«Г» - глоссарий

А  Б  В  Г  Д  Е  Ё  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

Гайтан - шнурок лента или ремешок, а также плетёная или широкая ажурная многозвенная цепочка с подвесными креплениями для тельного и/или наперсного креста или небольшой литой иконы. В широком понимании, особенно в северорусских, южнорусских и малороссийских говорах, применительная норма термина "гайтан" относится и к цепочкам для ношения крупных наперсных и киотно-наперсных крестов.

Многозвенные цепи-гайтаны шириной до 4,5 см и длиной от 80 до 140 см были распространены на Русском Севере для ношения некрупного (55 - 80 мм), но богато украшенного наперсного креста, являлись элементом традиционного праздничного женского костюма. Широкие ленты-гайтаны, украшенные коралловыми бусами, стеклянными пронизками и снабжённые несколькими тельными крестами составляют традиционный праздничный убор женского костюма на Украине.

Металлическое крепление, в которое продевалось ушко креста, оказывало абразивное действие на более мягкий металл креста (бронзу, латунь, серебро), в связи с чем ушко со временем истиралось.

Пример семирядного (по числу звеньев в горизонтальном ряду) Г.:

Г. с крестами из собрания Государственного Эрмитажа:

Плетёные Г. 15 века, с резной каменной иконой Покрова Богородицы и с иконой-энколпием:

 

См. также: Износ предметов личного благочестия.


Гальваническое золочение


Гантание (гантование) - процесс механической шлифовки мелких готовых изделий, например крестов-тельников, для придания им товарного вида и блеска после отливки. Технологическая операция, следующая за кратковременной обработкой кислотой. Изделия помещали навалом в мешок с маленькими деревянными чурбачками, двое человек брали мешок с двух сторон и начинали встряхивать поочередно друг на друга, добиваясь волнообразных движений; мягкий металл изделий истирался, появлялся блеск, при этом не образовывалось царапин; изделие приобретало товарный вид. После этого, дабы отделить изделия от опилок, производили просеивание в решете. По окончании Г. изделия окончательно приобретали натуральный вид сплава: латунь - желтый цвет, бронза - красноватый золотистый.


Геометрический орнамент - декоративный элемент, тип орнаментировки рамок меднолитых икон, а также оборотных сторон некоторых киотных крестов. В разных своих проявлениях разработан и воплощён от середины 18 до середины 19 в., использовался вплоть до первой четверти 20 века.

Представляет собой набор выступающих элементов рельефа в виде квадратов, кругов, звёзд, а также их сочетаний, располагающихся по отдельности или собранных в сложный узор с пересечениями фигур. Первые примеры использования Г. о. можно увидеть на северных иконах-"малышках" сер. 18 века в виде отдельных квадратов и кружков. В дальнейшем, с увеличением геометрических размеров икон, орнаментировка усложнялась, отдельные элементы образовывали сложный орнамент, иногда с вплетением в него растительных элементов.

Г. о., помимо эстетической, имеет и технологическую функцию - удержание эмали.

Термин распространён в академической и коллекционерской среде.

Примеры Г. о. на полувершковых и вершковых иконах 18 - 19 вв.:

Примеры Г. о. и сочетания "геометрии" и растительного узора на трёхвершковых богородичных иконах 19 века:

Примеры Г. о. с вплетением растительных элементов на обратных сторонах киотных и напрестольных крестов 19 века:

См. также: Растительный орнамент, Виноградная лоза.


Глава Адамаизображение черепа, располагаемое на православных иконах и крестах под изображением Голгофского Креста, символизирующее останки Адама, который, согласно преданию, был погребен на г. Голгофе.

Изображаемая на иконах и крестах кровь Христа, стекающая в направлении черепа и костей Адама, символизирует искупление первого человека и всех людей вообще, как его потомков. В литье встречается изображение “потоков” крови, стекающей к Г. А., в виде прочерченных мастером-знаменщиком прямых и извилистых линий. Изображение наносилось в процессе создания мастер-модели или в процессе поновления модели для вторичной и последующих отливок. Аналогичными по технике исполнения и внешнему виду линиями показано речение Господне на некоторых киотных крестах староверов поповского согласия: несколько линий отходят от уст фигуры Саваофа книзу, а также изображение потоков крови на "крестах со стигматами".

Чаще всего изображение Г. А. сопровождается аббревиатурой "ГА" (собственно, Глава Адама).

Г. а. представлена в окружении камнепостлания (лифостротона) округлой, квадратной или шатровой формы; т. обр. место упокоения останков Адама символически явлено наглядно, "в разрезе", хотя, конечно, на момент установления на Голгофе креста, предназначенного для казни Исуса, могила Адама была сокрыта в толще горы.

Ко времени Обретения Честнаго животворящего Креста Господня (п. п. 4-го в.) место крестной казни Христа неоднократно подвергалось осквернению со стороны римских наместников Иудеи; наиболее преуспели в этом правители Иудеи при императоре Адриане, по приказу которого, как следует из апокрифов, Голгофа, на которой был распят Христос и под которой нашли упокоение останки Адама, была превращена в свалку, потом замощена каменными плитами и, наконец, на Голгофе был воздвигнут храм Венеры. Факт возведения "капища богине-развратнице" был исключительно болезненно воспринят иерусалимскими христианами. Храм был разрушен при императоре Константине, по указанию его матери, равноапостольной царицы Елены. 

Примеры Г. А., изображённой на киотных крестах и иконах:

 

См. также: Крест мелхиседеков.


Гладильник (гладило) - ручной инструмент, применявшийся для финальной или предфинальной обработки поверхностей иконы после её обработки напильником или на точильном круге. Представлял собой удлиннённая деревянная плашка с закреплённым на ней абразивным камнем и ручкой, длина рабочей части 220-300 мм, ширина 30-50 мм. Мог применяться для заточки сельскохозяйственного инструмента и домашней утвари (ножницы, ножи) и, факультативно - для обработки кустарно выделанных предметов личного благочестия.

Упоминается в "Указе о медном мастерстве" 17 века.

См. также: Шабер.


 

Голбец (голубец, крест-голбец)


Голгофа  — термин, имеющий несколько значений.

1. Гора в окрестностях Иерусалима, на которой совершилась крестная казнь Христа. Схематически изображается на иконах и крестах в виде небольшой возвышенности, на которой установлен Голгофский Крест. Под Г., в лифостротоне символически изображена могила праотца Адама в виде черепа и двух костей (т. наз. Глава Адама).

2. Подставка для канунного креста, литая или штампованная, с прорезью для крепления киотного креста.

3. Меднолитая накладка на напрестольное Евангелие, выполненная на основе картуша одного из многосюжетных складней:

4. Деревянная резная доска с изображением Голгофского Креста, изображённого на фоне Града Иерусалимского.

5. Cамостоятельная меднолитая икона с изображением Голгофского Креста на фоне Града Иерусалимского.

Меднолитая накладка на напрестольное Евангелие:

 

Самостоятельная меднолитая икона-голгофа:

 

См. также: град Иерусалимский. Канун, Канунные фигуры.


Голгофский Крест


Град Иерусалимский


Гребнев Лука Арефьевич - мастер-знаменщик (резчик), просветитель, типограф, создатель новых изводов тельных икон, шрифтов и орнаментов для книгопечатания. 

Из крестьян д. Дергачи Уржумского уезда Вятской губ., проживал и владел типографией и литейным производством в с. Гребневе и с. Старая Тушка. Создал шрифты для Преображенской типографии (Москва) и позднее использовал их для собственной типографии. Старовер-федосеевец, организатор моленной в Старой Тушке. 

Известен, помимо прочего, созданием меднолитых икон Трифон и Прокопий Вятские и Пророк Моисей перед Неопалимой Купиной.

Годы жизни: 1867—1932. Репрессирован советской властью. Умер на пересылке.

Л.А. Гребнев с супругой Еленой Трофимовной и сыном Фомой:

См. также: Хрусталёв Р.С., Чернов Пётр, Закаткин Е.И., Михайлов Андрей, Тимофеев Игнат, Трофимов Иван, СодхинКлеймо мастера литое.


Гупкин Михайло - один из немногих мастеров-знаменщиков (чеканщиков), чьи фамилии удалось установить. Московский и калужский мастер конца 18 - нач. 19 вв., проставлявший чеканное клеймо на иконах и складнях. Известно несколько экземпляров подписанных М. Гупкиным предметов: Большие Праздничные Створы и двухвершковые богородичные иконы. Варианты подписей: "Михайло Гупкин" и "М Михайло" (вероятно - мастер Михайло). Наряду с подписью, чеканил и дату производства предмета, что даёт исследователям богатый материал по датировке литья. В современной транскрипции: МИХАЙЛО  ГУПКИНЪ // МОСКВА ҂ЗТА [1793 год] ЛЭТА  IЮНЯ М(ЕСЯ)ЦА и ҂ЗТЗ [1799 год] ЛЭТО. ВЫЛИТЫ В КАЛУГЭ М МИХАЙЛО

Помимо датировки и собственного имени, известны предметы Гупкина, содержащие дарственные надписи: ВРАКУЛЬСКО   ЕЛИСАFЕТЭ  Т - Большие Створы, поднесённые некоей Елизавете Вракульской, а также чеканные клейма, содержащие указание на дату и географию отливки, без упоминания имён: “КАЛУГА ҂ЗТF [1801 год] ЛЭТО М

Складень, подписанный М. Гупкиным:

См. также: Клеймо мастера чеканное, Калужское литьёХрусталёв Р.С., Чернов Пётр, Закаткин Е.И., Михайлов Андрей, Тимофеев Игнат, Трофимов Иван, Содкин,


Гуслицкое литьё - посад Гуслицы Богородского уезда Московской губернии..............................