«К» - глоссарий

А  Б  В  Г  Д  Е  Ё  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

Калужское литьё


Камнепостлание - см. Лифостротон.


Канун (канунный стол)


Канунные фигуры - см. Фигуры канунные.


Канфарение (брашировка) - обработка поверхности иконы и/или её отдельных элементов ударным инструментом канфарником для нанесения точечных, штриховых или циркульных углублений, в декоративных целях или для лучшего сцепления эмалевой массы с поверхностью.

Известны примеры, когда К. не делали в мастерской специально; оно переносилось с моделей. Например, когда в качестве модели брали безэмальную отливку из другой мастерской, в которой она уже была подготовлена для нанесения эмали, или же в случаях, когда мастер-модель была изготовлена методом художественной чеканки и К. использовалось мастером-чеканщиком как одна из декоративных техник при ее изготовлении.

Пример К. поверхности крупного киотного креста староверов-поповцев:


Канфарник - твердосплавный ручной ударный стержнеобразный инструмент, разновидность чекана. Заострённые с одного конца К. использовались для отделки фона (поля) иконы точками - для придания поверхности определённого внешнего вида (в декоративных целях), либо, для подэмальных икон - для лучшего сцепления эмалевой массы с поверхностью.

См. также: Канфарение, Наложение эмали, Штихель.


Картуш


Каталог русского медного литья -— общедоступный бесплатный онлайн-каталог предметов русского медного литья, составная часть портала Меднолит.Ру, интернет-адрес Каталога: http://mednolit.ru/photo.

Каталог построен на принципах научной классификации, и включает в себя исчерпывающий перечень форм и типов предметов личного благочестия, а также меднолитых предметов, используемых в церковном обиходе. В К. включены предметы, произведённые на территории Древней Руси и России с X по нач. XX века. К. содержит разделы, посвящённые иконам и складням, киотным, наперсным, нательным и накладным крестам и крестам-энколпионам, литым накладкам на богослужебные книги, привескам Голгофский Крест, канунным и паникадильным фигурам, параманным иконам и крестам, матрицам, а также панагиям.

Для удобства пользования предметы в каждой из категорий подразделены на "X-XVI век" и "XVII-XX век". Каждому предмету присвоен уникальный номер и эмпирически вычисленная степень редкости. К. складывается из предметов, находящихся в частных и музейных коллекциях, предметов с онлайн-аукционов, форумов, и т. п.

Принцип добавления предметов в К.: одно качественное и/или два и более количественных отличий от имеющихся в К. предметов.

На данный момент Каталог Меднолит.Ру является крупнейшим в мире онлайн-собранием русского медного литья и содержит более 7200 позиций.

К., будучи неотъемлемой частью портала Меднолит.Ру, является частной собственностью, и пополняется исключительно за счёт энтузиазма и преданности делу систематизации и изучения памятников русского медного литья. Чтобы предложить предмет в Каталог или оказать добровольную финансовую помощь проекту, просим всех желающих обращаться к администрации портала через Форму обратной связи.


Катков Иван Петрович — мастер-"подстаринщик", установленное время деятельности: 1862 г. Изготавливал кресты и иконы "под старину", по образцам 16-18 вв., реализуя их как старинные. 

Известные работы (подделки под старину): наперсные кресты с литыми накладными Распятием и фигурами предстоящих, складни.

(Сведения из текста описания Археологической выставки 1890 года).

См. также: Красномедные иконыЛожная дата, Мальков,  Сергеев Дмитрий


Кацея  разновидность кадила без цепей, но на ручке, приделанной сбоку к корпусу.
К. предназначена для использования мирянами, то есть лицами не имеющими церковного сана, для каждения - возжигания ладана. Каждение сопровождающегося чтением молитвы. Имеет наибольшее распространение в среде староверов. Внутрь К. закладываются горячие угли, на которые кладётся ладан или смола. Кадят К. обычно крестообразно, как бы описывая в воздухе крест. Наиболее распространены медные К. на длинной ручке, имеющие крышку, увенчанную осьмиконечным крестом.

К. известна в летописях с 12 века. В никонианской церкви не используется. Каждение К. сохранилось на Афоне, где процесс каждения осуществляет пономарь. В русском староверии наиболее распространена у безпоповцев.

Типичная К. 19-20 вв. (слева) и каждение у могил в северорусской деревне:


Квадрифолий (форма)


Кернение - механическая операция ударного характера, производимая ручным твердосплавным инструментом (керном). Чаще всего кернением восстанавливают стёршиеся зрачки изображённых на иконе фигур (собственно, сам глаз, не считая зрачка, "восстанавливают" подрезкой).
К., осуществляемое для поновления затёртой (замоленной) иконы или креста, часто используется в целях введения в заблуждениt покупателя предмета, для придания предмету утраченных кондиций.
Зачастую именно К. производилась т. наз. владельческая подпись на обратной стороне иконы.

Примеры К. — владельческие подписи:

Примеры К. - нанесение даты (года):


См. также: Подрезка, Владельческая подпись.


Керженские скиты — скиты (удалённые поселения гонимых монахов и мирян-староверов) на территории Нижегородской губернии, появившиеся в конце 17-го века после осады Соловецкого монастыря. Дата основания первого скита (скит Смольяны) — 1657 г., ещё до Соловецкого восстания. К. с. справедливо считаются оплотом благочестия, центром культуры староверия, местами сохранения старых, дораскольных обычаев и обрядовости.

Большая часть была населена староверами-поповцами, имелись и скиты безпоповцев. К нач. 18-го века на р. Керженец было около ста скитов с населением 700 иноков и около 2000 инокинь. В послепетровское время большая часть скитов была уничтожена, за исключением Оленевского и Шарпанского, но после снятия запрета на возвращение бежавших за границу Империи староверов, скиты стали восстанавливаться; к 1787 году насчитывалось 54 скита с восемью тысячами насельников. Начало 19-го века - остаётся 35 скитов (большая часть - староверов-поповцев; скиты финансируются московскими купцами-поповцами), к 1826 году осталось 28 скитов с население чуть более 2800 человек.

Гонения на староверие, последовательно проводимые в царствование Николая I, стали фатальными для К. C.: 1826 год - запрет на строительство новых моленных и ремонт старых, запрет устраивать моленные в жилых домах, запрет староверам иметь колокола, 1836 год — запрет принимать новых людей в скиты. Конец царствования этого монарха ознаменовался "выгонкой" всего населения К. C. и уничтожением самих скитов. И выгонкой и уничтожением руководил чиновник по особым поручениям П.С. Мельников (впоследствии — известный писатель Мельников-Печерский, живописавший быт русской деревни и староверов, а на деле — железной рукой, при помощи полиции и армии, руководивший уничтожением скитских общежительств).

После николаевских гонений большая часть К.С. так и не восстановилось, хотя вплоть до конца 19-го века московское купечество пыталось возродить хотя бы часть былого керженского староверия, Савва Морозов возводил часовню в одном из скитов (Корельском). Окончание истории К.С. наступило при большевиках, когда в 1927 году был расселён Комаровский скит.

В настоящее время некоторые из К.С. являются местами паломничества староверов, на месте некоторых скитов располагаются небольшие деревни, среди населения распространено староверие поповского и безпоповского согласий, краеведы-энтузиасты и паломники ухаживают за некоторыми скитскими могилами


Киотный крест


Киотно-наперсный крест - 


Клеймо литейного заведения — литое клеймо (вырезанное или отчеканенное на иконе-матке, с которой впоследствии отливали иконы), состоящее из монограммы владельца меднолитейного заведения.

Известны клейма "МС" (литейка Марии Соколовой) и "ЛЕ" (Ефим Лизунов - владелец той же литейной мастерской, унаследовавший её от своей тёщи, Марии Cоколовой). К. л. з. проставлялось не на все выпускаемые литейкой предметы; принцип клеймления неизвестен.


Клеймо мастера - личный знак мастера, нанесенный на икону в процессе её создания, с целью идентификации её изготовителя. Чаще всего - инициалы мастера, напр., "МРСХ" - мастер Родион Семёнович Хрусталёв. Зачастую один и тот же мастер мог ставить разные клейма, состоящие из по-разному скомпонованных своих инициалов: МРСХ, МРС, РХ, РСХ, разносить буквы инициалов по разным участкам иконы (креста).

К. м. никогда не проставляется в поле иконы: только на её рамке, бортиках, торцах, обратной стороне. В некоторых случаях вместе с К. м. проставляется год, арабскими или старыми русскими (буквенными) цифрами.
По характеру нанесения К. м., его сочетанию с другими клеймами, с датой, специалист может датировать икону с точностью до года, узнать место отливки, определить, первая ли это отливка или переливок с неё, сделанный в другой литейке, в т. ч. - в другом регионе, и так далее.
Чаще всего аббревиатура, составляющая фамилию, имя и отчество мастера разделена точками.
Часть аббревиатур на данный момент не расшифрована, фамилии мастеров не установлены.

См. также: Центры медного литья 19 - 20 вв., Матка, Хрусталёв Р.С., Чернов Пётр, Гребнев Л.А., Закаткин Е.И., Михайлов Андрей, Тимофеев И., Содкин, Михайло Гупкин.


Клеймо ударное (матричное) - клейма мастера-знаменщика (чеканщика) или литейного заведения, или владельца коллекции меднолитых предметов, выполненные с использованием клейм-матриц – М.А.П., ҂ЗТОГ, МС, или выполненные в виде знаков-символов, придуманных собирателем медного литья. Описаны на многих меднолитых иконах и крестах московской и калужской работы, а также на предметах, проставленные современными владельцами тематических коллекций. 

Пример твердосплавного инструмента со сложнофигурным буквенным клеймом:

Ударное клеймо "М.А.П." и год в буквенном обозначении на киотном Ф-образном кресте и трёхвершковой иконе, 19 век, Москва:

 

См. также: Владельческое клеймо (клеймо коллекционера).


Клеймо мастера чеканное - специальный знак мастера нанесенный на икону после её отливки методом чеканки, с целью идентификации её изготовителя. Чеканка производилась "канфарником с боем" (бой - шиловидная ударная поверхность, или ударная поверхность в виде маленькой полусферы).

Наиболее полные чеканные клейма оставил московско-калужский мастер Михайло Гупкин, работавший в конце 18 - начале 19 века.
См. также: Прочеканка.

К. м. ч. на складне 1793 года:


Ковчег - 


Коллекционирование предметов личного благочестия и церковной утвари - хобби, вид собирательства .............................


Колокольная медь (бронза)


Кокошник - обиходное название верхней киотчатой части некоторых складней и икон. Первые меднолитые складни с К. были разработаны, вероятнее всего, на Выгу (Большие Праздничные Створы), в дальнейшем получив широкое распространение. Создавая их, выговские мастера, вероятно, частично копировали писаные складни 15-16 веков, также имевшие киотчатые навершия створок; такие навершия отдалённо напоминают церковный купол - данный символизм наверняка имелся в виду при создании складней этой формы. Название "К." упоминалось в описях епархиальных древлехранилищ середины-конца XIX века и, будучи обиходным, перекочевало в научную литературу как до-, так и послереволюционного периода. В настоящее время в литературе чаще встречается наименование "складень [икона] купольной [киотчатой] формы", однако термин К. сохранился в некоторых научных публикациях, в прямой речи староверов, коллекционеров медного литья. На иконах и складнях в К. обычно помещается отдельная икона, название которой подписано по рамке.

См. также: Обиходные названия предметов личного благочестия.

 


Копие и трость — наиболее часто используемые в иконографии Креста Христова изображения Орудий Страстей Христовых. Большинство православных меднолитых крестов (тельных, наперсных, киотных, напрестольных, алтарных и т. д.) выполнены с изображениями К. и Т.

Копие: удар Лонгина-сотника, римского солдата, присутствовавшего при крестной казни Христа, положил конец земной жизни Исуса.

Трость: на острие трости (палки) Христу подавали губку, смоченную, в качестве издевательства, уксусом, а не водой.

К. и Т. изображаются по сторонам от Голгофского Креста, либо, на иконе Богоматерь Страстная - несомые ангелами.

К. и Т. по сторонам киотного креста староверов-поповцев и в руках у ангела на полуторавершковой иконе Богоматерь Страстная:

 


Коса — инструмент литейщика, предназначенный для снятия излишков земли с опоки. Не имеет отношения к обычной крестьянской косе, конструктивно напоминает широкий, иногда изогнутый столовый нож.


Крапчатая (мозаичная) эмаль  — тип эмалевой смеси, характеризующийся пёстрой окраской общего фона; обычно насчитывает не более двух цветов. Нечасто встречающийся тип наложения, характерный для икон и складней 19 - нач. 20 вв.


Примеры крапчатой (мозаичной) эмали:
 

 

Сочетание монохромной (салатово-зелёного цвета) и крапчатой эмалей на иконе Распятие Христово, 19 век:

См. также: Пятнистая эмаль, Точечная эмаль, Бисерная эмаль,  Эмалевая смесь, Эмаль, Типы наложения эмалей.

 


Красномедные иконы и кресты - предметы личного благочестия отлитые из сплава с большим содержанием меди, придающей изделиям выраженный красноватый оттенок. Состав сплава зависел от общего состава лома металла, который литейка закупала для производственных целей. Крупные, богатые литейные производства могли себе позволить закупку не лома, а меди и олова в листах или чушках, однако специального направления литья из высокомедных сплавов не существовало.

Зачастую "красномедный" оттенок придавался для введения покупателя в заблуждение; считалось, что красномедные иконы - старинные, "намоленные", сделаны  "ещё в те времена". Характерно описание работы "старинщиков", из Ведомостей Владимирской губернии 1869 года:


Красный угол - (от ст.-слав. красьнъ — «красивый, прекрасный») — наиболее почётное место в избе, в котором находились иконы и стоял стол. Иконы (божницы) в К. у. отождествлялись с алтарём православного храма, а стол — с церковным престолом. В К. у. наряду с писаными иконами могли находиться и литые предметы личного благочестия: иконы, в т. ч. врезанные в ставротеки и некрупные кресты. Обязательный атрибут К. у. - лампада.

Ввиду того, что К. у. находится в непосредственной близости от постоянно разожжённой печи, от места приготовления и потребления пищи, иконы, стоящие в нём, подвержены загрязнению: на их поверхность оседают микрочастицы жира, копоти, сажи, от топящейся плиты и постоянно горящей лампады; в таких условиях ускоряется образование оксидной плёнки (патины), увеличивается общая загрязнённость поверхности.

Примеры К. у. в деревенских избах:

См. также: Замоленность, Моленная.


Крест выносной (запрестольный) - крупноразмерный (общей высотой до 2 м.) переносной крест с удлинённой ручкой и изображением Распятия. Во время Крестного хода В. к. выносится из алтаря. В алтарном приделе симметрично с В. к. расположена выносная богородичная икона. В. к. располагается за престолом напротив Царских врат, у Горнего места, у правого угла престола, богородичная икона - у левого. В. к. обычно выполнен из дерева, изображение Распятия - живописное. Существуют примеры использования крупноформатных меднолитых киотных (напрестольных) крестов в качестве выносных.


Крест напрестольный -


Крест-листик (листик) - устоявшееся в академической литературе и коллекционерском сообществе наименование женского четырёхконечного тельного креста 18 - 20 вв. в богатой растительной орнаментировке. В основе Л. - четырёхконечный крест, обрамлённый растительным орнаментом, форма более сглаженная, чем у традиционного мужского креста тех же лет, округлая, без острых углов. Растительная орнаментировка является символической отсылкой к словам псалмопевца: «Жена твоя, яко лоза плодовита в странах дому твоего» (Пс, 127, 3).

Вероятнее всего, прототип Л., а равно и более строгий прямоконечный мужской крест, появились в выговских медницах (литейных мастерских) в середине 18 века.

На лицевой стороне Л. изображен рельефный восьмиконечный Голгофский Крест в каноническом исполнении: короткая верхняя перекладина изображает дощечку с Пилатовым титлом, имеется косая перекладина, расположенная под стопами Распятого, сам Крест опирается на стилизованное изображение голгофы, под которой, в лифостротоне, изображена  Глава Адама. По сторонам Голгофского Креста расположены копие сотника Лонгина и трость с губкой. Оборотная сторона крестов-листиков весьма вариабельна, и чаще всего содержит, помимо орнамента, один из вариантов текстов молитв:

1. Да воскреснет Бог и разыдутся врази Его
2. Господи, Iсусе Христе, Сыне Божии, благослови, и освяти, и сохрани мя силою Живоноснаго Креста Твоего 
3. Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим 

Зачастую Л. богато украшены эмалью. Крупные, красиво украшенные Л. входили в состав бус и ожерелий, становясь, т. обр., наперсными крестами.

Л., наряду с прямоконечным мужским крестом, является самым распространённым типом предмета личного благочестия; вероятно, до наших времён дошло более миллиона крестов-листиков, общее же количество произведённых Л. (в нескольких десятках вариациях) трудно оценить.

После появления в выговских медницах, Л. быстро завоевали популярность у староверов по всей России, использовались Л. также и никонианами, продаваясь в общедоступных лавках, в т. ч. церковных.

Примеры Л. в эмалях:


Крест мелхиседеков — понятие, сформировавшееся в среде собирателей памятников русского медного литья; относится к нескольким типам наперсных (киотно-наперсных) крестов 18-19 вв., основной признак — скошенные углы на изображении Голгофского Креста.

Согласно изустной легенде (не верифицируется, отсутствуют упоминания в реферируемой литературе) в день Обретения Чеснаго Животворящего Креста Господня обнаружившая его св. равноап. царица Елена прикладывала части Креста к болящим, и оные болящие исцелялись. Легенда восходит к описанию событий Обретения, когда на месте г. Голгофы, намеренно засыпанной мусором и замощённой плитами при императоре Адриане, были обнаружены 3 креста: крест, на котором был распят Исус, и ещё два, на которых были казнены разбойники Дисмас и Гестас. Апокрифические свидетельства расходятся в описании того, как именно был вычленен Крест Христов из трёх найденных: одни ранние историки христианства полагают, что тело усопшего из проходившей поблизости похоронной церемонии, было поднесено поочерёдно к каждому из крестов, и, по поднесении к Христову Кресту, покойный ожил. Другие историки говорят об исцелении болящих, подходивших к Христову Кресту.

Упоминавшаяся выше легенда противоречит апокрифам, утверждая, что Елена отламывала части Креста и подносила их к больным, и те исцелялись. Якобы поэтому на К. м. присутствует изображение Голгофского Креста со скошенными (обломанными) углами. В коллекционерской среде крест с таким типом изображения Голгофского Креста относят к мелхиседекам, хотя нет сколько-нибудь достоверных сведений не только о причастности этого согласия к изготовлению подобных крестов, но и, собственно, сведений о каком бы то ни было меднолитейном производстве, организованном или поддерживаемым мелхиседеками.

На самом деле скосы на углах Голгофского Креста восходят к его изображениям в письме, к иконам 15-16-го и более ранних веков, когда изограф пытался придать объем изображению креста, используя традиционную для иконописи технику обратной перспективы. Т. обр., соотнесение данного типа типа изображения с легендой  об отламывании Еленой частичек Креста Христова, а также с соотнесение с мелхиседеками следует признать неправомерным.

Пример креста со скошенными углами (места скосов выделены цветом):


Крест-пассионал (страстной крест)


Крест со стигматами - обиходное название киотных крестов нескольких типов, для которых характерно изображение потоков крови из ран Христа, нанесённых при Его крестной казни. Изображение представляет собой нисходящие линии, в т. ч. пунктирные, из ран на кистях, ступнях Распятого, а также из раны на груди, оставленной копьём Лонгина-cотника. Поток крови из ступней достигает Главы Адама, похороненного на Голгофе.

Изображение наносилось в процессе создания мастер-модели или в процессе поновления модели креста для вторичной и последующих отливок. Аналогичными по технике исполнения и внешнему виду линиями показано речение Господне на некоторых киотных крестах староверов поповского согласия: несколько линий отходят от уст фигуры Саваофа книзу.

Название распространено исключительно в коллекционерской среде и принципиально неверно: у Христа не было стигматов, были раны от гвоздей и копия. 

См. также: Обиходные названия предметов личного благочестия.

Примеры "стигматов" (потоков крови) на киотных крестах поповского согласия:

"Стигматы"  на киотном кресте 18 века. Полное изображение креста - см. здесь.

 

Наиболее раннее изображение "стигматов" в Каталоге отмечено на кресте-энколпионе 14 века из Тульской области:


Контррельеф - рельеф на оборотной стороне иконы или креста, в общих чертах повторяющий рельеф лицевой стороны.

К. необходим для выравнивания толщины отливки, чтобы не допустить её растрескивания при остывании, а также с целью экономии металла. Контррельеф более всего характерен для крупных, трёх-четырёхверхковых икон, крупных крестов - К. у последних наблюдается в месте расположения образа Спаса Нерукотворенного, в верхней части креста. Часто К. можно наблюдать у накладок на напрестольные Евангелия. Как и в случае с крестами, К. у большинства литых икон выражен в самой выступающей части (лицо изображённого, реже - вся фигура), с обратной стороны предмета.

Примеры контррельефа на иконах разных веков:

 

К. на иконе 19 века "Избранные святые. Преподобный Нил, Священномученик Власий, Святитель Модест, мученики Флор и Лавр":


Копчение берестой формы - процесс, обеспечивающий скольжение металла по форме при заливке, и быстрое заполнение им формы. Кроме того, К. б. исключает прилипание металла к форме.
См. также: Пыхва, Литьё в опоку.


Криптограммы на крестах - вид тайнописи, аббревиатуры в древнерусской книжности, на писаных иконах и крестах. Примеры:

Б.Б.Б.Б. — Бич Божий биет бесы.

В.В.В.В. — Возращение вечное верным в рай, или: Велие веселие в него верующим.

Д.Д.Д.Д. — Древо добро досада диаволу, или: Древо дарует древнее достояние.

Д.П.Д.Н.Я.П.Ц.В.Н.П. — Днесь превелие древо нам явися, понеже царь вечный на нем пригвоздися

К.К.К.К. — Крест крепости Константину к вере.

М.М.М.М.К.В. — Много бо может моление матернее ко благосердию Владыки.

Н.Н.Н.Н. — Нощи неведения нужне низлагатель.

О.О.К.Ц.Е. — Обретен от Бога крест царицею Еленою.

О.М.О. — Оружие миру одоление.

О.О.О.О. — Обретельный обретатель обретен, обретеся Еленою от Бога, или: Оружие одоление ограждает обручники

П.П.П. — Пойте, почитайте, покланяйтеся.

П.П.П.П. — Подает поклоняющимся паки по роду, или: Пою, почитаю, поклоняюся подвижно.

Р.Р.Р.Р. — Реченному роду радости ради.

С.В.В.Н. — Содержай вся весяй на древе.

С.С.С.С. — Свет (или Спас) сотвори сеть сатане, или: Словом спасет Сего славящих

Х.Х.Х.Х. — Христовы хоругви христианам хвала.

Ц.Б.П. — Царь Бог Предвечный.

Ц.Ц.Ц.Ц. — Царский цвет церкви цветит.

Ч.Ч.Е.Ч. — Честно чтущим его человеком.

Ч.Ч.Ч.Ч. — Честная честь чтущим человеком.


Кузня - деревенское частное литейное производство (литейка). В подавляющем большинстве случаев К. - мелкое частное предприятие, занимавшееся тиражированием чужих форм; собственных мастеров-знаменщиков не имела и новых изводов не производила. В некоторых случаях под К. понимается не всё меднолитейное производство, а лишь его часть, одно из помещений, в котором находился горн.

Описание К. на примере д. Сопырево Костромской обл. (из тетради красносельского потомственного литейного мастера А.П. Серова, 1899-1974) : "Помещение для отливки изделий состояло из бревенчатого строения, называемой кузницей. Каждый хозяин имел свою кузницу, которые были расположены на берегу у реки [...]. Кузница разделялась на две половины, одна была формовочная или как ее звали (печатальня), где производилось изготовление земляных форм из формовочной земли в опоках. Вторая половина была плавильня для плавки металла с устройством горна, с кузнечным мехом для плавки, и где производилась заливка форм. В этом же горне в процессе плавки металла была и сушка форм. Дальнейшая работа производилась на дому, где была работа^ опиловка ушка, боков, сверление отверстия в ушке, посредством большой ручной дрели. Работа в кузнице была пыльная и грязная. Работали по 14-15 часов в сутки. Кресты вырабатывались плохие, неясные, не было хороших моделей и не знали настоящей формовки. Стоимость была удешевленная, оплачивали не за штуку, а на вес".

См. также: Литейное заведение.

Печатня, одно из помещений К., Московская губерния: