемое в отношении группы складней Богоматерь Знамение / Троица Ветхозаветная, упоминается, в частности, в лекциях к. ист. н., ст. н. с. научно-исследовательского отдела Преображенского старообрядческого монастыря Елены Яковлевны Зотовой.
Скриншот лекции №3, хронометраж 04.:31. Створка старейшей из известных П. п., датированная октябрём 1713 года:
Поповцы -
Праздники-квадрат (Малые Праздничные Створы) - обиходное название трёхстворчатого складня Двунадесятые Праздники. На данный момент в Каталоге русского медного литья описано 13 типов М.П.С.
В составе складня 3 створы с изображениями 12 "праздничных" икон: Благовещение, Рождество Христово, Рождество Богородицы, Введение Богородицы во храм, Сретенье Господне, Крещение Господне (Богоявление), Преображение Господне, Вход Господень во Иерусалим, Воскресение Христово (Сошествие во ад), Вознесение Господне, Сошествие Святого Духа на апостолов, Успение Богородицы.
В зависимости от конфессиональных предпочтений владельцев литейной мастерской, состав праздничных икон в складне мог меняться; так, напр., икона Сошествия Святого Духа на апостолов у некоторых типов складней (нижний внутренний угол правой створы) заменена на икону Троица Ветхозаветная. Какой из наборов икон был изначальным, можно будет установить только после окончательного понимания того, какой из типов данного складня был создан в самом начале (вероятнее всего - в начале 18 века в литейных мастерских Выговского общежительства).
Данный тип складней можно считать достаточно распространённым, для некоторых типов - частым; его отливки делались практически во всех известных центрах производства медного литья (исключая самые мелкие кустарные производства, для которых формирование петель и сборка складне являлись непосильной технологической задачей).
Часть складней данного типа украшена с оборотной стороны одной из створ картушем, содержащим в той или иной степени декорированное изображение Голгофского Креста.
Поздний (в. п. 19 века) складень с картушем на оборотной стороне одной из створ:
Название "Праздники-квадрат" присуще среде коллекционеров-собирателей русского медного литья. В научной литературе и в обиходе староверов более распространено название "Малые праздничные створы", или просто "Праздники", "Праздничный складень".
Преображенка -
Преображенское литьё -
Привеска Голгофский Крест -
Пригар - частицы песка и формовочной смеси, оставшиеся на отливке после неаккуратной работы по уплотнению формовой смеси (земли): "набьешь один бок, может и хорошо получится, а с другой - непременно замоешь - и никакой на ней чеканки не видать, не видать и качества отливок". Не менее важным считалось умение аккуратно разнять форму, осторожно извлечь модель и затем исправить обнаруженные на поверхности дефекты. Пригар на отливках не допускался, и мастера отмечали, что если "с умом сделаешь - получится отливка без пригара, а пристанет песок, работы, считай, не было".
Прижимальник - деревянное или железное устройство-тиски с винтовым прижимом, предназначенное для стягивания опоки или нескольких опок перед заливкой металла; без прижима заливающийся в опоку большой объём металла, может разорвать опоку, на ней могут появиться трещины от давления (веса) металла, особенно если производится отливка крупноформатного креста или иконы.
См. также: Литьё в опоку.
Прорезная икона -
Просфорная печать -
Прочеканка - ударная механическая операция, производимая ручным твердосплавным инструментом (чеканом) на поверхности иконы для выделения деталей рельефа, не получившихся при отливке, либо стёртых в процессе бытования.
П., осуществляемая для поновления затёртой (замоленной) иконы или креста, часто используется в целях введения в заблуждения покупателя предмета, для придания предмету утраченных кондиций.
См. также: Подрезка, Кернение.
Процветший крест -
Подрезка - механическая операция режущего характера, производимая ручным твердосплавным инструментом (штихелем) для воссоздания утраченных в процессе бытования деталей рельефа. П., осуществляемая для поновления затёртой (замоленной) иконы или креста, часто используется в целях введения в заблуждения покупателя предмета, для придания предмету утраченных кондиций.
Помимо владельческих и "дилерских" П., имела широкое распространение подрезка на производстве, когда для отливки в качестве мастер-модели использовались замоленные или просто не вполне качественные иконы - в этом случае их затёртые участки подрезались перед использованием.
См. также: Замоленность, Прочеканка, Кернение, Штихель.
Пример подрезки лика на иконе с изображением преп. Нифонта (слева - подрезанный, справа нормативный экземпляр):
Подрезка на производстве. Слева - нижний луч крупноформатного креста в растительном орнаменте, 19 - нач. 20 века, справа - подрезка витого шнура, сделанная в условиях литейки (литейного производства). Подрезка имитирует витой шнур, но без труда различима при внимательном осмотре.
Путец (путик) - прорезанный в формовочной массе путь, канал для прохождения расплава металла, к П. ставились модели-кресты на одинаковом расстоянии друг от друга, в наклонном положении. После заливки опоки металлом, и после ее раскрытия, готовая отливка из нескольких крестов и соединяющих их "ветвей" металла, заполнившего путики, становилась похожей на ветку с листьями или ёлку.. Иконы ставились в опоке одна к другой на расстоянии друг от друга примерно 2-3 см и от одной к другой прорезались каналы-путики.
Пыхва (дедушкин табак) - споры гриба-дождевика рода Lycoperdon, используются при литье в землю в качестве присыпки иконы или креста в опоке, для исключения прилипания земли при формовке. П. собирают осенью, после завершения процесса спорообразования, и перетирают рукой в полотняном мешке. Метод припыливания спорами П. используется в кустарных мастерских по сю пору. Упоминается в "Указе о медном мастерстве" 17 века.
См. также: Литьё в опоку.
Выброс спор гриба-дождевика:
Пятнистая эмаль - тип эмалирования меднолитых икон, при котором наложение мелкодисперсного эмалевого порошка производится путём его насыпания на поле иконы мелкими кучками, "пятнами". Основная масса предметов в пятнистой эмали происходит из крупных литеек; только там изготовитель литой продукции мог позволить себе эксперименты с внешним видом предмета, только крупные литейки располагали достаточным количеством разнообразных качественных эмалей.
Предметы в П.Э. характерны для 19 века.
Не путать с Точечной эмалью.
Примеры П. э. на иконах 19 века: